4i Ь
К. А. Гусев
Главный специалист Департамента инвестиционных проектов Государственной корпорации «Ростехнологии», аспирант кафедры «Оценка и управление собственностью» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
статье проанализирована динамика котировок акции в течение пяти лет и определены факторы наибольшего роста капитализации ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ». Рассмотрено понятие структурной модернизации предприятия как одного из инструментов реализации его стратегии. Именно структурная модернизация предприятий является эффективным средством повышения их справедливой стоимости и капитализации в средне- и долгосрочной перспективе.
системный подход, стратегия предприятия, структурная модернизация, управление стоимостью.
Синтез
системного
и стоимостного подходов
процессе
структурной
модернизации
предприятий
Введение
Большинство российских предприятий еще испытывают серьезные трудности, несмотря на то что первая волна кризиса уже отступила, а вторая - только впереди. Отрицательные финансово-экономические результаты многих из них связаны не только с эффектами посткризисного периода восстановления мировой экономики в целом и отечественной в частности, но и с проблемами самих предприятий. В такой ситуации особую актуальность приобретают многочисленные исследования, целью которых явилось определение факторов успешности тех или иных компаний: частных фирм, инновационных предприятий, компаний, созданных с нуля.
К примеру, коллектив авторов под руководством А. Ю. Юданова проанализировал
несколько десятков быстрорастущих компаний в нескольких отраслях российской промышленности. За короткий промежуток времени эти предприятия показали феноменально быстрый рост, близкий к экспоненциальному закону [8].
Однако что же делать крупнейшим предприятиям отечественной промышленности, давно существующим, занимающим существенные доли соответствующих рынков и так или иначе оказавшимся не готовыми к конкурентной борьбе? Их модернизация актуальна по многим причинам. К числу последних можно отнести существенное влияние этих предприятий на социальную сферу и экономическое развитие страны в целом, а значит, ликвидация данных компаний может повлечь за собой еще больший ущерб, чем затраты государства на стабилизацию финансового состояния предприятий.
Данная статья представляет собой анализ положения двух российских предприятий автомоби-
2011 № 5 (68)
лестроительной отрасли (ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ») с целью определить факторы, в наибольшей степени влияющие на капитализацию, и инструменты, успешное применение которых могло бы повысить рыночную стоимость самих предприятий.
Два гиганта автомобильной индустрии
_ эффективное Антикризисное " 'правление
Исходя из краткого анализа, ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» - лидеры российского рынка легковых и грузовых автомобилей соответственно. Их основные показатели (табл. 1) позволяют отметить большое количество общих черт. Государство в лице государственной корпорации «Ростехнологии» владеет значительными долями в уставных капиталах ОАО «АвтоВАЗ» (18,83%) [2] и ОАО «КамАЗ» (49,90%). В настоящее время готовится дополнительная эмиссия акций ОАО «АвтоВАЗ», в результате которой доля государства может увеличиться. Следует отметить, что часть акционерных капиталов рассматриваемых предприятий принадлежит стратегическим зарубежным партнерам. Компания Renault S. A.S владеет 25,0% уставного капитала ОАО «АвтоВАЗ». В декабре 2008 года крупнейший в мире производитель грузовых автомобилей компания Daimler AG приобрела 10,0% акций ОАО «КамАЗ», в июне 2010 года ее пакет акций увеличился до 11,0%. В интересах немецкой компании 4,0% акций российского предприятия приобрел Европейский банк реконструкции и развития [3]. Необходимо подчеркнуть, что в деятельности рассматриваемых предприятий роль зарубежных партнеров не ограничивается участием в акционерном капитале: прослеживается их влияние на многие бизнес-процессы ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ», а именно передачу технологий, контроль качества, расширение круга поставщиков и развитие партнерства по производству компонентов.
Капитализация предприятии
Как показывает анализ динамики котировок акций ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» (рис. 1), они практи-
чески коррелируют между собой на протяжении всего рассматриваемого периода. Одновременно наблюдается корреляция котировок акций компаний с динамикой индекса РТС. Рассчитанные коэффициенты корреляции приведены в табл. 2.
На протяжении всего рассматриваемого периода акции ОАО «КамАЗ» меньше коррелируют с индексом РТС и в целом приносили большую доходность, чем акции ОАО «АвтоВАЗ» (на рис. 1 график 1 выше двух других). Вместе с тем доходность обыкновенных акций ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» за пять лет находится на одном и том же уровне - около 90%.
Таблица 1
Краткая характеристика ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» (по данным [10, 6] и отчетности компаний)
Показатель ОАО «АвтоВАЗ» ОАО «КамАЗ»
Выручка за 2010 год, млн руб. 137 935,00 73 324,00
Прирост выручки за 2010 год, % 63,85 29,76
Чистая прибыль за 2010 год, млн руб. 2160,00 1815,00
Доля на рынке РФ в 2010 году, %: легковые автомобили грузовые автомобили 14-40 т грузовые автомобили 8-14 т 29,00 47,00 13,00
Доля инвесторов на 01.01.2011, %: ГК «Ростехнологии» стратегический инвестор (компания) 18,83 25,00 (Renault S.A.S) 49,90 11,00 (Daimler AG) + 4,00 (ЕБРР)
Рыночная капитализация на 15.07.2011, млн руб. 46 122,203 44 102,835
Среднесписочная численность сотрудников, чел. 75 447,00 46 855,00
Место в мировом рейтинге автопроизводителей: объем продаж рыночная капитализация 40 53 50 55
На рис. 2 показаны два всплеска котировок акций рассматриваемых предприятий с интервалом один год: в сентябре 2009 года акции ОАО «КамАЗ» выросли более чем вдвое (за две недели -на 107%), в сентябре 2010 года еще более значительный рост показали акции ОАО «АвтоВАЗ» -более чем в 1,5 раза.
Причиной резкого роста акций ОАО «КамАЗ» в сентябре 2009 года (тогда за день капитализация
Рис. 1. Динамика еженедельных котировок акций ОАО «АвтоВАЗ (2), ОАО «КамАЗ» (1) и индекса РТС (3) в 2006-2011 годах (по данным [10])
400
>S
i OJ 300
m
cl s 200
§
? 100
s
ь
X 5 0
s
£ -100
72 \
3 \
Год
2007
2008
2009
2010
2011
I
95
Наука
Коэффициенты корреляции еженедельных котировок акций
Таблица 2
Период Коэффициент корреляции
ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» ОАО «АвтоВАЗ» и индекс РТС ОАО «КамАЗ» и индекс РТС
21.07.2006-10.07.2009 0,93 0,87 0,81
17.07.2009-15.07.2011 0,42 0,76 0,58
21.07.2006-15.07.2011 0,84 0,84 0,77
предприятия выросла на 30%) стала информация о возможном приобретении Daimler AG 5 % акций предприятия дополнительно к уже имеющимся на тот момент [8]. Сделка была проведена в июне 2010 года. Следует отметить, что за резким ростом акций не последовало такого же резкого падения, и акции ОАО «КамАЗ» до сих пор держатся на том же уровне (+90% к уровню котировок до повышения).
Рост котировок акций ОАО «АвтоВАЗ» в сентябре 2010 года на 30% за день можно объяснить слухами о предстоящей дополнительной эмиссии акций, однако новостные агентства затруднялись определить причины такого бурного роста [1].
ным предприятиям, в том числе работающим в машиностроительном секторе, не удалось решить проблему выбора верной стратегии. Тем интереснее накопленный положительный опыт в этом направлении. ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» разработали долгосрочные стратегические программы развития (до 2020 года), на основе которых определяются цели и задачи, требующие решения в ближайшем будущем. В сотрудничестве с международной консалтинговой компанией ОАО «АвтоВАЗ» разработало стратегическую программу развития, в которой рассмотрены ключевые вопросы деятельности компании и описаны направления развития и модернизации основных подсистем предприятия [9]. ОАО «КамАЗ» также принята программа стратегического развития [11], определяющая долгосрочные цели и основные приоритеты деятельности предприятия. Тем не менее даже хорошо проработанная стратегия сама по себе еще не может привести предприятие к успеху, а более важным с точки зрения результата является качество ее реализации и инструменты, используемые для этой цели.
Рис. 2. Динамика еженедельных котировок акций ОАО «АвтоВАЗ (2), ОАО «КамАЗ» (1) и индекса РТС (3) в 2009-2011 годах
$ 250
1 200
СО
Я 150
g 100
"Г
(О X S
3
50 0 -50
д
V .Л^ —ч
ДДА/4^
Г - i i 11-И
з'
сент ноя
2010
март май июль сент
Структурная модернизация -инструмент реализации стратегии
2011
март май июль
Год
Очевидно, что самые резкие скачки капитализации рассматриваемых предприятий не коррелируют с внутренними изменениями, с модернизацией предприятий и связаны исключительно со спекуляцией и разогревом рынка недобросовестными инвесторами с помощью слухов и непроверенной, в том числе инсайдерской, информации об ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ».
Верные стратегии развития
Отечественные промышленные предприятия оказались не готовы к вызовам рынка, по инерции внутренние проблемы предприятий со временем только нарастали. До сих пор многим отечествен-
Одним из способов, механизмов реализации разработанной стратегии является структурная модернизация предприятия, которая может быть определена как реструктуризация для приведения его системной структуры в соответствие с требованиями, которые определяются изменяющейся внешней средой [4].
Согласно Г. Б. Клейнеру [5], под системной структурой будем понимать совокупность семи подсистем, к ним относятся ментальная, культурная, институциональная, когнитивная, производственно-технологическая и организационно-управленческая, имитационная и историческая подсистемы. Как правило, изменения на предприятиях затрагивают только одну из подсистем, представляющую собой производственно-технологическую и организационно-управленческую компоненту структуры предприятия. К примеру, в программе реструктуризации ОАО «АвтоВАЗ» определены принципы и критерии выделения тех или иных бизнес-единиц. Так происходит структурная модернизация производственно-технологической компоненты предприятия. В рамках реализации указанной
2011 № 5 (68)
программы ОАО «АвтоВАЗ» предприятие реализовало ряд дочерних обществ: ОАО «Тевис», ОАО «Электросеть», ОАО «ТЭК» и ЗАО «КБ «Лада-Кредит» и др. [10].
В результате анализа влияния описанных мероприятий по реструктуризации ОАО «АвтоВАЗ» на его рыночную капитализацию можно сделать вывод об отсутствии такой зависимости в краткосрочной перспективе. Вместе с тем по итогам исследования влияния различных фактов, имевших место в прошлом, на рост рыночной капитализации акций ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» (см. рис. 1) было обнаружено, что в краткосрочной перспективе стимулами к максимальному росту капитализации предприятий являются:
• получение предприятием государственной поддержки в той или иной форме (средства федерального бюджета, введение заградительных таможенных пошлин, участие в федеральных программах субсидирования);
• информация об увеличении доли стратегических партнеров и/или государства в уставных капиталах предприятий;
• новостная информация о предприятии, имеющая позитивный характер (как правило, представляющая собой взгляд со стороны).
Таким образом, на показатели капитализации ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» в значительной степени влияет информация, которая не относится к внутренним процессам предприятий, хотя последние действительно оказывают воздействие на рыночную стоимость акционерного капитала.
Представляется, что именно структурная модернизация, то есть изменения в каждой из семи подсистем предприятия, является инструментом реализации стратегии предприятия. Для страте-
гических предприятий российской промышленности - ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» - именно эволюционные внутренние изменения могут стать стимулом к росту их истинной стоимости, что в конечном итоге несомненно отразится и на рыночных котировках их акций в средне-и долгосрочной перспективе.
Выводы
Подводя итог, следует подчеркнуть, что задачи, которые стоят перед российскими предприятиями, требуют скорейшего, адекватного и эффективного решения.
Для решения сложных задач, актуальных на сегодняшний день, менеджменту целесообразно использовать системный подход в целях исследования предприятия, который позволяет составить комплексную оценку деятельности предприятия и проанализировать работу всех подсистем. Анализ и модернизация собственной структуры приобретают особую актуальность для многих российских предприятий, особенно с давней историей, причем последовательные улучшения следует производить не только в производственно-технологической и организационно-управленческой подсистемах, но и в ментальной, культурной, институциональной, когнитивной, имитационной и исторической подсистемах. Одним из критериев для анализа целесообразности таких изменений может служить повышение конечной рыночной стоимости предприятия. Такой подход позволит адаптировать отечественные предприятия к рыночным реалиям, сделать их структуру более гибкой, эффективной и стабильной в условиях внешних воздействий.
_ эффективное Антикризисное " 'правление
1. Акции «АвтоВАЗа» выросли на 30 процентов за день // Lenta.ru: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenta.ru/news/2010/09/23/close/.
2. Годовой отчет ОАО «АвтоВАЗ» за 2010 год // АвтоВАЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lada.ru/images/annuals/annua l_2010.pdf.
3. Годовой отчет ОАО «КамАЗ» за 2010 год // Kamaz: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kamaz. ru/download/otchet2010.pdf.
4. Гусев К. А. Структурная модернизация как фактор роста стоимости предприятия // Оценочная деятельность: Аналитический бюллетень СМАО. 2010. № 4. С. 70-72.
5. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. 568 с.
6. ММВБ. MICEX: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.micex.ru.
7. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач/Под ред. А. Ю. Юданова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Кнорус, 2008. 464 с.
8. Ошибка на 13,5 млрд рублей // Ведомости: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/ 11/02/217873.
9. Программа развития компании до 2020 года/«АвтоВАЗ» // Media.lada.ru. Официальный ресурс «АвтоВАЗ»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.lada.ru/files/doc/Strategy_2020_russian_version. pdf.
10. Factiva: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.factiva.com.
11. Kamaz: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kamaz.ru/download/strategy/stratrus. pdf.
I
97