62
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
8. Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в противодействии терроризму на Северном Кавказе: политико-технолоче-ский аспект. Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - Краснодар, 2005. - 21 с.
9. Юрченко В.М., Сорокопудов А.Л. Социально-психологическая природа политического экстремизма и терроризма // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. - 2014. - № 9.
СИРИИСКИИ АСПЕКТ КУРДСКОГО ВОПРОСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© Гладырь М.В.*
Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск
Данная статья просвещена курдскому вопросу в Сирии на современном этапе. Освещает важнейшие события и их последствия, влияющие на курдскую проблему в целом.
Ключевые слова: Сирия, Ирак, курдский вопрос, Турция, Башар Асад, США.
Американское вторжение в Ирак лишило реальной власти центральное правительство и пробудило сепаратистские устремления этнических и религиозных анклавов. При помощи США в Ираке была создана курдская автономия с широкими полномочиями, существующая за счет доходов от нефти. Курды на севере Ирака умело воспользовались предоставленными возможностями и фактически обрели независимость. Правительству Курдистана удалось за короткий период добиться значительных успехов в развитии региона, в первую очередь, в таких сферах, как обеспечение безопасности, строительство жилья, гостиниц, осуществление инфраструктурных проектов. За сравнительно недолгий период был достигнут значительно более высокий уровень жизни для почти 5-миллионного населения автономии.
Правительство Курдистана самостоятельно осуществляет международное сотрудничество, устанавливает торгово-экономические отношения со многими государствами. Более 30 стран открыли генеральные консульства в Эрбиле. В августе 2013 г. начались поставки нефти из иракского Курдистана через территорию Ирана [1].
Разделение полномочий между центральным правительством Ирака в Багдаде и региональной властью в Курдистане осуществляется в рамках как
* Аспирант кафедры Международных отношений, мировой экономики и международного права.
Политические науки
63
Конституции страны, так и других соглашений. В то же время ключевой вопрос о контроле над городом Киркук остается «бомбой замедленного действия». Борьба за крупнейшую долю иракских запасов нефти и газа еще впереди. Наблюдается поступательный рост напряженности между суннитами и курдами, с одной стороны, и проиранским режимом премьер-министра Ирака Аль-Малики, с другой. В глазах курдов и арабов-суннитов Аль-Малики превратился в шиитского диктатора. Арабы-сунниты стремятся получить такую же сильную автономию, какой добились курды.
Нельзя исключать вероятность создания единого образования между автономным правительством Курдистана в северном Ираке и регионами компактного проживания курдского населения на севере Сирии. Поэтому небеспочвенными представляются предположения, что вероятный раздел Ирака и Сирии приведет к созданию коалиций и новых региональных образований, объединившихся вопреки существующим границам. Курды Сирии, являясь третьей стороной в противостоянии оппозиции официальным властям, отказываются признавать Национальную коалицию как проекцию интересов Турции и Катара. В ходе гражданской войны курдские силы преследуют собственную цель создания независимой автономии, и еще летом 2012 г. под их контроль перешел целый ряд районов на севере Сирии. Сирийский Курдистан богат нефтью, однако значительная часть нефтехранилищ попала в руки группировки Джебхат ан-Нусра, радикального крыла оппозиции. На этом фоне очевидно, что у исламистских группировок Джебхат ан-Нусра и так называемого Исламского государства Ирака и Леванта имеются собственные причины для конфликта с курдами и создания отдельного образования на севере Сирии.
С отрядами Свободной сирийской армии ведет борьбу Демократический союз (сирийское ответвление турецкой Курдской рабочей партии), который управляет автономной курдской областью на севере Сирии с молчаливого согласия Дамаска. Столкновения между боевиками сирийской оппозиции и курдами резко ужесточились в июле-августе 2013 г. На севере Сирии сунниты-салафиты расстреляли около 450 курдов. Однако в настоящее время более двух третей населенной курдами территории Сирии, где они составляют 70 % населения, занято курдскими силами. Боевые успехи Демократического союза (ДС) в ноябре 2013 г. свидетельствуют о его постепенном примыкании к региональной шиитской оси, поддерживающей Асада.
Сирийские курды утверждают, что достижение договоренности между официальной властью и оппозицией без участия курдской общины не представляет какой-либо ценности, т.к. курды являются одним из государствообразующих народов Сирии. Влияние партии Демократический союз обусловлено продолжительной деятельностью Курдской рабочей партии в Сирии, наличием идеологической платформы, а также значительным числом сирийских курдов в административном и кадровом составе КРП. Вместе с
64
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
тем, партия Демократический союз воздерживается от применения насилия и демонстрирует лояльность режиму Башара Асада, выступая против ударов по Сирии.
В то же время некоторые события демонстрируют ограниченность курдских возможностей. Сирийские курды пока не решаются на одностороннее провозглашение автономии и предпочитают взаимодействие по данному вопросу с Анкарой и Эрбилем. Сомнительно, что одностороннее провозглашение курдской автономии в Сирии будет поддержано иракским Курдистаном, сильно зависящим в вопросе поставок нефти от отношений с Турцией. На политические действия сирийских курдов влияет целый ряд внутренних факторов. Среди них необходимо отметить раздробленность курдских группировок Сирии. В последние месяцы между ними даже возникали вооруженные столкновения. В июле 2013 г. фактически было заявлено о провале формирования Верховного курдского комитета, созданного в 2012 г. при посредничестве Эрбиля для достижения единства позиций сирийских курдов.
Примечательно, что возможность создания курдской автономии в Сирии на официальном уровне поддержала Турция. Причем в Сирии идет реальный процесс становления квазинезависимой автономии на границе с Турцией. В отличие от иракского Курдистана, курдская община в Сирии не имеет связей с Турцией, и в случае создания автономии она будет враждебна Анкаре. Поэтому закулисно Турция использует подконтрольные ей группировки в составе сирийской вооруженной оппозиции, которых она снабжает оружием и финансирует, чтобы направить их против местных курдов. Более того, совершаются массовые убийства мирных курдов боевиками-исламистами на севере Сирии.
Позиция Анкары на переговорах с лидерами иракских курдов, по сути, сводилась к двум центральным пунктам: требованию к Демократическому союзу отказаться от одностороннего провозглашения автономии и прервать контакты с действующей сирийской властью. Кроме того, Анкара настаивает на более тесной интеграции организаций сирийских курдов в структуры оппозиции. По сути, Турция стремится превратить сирийских курдов в младшего партнера оппозиции и добиться тем самым их большей управляемости. Одновременно была бы отсрочена реализация курдских планов по созданию автономии до гипотетического свержения действующей сирийской власти.
Маловероятно, что сирийские курды прислушаются к рекомендациям Турции относительно отказа от сотрудничества с Дамаском и превращения в младшего партнера сирийской оппозиции. Для Демократического союза вариант балансирования между Дамаском и Анкарой представляется наиболее выигрышным с целью получения выгодных условий от обеих сторон.
Политические науки
65
При этом очевидно, что позиции президента Асада выглядят на сегодняшний день привлекательнее, чем перспектива сотрудничества с раздробленной оппозицией, победа которой в сирийском конфликте представляется весьма призрачной.
Тем не менее, Турции логичнее поддерживать «местное» курдское население Сирии, невзирая на конфликт с Курдской рабочей партией. Если Турция позволит «группе радикальных легионеров» приобрести реальную силу в Сирии, она будет втянута в серьезный конфликт вокруг определения курдской идентичности и географии на Ближнем Востоке [2]. Скорее всего, Анкара продолжит попытки подчинения себе сирийских курдов, однако США, используя иракских курдов, могут повести сирийских курдов в другом направлении. Здесь примечателен следующий факт. Как только группировка Джебхат ан-Нусра начала боевые действия на территории сирийского Курдистана, США назвали ее участников не террористами, а всего лишь «джихадистами», то есть воинами сирийской оппозиции, которой Штаты обязались помогать. В американской пропаганде эта сила трактуется как сирийские мусульмане, которые воюют за свои права против преступного режима Башара Асада, находящегося в альянсе с курдами [3]. Этот двойной стандарт говорит о том, что США начали опасаться курдского подъема на Ближнем Востоке, потому что действия курдов предпринимаются не под американским контролем [4].
Кроме того, Израиль, США и Турция могут попытаться дестабилизировать Иран посредством курдского фактора. В Иране существует курдская община, которая находится под сильным нажимом Тегерана. Однако наличие сильной центральной власти в Иране не позволяет в ближайшее время ожидать курдских выступлений за независимость. Вместе с тем, вступление США в прямой конфликт с Ираном будет представлять угрозу безопасности Турции, особенно если он завершится курдским восстанием и повторной дестабилизацией Багдада.
Список литературы:
1. Kurd sorunu: istatistik [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.harpak.edu.tr/saren/default.asp?sayfa=5&alt_sayfa=15.
2. Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в противодействии терроризму на Северном Кавказе: политико-технолоче-ский аспект: дисс. ... канд. полит. наук / С.В. Сидорова. - Пятигорск, 2005. -202 с.
3. Anufrienko S.V Mass media as a vital element of modern terrorism // Middle East Journal of Scientific Research. - 2013. - Т. 18, # 2. - С. 206-209.
4. Anufrienko S.V The modern terrorism, the media and the democracy // World Applied Sciences Journal. - 2013. - Т. 27, # 2. - С. 293-296.