5.5.4 (23.00.04) Международные отношения
International Relationships
УДК 327
Сирийский конфликт: стратегические цели России и США
Д.В. Антощенко ©
Санкт-петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: diana12344321@bk.ru
Аннотация. Статья посвящена характеристике стратегий РФ и США в сирийском конфликте. Анализируется новая фаза соперничества России и США в Сирии. Также исследуются предотвращение конфликтов и инцидентов между российскими и американскими войсками в Сирии и процесс реинтеграции Сирии в международное сообщество. Проведен анализ карты контроля территорий Сирии различными участниками конфликта. В условиях развития глобального информационного общества на основе интегрированных коммуникаций возможности информационных манипуляций существенно возрастают. Определены возможности стратегий в условиях развития информационного общества на основе интегрированных коммуникаций США и России в сирийском конфликте. Россия и Америка усиливают и закрепляют свои военные потенциалы в Сирийской арабской республике. Россия обозначила новые стратегические цели в САР, модернизируя авиационные базы для стратегических бомбардировщиков.
Ключевые слова: информационная война, переговорный процесс, политическое урегулирование, деконфликтация, реинтеграция, Сирия, Россия, США
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Антощенко Д.В. Сирийский конфликт: стратегические цели России и США // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 4. С. 175-181.
ч_;
The Syrian Conflict:
Strategic Goals of Russia and the USA
D.V. Antoshchenko ©
St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation
E-mail: diana12344321@bk.ru
Abstract. The article is devoted to the characterization of the strategies of the Russian Federation and the United States in the Syrian conflict. A new phase of the rivalry between Russia and the United States in Syria is analyzed. It also examines the prevention of conflicts and incidents between Russian and American troops in Syria and the process of Syria's reintegration into the international community. The analysis of the map of control of the territories of Syria by various parties to the conflict is carried out. In the context of the development of a global information society based on integrated communications, the possibilities of information manipulation are significantly increasing. The possibilities of strategies in the context of the development of an information society based on integrated communications between the United States and Russia in the Syrian conflict are determined. Russia and America are strengthening and consolidating their military capabilities in the Syrian Arab Republic. Russia has outlined new strategic goals in the SAR, modernizing air bases for strategic bombers.
Key words: information war, negotiation process, political settlement, deconfliction, reintegration, Syria, Russia, USA
FOR CITATION: Antoshchenko D.V. The Syrian Conflict: Strategic Goals OF Russia and the USA. Sociopolitical Sciences. 2022. Vol. 12. No. 4. Pp. 175-181. (In Rus.) V_J
ВВЕДЕНИЕ
«Сирийский конфликт» - один из камней преткновения, обостряющих противоречия между Америкой и Россией. Война в Сирии началась в 2011 г. после событий так называемой «арабской весны». Тогда уличные протесты переросли в столкновения с силовыми структурами после ряда провокаций со стороны приехавших в страну боевиков. Иностранные государства, такие как Иордания, Катар, Саудовская Аравия и Турция, желавшие смещения законного правительства в Дамаске, начали поддерживать протестные группы, организовывать их, снабжать оружием и боеприпасами. Вскоре доминирующей военной силой в конфликте стали боевики ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), пришедшие в Сирию из Ирака.
На стороне правительства САР выступили шиитские военные формирования из Ливана, Палестины и Ирана. Они помогли сирийской армии продержаться до вмешательства в конфликт России. Асад управляет Сирией с 2000 г., куда в 2014 г. Соединенные Штаты ввели войска, назвав официальной причиной данного решения борьбу против террористической организации «ИГИЛ» (запрещено в РФ), а также связанной с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) группировкой «Фронт ан-Нусра» (запрещена в РФ). Также Америка не раз обвиняла правительство Сирии в массовых нарушениях прав человека. По просьбе Дамаска Россия вмешалась в сирийский конфликт в 2015 г., задействовав свои воздушно-кос -мические силы. За два года боевых действий ИГ в Сирии было практически ликвидировано, а правительство вернуло контроль над большей частью территории. На протяжении последних двух лет в Сирии не ведется активных боевых действий. На севере страны в Идлибе сохраняется последний террористический анклав. Ряд северных районов САР занимает турецкая армия.
Анализ последних исследований и публикаций. В настоящее время стратегии информационного влияния и преобладания между США и Россией в Сирии посвящены многочисленные научные исследования, в том числе Н.В. Борщевского [1], А.С. Евсеенко [2], А.В. Ма-нойло [3], А.И. Шумилина, И.В. Шумилиной [4], А. Ку-тейба [5], Ю.А. Михалёва [6], О.А. Хлопова [7].
Независимо от того, что данная тема имеет высокую значимость с точки зрения обеспечения информационной безопасности, количество публикаций по политическому урегулированию сирийского конфликта недостаточно обширно. Среди некоторых ключевых работ по данной проблематике можно выделить статьи В.К. Богачева, Н.Н. Юрика [8], П.А. Спицына, К.А. Лысо-конь [9], М.И. Ходыкина [10].
Зарубежные исследователи достаточно активно рассматривают стратегические цели и имеющиеся проблемы информационной безопасности [11-17].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что страны Запада доказали свое полное пренебрежение нормами международного права по мнению президента Сирии Башара Асада.
Администрация американского экс-президента Трампа в 2020 г. расширила санкции против Сирии, в том числе с помощью «закона Цезаря», под действие которого попадают организации Сирии, и другие взаимодействующие с Дамаском государства.
Министерство иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии 16 марта 2022 г. выпустило заявление, где было отмечено об интервенции США и Запада в Украину, их ответственности за то, что происходит там в последние дни в угоду их узким интересам и желанию доминировать над возможностями мира. Это является той же жестокой политикой в поддержку терроризма, которую они практиковали в Сирии на протяжении последних лет. Что также доказывает их ответственность за разрушения в Сирии, препятствующие укреплению в ней стабильности, и попытки возродить то, чего им не удалось добиться за последние одиннадцать лет для достижения своих целей по предотвращению установления нового мирового порядка, который положит конец уникальности США и колониального Запада в управлении мировыми делами, контроле над его богатством и лишении национального выбора народов.
Целью данной статьи является определение возможности стратегий и информационных манипуляций в условиях развития глобального информационного общества на основе интегрированных коммуникаций США и России в сирийском конфликте.
МЕТОДОЛОГИЯ
В исследовании использовался компаративный метод, предполагающий сопоставление политических явлений и процессов, имеющих однотипные параметры. Метод позволил сравнить стратегии и средства информационной войны России и США в урегулировании политического конфликта в Сирии. При анализе статей в СМИ применен контент анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Стратегические цели Российской Федерации и США в ходе сирийского конфликта
Россия и Америка усиливают и закрепляют свои военные потенциалы в Сирийской арабской республике. У России, которая заявляла о выводе своих войск из САР, теперь другие стратегические цели, для их достижения модернизируется авиационная база Хмей-мим, реконструируется взлетно-посадочная полоса (ВПП). Стратегические бомбардировщики, способные нести ядерное оружие, смогут бороться с сирийскими террористами, и поддерживать средиземноморскую эскадру РФ, они будут контролировать море и территории Северной Африки и Южной Европы. У Америки планы в САР менее масштабные, но стратегически значимые и опасные для Москвы и Дамаска [18].
При создании и модернизации в Заевфратье авиационных плацдармов американская администрация в лице президента Байдена готова поддерживать курдские вооруженные формирования. Следует отметить, что обострение внутриполитической и экономической обстановки в САР повышает ее возможный распад на отдельные государства. В социальных медиа появились фотографии строительства американцами в Дейр-эз-Зор. Восточнее от этого места несколько лет назад была развернута военная база Пентагона Грин-Вилладж. В СМИ и социальных медиа опубликованы снимки ВПП 1200 м другой военной базы США -
Эш-Шаддади, расположенной в провинции Хасака, благодаря которой Эш-Шаддади «становится самой большой и американской многофункциональной базой САР».
В районе восточного Евфрата на большом участке сосредоточено 80% запасов нефти и газа Сирии, доступа у РФ и режима Асада нет в этот регион. Сирийские демократические силы его защитили вместе с массированным авиационным и артиллерийским ударами американских Вооруженных сил по сирийским ополченцам. Сейчас, после создания инфраструктуры, Америка сможет сделать то же со своих военных баз в За-евфратье.
В январе 2021 г. глава МИД РФ Лавров заявил, что Россия не намерена «выгонять» военных США из Сирии и «вступать с ними в боестолкновения», но Москва не проявляет в Сирии «беззубость». То есть РФ сегодня свое геополитическое положение в Сирии старается максимально использовать. Американское издание Drive опубликовало статью Дж. Тревитика о том, что «база Хмеймим - важный инструмент военной интервенции Кремля в этой стране» [18].
Следует отметить, что, при крайней напряженности между Вашингтоном и Москвой, существуют вопросы, представляющие для них общий интерес, ключевым является Сирия. Обострение кризиса в Украине может спровоцировать США вытеснить русских из этой арабской страны. Между Москвой и Западом в разгар информационной войны от американских офицеров прозвучала угроза, что вторжение в Украину может заставить их направить оружие в САР против баз РФ и интересов в регионе. Определенные сирийцы заявили, что США будет поддерживать антироссийские группировки в Сирии, как афганских моджахедов в войне с советскими войсками. Однако ситуация в Сирии отличается от войны в Афганистане в конце двадцатого века, когда конфликт между Западом и СССР был наиболее интенсивным: США и Европа много лет работали над тем, чтобы уничтожить советскую империю, используя экономические, военные, культурные рычаги, а также СМИ.
Многие надеются, что российско-американский конфликт вокруг Украины превратит Сирию в Афганистан, не зная предыстории интервенции РФ в Сирию и того, что сами американцы и израильтяне дали России зеленый свет для защиты своих интересов в САР. Для этого надо вернуться к знаменитому выступлению заместителя минобороны США по Ближнему Востоку Эндрю Экзама перед Конгрессом США: «именно Америка взяла на себя инициативу по вытеснению России на сирийскую территорию, опасаясь падения сирийского режима и его влияния на американские интересы в регионе и безопасность Израиля» [19].
То есть, интервенция РФ в Сирии была согласована с американцами и в Америке ее одобрили. Иными словами, вторжение в Сирию было в интересах США и Израиля до того, как стало выгодным РФ. Если бы США были против российского вмешательства в сирийский конфликт, они бы заручилась поддержкой других стран для вытеснения РФ, как сделали это в Афганистане. Впрочем, Вашингтон воздержался от вооружения сирийских антиправительственных группировок ЗРК и прекратил поставки противотанковых ракет после
того, как РФ и Америка договорились о разделе влияния в САР и определении линий соприкосновения.
При этом какая бы напряженность ни наблюдалась в отношениях между американцами и русскими, есть общий интерес для обеих сторон. Вспомним дуэт С. Лаврова и Джона Керри, госсекретаря США, которые координировали решение всех решений по Сирии. Некоторые утверждают о существовании между ними секретного договора, «Соглашение Лаврова-Керри», что окажется не менее важным, чем пресловутое соглашение Сайкса-Пико. РФ сотрудничала с англичанами и французами, принявшими решение о разделе САР между колониальными державами.
Приоритетное положение американо-российского соглашения по Сирии - это ликвидация группировок сирийской оппозиции, что позже Россия сделала, уничтожив большую часть территорий оппозиционных группировок. Следует вспомнить переговоры в Астане и Сочи, где достигнуты соглашения в пользу режима при поддержке Америки и Израиля. Подтверждением наличия соглашения между США и РФ по САР можно расценивать заявление Лаврова раскрыть детали сделки, если США не выполнит ее условия.
Российско-американское регулирование в САР не ограничилась решениями министров, и далее была российско-израильская координация, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху прилетал 10 раз в Москву для обсуждения операций в Сирии.
ОБСУЖДЕНИЕ
США прокомментировали использование канала деконфликтации с Россией по Сирии. Пентагон полагает, что канал предотвращения российско-американских конфликтов и инцидентов в САР работает, и Америка продолжит использовать эти линии связи. Об этом 1 ноября 2021 г. сообщил на брифинге пресс-секретарь минобороны США Дж. Кирби [20]. Он прокомментировал информацию СМИ Америки о возможности переброски РФ своих истребителей Су-35 в Камыш-лы, и вызовет ли их развертывание обеспокоенность у США: «Не могу говорить о развертывании российских сил и средств внутри Сирии. У нас есть канал декон-фликтации с россиянами, который работает. И мы его действительно используем, чтобы гарантировать предотвращение просчетов и непреднамеренных последствий», - подчеркнувший, что США собираются использовать этот канал деконфликтации [20].
Американское ведомство объявило конкурс для желающих принять участие организаций и частных лиц в инициативе «в сфере общественной дипломатии». Цель проекта - «продвижение внешнеполитических целей и задач США в Сирии». Госдепартамент в качестве ключевых выделил несколько направлений работы будущих подрядчиков, в их число вошли повышение уровня вовлеченности молодого поколения в дела их сообществ, укрепление мира, образование, противодействие идеологии террористических организаций, содействие социально-экономическому развитию страны.
Ключевое направление, по мнению американской стороны, - это взаимодействие участников программы с представителями местных СМИ. Госдепартамент
на реализацию проекта выделит $317 тыс., получить финансирование могут американские или иностранные некоммерческие и неправительственные организации, частные лица. Также Госдепартамента намерен выделить до $18 млн на развитие образования в регионах САР, «неподконтрольных сирийскому режиму» и освобожденных от ИГ.
В 2021 г. начался процесс реинтеграции Сирии в международное сообщество. Шаги арабских государств и США по реинтеграции Сирии в региональную экономическую и политическую архитектуру придают смелости режиму Башара Асада, отмечает старший научный сотрудник Института Ближнего Востока Чарльз Листер [21].
В недалеком будущем 2021 станет годом, когда начался методический процесс реинтеграции президента Сирии Башара Асада и его режима в международное сообщество. Об этом пишет Ч. Листер, научный сотрудник Института Ближнего Востока, директор программ по Сирии и борьбе с терроризмом и экстремизмом: «Для многих союзников США на Ближнем Востоке их решение возобновить участие обусловлено созданным США вакуумом, возникшим в результате явного сокращения инвестиций в Сирию и политики прекращения противостояния режиму Асада. В дополнение к шокирующему избранию Сирии в Исполнительный совет ВОЗ и реинтеграции Сирии Интерполом в свою сеть, режим Асада воспользовался сигналами, направленными администрацией Байдена. В рамках региональной энергетической сделки, заключенной при содействии США в интересах Ливана, Сирия стала активным игроком и получателем иностранного газа и электроэнергии», - отмечает эксперт. По его словам, США в рамках закулисных переговоров с Россией также смягчили ограничения для иностранных организаций, разрешив финансовые обязательства с режимом Асада и финансирование проектов по скорейшему восстановлению страны в сферах, которые выходят за рамки гуманитарной помощи и принесут пользу режиму как прямо, так и косвенно. «Воодушевленные этим смягчением политики США, Объединенные Арабские Эмираты резко активизировали свое сотрудничество с режимом Асада: направили министра иностранных дел Абдаллу бен Заида Аль Нахайяна в Дамаск, возобновили двустороннее деловое сотрудничество и подписали сделку на строительство электростанции стоимостью $300 млн Раздраженная безразличием США и испытывающая экономические трудности, Иордания также активизировала связи с САР, обменявшись многочисленными визитами на уровне министров и возобновив торговлю. Король Абдалла даже принял «братский» звонок от самого Асада. Аналогичным образом, Египет принимал начальника Общей разведки Сирии, а Алжир упорно добивается ее возвращения в Лигу арабских государств», - добавил он. Аналитик считает, что «шаги по реинтеграции Асада в региональную архитектуру являются близорукими»: «Они придадут смелости жестокому режиму, обеспечат долгосрочную нестабильность Сирии и, вовлекут ключевых союзников США в косвенную помощь и подстрекательство к продолжающимся военным преступлениям. Сегодня Катар и Саудовская Аравия открыто выступают против преобладающих региональных ветров, но как долго это продлится, совершенно неясно» [Там же].
Карту контроля территорий Сирии различными участниками конфликта представил 24 декабря 2021 г. турецкий аналитический центр Jusoor. На конец 2021 г. Дамаск удерживает 63% территории Сирии. «К концу 2021 года в зонах военного влияния в Сирии не произошло никаких изменений в отношении линий фронта между конфликтующими силами. Территории, занятые сторонами конфликта в Сирии, практически не менялись с февраля 2020 года», - говорится в пояснительном тексте [22]. По данным аналитиков центра, правительственные силы на конец 2021 г. удерживают 63,38% территории Сирии. Это практически все пространство страны от средиземноморского побережья на западе до реки Евфрат на востоке. Исключение составляют северные регионы в провинциях Латакия, Идлиб и Алеппо, контролируемых протурецкими группировками из числа так называемой сирийской оппозиции, и южная зона Ат-Танф, контролируемая США. В совокупности данные силы удерживают 10,98% сирийской территории, включая 30-километровую турецкую «зону безопасности» на севере Сирии между городами Тель-Абьяд и Рас Аль-Айн. Основную часть территории за Евфратом контролирует курдское объединение Сирийских демократических сил. Под их контролем находится 25,64% сирийской территории, отмечается на карте центра [Там же].
Маневры России и Ирана, направленные против интересов Америки на Ближнем Востоке, вынудили нового военного командующего в этом регионе задуматься о том, как восстановить сдерживание, не разжигая более широкий конфликт - извечную проблему, которая приобрела новую актуальность на фоне глобальной нестабильности. Генерал армии М.Э. Курилла, который этой весной возглавил Центральное командование США, в конце июня встретился примерно с 300 солдатами, силами специальных операций и иностранными стажерами, дислоцированными на этой обширной базе в восточной Сирии. Визит на высоком уровне состоялся всего через несколько дней после того, как российские истребители атаковали боевой пост боевиков сирийской оппозиции в гарнизоне. По словам американского военного представителя, российские военные, сославшись на предполагаемый взрыв автомобиля, в результате которого, по их утверждениям, были ранены сирийские правительственные войска, уведомили американцев о своих намерениях за 35 минут до этого.
Пока правительство США пытается изменить приоритеты, ключевые ближневосточные союзники, в том числе Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Израиль, проявляют нетерпение, остро осознавая, что внимание Вашингтона и его военный капитал отвлекаются на что-то другое. Это придало новую остроту классической стратегической проблеме: сколько преследований готовы терпеть Соединенные Штаты и как они могут удержать противников от проверки красных линий Вашингтона? «Самый большой вопрос, с которым приходится сталкиваться политикам США, заключается в том, что в какой-то момент эмиратцы, саудовцы, израильтяне и другие ближневосточные союзники, если они не верят, что Соединенные Штаты собираются сдерживать Иран самостоятельно, то мы сами будем искать способы сдерживания Ирана», - сказал Рафаэль С. Коэн, занимающийся
исследованиями военной стратегии и доктрины в корпорации RAND [23].
В ходе российского удара по Танфу никто из американских военнослужащих не пострадал. Но это было слабым утешением для Куриллы, который охарактеризовал инцидент как попытку американских противников утвердить господство в регионе, делая ставку на то, что США не предпримут кинетический ответ. В июне было несколько случаев того, что американские военные осудили как «провокационные», «эскалационные» или «небезопасные и непрофессиональные» действия России и Ирана.
В дополнение к удару здесь, в Танфе, американские официальные лица заявили, что они задокументировали действия самолетов РФ, угрожающих военным самолетам Америки над САР, посредством маневров, которые не соответствовали давно установленным протоколам по урегулированию конфликтов, требующим, чтобы обе стороны соглашались, а не просто предупреждали друг друга о запланированных операциях. Это может поставить под угрозу граждан или интересы страны. Центральное командование отказалось предоставить дополнительные подробности в поддержку своих утверждений.
Столкновение с Россией совпало с эскалацией провокаций со стороны Ирана и его марионеток, в том числе с недавним промахом в море, когда быстроходные катера Тегеранского Корпуса стражей исламской революции подошли к американским судам в Персидском заливе, приблизившись на 50 ярдов. Ранее в этом году Пентагон принял меры в ответ на нападения, организованные связанными с Ираном повстанцами в Йемене и направленные на войска США и ОАЭ на базе к югу от Абу-Даби.
Иран, самый грозный соперник США на Ближнем Востоке, долгое время был предметом озабоченности командования CENTCOM. Курилла провел большую часть весны, путешествуя по региону и встречаясь с иностранными коллегами, зациклен на агрессивной деятельности, которая сходит с рук Тегерану, и часто ссылается на недавний анализ новостей NBC, насчитавший 29 атак на объекты США с октября, которые не получили силовой ответ.
Гарнизон Танф, расположенный вдоль границ Сирии с Иорданией и Ираком, до сих пор не оправился от нападения иранских ополченцев в октябре. Следы ударов беспилотников по комплексу видны на здании рядом с командным центром вооруженных сил США, где на доске регистрируются недавние инциденты в 35-мильной зоне деконфликтной обстановки, которая его окружает. Карта местности от пола до потолка точно показывает, какие части территории эти угрозы сделали уязвимыми.
Официальные лица говорят, что у американских вооруженных сил здесь немало огневой мощи, чтобы отразить атаку: есть бронетехника и две высокомобильные артиллерийские ракетные системы с дальностью действия, чтобы поразить все, что вторгается в зону деконфликта. Но большую часть времени, как и в случае с американскими активами в других частях региона, они остаются неиспользованными, потому что предполагаемая опасность применения силы в ответ считается слишком высокой. «Последнее, что мы хотим
сделать, - это начать конфликт с Россией прямо сейчас», - сказал Курилла войскам в гарнизоне [Там же].
Агрессивные действия России против Соединенных Штатов только усложнили балансирование на Ближнем Востоке, которое в последние годы показало, как американские военные управляют своими интересами. «Иран регулярно пытается проверить, где могут быть американские красные линии, и продвигаться к ним», - сказал У. Векслер, директор ближневосточных программ Атлантического совета и бывший высокопоставленный чиновник Пентагона [Там же]. В частности, на Ближнем Востоке Соединенные Штаты сокращают свое присутствие после десятилетий войн в Афганистане и Ираке. Эксперты говорят, что это дает противникам возможность проявить гибкость и показать, что они являются силой, с которой нужно считаться [Там же].
Есть вопросы и о том, что движет эскалацией атак, поддерживаемых Ираном. Как правило, они совпадают с длительным и медленным срывом усилий по возрождению международного соглашения по сдерживанию ядерных амбиций Тегерана. Инцидент в Персидском заливе также тесно связан с введением Соединенными Штатами новых санкций против иранских нефтехимических производителей и инцидентами «око за око» между Грецией и Ираном, связанными с захватом нефтяных танкеров.
Но в игре есть еще один элемент: смещение сигналов из Вашингтона. Администрация Байдена не проявила снисходительности к России, которую поддерживал его предшественник, и не проявила беспощадно жесткой линии в отношении Ирана. В отличие от президента Д. Трампа, Байден занял позицию неповиновения Москве, уделяя больше внимания дипломатии с Тегераном, хотя администрация настаивает на том, что не позволит провокациям остаться без ответа. «Президент Байден ни к чему не относится более серьезно, чем к безопасности американцев, дислоцированных за границей», - заявил представитель Совета национальной безопасности на условиях анонимности в соответствии с основными правилами, установленными Белым домом [Там же]. Этот человек сказал, что после вступления в должность администрация Байдена действовала быстро для сдерживания атак поддерживаемых Ираном групп, применяя различные инструменты, включая военные удары, а также дипломатические и принудительные меры. Хотя правительственные чиновники США сдержанно относятся к тому, что может вызвать военный ответ, среди экспертов существует консенсус в том, что одной четкой красной чертой для Соединенных Штатов является убийство американского гражданина.
ВЫВОДЫ
Таким образом, по вышеуказанным причинам не стоит беспокоиться по поводу американо-российского конфликта вокруг Украины и его влияния на присутствие РФ в САР. Другими словами, вторжение войск РФ в Сирию с американо-израильской точки зрения допустимо, т.к. затрагивает интересы двух государств, но только не в Украине, где все наоборот. Пресс-секретарь американского внешнеполитического ведомства Нед Прайс заявил, что в Вашингтоне видели комментарии президента России «по поводу сирийских
иностранных бойцов». По утверждению чиновника, привлечение военной силы из-за рубежа может свидетельствовать о просчетах российского руководства, сообщает ТАСС [24].
Привлечение добровольцев из-за рубежа к спецоперации в Украине «представляет еще большую эскалацию российской неоправданной, неспровоцированной и заранее подготовленной агрессии», заявил Прайс. Отправку добровольцев из Сирии в Украину для участия в военной спецоперации можно рассматривать как дальнейшую эскалацию конфликта со стороны России. Об этом, как сообщает ТАСС, заявил представитель Госдепартамента США Нед Прайс [25]. Прайс подчеркнул, что в Госдепе видели заявления о добровольцах
ЛИТЕРАТУРА
1. Борщевский Н.В. Влияние военного конфликта в Сирии на общее положение информационной войны против России // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 11 (38). С. 439-442.
2. Евсеенко А.С. США и курды: взаимоотношения в ходе гражданской войны в Сирии // Россия и Америка в XXI веке. 2019. № S1. С. 17.
3. Манойло А.В. Конфликт в Сирии и внешняя политика России // Актуальные проблемы Европы. 2020. № 2 (106). С. 145-172.
4. Шумилин А.И., Шумилина И.В. Сирия после ИГИЛ: особенности подхода США и Евросоюза // Современная Европа.
2018. № 6 (85). С. 73-82.
5. Кутейба А. Особенности отражения сирийского военного противоборства в медиа Сирии, России и стран запада // Вопросы национальных и федеративных отношений.
2019. Т. 9. № 10 (55). С. 1745-1757.
6. Михалёв Ю.А. Некоторые причины противостояния РФ и США в Сирии // Вестник современных исследований. 2018. № 4.2 (19). С. 136-137.
7. Хлопов О.А. Результаты и перспективы военной компании США в Сирии // Colloquium-journal. 2020. № 7-4 (59). С. 4-8.
8. Богачев В.К., Юрик Н.Н. Информационная война между США и Россией на примере Сирии // Студенческий вестник. 2020. № 17-4 (115). С. 6-7.
9. Спицын П.А., Лысоконь К.А. Информационное противодействие России и США в сирийском конфликте // SocioTime / Социальное время. 2020. № 4 (24). С. 137-148.
10. Ходыкин М.И. Различия подходов России и США в обеспечении международной информационной безопасности // Информационные войны. 2020. № 4 (56). С. 82-84.
11. Мехмет эмин И.Д. Эволюция стратегии США по курдскому вопросу в Сирии // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 6 (58). С. 1965-1973.
12. Муаллем В. США хотят, чтобы Сирия стала одним из их инструментов в мировой политике // Международная жизнь.
2018. № 9. С. 1-10.
13. Atieh B.K., Kozykina N.V. The Muslim brotherhood (terrorist organization banned in Russia) in Syria's modern political history: Political Islam practices // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8. № 3A. С. 117-129.
14. Averre D. Russia's "strategic narratives": The case of SYRIA and the "Arab Spring" // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения.
2019. Т. 3. № 3. С. 317-325.
15. Грэм Т. Россия и США на мировой сцене. Ч. I. Далекие друзья превращаются в соперников // Полис. Политические исследования. 2022. № 1. С. 7-18.
16. Зейд М. Генезис политического взаимодействия России и Сирии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20. № 1. С. 104-111.
17. Саймонс Г. Кризис политических войн XXI века // Россия в глобальной политике. 2019. № 5.
из Сирии, и, если это правда, считают такие действия со стороны РФ эскалацией российско-украинского конфликта. Кроме того, по мнению представителя Госдепа, необходимость привлекать добровольцев говорит о том, что российская сторона «встретила сопротивление».
США не будут восстанавливать отношения с властями Сирии, пока Асад - президент страны, заявил руководитель пресс-службы Госдепартамента Н. Прайс: «Никогда не может быть нормальных отношений с правительством, которое обращается со своим собственным народом с такой жестокостью, с таким уровнем насилия, репрессий, использования химического оружия, других форм насилия, которые мы видели со стороны этого режима» [26].
REFERENCES
1. BorshchevskyN.V. The influence of the military conflict in Syria on the general situation of the information war against Russia. Alley of Science. 2019. Vol. 1. No. 11 (38). Pp. 439-442. (In Rus.)
2. Evseenko A.S. The USA and the Kurds: Relations during the civil war in Syria. Russia and America in the XXI Century. 2019. No. S1. P. 17. (In Rus.)
3. Manoilo A.V. The conflict in Syria and Russia's foreign policy. Actual Problems of Europe. 2020. No. 2 (106). Pp. 145-172. (In Rus.)
4. Shumilin A.I., Shumilina I.V. Syria after ISIS: Features of the approach of the USA and the European Union. Modern Europe. 2018. No. 6 (85). Pp. 73-82. (In Rus.)
5. Kuteiba A. Features of the reflection of the Syrian military confrontation in the media of Syria, Russia and Western countries. Issues of National and Federal Relations. 2019. Vol. 9. No. 10 (55). Pp. 1745-1757. (In Rus.)
6. Mikhalev Yu.A. Some reasons for the confrontation between the Russian Federation and the United States in Syria. Bulletin of Modern Studies. 2018. No. 4.2 (19). Pp. 136-137. (In Rus.)
7. Khlopov O.A. Results and prospects of the US military company in Syria. Colloquium-Journal. 2020. № 7-4 (59). Pp. 4-8. (In Rus.)
8. Bogachev V.K., Yurik N.N. The information war between the United States and Russia on the example of Syria. Student Bulletin. 2020. No. 17-4 (115). Pp. 6-7. (In Rus.)
9. Spitsyn PA., Lysokon K.A. Informational counteraction of Russia and the USA in the Syrian conflict. SocioTime / Social Time. 2020. No. 4 (24). Pp. 137-148.
10. Khodykin M.I. Differences of approaches of Russia and the USA in ensuring international information security. Information Wars. 2020. No. 4 (56). Pp. 82-84. (In Rus.)
11. Mehmet emin I.D. Evolution of the US strategy on the Kurdish issue in Syria. Questions of Political Science. 2020. Vol. 10. No. 6 (58). Pp. 1965-1973. (In Rus.)
12. Muallem V. The USA wants Syria to become one of their instruments in world politics. International Life. 2018. No. 9. Pp. 1-10. (In Rus.)
13. Atieh B.K., Kozykina N.V. The Muslim brotherhood (terrorist organization banned in Russia) in Syria's modern political history: Political Islam practices. Theories and Problems of Political Research. 2019. Vol. 8. No. 3A. Pp. 117-129. (In Rus.)
14. Averre D. Russia's "strategic narratives": The case of SYRIA and the "Arab Spring". Bulletin of the Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. 2019. Vol. 3. No. 3. Pp. 317-325.
15. Graham T. Russia and the USA on the world stage. Part I: Distant friends turn into rivals. Polis. Political Studies. 2022. No. 1. Pp. 7-18. (In Rus.)
16. Zeid M. Genesis of political interaction between Russia and Syria. Izvestiya Saratov University. A New Series. Series: Sociology. Political Science. 2020. Vol. 20. No. 1. Pp. 104-111. (In Rus.)
17. Simons G. The crisis of political wars of the XXI century. Russia in Global Politics. 2019. No. 5. (In Rus.)
18. Мухин В. Россия и США вступают в новую фазу соперничества в Сирии // Независимая газета. 09.02.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/armies/ 2021-02-09/1_8078_russia.html
19. Фейсал Аль-Касем. Al-Ouds (Великобритания): почему Америка заключила союз с русскими в Сирии, но борется с ними на Украине? [Электронный ресурс]. 21.02.2022. URL: https://inosmi.ru/20220221/siriya-253124840.html
20. США прокомментировали использование канала декон-фликтации с Россией по Сирии // Известия.ш. 03.11.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://vpk.name/news/553983_ ssha_prokommentirovali_ispolzovanie_kanala_dekonfliktari-i_s_rossiei_po_sirii.html
21. Листер Ч. В 2021 году начался процесс реинтеграции Сирии в международное сообщество // ИА Реалист.
22.12.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://realtribune. ru/v-2021-godu-nachalsya-process-reintegracii-sirii-v-mezhdunarodnoe-soobshhestvo
22. На конец 2021 года Дамаск удерживает 63% территории Сирии - аналитики // ИА «Красная Весна». 25.12.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://rossaprimavera.ru/news/ ad66ce96
23. Демирджян К. США борются с российскими и иранскими провокациями на Ближнем Востоке // The Washington Post. 03.07.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www. washingtonpost.com/national-security/2022/07/03/us-mili-tary-russia-iran-syria/
24. Franz W. Сводка событий в Сирии и на Ближнем Востоке за 11 марта 2022 г. // anna-news.info. 12.03.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://anna-news.info/svodka-sobytij-v-sirii-i-na-blizhnem-vostoke-za-11-marta-2022-g/
25. Госдеп США: Отправка добровольцев из Сирии на Украину станет дальнейшей эскалацией конфликта // Росбалт.
12.03.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosbalt. ru/world/2022/03/12/1948148.html
26. Ситуация в Сирии, США не собираются нормализовать отношения с Сирией, пока в ее главе стоит Башар Асад // Коммерсант. 15.03.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5258958
18. Mukhin V. Russia and the United States are entering a new phase of rivalry in Syria. Nezavisimaya Gazeta. 02/19/2021 [Electronic resource]. URL: https://Www.ng.ru/ armies/2021-02-09/1_8078_russia.html
19. Faisal Al-Qasem. Al-Ouds (UK): Why did America form an alliance with the Russians in Syria, but is fighting them in Ukraine? 02/21/2022 [Electronic resource]. URL: https://in-osmi.ru/20220221/siriya-253124840.html
20. The United States commented on the use of the deconfliction channel with Russia on Syria. Izvеstiya.ru. 03.11.2021 [Electronic resource]. URL: https://vpk.name/news/553983_ssha_ prokommentirovali_ispolzovanie_kanala_dekonfliktacii_s_ rossiei_po_sirii.html
21. Lister Ch. In 2021, the process of Syria's reintegration into the international community began. IA Realist.
12.22.2021 [Electronic resource]. URL: https://realtribune. ru/v-2021-godu-nachalsya-process-reintegracii-sirii-v-mezh-dunarodnoe-soobshhestvo
22. At the end of 2021, Damascus holds 63% of the territory of Syria - analysts. IA "Krasnaya Vesna". 12. 25.2021 [Electronic resource]. URL: https://rossaprimavera.ru/news/ad66ce96
23. Demirjian K. The USA is fighting Russian and Iranian provocations in the Middle East. The Washington Post. 07.03.2022 [Electronic resource]. URL: https://www.washingtonpost. com/national-security/2022/07/03/us-military-russia-iran-syria/
24. Franz W. Summary of events in Syria and the Middle East for March 11, 2022. anna-news.info. 12.03.2022 [Electronic resource]. URL: https://anna-news.info/svodka-sobytij-v-sirii-i-na-blizhnem-vostoke-za-11-marta-2022-g/
25. US State Department: Sending volunteers from Syria to Ukraine will be a further escalation of the conflict. Rosbalt.
12.03.2022 [Electronic resource]. URL: https://www.rosbalt.ru/ world/2022/03/12/1948148.html
26. The situation in Syria, the United States is not going to normalize relations with Syria while Bashar al-Assad is at its head. Kommersant. 03/15/2022 [Electronic resource]. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/5258958
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 85,54%
Рецензент: Маркушина Н.Ю., доктор политических наук; профессор Санкт-Петербургского государственного университета
Статья поступила в редакцию 10.07.2022, принята к публикации 18.08.2022 The article was received on 10.07.2022, accepted for publication 18.08.2022
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Антощенко Диана Вадимовна, аспирант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-4887-7189; E-mail: diana12344321@bk.ru
ABOUT THE AUTHOR
Diana V. Antoshchenko, postgraduate student at the Faculty of International Relations of the St. Petersburg State University. Saint Petersburg, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-4887-7189; E-mail: diana12344321@bk.ru