Научная статья на тему 'СИРИУС ШТОКХАУЗЕНА: ОТ ИДЕИ К МНОГОЗНАЧНОЙ ФОРМЕ'

СИРИУС ШТОКХАУЗЕНА: ОТ ИДЕИ К МНОГОЗНАЧНОЙ ФОРМЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА / МИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ / ДОМИНИРУЮЩАЯ МЕЛОДИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галлямова Гузель Олеговна

Цель статьи — рассмотрение композиции «Сириус» К. Штокхаузена в различных аспектах: история создания и реализации произведения, астрологические и мистические идеи, особенности структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STOCKHAUSEN''S "SIRIUS": FROM IDEA TO VARIABLE FORM

The purpose of the research is to study different aspects of the Stockhausen's Sirius composition. It includes the history and creation of compositions, involving astrological and mystical aspects as well as analysis of the features of their structure.

Текст научной работы на тему «СИРИУС ШТОКХАУЗЕНА: ОТ ИДЕИ К МНОГОЗНАЧНОЙ ФОРМЕ»

© Галлямова Г. О., 2012

СИРИУС ШТОКХАУЗЕИА: ОТ ИДЕИ К МНОГОЗНАЧНОЙ ФОРМЕ

Цель статьи — рассмотрение композиции «Сириус» К. Штокхаузена в различных аспектах: история создания и реализации произведения, астрологические и мистические идеи, особенности структуры.

Ключевые слова: реализация, электронная музыка, мистический аспект, мифотворчество, вариабельность формы, основные мелодии, доминирующая мелодия.

История создания. С весны 1975 года немецкий композитор, лидер послевоенного авангарда Карлхайнц Штокхаузен (22 VIII 1928 — 5 XII 2007) работал над сочинением для электронной музыки, трубы, сопрано, бас-кларнета и баса «Сириус» (Sirius), написанном по заказу западногерманского правительства и посвященном двухсотлетию США. Первоначально это произведение было задумано для кларнета, сопрано, тромбона и баса, но после исполнения композиции «Гимны» (Hymnen) в Париже, в котором участвовал сын композитора Маркус, инструментовка была изменена.

Реализация электронной музыки на восьмиканальной пленке проходила в студии западногерманской радиостанции (WDR) в Кёльне и длилась в течение почти двух лет, с июля 1975 по март 1977 гг. Звуки электронной музыки были созданы на синтезаторе EMS Synthi 100, за исключением конкретных звуков в части Представление (шаги по снегу и по ломающемуся льду, треск горящего дерева, бульканье и журчание ручья, свист и вой ветра) и в конце «Весов» (ветер). Технические и климатические условия труда были исключительно трудными и усложняли процесс реализации. К партитуре «Сириуса» [1] прилагается буклет, в котором на двух языках (немецком и английском) даны примечания композитора к работе, его комментарии и тексты, а также документальный материал (фотографии с премьер и репетиций). Этот же материал дублируется в четвертом томе «Текстов о музыке» [2, с. 301-329]. На ежегодных курсах Штокхаузена в 2000 году проходящих в Кюртене, «Сириус» исполнялся три раза, а также был издан курс для композиторов и музыковедов [3].

Мистический аспект. Возникновение самой идеи сочинения Штокхаузен связывает с произведением «Звук звезды», для которого он изучал созвездия, видимые в Кюртене. По словам композитора, созвездие Большого пса и его центральная звезда Сириус настолько завладели его вниманием, что у него появились сказочные видения, порожденные Сириусом1. Кроме этого, определенную роль сыграла книга музыканта и мистика из Граца Якоба Лорбера «Космос в духовном обзоре»2, тексты которого использованы в сочинении вместе с текстами композитора. А мифотворчество, характерное для Штокхаузена, проявилось в концепции, что планета Сириус — это родина самых значительных музыкантов, которые посылаются на другие планеты. Композитор вспоминает: «в эти дни в больнице3 у меня было видение, что во время 'самых жарких дней года' <с 24 июля по 23 августа>, <...> наше солнце отражает свет Сириуса на освещенной стороне земли и поэтому рожденные в августе (25. 7. — 5.9) — дети Сириуса» 4[3, с. 1].

Согласно Штокхаузену, сочинение «Сириус» выступает в роли посредника между музыкой планеты Сириус и нашей планеты Земля. Композитор акцентирует мистический аспект этой музыки: «Сириус, главная звезда созвездия Большого Пса, находится на расстоянии 8.7 световых лет — является центральным солнцем нашего местного мира. 200 миллионов солнц с их планетами и спутниками вращаются вокруг нее и живут в ее свете <...>. Для жителей Сириуса музыка — самая высокая форма всех вибраций. По этой причине музыка там имеет высшее развитие. Каждая музыкальная композиция на Сириусе связана с ритмами созвездий, сезонов года и времени дня, элементами, и экзистенциальными различиями живых существ <...> музыка, которую я сочинил и назвал Сириус, переносит некоторые из этих принципов музыкальной формы и структуры на нашу планету» [4, s. 18].

Форма. Композиция отображает ежегодный цикл, его общая структура включает три части, делящиеся на семь фаз: Представление четырех солистов: низкий бас, труба, высокое сопрано, бас-кларнет, которые являются музыкальными воплощениями четырех сезонов года, стран света, элементов, времен дня, стадий роста растения (семя, почка, цветок и плод) и человека (юноша, женщина и возлюбленный, мужчина). После следует Колесо года из четырех сезонов; заканчива-

ется сочинение Возвещением (Провозглашением), которое является духовным сообщением с Сириуса. Композитором создана специальная схема, отображающая общую форму сочинения (Рис.1). Рис.1

PRESENTATION N

WHEEL CAPRICORN

ANNUNCIATION N

■о

Представление звучит 1Г05, «из которых чистая электронная музыка составляет 3'13,5», а в сочетании с вокальной и инструментальной — 7'51,5. Начало сочинения напоминает фантастический фильм: музыка рисует картину прибытия на Землю огромного космического корабля-матки и спуска четырех капсул с посланцами планеты Сириус, каждый из которых представляет себя на основном звуке (север — восток — юг — запад), а затем, в другом порядке, начало своей мелодии (овен — козерог — весы — рак):

Зима - Козерог

Весна - Овен

Лето - Рак

Осень - Весы

Я — север, земля, мужчина. Я — ночь, семя, зима.

Труба — это восток, огонь, юноша. Труба — это утро, почка, весна.

Я — юг, вода, женщина. Я — полдень, лето, цветок.

Бас кларнет — это запад, воздух, друг, возлюбленный. Бас кларнет — это вечер, плод, осень.

Спуск капсул изображается по-разному: меняется продолжительность и высота начального звука «спускаемых капсул» (звук / спуск):

Колесо — средний, «вращающийся» раздел Сириуса, — создает вариабельность (многозначность) формы, и, в зависимости от времени исполнения, может начинаться с одной из четырех главных мелодий, которые преобразовываются одна в другую: Рак (главная мелодия) — Лев — Дева; Весы (главная мелодия) — Скорпион — Стрелец; Козерог (главная мелодия) — Водолей — Рыбы; Овен (главная мелодия) — Телец — Близнецы. Группируя по три мелодии в четыре сезона, Штокхаузен создает двенадцать делений циферблата «часов» Сириуса. Кроме этого, в каждом из четырех сезонов главная мелодия доминирует, а три другие основные мелодии присутствуют на втором или третьем уровне (слое), изменяя свое положение в зависимости от сезона. Затем, один из четырех переходов -Мостов связывает Колесо и Возвещение, в котором Север и Юг, Восток и Запад в двух дуэтах прощаются с аудиторией. Далее следует квартет — объявление сообщения Сириуса (текст послания о космическом смысле нашего существования Якоба

Лорбера), сформированное из мелодии Рыб (символизирующей эпоху Христа) и переходящее к мелодии новой эпохи Водолея, что также обусловлено мистическим аспектом.

На первых пяти концертах «Сириуса» в июле 1976 г. в планетарии Национального Воздушного и Космического Музея в Вашингтоне, округ Колумбия, прозвучал только один сезон — Лето, с Представлением, Мостом после Рака и Возвещением, а в сентябре, октябре, и ноябре 1976 г. два: Лето и Осень с Мостом после Весов (в Токио, Осаке, Париже, Берлине, Венеции, Тулузе и Метце). Премьера трех сезонов: Лета, Осени — Зимы и Моста после Козерога состоялась в Кельнской опере 8 мая 1977 г., а вся работа и Мост после Овна были исполнены впервые 8 августа 1977 г. в Летней версии на Прованском Фестивале в монастыре Святого Луиса. Затем, в январе 1978 г., в Атриуме Хьюстонского Университета в Хьюстоне, штат Техас, была представлена Зимняя версия, а в июне 1978 г., в соборе Muenster в Бонне и в Кельнской опере — Весенняя версия. С 4 по 7 июля 1980 года, во время «Maggio Musicale Florentino» («Музыкальный май Флоренции») состоялись четыре исполнения Летней версии в монастыре Santa Сгосе.

До 1990 года солистами Сириуса были Маркус Штокхаузен (труба), Аннетт Меривитэр (сопрано), Сюзанна Стефенс (бас кларнет), Борис Кармели (глубокий бас); с 1990 года басовую партию поет Николас Ишервуд.

Примечания

1 Именем этой звезды он даже назвал собаку, подаренную дочери Жюлике 22 января 1974 года.

2 Лорбер, сын штирийского винодела и капельмейстера музыкального общества. Первоначально собирался стать священником и изучал теологию, но затем посвятил себя музыке. В возрасте 40 лет, 15 марта 1840 года Лорбер впервые услышал и записал слова, продиктованные ему Голосом. Перу Лорбера принадлежат почти 25 объемистых томов, его труды: «Большое Евангелие от Иоанна», 10 томов; «Домостроительство Господне», 3 тома; «Земля и Луна»; «Детство Иисуса»; «Природное Солнце»; «Духовное Солнце», 2 тома; «Роберт Блюм», 2 тома; «Епископ Мартин» и др.

3 Многомесячная, беспрерывная работа в электронной студии без свежего воздуха негативным образом отразилась на здоровье Штокхаузена.

4 Напомним, что дата рождения композитора 22 августа.

Литература

1. Stockhausen К. Sirius. Kurten, 1981.

2. Stockhausen К. IIТЕХТЕ Bd. 4. Cologne: DuMont, 1978.

3. Stockhausen К. Kompositions-Kurs Uber SIRIUS Elektronische Musik und Trómpete, Sopran, Bassklarinette, Bass. Kurten, 2000.

4. Stockhausen K. Towards a Cosmic Music / K. Stockhausen, translated by T. Newill. — Element Books Limited, 1989.

© Пэн Чэн, 2012

КИТАЙСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ XX ВЕКА (ОБЗОР)

В статье обозначен путь развития профессионального композиторского искусства в Китае от истоков до современности. Особое внимание уделено композиторам XX века.

Ключевые слова: китайские композиторы, национальное искусство, профессиональное творчество.

В XIX веке Китай утратил положение могущественной и процветающей империи. Многие образованные граждане Китая считали, что западный опыт может помочь способствовать развитию и стремились изучать европейскую науку, культуру и искусство. В их числе были и композиторы.

Развитие китайской музыки на протяжении нескольких тысяч лет было относительно самостоятельно. Строй, нотация и другие параметры китайской музыки индивидуальны, и при попытках синтезировать её с системой европейской композиторы сталкивались с трудностями.

Вместе с тем, внедрение в образовательные программы обучения китайских музыкантов западной теории музыки как системы знаний о музыкальном языке этой культуры «проложило

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.