УДК 656.1
СИСТЕМА АДАПТИВНОГО КРУИЗ-КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ
И.В. Савин
Рассматривается функционирование системы адаптивного круиз-контроля, которая позволяет поддерживать заданную водителем скорость. В случае появления на пути следования постороннего транспортного средства, система выравнивает скорость автомобиля водителя со скоростью впереди идущего автомобиля и поддерживает заданную безопасную дистанцию на пути следования. Для работы адаптивного круиз-контроля необходимо использование радарных датчиков для обнаружения препятствий и система электронной стабилизации для обеспечения функций торможения.
Ключевые слова: адаптивный круиз-контроль, система стабилизации, автопилот, ESP, ACC.
Активное развитие электроники позволило человечеству задуматься о беспилотных технологиях управления автомобилями. На сегодняшний день, работоспособные технологии 5-го уровня, подразумевающие полную автоматизацию управления без необходимости вмешательства человека в управление, отсутствуют в виду множества технических и нормативных ограничений.
В настоящее время приобрели большую популярность и активно внедряются автопроизводителями системы помощи водителю. Такие системы позволяют снизить риск возникновения ДТП, а в случае его неизбежности - минимизировать последствия. Согласно статистике, в 90% ДТП виноват человеческий фактор, а 85% аварий происходят из-за невнимательности водителя за 2,5 секунды до столкновения. Множество подобных происшествий - следствие длительной утомительной езды. Для помощи водителям и с целью снижения аварийности создаются системы помощи водителю, одна из наиболее востребованных сегодня - система адаптивного круиз-контроля.
В отличие от классического круиз-контроля, где используется исключительно поддержка скорости движения, адаптивная версия позволяет обнаруживать транспортные средства на пути следования, корректировать скорость и держать заданный интервал, что положительно сказывается на безопасности движения.
Для активации системы достаточно нажать соответствующую клавишу в автомобиле, задать необходимую скорость движения и дистанцию. При отсутствии на пути движения транспортных средств система выровняет скорость до заданной скорости водителем (рис. 1, а). В таком случае автомобиль продолжает движение до того момента, пока система не будет деактивирована или на пути следования не обнаружится транспортное средство.
В случае обнаружения впереди постороннего автомобиля, система скорректирует скорость таком образом, чтобы она была равна скорости впереди идущего автомобиля, а также активируется функция поддержки
313
дистанции, которая будет держать машину на заданном интервале от ближайшего транспортного средства (рис 1, б). Как правило, величина дистанции может быть выбрана из нескольких параметров, некоторые автопроизводители позволяют задавать величину интервала до автомобиля в метрах, но в общем случае применяются три главных параметра: близко, средне, далеко. Функция поддержки интервала позволяет значительно снизить вероятность столкновения даже в случае, даже в случае, когда водитель не контролирует дорожную обстановку.
а) 100 км/ч
б) 80 км;,ч 80 км/ч
Заданная дистанция
Рис. 1. Работа системы адаптивного круиз-контроля: а - препятствия отсутствуют. Автомобиль движется с заданной скоростью; б - система обнаружила транспортное средство и выравнивает скорость со скоростью впереди идущего автомобиля, держит
заданный интервал
В случаях, когда впереди идущее транспортное средство осуществляет сброс скорости, система адаптивного круиз-контроля автоматически подстраивается под новую обстановку и снижает её до комфортной для поддержи заданного расстояния. Когда впереди идущий автомобиль увеличивает скорость, система увеличит скорость на величину, которая позволит держаться от автомобиля на заданном расстоянии, но не выше скорости, заданной водителем.
Система адаптивного контроля скорости не может функционировать без радарного датчика в передней части автомобиля, который предназначен для обнаружения препятствий (рис. 2), датчиков углов поворота вокруг вертикальной ости, поперечного ускорения, частоты вращения колёс и угла поворота рулевого колеса. Радарный датчик излучает сигнал, отражающийся от впереди идущих транспортных средств, после чего после чего анализирует его, замеряет время возращения и другие величины, позволяющие определить точное расстояние до препятствия и его скорость.
Взаимодействие компонентов системы адаптивного круиз-контроля и других агрегатов автомобиля происходит через СЛК-шину. При необходимости корректировки поведения, например, когда нужно снизить скорость и увеличить дистанцию, происходит обмен информацией между датчиками и вспомогательными системами (рис. 3). Полученные данные анализируются, принимается решение и выполняются необходимые действия.
Рис. 2. Компоненты системы адаптивного круиз-контроля: 1 - блок управления двигателем; 2 - блок управления радарным датчиком, радар; 3- система ESP; 4 - блок управления и индикации; 5 - система вмешательства в управление двигателем; 6 - датчики; 7 - вмешательство в управление трансмиссией (опционально)
Рис. 3. Схема взаимодействия компонентов системы адаптивного круиз-контроля с узлами автомобиля
Система адаптивного круиз-контроля состоит из трёх основных модулей:
радарного датчика для обнаружения препятствий;
системы управления тяговым усилием для поддержания заданной безопасной дистанции;
система управления в поворотах, принимающая особые меры в случае потери впереди идущего транспортного средства в поворотах.
При торможении адаптивный круиз-контроль оценивает насколько эффективно применяется торможение двигателем. В случае, если торможения двигателем недостаточно к работе подключается электронная система стабилизации ESP и задействуются основные тормозные механизмы автомобиля. При этом износ тормозных колодок и дисков не увеличивается, остаётся на том же уровне, как если бы за рулём находился водитель с плавной манерой езды. Стоит отметить, что существуют системы адаптивного круиз-контроля, которые не используют полноценные тормозные механизмы транспортного средства, ограничиваясь только торможением двигателя и управлением его оборотами.
Система адаптивного круиз-контроля облегчает управление автомобилем и снижает напряжение водителя, которое может возникать в процессе длительной монотонной езды. Позволяет в автоматическом режиме отслеживать дорожную обстановку на предмет появления на пути следования попутных автомобилей, выравнивать с ними скорость и поддерживать безопасную дистанцию. Является неотъемлемой частью технологии
315
автономного движения транспортных средств. Растущая популярность технологии и снижение её себестоимости в скором времени может сделать её одной из базовых систем современных автомобилей.
Список литературы
1. Адаптивный круиз-контроль // Автомобильный справочник | для настоящих автомобилистов [Электронный ресурс] URL: http://press. ocenin.ru/adaptivnyj-kruiz-kontrol/ (дата обращения: 04.02.2020).
2. Адаптивный круиз-контроль // Системы современного автомобиля. [Электронный ресурс] URL: http://systemsauto.ru/active/acc.html (дата обращения: 04.02.2020).
Савин Илья Вадимович, магистр, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
ADAPTIVE CRUISE CONTROL SYSTEM IN MODERN VEHICLES
I.V. Savin
The functioning of the adaptive cruise control system is considered. It allows you to maintain the speed set by the driver. If an extraneous vehicle appears on the route, the system equalizes the speed of the driver's car with the speed of the vehicle in front and maintains the specified safe distance along the route. Adaptive cruise control requires the use of radar sensors to detect obstacles and an electronic stabilization system to provide braking functions.
Key words: adaptive cruise control, stabilization system, autopilot, ESP, ACC.
Savin Ilya Vadimovich, master, neailyasavin. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 621.9
ВНЕДРЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ОСНАСТКИ В ПРОЦЕСС
ШЛИФОВАНИЯ ОТВЕРСТИЯ И ТОРЦА ЗАГОТОВКИ
САТЕЛЛИТА
А.С. Серков
Рассмотрен способ базирования заготовки сателлита по криволинейной поверхности с условием применения трёхкулачкового самоцентрирующего патрона общего назначения с сборными кулачками ГОСТ 2675-80. Применение данного способа даёт возможность сократить материальные расходы, связанные с покупкой, изготовлением, наладкой, обслуживанием специального оборудования.
Ключевые слова: шлифование заготовки сателлита, базирование по эвольвенте зуба, базирование по криволинейной поверхности, базирование по профилю зуба, трёхкулачковый самоцентрирующий патрон, патрон мембранный для шлифования отверстия в зубчатых колёсах.
Развитие отрасли машиностроения повышает требования к изготовлению и контролю качества изготавливаемой продукции. При изготовлении сателлитов важным критерием является обеспечение качества поверхности, точности, износостойкости.