Научная статья на тему 'Система аффективных противоречий современного газетного текста'

Система аффективных противоречий современного газетного текста Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
221
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТАРСИС / АФФЕКТИВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / АФФЕКТИВНЫЕ ПАРЫ / МЕДИА-ТЕКСТ / ГАЗЕТНЫЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафонов Андрей Владимирович

В статье демонстрируются возможности анализа современного газетного текста с позиций теории Л. С. Выготского об аффективных противоречиях как основе катартической реакции реципиента. Автор доказывает, что понимание механизма работы аффективных пар является необходимым и достаточным условием создания качественных медиа-текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система аффективных противоречий современного газетного текста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 11 (192). Филология. Искусствоведение. Вып. 42. С. 117-118.

А. В. Сафонов

СИСТЕМА АФФЕКТИВНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ СОВРЕМЕННОГО ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА

В статье демонстрируются возможности анализа современного газетного текста с позиций теории Л. С. Выготского об аффективных противоречиях как основе катартической реакции реципиента. Автор доказывает, что понимание механизма работы аффективных пар является необходимым и достаточным условием создания качественных медиа-текстов.

Ключевые слова: катарсис, аффективные противоречия, аффективные пары, медиа-текст, газетный текст.

Современные методы анализа журналистского текста имеют большое значение не только в сфере чистого теоретизирования и научного изучения информационного пространства, но и, что немаловажно, в практической деятельности журналистов, постоянно работающих над повышением эффективности своих произведений. Именно по этой причине нам представляется чрезвычайно актуальным ввести в научное поле журналистских исследований методику выявления аффективных противоречий (аффективных пар), предложенную Л. С. Выготским в рамках его общей теории психологии искусства1. Для нас чрезвычайно значимо положение этой теории, касающееся сути любого творчески созданного произведения: «<оно> заключает в себе непременно аффективное противоречие, вызывает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению. Это и можно назвать истинным эффектом художественного произведения, и мы при этом подходим совершенно вплотную к тому понятию катарсиса, которое Аристотель положил в основу объяснения трагедии и упоминал неоднократно по поводу других искусств»2.

Проведенный нами анализ журналистских публикаций3 позволяет говорить о системе аффективных противоречий как источнике многофункциональности медиа-текста. Достижение реакции, сходной с катартической, без выраженного содержательного катартического аспекта, обуславливает достижение эффекта интересного как противовеса категории прекрасного. Однако и в основе «интересного», и в принципах воздействия прекрасного лежит конфликт как выражение аффективного противоречия. Публикация, в которой нет такого рода конфликта, становится безликой.

Наоборот, материал, вмещающий в себя несколько пар внутриформальных, внутрисо-держательных и формально-содержательных конфликтов, оказывает, на наш взгляд, наибольшее воздействие на аудиторию.

Анализ журналистских текстов показывает: система аффективных противоречий в большинстве случаев работает очень успешно. Можем с большой долей уверенности говорить о том, что чем больше в конкретном тексте аффективных пар, тем он качественнее. В то же время подавляющее большинство реакций, проистекающих в результате аффективных противоречий, нельзя назвать катартическими. Впрочем, и антикатартическими они не являются, так как находятся в другой «весовой» категории, бытуя в категории «интересного», а не «прекрасного». Но нельзя не отметить: чем совершеннее выстроена аффективная пара и теснее она взаимодействует с другими парами, тем интереснее текст даже в том случае, если его содержание - а значит, и результат восприятия - не имеют ничего общего с катарсисом. Собственно катартическая реакция возможна в журналистском тексте при наличии следующих составляющих.

1. «Катартическая» тематика: «добро

и зло», «жертвенность», «вера», «жизнь и смерть», «сила» / «слабость» и т. д.

2. Острота конфликта, проблемность выживания «добра». К примеру, вполне катар-тичная тема интервью «От каши - к устройству мира»4 - самоопределение человека в этом мире - не приводит к «очищению через сопереживание» из-за отсутствия яркой выраженности конфликта с тем, что этому «поиску себя» и Жизни человека мешает. Изначально заявленный конфликт размывается, нивелируется широтой тематики, неполемичностью вопросов журналиста, то есть острота кон-

фликта не достаточна для материала такого объема. В итоге публикация получается достаточно глубокой, но интересной всего лишь сугубо по-журналистски.

3. «Преодоление формой содержания» (Л. Выготский), что предполагает отточенность, совершенство формы. Основным формообразующим элементом является композиция, которая предполагает конкретизацию темы публикации и «затачивание» композиционно-стилистических элементов на раскрытие этой темы. Пример, когда отсутствие формы убивает катартический потенциал события - материал «Почти по Достоевскому»5. Убийство 16-летнего ребенка - не тема, а всего лишь информационный повод. Темой могло бы стать либо возрождение «раскольниковщины» как некоего социального феномена, либо конфликт «доверие» / «предательство», либо равнодушие власти (в данном случае, милиции) к чаяниям «маленького» человека. Обычное же последовательное изложение разнородных фактов делает из потенциального очерка

- художественно-публицистического жанра

- обычную житейскую зарисовку. Проанализировав публикации, мы можем вслед за критиками теории катарсиса в постмодернизме констатировать: влияние современной культуры нивелирует катартическую составляющую в публицистике (а следовательно, и публицистику как таковую), так как поощряет к составлению формально-содержательной мозаики без ее тщательной стилистической обработки. Стиль нередко трактуется носителями постмодернизма как нечто угнетающее, отсутствие же стиля как основополагающего элемента формы, «преодолевающей содержание», делает невозможным катартический

эффект. Вместе с тем, постмодернизм - есть культура интерпретаций элементов текста и фактов окружающей действительности. Интерпретация - та же смысло-стилистическая обработка «арте-фактов» и фактов как таковых. Таким образом, можно говорить, что изменились особенности преодоления (преобразования) содержания, но не исчезло само это преодоление. А значит, сохранилось поле для аффективных противоречий и связанных с ним реакций.

4. Отстраненность автора от описываемого, своего рода «дегуманизация искусства». Именно эта отстраненность обеспечивает совершенство формы. Автор выдает читателю не эмоцию по поводу происходящего, а плод ее оформления, что немыслимо без рационального осмысления происшествия и вызванной событием эмоции. В этой связи кажется вполне актуальной трактовка катарсиса Платоном, как нечто свободного от чувств.

Примечания

1 Выготский, Л. С. Психология искусства. 3-е изд. М. : Искусство, 1986.

2 Там же. Цит. по : иЯЪ : http://www.erlib.com/ Лев_Выготский/ Психология _искусства/19/.

3 Выборка составила 10 номеров газеты «Челябинский рабочий», вышедших в период с 30 июня по 11 июля 2009 года, а также газеты «Златоустовский рабочий» (Златоустовский городской округ) и «Горняцкая правда» (Коркинский муниципальный район) того же периода.

4 Челяб. рабочий. 2009. 9 янв. С. 3.

5 Там же. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.