621.31.004.18
СИНТЕЗ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА НА БАЗЕ ИНЕРЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ С ТИПОВЫМИ РЕГУЛЯТОРАМИ И КОРРЕКТОРОМ
ТОКА ПРИ УПРУГОМ ВАЛОПРОВОДЕ
Ю.П. ДОБРОБАБА, ВИК.Ю. БАРАНДЫЧ
Кубанский государственный технологический университет,
350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2; электронная почта: [email protected]
На предприятиях пищевой промышленности используют электроприводы без редукторов (с идеальными валопроводами) и с редукторами (с упругими валопроводами). Предложена система автоматического регулирования положения электропривода на базе инерционного преобразователя с типовыми регуляторами и корректором тока при упругом валопроводе, имеющая характеристики аналогичные системе с идеальным валопроводом.
Ключевые слова: позиционный электропривод, система автоматического регулирования, инерционный преобразователь, упругий валопровод.
Известна система автоматического регулирования (САР) положения электропривода на базе инерционного преобразователя с типовыми регуляторами и корректором тока при идеальном валопроводе [1]. Современный уровень технологий пищевой промышленности характеризуется непрерывным увеличением требований к точности позиционирования в пространстве и производительности исполнительных органов механизмов (ИОМ) рабочих машин и агрегатов. Большинство редукторных электроприводов (ЭП) невозможно с достаточной точностью описать одномассовой электромеханической системой, без учета упругости механических связей.
Учет упругости соединения электродвигателя и ИОМ требует перехода к более сложной двухмассовой электромеханической системе.
На рисунке представлена САР положения ЭП на базе инерционного преобразователя с типовыми регуляторами и корректором тока при упругом валопроводе. Приняты следующие обозначения: РП, РС, РТ - регуляторы положения, скорости и тока соответственно; ФКС, ФКТ - фильтры контуров скорости и тока; КТ -корректор тока; ТП - тиристорный (инерционный) преобразователь; изп, изс, изт - задающие напряжения контуров положения, скорости и тока; U - напряжение, приложенное к якорной цепи электродвигателя; /я, Яя, Ья - ток, сопротивление и индуктивность якорной цепи
электродвигателя; ц, Мс, Му - угол поворота, моменты сопротивления и упругий ЭП; щь щ2 - угловые скорости электродвигателя и ИОМ; Крп, Ктп - коэффициенты усиления РП и ТП; Тм - постоянная времени инерционного преобразователя; Се, См - коэффициенты пропорциональности между скоростью и ЭДС электродвигателя, между током и моментом электродвигателя; Су -жесткость валопровода; /ь ^- моменты инерции электродвигателя и ИОМ; Кот, Кос, Коп - коэффициенты обратной связи по току, скорости и положению; р - комплексный параметр усиления преобразования Лапласа.
Передаточные функции ФКС, РС, ФКТ, РТ, КТ корректоров обратных связей Ш1, Ж2 имеют вид
1
^фкс( Р У-
^фкт( Р )■■
с Р + 1
pc p + 1
* pc Р 1
ггч 2 2 і
Трт Р + *
22 Трт Р + *
рт Р + 1 рт Р + 1
22
* рт Р
^кт( Р ) - Р р
Т кт Р + 1
р)=к
ому 7-т 2 2
Трт Р + Т рт Р +1
Т му Р
'24р) — к ому 2 2 . , ! ,
Трт Р + Т рт Р + 1
^( Р ) — К 0
При
Р рт — 16
1-
32 Ь,
1
1 С у (/ 1 + /2 Т2 1 Се См Тр2
32 Ья Ь
512
512 Ь/, К К Т
я 1 тп от р
1 С у (/1 + /2 )Тр2
128 Ья/1
/1 / 2 1-
1 С у (/1 + /2 )Тр2
128
32 Ья
1 С у (/1 + /2 )Тр2
64
/1 / 2
1 л яТр
16 Ь
1 ЛяТр
32 Ья
1 С у (/1 + / 2 )Тр2 1 С еС м Тр2
512
Т — — кт 32
512 Ья/1
1 л яТр
32 Ь
К„.
/1 + / 2
К С
омуСм
/
1_ 1 Су( /1 + / 2)Тр2 + _±
8 /1 /2
Су2(/1 + /2) Тр + 1 СеСмТр2 СуТр2
/2/2 /1 /2
Т2 —
му
К
1024 Ь/ /1
/1 1 /1 + /2
1024
32 Ь
Тр;
КоМуСм[Су 2 /2
1_ _1 Су(/ + /2)Тр
32 //2
1 СеСмТр2 СуТр2 1 Су2(/1 +/2)Тр
16384 Ья/1 /1
16384
/2/2 /1 /2
Р2 +1
1 гт-<6 6 . 1 ^5 5 . 1 гт-<4
--------Тр Р +---------------Тр Р +-------Тр Р
32768 р 1024 р 64 р
+1 Тр3 р3 +1Т2 р2 + Тр р + 1
См/2
М у (Р)
^зт( Р ) К от /1 + / 2
где Трс, Грт, Трт - постоянные времени РС и РТ; Ррс, Ррт - динамические коэффициенты РС и РТ; Кому - коэффициенты обратной связи по упругому моменту; Тму, Тму - постоянные времени корректоров обратных связей.
1
32768
Г 6 6 I
р р + 1
1 ггг 5 5 . 1 ^4 4
--------Тр р +------------------Тр р
1024 р ~ р
1
64^р
!А Р) мс(р) См /2
+ё Тр3 р + 0 Тр2 р + Тр р+1 82
1 /1 С2 р2 + С1 р
1
32768 1
Тр р + 1
Т5 р5 + — Т4 рА 1024 р 64 рр
+ -Тр р + -Тр Р + Тр р + 1 82
Му( р /1 Е4 р4 + Е3 р3 + Е2 р2 + Е1 р1 + 1
М с( Р ) /1 + /2
1
Тр6 Р6 +
—Тр5 Р5 + — Тр4 р4 + 1024 р 64 р
где С1 — _
32768
+^ Р3 + "^Тр2 Р2 + Тр Р + 1
у(/1 + / 2 )
Е— 1 Су (/1 + /2 )Тр 1 8 /1/2
1024 /1
_ ± с у / + / 2)г р +
32 /1/2
1 С у2(/1 + /2)2Т р
16384 /12/22
1 Су (/1 + / 2)т р
128
/1 /2
Т р;
= С у (/1 + / 2 )Тр2 1_ х С у (/1 + / 2)Т
64
/1 /2
512
Е — Су (/1 + /2 )Тр2
3 1024 /1/2
Тр;е4— ^- у р 32768
/1/2
^ С у (/1 + / 2)Т р2
Тр - некомпенсированная постоянная времени, с.
Передаточная функция по каналу управления «задающее напряжение контура тока - упругий момент» соответствует эталонной передаточной функции шестого порядка с постоянной времени Тр.
К от(/1 + / 2)
При ррс — от( 1 2) •'
2К осС м Тр
- 4Т
передаточные функции контура скорости по каналам «задающее напряжение контура скорости - угловая скорость ИОМ» и «момент сопротивления ЭП - угловая скорость ИОМ» имеют вид
передаточные функции внутреннего контура по каналам «задающее напряжение контура тока - ток якорной цепи электродвигателя», «задающее напряжение контура тока - упругий момент», «момент сопротивления ЭП - ток якорной цепи электродвигателя» и «момент сопротивления ЭП - упругий момент» имеют вид
/1/ 2
1 я( Р) — _1_____________С у (/1 + / 2)
иэт( Р ) К о "
2 ( Р )
1
^зс( Р ) К о,
1
—-—тр р + — тр р + - Тр р + Тр р + 4096 р 128 р ° р р
+4Тр р4 + 8Тр3 р3 + 8Тр2 р2 + 4Тр р + 1
Л Р)
—- 2
М с( р ) /1 + / 2 К ос
Ь7 р 7 + Ь6 р6 + Ь5 р 5 + Ь4 р 4 + Ь3 р 3 + Ь2 р 2 + Ь1 р
1 ^8 81 1 гт17 7 , 1 ГТ16 6 , гг*5 5 .
------ТиР +----Тпр +-Тр р + Тпр +
4096 ^ 128 ^ 8 р ^
+4Тр4 р4 + 8Тр3 р3 + 8Тр2 р2 + 4Тр р + 1
1
1
_1
1
1
1
8
1
2
1
1
1
/1/2
1
С2 —
С
2
2
1
Е
1
Т 4;
/1 /2
2
1
где Li = 4T2; L - 4
J. + J 2
L3 - 2 J1 + J 2 3 J
L - 1 J1 + J 2
L4 ------ '
1 С Т2
1 у 2 1 .
32 J
_]_ С у (J1 + J2)t 22 512 JJ„
1 С Т
1 СуТ 2
2 J2 1 J1 + J
128 J2
Т • L -
1 2; l5 -
1 J1 + J 2
16 J2
1 С Т 1 C уТ 2
512 J2
1 + J 2 T*6 . т ___ 1 J1 + J2 гг 1
12; Li -^^—;—12.
1
Ф 2 (Р ) =___
изп(Р) Kо
1
Ф 2 ( Р ) .
M c( Р )
— І29 Р 9 + — Т28 Р 8 + Т27 Р 7 + 512 2 16 2 2
+8Т26 р6 + 32Т25 р5 + 64Т24 р4 + +64Т3 р3 + 32Т2 p2 + 8Т2 р + 1
N 7 p7 + N6 рб + N 5 p5 +
+N4 р4 + N 3 p3 + N 2 p2 + N1 p
J1 + J 2
Т29 Р9
— Т8 р8 16 2 Р
Т7 р7
1
512
+8Т26 р6 + 32Т25 р5 + 64Т24 р4 + +64Т23 р3 + 32Т22 р2 + 8Т2 р + 1
гдеN1 = 822; N2 - 8
1 С Т2
1 у 2
8 J 2
с у (J1 + j2)Т 2 128 J,J2
N 3 - 4 J1+JL 3J
J1 + J2
1 С Т2
1 у 2
32 J,
1 С Т 1 СуТ 2
1 с у (j + j 2 )т2
128 J2
512
N 5 - 1J1 + J2 8 J2
1
С Т
С у1 2
512 J2
1 J1 + J 2
Передаточная функция по каналу управления «задающее напряжение контура скорости - угловая скорость ИОМ» соответствует эталонной передаточной функции шестого порядка с постоянной времени 4Тр.
К
При К рП —------
рп 8К оп Тр
передаточные функции контура положения по каналам «задающее напряжение контура положения - угол поворота ИОМ» и «момент сопротивления ЭП - угол поворота ИОМ» имеют вид
128 J2 4096 J2
Передаточная функция по каналу управления «задающее напряжение контура положения - угол поворота ИОМ» соответствует эталонной передаточной функции шестого порядка с постоянной времени 8T2.
Синтезированная САР положения ЭП на базе инерционного преобразователя с типовыми регуляторами и корректором тока при упругом валопроводе имеет характеристики, аналогичные САР положения ЭП на базе инерционного преобразователя с типовыми регуляторами и корректором тока при идеальном валопроводе, т. е. удалось компенсировать упругость валопрово-да.
Внедрение синтезированной САР положения ЭП на базе инерционного преобразователя с типовыми регуляторами и корректором тока при упругом валопроводе на предприятиях пищевой промышленности позволит интенсифицировать выпуск продукции за счет повышения точности регулирования положения исполнительных органов агрегатов, работающих в циклическом режиме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добробаба Ю.П., Добробаба Ю.В. Синтез системы автоматического регулирования положения электропривода на базе инерционного преобразователя с типовыми регуляторами и корректором тока при идеальном валопроводе // Изв. вузов. Пищевая технология. - 2008. - № 2-3. - С. 92-93.
Поступила 14.12.10 г.
1
8 J2 128 JJ2
1
1
J1J2
1 -
Т ,5;
1
2
1 J1 + J 2
2
SYNTHESIS OF AN INERTIAL CONVERTER-BASED AUTOMATIC POSITION ADJUSTMENT ELECTRIC DRIVE SYSTEM WITH TYPICAL REGULATORS AND CURRENT CORRECTOR
FOR ELASTIC SHAFTING
YU.P. DOBROBABA, VIK.YU. BARANDYCH
Kuban State Technological University,
2, Moskovskaya st., Krasnodar, 350072; e-mail: [email protected]
On food industry facilities, they use electric drives without speed-reduction gear (with perfect shafting) and with speed-reduction gear (with elastic shafting). An inertial connector-based automatic position adjustment electric drive system with typical regulators and current corrector for elastic shafting is proposed having characteristics similar to perfect shafting system characteristics.
Key words: positional electric drive, automatic adjustment system, inertial converter, elastic shafting.