СИНТЕЗ ЦИТОКЕРАТИНОВ ПРИ БОЛЕЗНИ РЕЙТЕРА
Н.В. Махнева, М.С. Петрова, Л.В. Белецкая
МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского
НИИ трансплантологии и искусственных органов МЗ РФ, Москва
Цитокератины являются главными составными цитоскелета во всех эукариотических клетках и играют важную роль в таких функциях клеток, как подвижность и способность сокращаться. Они также участвуют в поддержании клеточной формы и способствуют транспорту веществ [11, 13]. По морфологическим свойствам различают три типа составных цитоскелета: микрофиламенты актина, микротрубочки и промежуточные филаменты [10]. Последние составляют мультигене-тическое семейство и представляют 5 типов промежуточных фила-ментов, каждый из которых принадлежит к клеткам различного тканевого происхождения и имеет строгий тканеспецифический антигенный состав [9]. Экспрессия различных типов промежуточных филаментов находится в зависимости от точной программы диффе-ренцировки. Так, эпидермальная дифференцировка (кератинизация) проходит через многочисленные морфологические стадии, связанные с экспрессией генов, которые характерны для каждой стадии. Ке-ратиноциты базального слоя синтезируют кератины № 5 и № 14 как основные протеиновые продукты. Транскрипция генов К5 и К14 строго ограничена базальным слоем, тогда как их белковая продукция персистирует в супрабазальные слои. Покидая базальный слой, кератиноциты прекращают митотическую активность и начинают свою конечную дифференцировку индукцией соответствующих генов.
В цитоплазме кератиноцитов кожи практически здоровых людей выявлены три типа цитокератинов [7]. Первый присутствует исключительно в клетках базального слоя, другой - во всех клетках эпидермиса, третий - только в поверхностных слоях [1, 7]. При кожных заболеваниях нередко наблюдается нарушение процесса дифферен-цировки клеток эпидермиса. Эти данные используют как для изучения характера развития болезни, так и для диагностических целей [2, 6]. Поскольку у пациентов, страдающих болезнью Рейтера, в 20-74% случаев наблюдаются поражения кожи и слизистых оболочек в виде ке-ратодермии, псориазоформных и уртикарных высыпаний, эритемы [5], было сделано предположение о нарушении синтеза цитокератинов клетками многослойного плоского эпителия.
С целью выяснения состояния клеточных элементов базального и надбазального слоев эпидермиса нами было проведено иммуноги-стохимическое исследование экспрессии кератинов в клинически не пораженных участках кожи пациентов с болезнью Рейтера с использованием ряда специфических моноклональных антител (МкАТ) к полипептидам кератина: МкАТ серии А6/2 к цитокератинам
базально-клеточного слоя (К5), серии В4/2 к антигенам клеток диф-
ференцированных слоев эпидермиса и серии ММ к общим антигенам всех слоев эпидермиса, полученные в НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи АМН РФ [3, 4, 8]. При этом характеризовали цитокератины соответственно современной номенклатуре [12]. Все диагнозы были выставлены на основании тщательного клиниколабораторного обследования больных, включая клиническое, микробиологическое, биохимическое и иммунологическое исследования.
С помощью МкАТ серии А6/2 определяли синтез кератина (К)5 (56 кД) клетками базального слоя многослойного плоского эпителия в клинически интактных участках кожи 13 пациентов с болезнью Рейтера. Известно, что в коже плода и практически здорового человека кератин №5 экспрессируется клетками базального слоя многослойного плоского эпителия. Реакция иммунофлюоресценции наблюдается в цитоплазме клеток только базального слоя и отсутствует в клетках дифференцированных слоев многослойного плоского эпителия [1, 4, 12]. При исследовании криостатных срезов кожи пациентов с болезнью Рейтера во всех исследуемых случаях было отмечено нарушение по этому признаку дифференцировки клеток эпителия. Экспрессия выявлялась не только в цитоплазме клеток базального слоя, но и в клетках шиповатого слоя, при этом отмечались одновременно места ослабления реакции или даже ее отсутствия в базальном слое эпидермиса. В 5 случаях дополнительно отмечалась иммунофлюо-ресцентная реакция в виде скопления материала под роговым слоем, в роговом слое в виде прослоек и на поверхности кожи.
Наблюдаемые нами изменения локализации реакции иммунофлюоресценции можно объяснить извращением молекулярно-биологических процессов дифференцировки клеток эпидермиса при болезни Рейтера. Можно предположить, что нарушается процесс ди-меризации кислых и основных белков в клетках базального слоя. При этом белки цитоскелета, характерные только для камбиального слоя, сохраняются в клетках, переходящих в вышележащие слои. В большинстве случаев отмечалось не только изменение локализации К5, но и уменьшение его количества в клетках базального слоя, что выражалось в ослаблении иммунной реакции. Дефект синтеза можно объяснить воздействием на структуры ткани длительным приемом антибиотиков и глюкокортикостероидов.
С помощью МкАТ серий В4/2, направленных к детерминанте антигена клеток дифференцированных слоев эпидермиса [4], согласно классификации Moll и соавт., антигена одной из групп цитокератинов супрабазальных слоев эпидермиса, были исследованы биоптаты кожи 13 пациентов, страдающих болезнью Рейтера. Известно, что иммуно-морфологическая картина в норме при этом выражается реакцией в цитоплазме клеток только дифференцированных слоев эпидермиса и отсутствует в клетках базального слоя. При исследовании срезов кожи больных данной болезнью, в 7 случаях из 13 отмечена иммунофлюо-ресцентная реакция в кератиноцитах как базального, так и нижней
трети шиповатого слоев, при этом в 3 случаях - реакция одновременно выявлена в роговом слое (прослойками) и на поверхности эпидермиса. Последнее явление связано с секвестрацией кожей материала, не вовлеченного в процесс кератинизации. В трех других случаях была выявлена иммуногистохимическая реакция только в дифференцированных слоях эпидермиса, при этом в двух случаях из них одновременно - и в роговом слое и на поверхности эпидермиса. В одном наблюдении выявлен синтез цитокератина только в роговом слое в виде прослоек, в другом - экспрессия данного цитокератина полностью отсутствовала. Следовую реакцию в единичных кератино-цитах только базального слоя и участками в зоне базальной мембраны наблюдали лишь в одном случае. Необходимо отметить, что во всех исследуемых случаях выявлены участки ослабления иммунофлюо-ресцентной реакции вплоть до ее истощения. Появление экспрессии цитокератина, характерного только для дифференцированных слоев, в базальном слое эпидермиса свидетельствует о факте извращения процесса дифференцировки клеток эпидермиса.
С помощью МкАТ серии ММ, направленных к общему антигену эпителиальных клеток как низкодифференцированных, так и высокодифференцированных слоев эпителия, в семи исследованных случаях было выявлено снижение синтеза кератинов во всех слоях эпидермиса, что определялось в виде слабой диффузной реакции, а местами - и ее отсутствием. В ряде случаев (4) наблюдалось скопление ММ+материала под роговым слоем и в роговом слое.
Таким образом, данное иммуногистохимическое исследование синтеза цитокератинов в клинически интактных участках кожи пациентов с болезнью Рейтера позволило выявить нарушение молекулярно-биологических процессов дифференцировки клеток эпидермиса. Так, с помощью моноклональных антител А6/1 определяется картина дефекта синтеза цитокератина камбиального слоя эпидермиса, выражающегося в одновременном проявлении участков отсутствия экспрессии кератина, частичного истощения и «возбуждения» синтеза. Последнее выражалось в выявлении кератина в цитоплазме не только клеток базального слоя, но шиповатого слоя со скоплением материала под роговым слоем, в роговом слое и на поверхности. Кроме того, обнаружено нарушение синтеза кератина дифференцированных супрабазальных слоев. В большинстве случаев установлена слабовыраженная реакция вплоть до ее исчезновения в дифференицрованных слоях эпидермиса и появление ее в цитоплазме кератиноцитов базального слоя эпидермиса. Нарушение синтеза разных типов кератинов свидетельствует об извращении нормальных циклов дифференцировки кожи при данной патологии. Констатация различного характера нарушения синтеза кератинов дает возможность использовать результаты этого наблюдения для дальнейшего изучения и уточнения характера патологического процесса при болезни Рейтера.
Авторы выражают благодарность Дробышевской Эльвире Ивановне за предоставленные моноклональные антитела к цитокератинам базально-клеточного слоя (серии А6/2) к антигенам клеток дифференцированных слоев эпидермиса (серии В4/2) и к общим антигенам всех слоев эпидермиса (серии ММ).
ЛИТЕРАТУРА
1. Белецкая Л.В., Анохина Г.И., Могирева И.А. и др. // Вестн. дерматол., 1991. -№ 7. - С. 14-18.
2. Белецкая Л.В., Махнева Н.В. Меченые антитела в нормальной и патологической морфологии (атлас). - М., 2000. - С. 20-56.
3. Вавилов А.М., Белецкая Л.В., Дробышевская Э.М. и др. // Вестн. дерматол., 1989. - № 1. - С. 26-29.
4. Дробышевская Э.И., Абызов В.Н., Силагадзе Д.Г и др. // Вопр. онкол., 1988. -Т. 34, № 1. - С. 23-29.
5. Ковалев Ю.Н., Молочков В.А., Петрова М.С./ Болезнь Рейтера.-М., 2006. - С.118-124.
6. Махнева Н.В., Молочков В.А., Белецкая Л.В. // Тез. докл. к науч.-практ. конфер., 75-летию ЦНИКВИ. - М., 1996. - С. 58-59.
7. Персина И.С. Иммунная система кожи в норме и патологии // В кн.: Патология кожи / Под ред. В.Н. Мордовцева, ГМ. Цветковой. - М., 1993. - Т. 1. - С. 162-213.
8. Силагадзе Д.Г,, Белецкая Л.В., Лямперт И.М. и др. // Бюл. эксп. биол. мед., 1987. - № 10. - С. 488-490.
9. Cribier B., Grosshans E. // Ann. Dermatol. Venereol. - 1993. - V. 120. - Р. 327-335.
10. Kanitakis J. // Ann. Dermatol. Venereol. - 1989. - V. 116. - Р. 431-436.
11. Lazarides E. // Rev. Biochem. - 1982. - V. 51. - Р. 219-250.
12. Moll R., Franke W.W., Schiller D.L. et al. // Cell. - 1982. - V. 31. - Р. 11-24.
13. Nagle R.B. // Am. J. Surg. Pathol. - 1988. - V. 12 (Suppl. 1). - Р. 4-16.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ УРОГЕНИТАЛЬНОГО ХЛАМИДИОЗА
В.А. Молочков
МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского,
ММА им. И.М. Сеченова, Москва
Чрезвычайно высокая распространенность (интенсивный показатель по Московской области в 2006 г. - 136,1 на 100 тыс. населения) вследствие возросшей миграции и урбанизации населения, изменения полового поведения молодежи, пропаганды интимных услуг, проституции и т.д., асимптомное, торпидное течение в сочетании с другими патогенами, преобладание хронических, осложненных, многоочаговых (половые пути, ректум, глотка) форм [14], а также важная роль Chlamydia trachomatis в передаче ВИЧ-инфекции [7] позволяют рассматривать проблему хламидийной инфекции как одну из важнейших по значимости медицинских проблем.