Научная статья на тему 'Система автоматизации таможенного оформления транзитных контейнерных перевозок'

Система автоматизации таможенного оформления транзитных контейнерных перевозок Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ТРАНЗИТНЫЕ КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТЕХНОЛОГИИ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СХЕМА ДВИЖЕНИЯ КОНТЕЙНЕРОВ / ПАКЕТ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ И СООБЩЕНИЙ / СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ / LAYOUT OF MEMBERS' COOPERATION / SYSTEM OF AUTOMATION / CUSTOMS LEGALIZATION / TRANSIT CONTAINER TRAFFIC / AUTOMATION TECHNOLOGIES AND SOFTWARE TOOLS OF CUSTOMS LEGALIZATION AND CONTROL / LOGISTIC PLAN OF CONTAINERS TRAFFIC / A PACK OF E-PAPERS AND REPORTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малышенко Ю. В., Баженов Ю. А., Огнев И. А.

Анализируется работа одного из самых современных глубоководных портов России - «Восточного» в регионе деятельности Находкинской таможни. Излагается применяемая там технология таможенного оформления и контроля на основе электронных форм документов. Дается общая схема взаимодействия участников в процессе предварительного электронного процесса оформления (ПЭТО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Малышенко Ю. В., Баженов Ю. А., Огнев И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of customs legalization automation of transit container traffic

Analyze work of one of the most modern deep-water ports or Russia - "Eastern" in the region of Nahodcinscaja customs activity. State used there customs legalization technology based on e-forms documents. Define the common layout of members' cooperation during the process of prior e-legalization.

Текст научной работы на тему «Система автоматизации таможенного оформления транзитных контейнерных перевозок»

Ю. В. Малышенко, Ю. А. Баженов, И. А. Огнев

СИСТЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТРАНЗИТНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

В регионе деятельности таможенного поста «Морской порт Восточный» Находкинской таможни находится один из самых современных и глубоководных портов России - порт «Восточный». Он является одним из мощнейших транспортных узлов России, оснащен современным погрузочно-разгрузочным оборудованием, постоянно развивается и имеет важное значение для экономики страны.

Порт строился, в первую очередь, для обеспечения контейнерных перевозок из стран Тихоокеанского бассейна в Европу по Транссибирской железнодорожной магистрали. Общая площадь контейнерных терминалов составляет 380 000 кв. м, кон-тейнеровместимость - 12 000 штук в двадцатифутовом эквиваленте, пропускная способность составляет не менее 250 000 контейнеров в год (на настоящий момент).

Другой важной особенностью Восточного порта является тот факт, что одновременно с портом создавалась и его автоматизированная система управления с мощным вычислительным центром. Порт строился с участием специалистов из Японии, и его автоматизированная система по оснащению компьютерной техникой и другим возможностям была ориентирована на реализацию самых передовых методов управления контейнерными перевозками того времени. Уже при создании порта на его вычислительный центр была возложена функция единого информационного центра для участников транспортного процесса - порт, экспедиторские фирмы, перевозчики, декларанты, железная дорога.

Хотя порт обладал огромным потенциалом, к середине 90-х гг. контейнерные перевозки через порт «Восточный» практически прекратились (в 1995 г. по транзиту было перевезено 2 126 контейнеров, в 1996 г. - 5 380). С 1999 по 2000 г. стало резко возрастать количество перемещаемых через порт контейнеров (1999 г. -9 790, 2000 г. - 18 407). Стало понятно, что таможенная служба должна совершенствовать свои технологии, чтобы справиться с возрастающим потоком контейнерных перевозок.

В связи с этим на базе таможенного поста «Морской порт Восточный» была начата разработка технологий и программных средств автоматизации процессов таможенного оформления и контроля контейнерных транзитных перевозок, которая выполнялась сотрудниками таможенного поста «Морской порт Восточный», отдела контроля доставки товаров Дальневосточного таможенного управления, Владивостокского филиала Российской таможенной академии и НИЦ «Компьютерные технологии». Особенностью разработки являлось то, что она была интегрирована с Единой автоматизированной системой управления транспортным узлом (ЕАСУ ТУ), которая функционировала сначала на базе Информационно-вычислительного центра (ИВЦ) порта «Восточный», а затем Восточной стивидорной компании (ВСК). Это позволило организовать эффективную логистическую схему движения контейнеров по Транссибирской магистрали с перегрузкой контейнеров с судов на железнодорожные платформы. Первоначально данная разработка осуществлялась в рамках проекта КЛИР-ПАК, выполнявшегося при сотрудничестве таможенных служб России и США [1].

Изложенная ниже технология таможенного оформления и контроля на основе электронных форм документов начала применяться сначала в экспериментальном

технологии и средства таможенного контроля

порядке с 2001 г. Действует она и сегодня. По ней оформляются практически все транзитные контейнеры, проходящие через контейнерный терминал порта «Восточный».

Программная реализация данной технологии была выполнена сотрудниками ООО НИЦ «Компьютерные технологии» (г. Владивосток). В несколько упрощенном варианте разработанную технологию можно описать следующим образом.

Иностранный отправитель сразу после погрузки контейнеров на транспортное средство (судно) по электронной почте передает своему представителю на российской стороне документы и сведения (коносаменты, морской манифест и др.), необходимые для последующего оформления транзитной перевозки товаров и таможенного оформления и контроля судна. Еще до прибытия судна в порт российское уполномоченное лицо (экспедитор, перевозчик) подготавливает и вводит в базы данных ЕАСУ ТУ комплект электронных документов, необходимых для оформления транспортного средства и последующей транзитной перевозки по железной дороге.

Пакет электронных документов и сообщений, представляемых для таможенного оформления транзитного груза, обычно включает:

1) дополнительный экземпляр железнодорожной накладной;

2) морской манифест;

3)транзитную декларацию;

4) сообщения о погрузке контейнеров на железнодорожные платформы.

Из баз данных ЕАСУ ТУ соответствующие электронные документы по запросу таможенного инспектора перемещаются в базу данных системы предварительного электронного таможенного оформления (далее БД системы ПЭТО), установленную на вычислительном центре таможенного органа.

Инспектор таможенного органа, используя электронные копии документов в БД системы ПЭТО, выполняет проверку сведений, заявленных в коносаменте (манифесте) и железнодорожной накладной. При этом формируется регистрационный номер учета предварительно подготовленных транзитных деклараций (ТД). Одновременно проверяется наличие средств, необходимых для таможенных платежей. По каждой заявленной железнодорожной накладной инспектор принимает решение о предварительном оформлении транзитных товаров (проставляя электронную отметку «Погрузка разрешена»), которое автоматически отправляется в ЕАСУ ТУ.

Службы порта и железной дороги, основываясь на предварительном решении таможни, осуществляют также предварительное планирование погрузки и отправки груза. Включив оформленные контейнеры в план погрузки, учетчик диспетчерской порта делает соответствующие отметки в базах ЕАСУ ТУ. При этом оформленные контейнеры (в том числе и погруженные на железнодорожные платформы) не отправляются с терминала порта до тех пор, пока в базе ЕАСУ ТУ не будет поставлена отметка инспектора таможенного органа о завершении таможенного оформления.

После прихода судна в порт и получения оригиналов товаросопроводительных документов (коносаменты, манифесты) инспектор таможни сверяет фактические и предварительно заявленные данные о транзитных товарах (т. е. сверяет фактический манифест с ранее представленным электронным). В случае их совпадения инспектор производит отметку в БД системы ПЭТО о завершении таможенного оформления, после чего ТД присваивается справочный номер из журнала учета ТД. Отметка о завершении основного таможенного оформления поступает в ЕАСУ ТУ.

После погрузки контейнеров и получения таможенным органом электронного сообщения о номерах железнодорожных вагонов, на которых будут отправляться оформленные контейнеры, осуществляются автоматическое формирование электронной копии ТД и ее выгрузка в АРМ «ТРАНЗИТ-П», дается разрешение (через ЕАСУ ТУ) на отправку с территории порта.

Программные средства системы ПЭТО предоставляют инспектору отдела контроля доставки транзитных товаров (ОКДТТ) таможни возможность приостановить оформление на любом этапе с обязательным проставлением электронной отметки о причине. В этом случае электронное сообщение незамедлительно поступает в ЕАСУ ТУ и блокирует все операции с контейнером, пока инспектор не снимет блокировку.

Участников процесса электронного таможенного оформления можно разбить на две группы (рис. 1):

- судовые агенты, экспедиторы, брокеры, операторы СВХ, диспетчеры служб порта и железной дороги;

- таможенные инспекторы.

Пользователи первой группы имеют интерфейс с локальной вычислительной сетью (ЛВС) ЕАСУ ТУ, в базах которой они размещают (или из которых получают) электронные документы, необходимые для таможенного оформления. Базы данных и средства их обслуживания были доработаны специально для целей ПЭТО.

Работу таможенных инспекторов, осуществляющих таможенное оформление, поддерживает специально разработанный АРМ (далее АРМ «ТРАНЗИТ-ВОСТОЧНЫЙ»), состоящий из двух модулей: «ТРАНЗИТ» и «БД ПЭТО».

АРМ подключен к ЛВС вычислительного центра таможни и взаимодействует с ЕАСУ ТУ через почтовый сервер и межсетевой экран (см. рис. 1). Они фактически реализуют функции шлюза и фильтра между ЕАСУ ТУ и таможенной частью автоматизированной системы. Модуль «БД ПЭТО» реализован на основе системы управления базами данных (СУБД) MS SQL Server 7.0. Кроме того, в процессе оформления используется стандартная таможенная программа для работы с транзитными декларациями - АРМ «ТРАНЗИТ-П».

ЕАСУ ТУ ■ -

Судовой агент

Диспетчер ВСК

а

ЛВС порта

Экспедитор

Мост Модем

С

3

оператор ЖД

3

База данных

Почтовый сервер

Модем

Автоматизированная система таможни

Межсетевой

арм

Транзит-П ЛВС таможни

арм

транзит-восточный

БД ПЭТо

Брокер

_ _ _ _ _ _ _ _ _ I. _ _ _ _ _ _ _ _ _

Рис. 1. Общая схема взаимодействия участников в процессе ПЭТО

АРМ «ТРАНЗИТ-ВОСТОЧНЫ1Й» обеспечивает реализацию следующих функций:

• автоматический прием электронных документов из ЕАСУ ТУ, их преобразование и размещение в БД ПЭТО;

• поддержка клиент-серверной технологии доступа к данным с использованием СУБД MS SQL Server 7.0;

• поиск и просмотр электронных документов в БД ПЭТО;

• выполнение электронных транзакций в соответствии с технологией ПЭТО;

• автоматическое формирование электронных копий транзитных деклараций (ТД) и их выгрузка в форматы, соответствующие АРМ «ТРАНЗИТ-П»;

• осуществление обмена электронными сообщениями между участниками таможенного оформления транзитных товаров;

• формирование различных протоколов, журналов учета и создание архива обработанных электронных документов.

С точки зрения прав доступа пользователи таможенной части системы ПЭТО разделены на шесть групп: администратор системы, администратор электронной почты, принимающий инспектор, оформляющий инспектор, выпускающий инспектор, эксперт.

Права администратора системы и эксперта позволяют работать во всех режимах технологической обработки документов без ограничений. Администратор, кроме того, имеет привилегированное право установки и изменения прав пользователей и параметров настройки программы, а также извлечения из архива и удаления электронных документов. Права принимающего и оформляющего инспектора дают возможность выполнять операции регистрации или таможенного оформления только со «своими» документами.

Работа ведется через систему меню, структуру которого можно видеть в верхней части окна на рис. 2.

Рис. 2. Просмотр списка новых накладных

Раздел (пункт) Главного меню «тд» позволяет работать в режимах: оформление ВТТ (внутритаможенный транзит), оформление международного таможенного транзита (МТТ), просмотр журнала поручений на досмотр.

Раздел «манифест» предоставляет возможность выполнять визуальную сверку электронного манифеста с бумажной копией оригинала, разрешать отправку контейнеров, просматривать коносаменты, манифесты и железнодорожные накладные, как находящиеся в оформлении, так и перемещенные из рабочей в архивную базу таможенной части системы.

Раздел «доверители» предназначен для работы с данными о счетах доверителей и связанными с ними справочниками курсов и наименований валют, списка доверителей и остатков на их счетах.

Через раздел «администратор» можно произвести настройки на конкретную рабочую станцию пользователя, работать с внутренними справочниками системы и запускать внешние программы.

Раздел «окна» предназначен для выбора вариантов размещения открываемых «окон» стандартными возможностями оконного интерфейса операционной системы Windows.

Раздел «помощь» позволяет получать подсказки по текущей операции, а также информацию о версии программы и ее разработчиках.

Через раздел «печать» можно выбрать, просмотреть и распечатать различные виды отчетов.

Все электронные документы и сообщения поступают на обработку через межсетевой экран и почтовый ящик, организованный на специально выделенном почтовом сервере, что позволяет оптимальным образом решать вопросы информационной безопасности.

Выбирая тот или иной раздел Главного меню, таможенный инспектор получает возможность совершать соответствующие операции, в частности, выполнять операции просмотра вновь поступивших документов, завершения или блокирования оформления, присваивать номера ТД, выполнять автоматическую сверку соответствия данных в транзитной декларации и накладной, указывать сроки доставки, отменять текущие операции, просматривать протоколы сообщений по ТД, перемещать ТД в архив и др.

Таможенное оформление начинается с просмотра списка документов (накладных, коносаментов, манифестов), поступивших в БД ПЭТО. Так, на рис. 2 каждая строка в выводимом списке накладных соответствует одному из контейнеров и содержит краткую информацию к нему (номер накладной и коносамента, наименование экспедитора и др.).

Список может быть большим (на одном судне может пребывать 1000 и более контейнеров). Поэтому предусмотрена возможность поиска нужного контейнера по некоторому параметру (номер коносамента, номер контейнера и т. п.), задаваемому через специальную экранную форму (рис. 3).

После выбора строки и нажатия клавиши ENTER на экране отображаются сведения из соответствующей накладной (рис. 4). Это окно имеет две вкладки «Общие сведения» (но-

Рис. 3. Окно указания параметров поиска

мер контейнера, код ТН ВЭД, вид упаковки и др.) и «Товары» (на рис. 4 показана вкладка «Товары»). Инспектор проводит визуальный контроль информации на вкладках, вводит свои дополнения. Кроме того, инспектор может вывести на экран протокол, содержащий общую информацию о ходе обработки ТД (рис. 5).

Рис. 4. Форма отображения железнодорожной накладной

[[__ Протокол сообщений по ДКД

ЕЕ

Номер накладной П081187 Эксп./Рейс/Наряд/Конос. «оолш5в.кэгапи5пуг™' Номер ДКД 10714040/160502/0000063

Содержимое ящика

I №|Тип | Время получения Время обработки |файл |В|

20341 ДКД блокирована 31/05/02 1 0:31:43 не обработано Ё

П 1928 Погрузка разрешена 16/05/0217:18:07 17/05/0212:1858 J:\CLEAHP2MStauft3134247.dk

1 5

±1

Тип сообщения

Все сообщения

Обработанные- Класс сообщений

Г Нет С Входящие

1" Да С Исходящие

С все С Все

<а>|

Рис. 5. Информация о ходе оформления ТД

Если экспедитор досылает новые исправленные, данные по документам, они автоматически принимаются таможенной частью системы ПЭТО как новые версии документа. При этом сохраняются в хронологическом порядке все более ранние версии документов и все решения, принимаемые в процессе оформления.

Одним из условий завершения таможенного оформления является выполнение владельцем товара или его доверенным соответствующих платежей. Главное меню содержит специальный раздел «Доверители» для работы с лицами, производящими платежи. В этом режиме работы инспектор может выбрать доверителя (рис. 6), отредактировать справочники курсов валют и данные о счетах доверителей, проверить наличие и движение средств на счету каждого доверителя, определить суммы платежей и т. д.

Рис. 6. Окно для выбора информации по доверителям

Теперь можно нажать кнопку <2 этап> и вновь появится окно БД ПЭТО (как на рис. 2), но в строке с номером оформленного контейнера появится запись «отправка разрешена».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После проверки имеющейся по контейнеру информации и щелчка по кнопке <1 этап> (справа на вкладке «Товары») последовательно появляются окна для присвоения номера транзитной декларации и сроков доставки (рис. 7).

Рис. 7. Окна присвоения номера декларации и сроков доставки

Если надо запретить дальнейшее оформление контейнера (например, в ходе проверки сведений инспектор определил, что контейнер подпадает под профиль риска, в соответствии с которым надо произвести досмотр), то проверяющий инспектор нажимает кнопку «Блокировка» и через специальное окно (рис. 8) оформляет поручение на досмотр.

В режиме просмотра документов, «щелкнув» по кнопке <Сверка ТД>, можно запустить автоматический программный контроль соответствия данных в транзитной декларации и накладной (манифесте), получить протокол сверки (рис. 9).

досмотр Ns 10714040/030807/0001266

Рис. 8. Окно для оформления поручения на досмотр

Щ тд Манифш Доверит« Номер ГТ Д:

Значение поля в ДКД

Код сцдна и номер рейса 6С15 GC15

Ношение судне ГППДГМ КОМПАНЬОН-15 GOLDEN ГПМPANIflN

Номер коносамента 9МК0010071006689 SNK0010071006689

ДЕУ ИНТЕРНЕШНЛ К0РП КОРЕЯ UNICO LOGISTICS CO.. LTD. AS AGENTFOR TRA NSCONTAINER 07B 0FDAEW00 INTERNATIONAL CO RP0 RATION

Адрес отправителя КОРЕЯ

Получатель АНБК НИМЕКС ЛЯП КАЗАХСТАН.ЧИМКЕНТ.УЛ.ДИВА ЕВА.9.ТЕЛ 3252-213671 СТ РЖД-ЛОКОТЬ-ЭК AHBK-NIMEX LLP9. DIVAEVA STR..SHYMKENT. К AZAKHSTAN

Адрес получателя КАЗАХСТАН.ЧИМКГНТ.УЛ ДИВАЕПА.Э.ТЕ Л 3252-2 13671 СТ.РЖД-ЛОКОТЬ-ЭК

Экспедитор в ппртц ТПГПМ 650724 Г РЧПЦПППК.ПР ПГНИНА.ПЛ РЖД-Л0К0ТЬ-ЭКЗ.АЛ ТАЙСКАЯ 10605000 «TRANSrnNTAINFR»JSnnVNIITRIPnRTnVAYAST 23/6VRANGEL-1. RUSSIA. 692941 TEL.7|423 . 61665 5Э0.Р1С VAVIL0V E.N не найдено

Адрес экспедитора 658224 Г.РУБЦ0ВСК.ПР.ЛЕНИНА.60 РЖД-ЛОКОТЬ -ЭКЗ.АЛТАЙСКАЯ 10605000 не найдено

По| раничнаи станция перехода /п Рубцовский

Номер ко1гтсйнсра вяшозобвзз RZD U0306833

Номер пломбы на пайкам ТС12590

Код ТНВЭД 7212 не найден

Вес НЕТТО 19260 19260

Вес БРУТТО 19280 21560

Количество 18 18

Название товара ПРОКАТ ПЛОСКИЙ ИЗ ЖЕЛЕЗА ИЛИ НЕЛИГИРОВАНН 0Й СТАЛИ ШИРИНОЙ МЕНЕЕ 600 ММ не найден

Ы_1 ±J

il

• • Р1"Р |« , - К £ 12:52

Рис. 9. Протокол сверки транзитной декларации и манифеста

Предусмотрена возможность получения различных бумажных форм журналов учета и итоговых реестров. Инспектор сначала определяет форму отчета (см. меню «Печать» на рис. 10) и указывает параметры для отбора данных (окно на рис. 10, справа), после чего на экран или печать выводится соответствующая информация. На рис. 11 и 12 показаны формы вывода данных об оформленных контейнерах и товарах за заданный период.

По новой технологии при своевременном представлении документов время таможенного оформления сокращается до нескольких десятков минут, и контейнеры могут сразу перегружаться с борта судна на железнодорожные платформы.

Рис. 10. Меню выбора отчетов (журналов) и задания их параметров

Рис. 11. Форма отчета по оформленным контейнерам

Рис. 12. Форма отчета по оформленным товарам

Использование разработанной системы позволяет:

• производить предварительное таможенное оформление транзитных контейне-

• выполнять прямой вариант отгрузки транзитных контейнеров (борт судна -ж.-д. платформа);

• сократить время нахождения товаров в порту за счет выполнения части подготовительных работ по перевалке предварительно до подхода судна в порт. Для предварительно оформленных контейнеров можно заранее заказывать ж.-д. платформы и планировать погрузку;

• производить между участниками оформления электронный обмен документами и сведениями;

• производить электронную автоматическую сверку данных, заявленных в коносаменте и ж.-д. накладной;

• производить автоматизированный контроль за начислением и списанием денежных средств по оплате сборов за таможенное оформление;

• производить контроль за отправкой предварительно оформленных транзитных контейнеров из зоны таможенного контроля;

• оформлять поручения на досмотр товаров;

• вести электронные журналы и статистику оформленных контейнеров.

Применение вышерассмотренной технологии и разработанной автоматизированной системы позволило без увеличения штатной численности сотрудников таможни существенно сократить время таможенного оформления транзитных контейнеров, увеличить производительность труда сотрудников, оформляющих транзит. Так, выработка в ОКТТ т/п «Морской порт Восточный» в 2005 г. - 5 064 ТД/чел. (в 2000 г. - 2 232 ТД/чел.). Время оформления одной ТД в 2005 г. составило 6,99 мин (в 2000 г. - 14,72 мин) при той же численности сотрудников, участвующих в оформлении. В результате существенно сократилось общее время прохождения транзитных контейнеров по территории России. Ранее, например, до Финляндии они доставлялись за 12-15 дней. С использованием новой технологии стало возможным сократить время доставки до 10-12 дней. Не менее важно, что новая технология позволила более равномерно распределить загрузку сотрудников таможенного поста, избежать спешки при принятии решений, так как основные контрольные операции можно проводить еще до поступления в порт контейнеров. Несомненные выгоды получают перевозчики и владельцы товаров: по прибытии контейнеров операции по таможенной очистке выполняются в течение нескольких десятков минут.

Количество контейнеров, перемещаемых через порт «Восточный», постоянно растет. Так, в 2007 г. количество прошедших таможенное оформление транзитных контейнеров достигло 71 653 (в 2009 г. ожидается более 100 тыс.).Расчеты показывают, что при использовании типовой схемы оформления транзитных перевозок уже при нынешнем объеме потребовалось бы увеличить число сотрудников таможенного поста примерно на 15 человек.

список использованных источников

1. Ковех В. П., Малышенко Ю. В. Опыт разработки и внедрения в ДВТУ информационных таможенных технологий // Актуальные проблемы таможенного дела на рубеже тысячелетий:

региональный аспект: Сб. науч. трудов. Владивосток: Изд-во «Дальнаука», 2003. С. 51-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.