Научная статья на тему 'Синтез творческой и репродуктивной деятельности в подготовке студентов факультета художественного образования'

Синтез творческой и репродуктивной деятельности в подготовке студентов факультета художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / РЕПРОДУКТИВНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ / THE PROBLEM OF HIGHER ART EDUCATION / ARTISTIC CREATION / REPRODUCTIVE REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Ирина Петровна, Брюханов Сергей Анатольевич

Статья посвящена проблеме синтеза творческой и репродуктивной деятельности в подготовке студентов факультета художественного образования, что является одной из профессионально значимых и педагогически приоритетных направлений высшей школы, требующей своего решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Ирина Петровна, Брюханов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNTHESIS OF THE CREATIVE AND REPRODUCTIVE ACTIVITIES IN THE TRAINING OF STUDENTS OF THE FACULTY OF ART EDUCATION

The article is devoted to the problem of synthesis of creative and reproductive activities in the training of students of the faculty of art education that is one of professionally significant and pedagogically priority of the higher school.

Текст научной работы на тему «Синтез творческой и репродуктивной деятельности в подготовке студентов факультета художественного образования»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой художественного образования Кузьмина Ирина Петровна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); аспирант 4 курса Брюханов Сергей Анатольевич

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

СИНТЕЗ ТВОРЧЕСКОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме синтеза творческой и репродуктивной деятельности в подготовке студентов факультета художественного образования, что является одной из профессионально значимых и педагогически приоритетных направлений высшей школы, требующей своего решения.

Ключевые слова: проблемы высшего художественного образования, художественное творчество, репродуктивное воспроизведение.

Annotation. The article is devoted to the problem of synthesis of creative and reproductive activities in the training of students of the faculty of art education that is one of professionally significant and pedagogically priority of the higher school.

Keywords: the problem of higher art education, artistic creation, reproductive reproduction.

Введение. Происходящие в современном образовании процессы глобализации, затронули и сферу высшего художественно-педагогического образования. Глобализация, в первую очередь, выражается в унификации содержания и структуры образования, широком внедрении ИКТ, конвертируемости дипломов, а также в расширении обмена между странами в сфере достижений в организации образовательного процесса.

Сегодня постоянно растёт влияние дизайна на все стороны жизни общества, в связи с этим приобретает большое значение высокая профессиональная подготовка студентов, обучающихся на профилях «Дизайн и компьютерная графика», «Графический дизайн», «Изобразительное искусство» способных решать сложные художественные задачи. Одной из важнейших задач модернизации образования является индивидуализация обучения. Для студента это означает, в первую очередь, выработку собственного стиля.

Модернизация высшего художественного образования предполагает не только уход от унификации в преподавании изобразительного искусства, дизайна разнообразие преподаваемых художественных техник, жанров и стилей, но и внедрение инновационных методов обучения.

Происходящая в настоящее время интенсификация образования выдвигает новые требования к подготовке дизайнеров. От преподавателей высшей школы требуется переосмыслить дидактический подход к профессиональной подготовке студентов-дизайнеров. Важно подчеркнуть, что творческое, образное мышление является необходимой составляющей успешности будущего профессионала. Однако, формированию творческих умений предшествуют изобразительная грамота, технологические умения, теоретические знания.

Изложение основного материала статьи. Вопросы интенсификации обучения на современном этапе приобрели исключительно большое значение. Данное положение можно объяснить задачами, которые стоят перед высшей школой - развитие интеллектуального и духовного потенциала студента. Именно это определяет объём и характер обучения как целенаправленной деятельности студентов и преподавателей вуза отношении усвоения элементов культуры. Следует отметить, что это предполагает превращение элементов культуры в достояние личности студента, которое может осуществляться следующими способами: в виде опыта репродуктивной, опыта творческой деятельности, сочетая учебную, научно-исследовательскую и творческую работу.

Поэтому образовательные программы, реализуемые на факультете художественного образования, в качестве обязательного компонента содержат научно-исследовательскую и творческую деятельность студентов. Образовательные программы включают в себя учебные дисциплины и модули, позволяющие подготовить выпускников к грамотному ведению исследований по проблемам художественного образования, культуры, искусства и дизайна.

В процессе изучения профильных дисциплин могут быть усвоены не только самые общие умения, например, умение работать с литературой, перерабатывая и излагая информацию в виде устного сообщения, доклада или реферата. Более значимым результатом является умение наблюдать, изучать и анализировать практический опыт, например - деятельность отдельного педагога, дизайнера, группы учителей или целого коллектива, работающего в различных типах учреждений.

Изучение таких дисциплин как пропедевтика в дизайне, колористика, дизайн-проектирование формирует умение организовать научно-исследовательскую работу по всем её основным этапам (определение цели и задач исследования, выдвижение гипотезы, отбор и обоснование методов ведения исследования, сбор, анализ и обобщение полученных результатов, оформление материалов исследования, изложение полученных выводов в виде художественного или дизайнерского проекта). Эти умения также могут быть сформированы в ходе выполнения исследовательских заданий.

На сегодняшний день в содержании обучения будущих дизайнеров, художников-педагогов в российских вузах можно выделить три направления: академическое, традиционное и инновационное. В основе академического направления лежат реалистическое направление в искусстве и классическое направление в дидактике. Академическое направление подразумевает обучение студентов академическим приёмам рисунка. Традиционное направление в России реализуется в рамках художественно-прикладного творчества.

Инновационное направление обучению живописи связано с усилением влияния западного искусства. Данное направление характеризуется обращением к западным традициям импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, модернизма, а также многих других течений, которые характерны для европейской и американской культуры и иногда объединяются общим названием "авангард". Инновационное направление использует информационно-коммуникативные и иные технологии, позволяющие обеспечить

свободу самовыражения студентов [2].

Предметным аспектом художественной культуры индивида по сути является объективный аспект, связанный с приобщением к миру изобретательства, познанием мира творчества и умением создавать в нём ценности. Личностный аспект художественной культуры обращён вовнутрь студента, на его собственное "Я", на формирование мотивации к творческой деятельности и умению действовать по образцу, на способность воспринимать жизнь во всей её красоте и полноте, эстетически воспринимать профессионально значимые проявления.

На инструментально технологическом уровне пути решения данной проблемы заключаются в применении в обучении проблемного подхода, элементов развивающего и эвристического обучения, интерактивных и информационно-коммуникативных образовательных технологий.

Перспективными являются реализация идей смысловой дидактики, герменевтический подход в обучении. Перечисленные образовательные технологии позволят студентам освоить разнообразные изобразительные техники, раскрыть культурные смыслы произведений изобразительного искусства, понять культурный контекст произведения. Изучение техники позволит повысить уровень художественно-творческого развития студента, ляжет в основу формирования его «культуры творческой личности».

В первую очередь следует назвать проблемный подход (В.В. Давыдов), который может применяться на занятиях по теории и истории изобразительного искусства, графического дизайна и других учебных предметах студентов. Целью проблемного подхода является усвоение студентами содержания образования через решение специальных учебных задач, содержащих "незаполненные места". Методика проблемного обучения строится таким образом, что студенты "наводятся" педагогом на известное решение или направление решения задачи. В отличие от репродуктивного вопроса, проблемный вопрос не предполагает простого воспроизведения знаний, а требует самостоятельного поиска информации, размышлений и рассуждений.

Эвристический подход (А.В. Хуторский) предполагает применение широкого спектра интерактивных методов обучения. Основная идея эвристического подхода - обучение способам решения нестереотипных, творческих задач. Главная цель эвристического подхода - раскрытие индивидуальных творческих возможностей обучающегося. Разработанные в рамках эвристического подхода методы креативного обучения способствуют развитию изобразительных способностей студентов и реализации их творческого потенциала. Помимо этого, использование методов эвристического подхода помогают студенту выработать свой индивидуальный стиль творческой деятельности.

Культурологический подход (Е.В. Бондаревская), заключающийся в идее диалога культур (В.С. Библер) позволяет включить студентов в контекст отечественной и мировой художественной культуры, выстроить и обеспечить связь между философско-мировоззренческим, теоретико-педагогическим и инструментально-технологическим уровнями, понять культурный контекст возникновения того или иного произведения [3].

Формирование художественного восприятия в процессе обучения студентов специальным дисциплинам зависит от организации восприятия искусства и окружающей действительности, направленных на расширение опыта эмоционально-образного постижения мира. Результаты исследователей творческого формирования личности свидетельствуют о том, что развитие художественных способностей студентов как комплекса их личностных качеств может происходить при условии создания художественного произведения, при творческом отношении к миру.

М.С. Каган, рассматривая художественное творчество, выделяет художественную деятельность, так как она представляет единство всех видов деятельности, а искусство является инструментом освоения мира наряду со всеми прочими. В результатах художественной деятельности отражается мировоззрение, эстетические взгляды творца, его отношение к миру.

Мы под «творчеством» понимаем как деятельность личности, в процессе которой создаются новые материальные и духовные ценности, никогда прежде не существовавшие. Уровни, высоты творческой деятельности могут быть разными, они могут замечаться в творчестве гениального ученого, художника, педагога или как первые произведения обучающегося. Невозможно обойтись без импровизации как в изобразительном искусстве, дизайне так и в педагогике, определяющей пути развития творческой, целостной личности. Взаимосвязь творческой, научной и учебной деятельности давно является предметом изучения педагогической науки.

Организация процесса обучения колористики и цветоведения, композиции и пропедевтики в дизайне основана на эмоционально-образном постижении окружающей действительности, художественных произведений изобразительного искусства при одновременно осуществляемых процессах восприятия и созидания.

Единство восприятия и художественного творчества, является основой методики преподавания специальных дисциплин в высшем учебном заведении, способствует гармоничному развитию способностей студентов к художественно-творческой деятельности с цветом.

Целенаправленный учет возрастных и индивидуальных особенностей позволяет максимально раскрывать своеобразие каждого студента, его художественную индивидуальность. Личностный рост творческого потенциала студента зависит от развития его умственной и художественно-творческой активности, самостоятельной деятельности и усердия. Важными факторами развития их способностей является творческая направленность учебно-воспитательного процесса, раскрывающая потенциал каждого, актуализация педагогом коммуникативной и интеллектуальной деятельности студентов с учётом повышенного интереса студентов к творческому решению поставленных задач.

Эмоциональный мир каждого студента очень сложен и богат. В эмоциях и чувствах личности проявляется определенное отношение к окружающим предметам и явлениям действительности. Поэтому, решая одну и ту же колористическую задачу на занятиях по живописи, дизайну или композиции, каждый студент отражает свой способ видения окружающего мира, выстраивает свой стиль исполнения, свою творческую концепцию и эстетические предпочтения.

В ходе целенаправленного образования развитие творческих умений, как правило, движется от простейшего понимания, умения вникать в сущность определений, от восприятия понятий и связей, к раскрытию их глубокого внутреннего смысла, строгого порядка, к умению обосновывать и доказывать истинность выдвигаемых положений.

В последнее время все чаще ставится вопрос о более плодотворном использовании репродуктивных

способностей в образовательном процессе, ведь репродуктивная деятельность предполагает простое воспроизведение или применение образца в сходных ситуациях. Главной задачей современного образования выступает не только оснащение студентов-дизайнеров методологией творческого преобразования мира, но и овладение репродуктивными способностями [1].

Репродуктивное воспроизведение - неотъемлемая часть художественного образования. Художественное произведение оценивается в том числе и в рамках школы, в которой оно было создано. Каждый художник использует наработки великих мастеров: будь то техника рисования, специфика использования цветового ряда или символизм изображения. Задача образовательного учреждения - не только научить студента креативно подходить к выполнению задания, но и развить способность к подражанию.

Выводы. Подготовка будущего художника-педагога и педагога профессионального обучения в области дизайна, должна строиться единстве творческой и учебной деятельности, на внедрении инновационных технологий, что обогатит студентов новыми средствами реализации художественных замыслов, нацелит их на создание индивидуальных и коллективных проектов. Синтез творческой и репродуктивной деятельности студентов предполагает:

- последовательность (от простого к сложному) в освоении принципов, методов и технологий выполнения проектов и научных исследований в соответствии со стадиями образовательного процесса;

- преемственность научно-исследовательской и творческой работы на всех этапах (курсах) обучения с логичным усложнением методов и форм научного и художественного творчества, к участию в которых привлекаются студенты;

- интеграцию и синтез репродуктивной и творческой, исследовательской деятельности.

Литература:

1. Новоселов, С. А. Развитие технического творчества учащихся в учреждениях профессионального образования: системный подход. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.

2. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. -М.: Изд. Центр «Академия», 2010.

3. Щепкина Н.К. Современные педагогические технологии в обучении. - Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2005.

Педагогика

УДК:378.147

кандидат педагогических наук, доцент Кутепова Любовь Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат химических наук, доцент Тростин Василий Львович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Леонтьева Галина Аликовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕХНОЛОГИЙ СМЕШАННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению смешанного обучения в вузах. Технологии Blended Learning, как показывает практика, активно внедряются в образовательный процесс в связи вступлением в силу ФГОС нового поколения. Образовательная парадигма сменила свое направление, но при этом сохранилась необходимость в сохранении и повышении качества образования. Поэтому Blended Learning считается одним из самых эффективных как в России, так и за рубежом. В статье рассматривается практика внедрения смешанного обучения как в России, так и за рубежом. Для единства трактовки смешанного обучения, было выделено определение данного понятия. Смешанное обучение - это включение в традиционные формы обучения элементов электронного обучения, в котором применяются специальные информационные технологии. Выделены некоторые проблемы использования смешанного обучения. Отмечено, что успех освоения материала зависит от мотивированности и дисциплинированности самого обучающегося. Установлены модели смешанного обучения, каждую из которых можно использовать в образовательном процессе. В России и Америке смешанное обучение имеет общие цели: повышение качества преподавания, увеличение гибкости и доступности курсов и более рациональное использование средств и ресурсов. Как пример было приведено использование многофункциональной электронной платформы Moodle, позволяющей преподавателю оперативно корректировать образовательную траекторию студентов за счет предоставляемых инструментов.

Ключевые слова: смешанное обучение, образовательный процесс, высшее учебное заведение, электронная среда, электронное обучение, электронная образовательная платформа, федеральный государственный образовательный стандарт,Moodle.

Annotation. The article is devoted to the study of mixed education in universities. Blended Learning technologies, as practice shows, are actively being introduced into the educational process in connection with the entry into force of the new generation GEF. The educational paradigm changed its direction, but at the same time there was a need to preserve and improve the quality of education. Therefore Blended Learning is considered one of the most effective both in Russia and abroad. The article discusses the practice of introducing mixed education both in Russia and abroad. For the unity of the interpretation of mixed instruction, the definition of this concept was singled out. Mixed training is the integration of e-learning elements into traditional forms of teaching, in which special information technologies are applied. Some problems of using mixed teaching are highlighted. It is noted that the success of mastering a material depends on the motivation and discipline of the learner. Models of mixed instruction are established, each of which can be used in the educational process. In Russia and America, mixed instruction has common goals: improving the quality of teaching, increasing the flexibility and availability of courses, and more rational use of resources and resources. As an example, the use of the Moodle multifunctional electronic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.