Научная статья на тему 'СИНТЕЗ ШИИЗМА И СОЦИАЛИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИРАНА ДО И ПОСЛЕ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1979 Г'

СИНТЕЗ ШИИЗМА И СОЦИАЛИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИРАНА ДО И ПОСЛЕ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1979 Г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
256
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИСЛАМ / СОЦИАЛИЗМ / ШАРИАТИ / ТАЛЕГАНИ / ФОРКАН / ОМИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириченко В.П.

В конце 1970-х годов недовольство правлением последнего шаха Ирана Резы-шаха Пехлеви (1941-1979) привело к распространению в иранском обществе оппозиционных идей. Особой популярностью пользовались работы социолога Али Шариати (1933-1977). Его идеи представляли собой своеобразный синтез шиитского ислама и социалистических принципов. Аятолла Талегани (1911-1979) тоже терпимо относился к левым политическим силам и высказывался за общественную собственность на землю. Однако после исламской революции (1979) идеи Шариати и Талегани так и не были воплощены в жизнь. А сторонники синтеза ислама и социализма после свержения шаха начали борьбу с новыми исламскими властями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNTHESIS OF SHIISM AND SOCIALISM IN THE POLITICAL LIFE OF IRAN BEFORE AND AFTER THE 1979 ISLAMIC REVOLUTION

In the late 1970s, dissatisfaction with the rule of the latter Shah of Iran Reza-Shah Pahlavi (1941-1979) led to the spread of oppositional ideas in Iranian society. The works of sociologist Ali Shariati (1933-1977) were particularly popular. His ideas were a kind of synthesis of Shiite Islam and socialist principles. Ayatollah Taleghani (1911-1979) He also tolerated left-wing political forces and spoke out for public ownership of land. However, after the Islamic Revolution (1979), the ideas of Shariati and Talegani were never implemented. And supporters of the synthesis of Islam and socialism after the overthrow of the Shah, began the struggle with the new Islamic authorities.

Текст научной работы на тему «СИНТЕЗ ШИИЗМА И СОЦИАЛИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИРАНА ДО И ПОСЛЕ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1979 Г»

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Кириченко В.П.*

СИНТЕЗ ШИИЗМА И СОЦИАЛИЗМА

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИРАНА

ДО И ПОСЛЕ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1979 г.

DOI: 10.31249/rimm/2022.04Л0

Аннотация. В конце 1970-х годов недовольство правлением последнего шаха Ирана Резы-шаха Пехлеви (1941-1979) привело к распространению в иранском обществе оппозиционных идей. Особой популярностью пользовались работы социолога Али Шариати (1933-1977). Его идеи представляли собой своеобразный синтез шиитского ислама и социалистических принципов. Аятолла Талегани (1911-1979) тоже терпимо относился к левым политическим силам и высказывался за общественную собственность на землю. Однако после исламской революции (1979) идеи Шариати и Талегани так и не были воплощены в жизнь. А сторонники синтеза ислама и социализма после свержения шаха начали борьбу с новыми исламскими властями.

Ключевые слова: Иран; исламская революция; ислам; социализм; Шариати; Талегани; Форкан; ОМИН.

Правление последнего шаха Ирана Резы-шаха Пехлеви (1941-1979) ознаменовалось рядом социальных и экономических реформ. Преобразования были направлены на скорейшее развитие сельского хозяйства и промышленности. Согласно земельной реформе 1962 г. правительство выкупило у помещиков 1600 деревень (19,5% сельскохозяйственных земель Ирана) и передало их в

* Кириченко В.П., младший научный сотрудник Института востоковедения РАН, e-mail: black-whit@yandex.ru © Кириченко В.П., 2022

управление крестьянским семьям. Помещикам запрещалось владеть более чем одной деревней. Кроме того, было построено множество новых предприятий, и занятость в промышленности резко возросла1.

В период правления шаха Иран стал одним из союзников США на Ближнем Востоке наряду с Саудовской Аравией. Вашингтон предоставлял Ирану военную и экономическую помощь2. Тем не менее правление Мохаммеда Резы-шаха было отмечено внутренними волнениями. В 1951 г. премьер-министром стал Мохаммед Мосаддык (1882-1967)3, который поставил своей целью национализировать нефтяную промышленность. Политика Мосаддыка получила поддержку иранцев и парламента страны, поскольку премьер-министр стремился восстановить суверенитет Ирана. Мосаддыку удалось взять под контроль почти все сферы государственной власти, включая военную.

Находясь у власти, он ввел в стране военное положение, запретил забастовки государственных служащих, приостановил выборы в Сенат и Меджлис и ограничил свободу печати. Он использовал прибыли от нефтяной промышленности для улучшения внутреннего экономического положения и пытался положить конец иностранному вмешательству в дела Ирана.

В 1953 г. Мохаммед Реза-шах под давлением правительства Мосаддыка был вынужден покинуть Иран4. Однако проводимая Мосаддыком политика национализации нефтяной промышленности противоречила интересам Великобритании и США. В связи с этим американскими спецслужбами был организован военный переворот, и в 1953 г. Мосаддык был свергнут, а Реза-шах Пехлеви вернулся в страну.

1 Lorentz J.H. Historical Dictionary of Iran. Second Edition. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, 2007. - P. 351.

2 Lorentz J.H. Historical Dictionary of Iran. Second Edition. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, 2007. - P. 217.

3 Мохаммед Мосаддык (1882-1967) - демократически избранный премьер-министр Ирана с 1951 по 1953 г., пытавшийся проводить прогрессивные реформы, включая национализацию нефтегазового сектора, за что был свергнут в результате переворота, организованного спецслужбами США и Великобритании (операция «Аякс») // Wikipedia. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мосаддык,_Мохаммед (дата обращения: 20.08.2022).

4 Lorentz J.H. Historical Dictionary of Iran. Second Edition. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, 2007. - P. 217.

Правление Мохаммеда Резы-шаха нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, благодаря экономическим реформам, проведенным шахом, Иран стал мощной индустриальной державой. С другой - политика вестернизации, проводимая шахом, не нашла отклика у большинства населения Ирана. К концу 1970-х годов экономика стагнировала, а инфляция привела к снижению уровня жизни. Британский исследователь Д. Хиро так характеризует экономические условия в Иране перед исламской революцией: «...в середине 1970-х годов исход из деревни усилился. Это, в частности, было связано с попыткой государства сдерживать инфляцию за счет установления контроля над ценами на сельскохозяйственную продукцию. Население крупных центров (свыше 100 тыс. человек) составило почти 30% всего населения Ирана. При этом условия жизни в городе повсеместно ухудшались: везде существовала нехватка жилья, электроэнергии, воды. За пять предшествовавших революции лет квартплата выросла на 300% и составляла около половины дохода большинства городских семей»1.

Все это привело к тому, что многие иранцы были недовольны режимом. Шах подвергался критике из-за коррупции и некомпетентности государственных чиновников. К тому же шахский режим использовал САВАК, тайную полицию, обученную американцами, для преследования противников его правительства2, что

также не добавляло популярности лидеру Ирана.

* * *

Недовольство шахским режимом привело к распространению в иранском обществе оппозиционных идей. Среди них были и идеологии, сочетающие в себе традиционные исламские ценности и социалистические принципы. Такого рода синтез лежал в основе идей иранского социолога Али Шариати, работы которого пользовались особой популярностью в последние десятилетия шахского режима (в особенности в студенческой среде).

1 Hiro D. Iran under the ayatollahs. - L., Melbourne and Henley: Routledge a. Kegan Paul, 1985. P. 63. Цит. по: Шувалова Н.Б. Исламская революция в Иране: предпосылки, особенности, перспективы // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2001. - № 3. - С. 113.

2 Iranian Revolution: Causes, Events, And Effects // WorldAtlas. https://www.worldatlas.com/articles/the-iranian-islamic-revolution-1978-1979.html (дата обращения: 20.08.2022).

Али Шариати1 родился в 1933 г. в деревне недалеко от Мешхеда. Его отец, Мохаммад Таки Шариати, был либерально настроенным священнослужителем, который управлял собственным лекционным залом и обучал детей исламу в местной средней школе. Будучи школьником, Али Шариати посещал дискуссионные группы, организованные его отцом, а в конце 1940-х годов отец и сын присоединились к небольшой группе под названием «Движение богопочитающих социалистов». Эта группа не ставила перед собой политических целей, ее деятельность носила религиозно-философский характер. Вместе с тем члены этого объединения интеллектуалов впервые в Иране попытались найти в социализме общие с шиизмом идеи.

В 1958 г. Шариати поступил в Мешхедский университет, чтобы получить степень магистра иностранных языков со специализацией на арабском и французском языках. Получив степень магистра в 1960 г., он отправился в университет Сорбонны для получения ученой степени в области социологии и исламской истории. В Париже в разгар алжирской и кубинской революций он погрузился в радикальную политическую философию, а также в революционные студенческие организации. Он присоединился к Иранской студенческой конфедерации и Движению за свободу Ирана2, которые были сформированы в 1961-1962 гг. последователями Мосаддыка3. Именно в период пребывания во Франции Шариати начал формулировать свои политические и философские идеи.

Шариати видел в исламе динамичную силу, которая способна вдохновить на восстание против шаха4. Али Шариати писал: «Подобно революционной партии, шиизм имел хорошо продуман-

1 Али Шариати (1933-1977) - иранский левый социолог и революционер, один из наиболее известных и влиятельных социологов религии. Известен как один из самых оригинальных и талантливых иранских мыслителей XX века и как один из идеологов Исламской революции // Wikipedia https://ru.wikipedia.org/ wiki/Шариати,_Али (дата обращения: 22.08.2022).

2 Движение за свободу Ирана - иранская демократическая политическая партия, основанная в 1961 г. Это старейшая партия, действующая в Иране // Wikipedia. https/en.wikipedia.org/wiki/Nehzat_Azadi (дата обращения: 20.08.2022).

3 Abrahamian E. Ali Shariati: Ideologue of the Iranian Revolution // Middle East Research and Information Project. - https://merip.org/1982/01/ali-shariati-ideologue-of-the-iranian-revolution/ (дата обращения: 20.08.2022).

4 Lorentz J.H. Historical Dictionary of Iran. Second Edition. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, 2007. - P. 303.

ную, насыщенную информацией, глубоко укоренившуюся и четко разработанную идеологию, ясно очерченные и определенные лозунги, а также дисциплинированную и вышколенную организацию. Он вел непривилегированные и угнетенные массы в их стремлении к свободе и исканиях справедливости1». При этом несмотря на то что Шариати активно использовал марксистскую терминологию для описания политической ситуации в Иране, он выступал с критикой марксизма. Шариати не удовлетворял тот факт, что марксизм не признает роли личности в истории и сводит жизнь человека лишь к производственной деятельности2. Атеизм также был неприемлем для Шариати.

Российский исследователь А. Кузнецов так характеризует отношение Шариати к западным идеям: «Шариати стремился объединить исламское мышление с достижениями западной мысли, утверждая, что нет необходимости следовать за каким-то отдельным западным мыслителем, в то время как всё лучшее, чего добилась прогрессивная мысль на Западе, уже было воплощено в одном человеке - Имаме Али. В концепции Шариати классовая борьба является воплощением исторического противостояния "монотеистического ислама" и "политеистического ислама". К первой категории он относил путь Имама Али (Ислам-э Алави), ко второй категории - группы лицемеров, борющихся под лозунгами ислама за свои корыстные интересы»3. Идеалом для Шариати было монотеистическое бесклассовое общество4.

Али Шариати умер в 1977 г., официальной причиной смерти стал сердечный приступ, однако существует версия о причастности к гибели ученого иранских спецслужб5. После смены в Иране

1 Шариати А. «Красный шиизм: религия мученичества. Черный шиизм: религия оплакивания» (Перевод с англ. Ежовой А.) // Джемаль Г. Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке. М. 2005. - С. 261-262.

2 Михель Д.В. «Красный шиизм» Али Шариати : философия и исламская революция в Иране // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2021. - № 3. -С. 57.

3 Кузнецов А. Суннитско-шиитские противоречия в контексте геополитики региона Ближнего Востока (1979-2016). М., 2021. - С. 25.

4 Matin K. Decoding political Islam: Uneven and Combined Development and Ali Shariati's Political Thought//International Relations and Non-Western Thought. Palgrave, 2012. - P. 116.

5 Исламская революция в Иране. «Красный сектор» // Военное обозрение. -2015 // topwar.ru/72007-islamskaya-revolyuciya-v-irane-krasnyy-sektor.html (дата обращения: 20.08.2022).

политического режима в 1979 г. идеи А. Шариати не были востребованы новыми властями. Возможно, одной из причин такого отношения к наследию Шариати было критическое отношение ученого к шиитскому духовенству.

Ученый обвинил улемов в том, что они стали неотъемлемой частью правящего класса, «институционализировали» революционный шиизм и тем самым предали его первоначальные цели. По мнению Шариати, духовенство относилось к священным текстам как к окаменевшим схоластическим пергаментам, а не как к источнику вдохновения для революционного мировоззрения. Ша-риати часто подчеркивал, что возвращение к истинному исламу будет происходить не под руководством духовенства, а под предводительством прогрессивной интеллигенции1.

К тому же нередко Шариати подвергался критике со стороны духовенства за некоторые суждения, касающиеся богословских вопросов. Примером может служить идея Шариати о единстве Бога и

человека, по-видимому, заимствованная из суфизма2.

* * *

Одним из наиболее популярных религиозных деятелей периода исламской революции был аятолла Махмуд Талегани3, который весьма терпимо относился к социалистическим идеям.

Аятолла Махмуд Талегани родился в 1911 г., он стал одним из самых влиятельных духовных лиц, стоявших у истоков Исламской революции 1979 г. Талегани изучал религию в Куме, где он был сокурсником аятоллы Рухоллы Хомейни4. Позже он стал учи-

1 Abrahamian E. Ali Shariati: Ideologue of the Iranian Revolution // Middle East Research and Information Project. https://merip.org/1982/01/ali-shariati-ideologue-of-the-iranian-revolution/ (дата обращения: 20.08.2022).

2 Ali Çhariati // ALI SHARIATI: ISLAMIC FUNDAMENTALIST, MARXIST IDEOLOGIST AND SUFI MYSTIC. - https://aliseriati.com/kitaplar.php? Makale_id=25&Kat_id=16 (дата обращения: 20.08.2022).

3 Сейед Махмуд Элайи Талегани (1911-1979) - аятолла, видный иранский теолог, общественный и религиозный деятель, соратник Хомейни по Исламской революции // Wikipedia. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Талегани,_Махмуд (дата обращения: 20.08.2022).

4 Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни (1902-1989) - иранский религиозный, духовный, государственный и политический деятель, великий аятолла, лидер исламской революции 1979 г. в Иране. Высший руководитель Ирана с 1979 по 1989 г. // Wikipedia. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хомейни,_Рухолла (дата обращения: 20.08.2022).

телем в Тегеране. В 1938 г., во времена правления шаха Мохам-меда Резы (1919-1980), аятолла Талегани был приговорен к годичному тюремному заключению за критику методов правления шаха Резы Пехлеви1.

После отречения Реза-шаха от престола в 1941 г. Талегани создал Исламское общество, которое начиналось как собрание с целью толкования Корана, но затем расширилось и стало включать в себя дискуссии религиозного модернизма. Именно благодаря Исламскому обществу началось тесное сотрудничество Махмуда Талегани и давнего оппонента шахского режима Мехди Базаргана (1907-1995)2,

Вместе они основали демократическую партию «Движение за свободу Ирана». Талегани также был связан с «Национальным движением сопротивления» (НДС), которое было организовано в 1961 г. Его основали различные сторонники Мосаддыка, чтобы продолжить политику премьер-министра после его свержения в 1953 г.3 Талегани еще с 1960-х годов наладил связи с иранскими коммунистами и исламскими левыми4.

Впоследствии терпимое отношение Талегани и его семьи к левым политическим взглядам стало одной из причин конфликта с Хомейни. Конфликт обострился после того, как были арестованы двое сыновей Талегани, являвшиеся членами различных леворадикальных организаций.

После ареста сыновей аятолла Талегани выступил с критикой действий исламской милиции и революционных комитетов,

1 Исламская революция в Иране. «Красный сектор» // Военное обозрение. -2015. https://topwar.ru/72007-islamskaya-revolyuciya-v-irane-krasnyy-sektor.html (дата обращения: 20.08.2022).

2 Мехди Базарган (1907-1995) - иранский государственный и политический деятель, первый премьер-министр Исламской Республики Иран. Возглавив временное революционное правительство в 1979 г., проработал на этом посту всего девять месяцев, подав в отставку в знак протеста против захвата посольства США и неспособности его правительства предотвратить это, а также из-за несогласия с политикой насилия, проводимой аятоллой Хомейни и его сторонниками // Wikipedia. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Базарган,_Мехди (дата обращения: 20.08.2022).

3 Lorentz J.H. Historical Dictionary of Iran. Second Edition. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, 2007. - P. 325.

4 Талегани, Сейед Махмуд // Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра. - https://iran1979.ru/taleghani-seyed-mahmud/ (дата обращения: 20.08.2022).

действовавших от имени Хомейни. Аятолла предупредил, что нация может «снова попасть в руки диктатуры и деспотизма»1.

Один из его пяти сыновей, Сайед-Моджтаба, был членом Народных моджахедов, исламской социалистической партизанской группировки «Сазман Пейкар»2. Другой сын являлся членом марксистской организации «Федаин-э-Хальк»3.

Российский исследователь Г.П. Авдеев полагает, что через родственников Талегани палестинцы попытались сообщить руководству ИРИ данные о связях с американцами некоторых исламских деятелей, занимавших высокие посты4.

Арест сыновей аятоллы Талегани вызвал масштабные акции протеста, в результате чего их выпустили на свободу5. Аятолла не стал обострять конфликт с иранским руководством и после встречи с Хомейни заявил: «Руководство аятоллы Хомейни признано не только мной, но и миром. Он источник веры, искренности, решимости и честности. Я всегда одобрял его борьбу, его слова и его проекты»6.

Талегани выступал сторонником особого пути развития, основанного на принципах «истинного ислама». По мнению аятоллы, такая чистая форма исламской религии существовала лишь

1 Ayatollah Taleghani Backs Away From a Showdown With Khomeini // The New York Times, 20.04.1979. - https://www.nytimes.com/1979/04/20/ archives/ayatollah-taleghani-backs-away-from-a-showdown-with-khomeini-eyes.html (дата обращения: 20.08.2022).

2 Пейкар (перс. Борьба), акроним от «Организация борьбы за свободу рабочего класса» - иранская леворадикальная партизанская организация, иногда упоминаемая как марксистские или народные моджахеды. Откололась в 1975 г. от Организации моджахедов иранского народа и заняла более радикальную позицию относительно ислама. К середине 1980-х прекратила свое существование как самостоятельная политическая сила // Wikipedia. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Пейкар (дата обращения: 20.08.2022).

3 An Ayatollah Who Must Be Reckoned With // The New York Times, 19.04.1979. https://www.nytimes.com/1979/04/19/archives/an-ayatollah-who-must-be-reckoned-with-mahmoud-taleghani-man-in-the.html (дата обращения: 20.08.2022).

4 Авдеев Г.П. Жизнь и деятельность аятоллы Махмуда Талегани (1911— 1979 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1988. С. 14.

5 An Ayatollah Who Must Be Reckoned With // The New York Times, 19.04.1979. https://www.nytimes.com/1979/04/19/archives/an-ayatollah-who-must-be-reckoned-with-mahmoud-taleghani-man-in-the.html (дата обращения: 20.08.2022).

6 An Ayatollah Who Must Be Reckoned With // The New York Times, 19.04.1979. https://www.nytimes.com/1979/04/19/archives/an-ayatollah-who-must-be-reckoned-with-mahmoud-taleghani-man-in-the.html (дата обращения: 20.08.2022).

непродолжительное время при Пророке Мохаммеде и имаме Али1. Исходя из идеи о том, что, согласно исламу, земля принадлежит Богу, Талегани утверждал, что земля и ее недра не могут находиться в частном владении, а личное пользование не должно идти наперекор коллективным интересам общества2.

В его учении можно найти принятие некоторых социалистических постулатов. Так, Талегани предлагал создать в Иране советы, в которых граждане отстаивали бы свои интересы. Первичным звеном был сельский совет, а конечным - Высший совет. Таким образом, система охватывала бы все уровни власти3. Инициатива Талегани не противоречила исламским принципам, и первоначально аятолла Хомейни поддержал создание советов, однако впоследствии инициатива Талегани была отвергнута. Идеи Талегани о государственном устройстве, основанные на нормах ислама, по сути совпадали с левыми, социалистическими принципами, однако не были реализованы.

* * *

Синтез исламских и социалистических идей нередко становился основой идеологии иранских террористических группировок. Одной из них стала «Организация моджахедов иранского народа» (ОМИН). Она была основана в 1960-х годах группой иранских левых, людей с высшим образованием, противостоящих прозападному правлению шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Создателями этой группировки были Мохаммад Ханифнеджад и Саид Мохсени Алиасгар Бадизадеган. Идеология организации представляла из себя вариант радикального политического ислама и перекликалась с идеями Али Шариати. При этом у членов группы было марксистское понимание политики и истории4.

1 Авдеев Г.П. Жизнь и деятельность аятоллы Махмуда Талегани (19111979). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1988. - С. 12.

2 Авдеев Г.П. Некоторые концептуальные взгляды аятоллы Талегани на сущность исламской власти // Иран: Ислам и власть. М., 2001. - С. 43.

3 Авдеев Г.П. Некоторые концептуальные взгляды аятоллы Талегани на сущность исламской власти // Иран: Ислам и власть. М., 2001. - С. 48.

4 Организация моджахедов иранского народа.//Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра. https://iran1979.ru/organizaciya-modzhaxedov-iranskogo-пагс^а/ (дата обращения: 20.08.2022).

По данным Госдепартамента США, на протяжении десятилетия ОМИН организовывала террористические атаки против государства, в результате которых погибло несколько американцев, работавших в Иране, в том числе офицеры и гражданские специа-листы1. В 1975 г. часть членов ОМИН покинула группировку, встав на марксистские позиции и образовав «Организацию борьбы за свободу рабочего класса» (Пейкар).

ОМИН практически перестала существовать. Ее воссоздал исламский активист Масуд Раджави, который вступил в ОМИН еще в студенческие годы. В 1971 г. он был арестован шахскими спецслужбами и приговорен к смертной казни за террористическую деятельность. Впоследствии, из-за международного вмешательства, смертный приговор заменили пожизненным заключением. Раджави освободился из тюрьмы во время событий Исламской революции 1979 г. После освобождения он взял на себя руководство деятельностью ОМИН2.

Хотя группировка приняла участие в Исламской революции 1979 г., идеология ОМИН, представляющая собой смесь марксизма и исламизма, противоречила взглядам новых исламских вла-стей3. В 1981 г. организация взорвала штаб-квартиру Исламской республиканской партии. В результате погибли 73 иранских чиновника, в том числе один из лидеров исламской революции аятолла Мохаммед Бехешти4. Членами организации были убиты президент Ирана Мохаммад Али Раджаи и премьер-министр Мо-хаммад Джавад Бахонар5. После запрещения деятельности ОМИН в Иране штаб-квартиру организации перенесли во Францию (1982), а затем в Ирак (1986)6.

1 Mujahedin-e Khalq Organization (MEK or MKO) // GlobalSecurity.org. -https://www.globalsecurity.oig/military/world/para/mek.htm (дата обращения: 20.08.2022).

2 Раджави, Масуд //Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра https://iran1979.ra/radzhavi-masud/^aTa обращения: 20.08.2022).

3 Mujahedin-e Khalq Organization (MEK or MKO) // GlobalSecurity.org. -https://wwwglobalsecurity.org/military/world/para/mek.htm (дата обращения: 20.08.2022)

4 Martyr Beheshti Museum in Tehran // IQNA. https://iqna.ir/en/news/3475080/ martyr-beheshti-museum-in-tehran (дата обращения: 20.08.2022).

5 Anderson S.,Sloan S. Historical Dictionary of Terrorism. Third Edition. The Scarecrow Press, Inc. Lanham, 2009. - P. 451.

6 Иранские моджахеды исключены из списка террористических организаций // РИА Новости. - 29.09.2012. https://ria.ru/20120929/761715500.html/ (дата обращения: 20.08.2022).

ОМИН встала на сторону Ирака в ирано-иракской войне 1980-1988 гг. В 1986 г. президент Ирака Саддам Хусейн создал для членов организации военный лагерь Ашраф, располагавшийся к северу от Багдада. Подразделения ОМИН вели боевые действия против иранской армии.

Также вооруженные формирования ОМИН предположительно принимали участие в подавлении восстаний шиитов и курдов в Ираке в 1991-1992 гг.1 В апреле 1992 г. члены ОМИН совершили нападения на 10 иранских посольств, включая иранскую миссию при ООН в Нью-Йорке. Эти акции сопровождались захватом заложников, а также поджогами зданий и автомобилей. Несколько иранских послов получили ранения2. Масуд Раджави исчез в Ираке в 2003 г. во время вторжения в страну США. Его местонахождение неизвестно. После этого ОМИН возглавила его супруга Марьям3.

В настоящее время значительное число членов этой организации эмигрировали и проживают в Европе и США. Примечательно, что в 2012 г. США исключили организацию из списка террористических. По словам пресс-службы Госдепартамента США, причиной послужили отказ от насилия, отсутствие новых терактов и содействие со стороны группировки мирному закрытию лагеря Ашраф в Ираке4.

Еще одной террористической организацией, в идеологии которой сочетались шиизм и социализм, была группировка «Фор-ган». Своим названием она обязана Суре Корана «Аль-Фуркан» («Различение [между истиной и ложью]»). Организация была основана в 1976 г. бывшим студентом Акбаром Гударзи, уроженцем провинции Лурестан5. Гударзи полагал, что шиизм подразумевает полное равенство людей, при этом отрицательно относился к ду-

1 Mujahedin-e Khalq Organization (MEK or MKO) // GlobalSecurity.oig. https://www.globalsecurity.oig/military/world/para/mek.htm (дата обращения: 20.08.2022).

2 Организация моджахедов иранского народа // Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра. https://iran1979.ru/organizaciya-modzhaxedov-iranskogo-naroda/ (дата обращения: 20.08.2022).

3 Anderson S., Sloan S. Historical Dictionary of Terrorism. Third Edition. The Scarecrow Press, Inc. Lanham, 2009. - P. 454.

4 Иранские моджахеды исключены из списка террористических организаций // РИА Новости. - 29.09.2012. https://ria.ru/20120929/761715500.html/ (дата обращения: 20.08.2022).

5 «Форган» // Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра. https://iran1979.ru/forgan/ (дата обращения: 20.08.2022).

ховенству и крупным торговцам. Он также негативно относился к либерализму и марксизму1.

«Форган» начала свои террористические акты в 1979 г. Одной из первых жертв группировки стал начальник штаба армии Ирана, назначенный после исламской революции, генерал Мо-хаммад Гарани. Он был убит 23 апреля 1979 г. в своем доме2. Также организация взяла на себя ответственность за убийства ведущего мыслителя исламского движения и главы Совета Исламской революции Мортазы Мотаххари, телеведущего Саида Бехбехани, начальника тюрьмы «Каср» Мехди Араги, представителя Хомейни в Тебризе Али Кази Табатабаи. Все эти убийства были совершены в 1979 г. В общей сложности около 20 террористических акций этой группировки достигли цели3.

27 июня 1981 г. произошло покушение на аятоллу Сейеда Али Хаменеи. В то время аятолла Хаменеи был представителем имама Хомейни в Высшем совете обороны. Во время выступления Хаменеи на юге Тегерана прогремел взрыв, однако аятолла остался жив4. Покушение на Хаменеи стало последней террористической акцией, осуществленной от имени «Форган». Примечательно, что еще до теракта, 18 января 1980 г., Гударзи и его сторонники были арестованы. А 3 июня 1980 г. лидер «Форган» и его соратники были расстреляны по обвинению в терроризме. Несколько десятков человек получили длительные сроки заключения. Следствие пришло к выводу, что исполнителем покушения на аятоллу Хаменеи был Джавад Гадири, член ОМИН5. Существует версия, что между двумя террористическими организациями существовала

1 «Форган» // Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра. https://iran1979.ru/forgan/ (дата обращения: 20.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Гарани, Мохаммад-Вали // Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра. https://iran1979.ru/garani-moxammad-vali/ (дата обращения: 20.08.2022)

3 «Форган» // Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра. -https://iran1979.ru/forgan/ (дата обращения:20.08.2022).

4 What was the 'terrorists gift' to the Islamic Republic? // Press-TV. - 28.06.2021. https://www.presstv.ir/Detail/2021/06/28/661043/Islamic-Republic-Terrorist-Gift-Forqan-(дата обращения: 20.08.2022).

5 Was Forqan Group a Military Branch of the MKO//Habilian. - 12.05.2020. https://www.habilian.ir/en/202005123988/articles/was-forqan-group-a-military-branch-of-the-mko.html (дата обращения: 20.08.2022).

связь, а «Форган» являлась боевым крылом «Организации моджахедов иранского народа»1.

* * *

Подводя итог, стоит отметить, что синтез ислама и социализма Али Шариати или, в сущности, левые идеи по устройству политической жизни Ирана, которые высказывал аятолла Махмуд Тале-гани, оказались невостребованными со стороны руководства Ирана после исламской революции. Отрицательное отношение властей к левым идеологиям усиливалось еще и из-за того, что исламские группировки, имевшие левые взгляды, после свержения шаха начали борьбу против исламской республики.

Список источников и литературы

1. Авдеев Г.П. Некоторые концептуальные взгляды аятоллы Талегани на сущность исламской власти // Иран: Ислам и власть. М., 2001. - 280 с.

2. Авдеев Г.П. Жизнь и деятельность аятоллы Махмуда Талегани (1911-1979 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1988. - 19 с.

3. Гарани, Мохаммад-Вали // Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра. https://iran1979.ru/garani-moxammad-vali/ (дата обращения: 20.08.2022).

4. Иранские моджахеды исключены из списка террористических организаций // РИА Новости. - 29.09.2012. https://ria.ru/20120929/761715500.html/ (дата обращения: 20.08.2022).

5. Исламская революция в Иране. «Красный сектор» // Военное обозрение. -2015. https://topwar.ru/72007-islamskaya-revolyuciya-v-irane-krasnyy-sektor.html (дата обращения: 20.08.2022).

6. Кузнецов А.А. Суннитско-шиитские противоречия в контексте геополитики региона Ближнего Востока (1979-2016). М., 2021. - 352 с.

7. Михель Д.В. «Красный шиизм» Али Шариати: философия и исламская революция в Иране // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2021. -№ 3. - С. 48-66.

8. Организация моджахедов иранского народа // Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра. https://iran1979.ru/organizaciya-modzhaxedov-iranskogo-naroda/ (дата обращения: 20.08.2022).

9. Раджави, Масуд // Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра. https://iran1979.ru/radzhavi-masud/ (дата обращения: 20.08.2022).

1 Was Forqan Group a Military Branch of the MKO? // Habilian. - 12.05.2020. https://www.habilian.ir/en/202005123988/articles/was-forqan-group-a-military-branch-of-the-mko.html (дата обращения: 20.08.2022).

10

11

12

13

14.

15.

16

17.

18

19

20

21.

22

23

24

25

Талегани, Сейед Махмуд // Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра. https://iran1979.ru/taleghani-seyed-mahmud/ (дата обращения: 20.08.2022). «Форган» // Исламская революция 1979. Вчера. Сегодня. Завтра. https://iran1979.ru/forgan/ (дата обращения: 20.08.2022).

Шариати А. «Красный шиизм: религия мученичества. Черный шиизм: религия оплакивания» (Перевод с англ. Ежовой А.) // Джемаль Г. Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке. М. 2005. - С. 259-266.

Abrahamian E. Ali Shariati: Ideologue of the Iranian Revolution // Middle East Research and Information Project. https://merip.org/1982/01/ali-shariati-ideologue-of-the-iranian-revolution/ (дата обращения: 20.08.2022). Ali §hariati // ALI SHARIATI: ISLAMIC FUNDAMENTALIST, MARXIST IDEOLOGIST AND SUFI MYSTIC. https://aliseriati.com/kitaplar.php?Makale_id=25&Kat_id=16 An Ayatollah Who Must Be Reckoned With // The New York Times, 19.04.1979. https://www.nytimes.com/1979/04/19/archives/an-ayatollah-who-must-be-reckoned-with-mahmoud-taleghani-man-in-the.html (дата обращения: 20.08.2022). Anderson S., Sloan S. Historical Dictionary of Terrorism. Third Edition. The Scarecrow Press, Inc. Lanham, 2009. - Р. 800.

Ayatollah Taleghani Backs Away From a Showdown With Khomeini//The New York Times, 20.04.1979. https://www.nytimes.com/1979/04/20/archives/ayatollah-taleghani-backs-away-from-a-showdown-with-khomeini-eyes.html (дата обращения: 20.08.2022).

Hiro D. Iran under the ayatollahs. - L., Melbourne and Henley: Routledge a. Kegan Paul, 1985. P. - 63. Цит. по: Шувалова Н.Б. Исламская революция в Иране: предпосылки, особенности, перспективы // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2001. - № 3. - С. 109-129.

Iranian Revolution: Causes, Events, And Effects // WorldAtlas. - Режим доступа: https://www.worldatlas.com/articles/the-iranian-islamic-revolution-1978-1979.html (дата обращения: 20.08.2022).

Lorentz J.H. Historical Dictionary of Iran. Second Edition. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, 2007. - 479 pp.

Martyr Beheshti Museum in Tehran // IQNA. https://iqna.ir/en/news/3475080/martyr-beheshti-museum-in-tehran (дата обращения: 20.08.2022).

Matin K. Decoding political Islam: Uneven and Combined Development and Ali Shariati's Political Thought // International Relations and Non-Western Thought. Palgrave, 2012. - P. 108-124.

Mujahedin-e Khalq Organization (MEK or MKO) // GlobalSecurity.org https://www.globalsecurity.org/military/world/para/mek.htm (дата обращения: 20.08.2022).

Was Forqan Group a Military Branch of the MKO? // Habilian. - 12.05.2020. https://www.habilian.ir/en/202005123988/articles/was-forqan-group-a-military-branch-of-the-mko.html (дата обращения: 20.08.2022).

What was the 'terrorists gift' to the Islamic Republic? // Press-TV. - 28.06.2021. https://www.presstv.ir/Detail/2021/06/28/661043/Islamic-Republic-Terrorist-Gift-Forqan- (дата обращения: 20.08.2022).

Kirichenko V.P.

Synthesis of shiism and socialism

in the political life of Iran before

and after the 1979 Islamic revolution

Vladimir P. Kirichenko,

Junior Research Associate,

IOS, RAS,

e-mail: black-whit@yandex.ru

Abstract. In the late 1970s, dissatisfaction with the rule of the latter Shah of Iran Reza-Shah Pahlavi (1941-1979) led to the spread of oppositional ideas in Iranian society. The works of sociologist Ali Shariati (1933-1977) were particularly popular. His ideas were a kind of synthesis of Shiite Islam and socialist principles. Ayatollah Taleghani (1911-1979) He also tolerated left-wing political forces and spoke out for public ownership of land. However, after the Islamic Revolution (1979), the ideas of Shariati and Talegani were never implemented. And supporters of the synthesis of Islam and socialism after the overthrow of the Shah, began the struggle with the new Islamic authorities.

Keywords: Iran; Islamic revolution; Islam; socialism; Sharia; Talegani; Forkan; OMIN.

СПИСОК СТАТЕЙ,

ОПУБЛИКОВАННЫХ В БЮЛЛЕТЕНЕ «РОССИЯ И МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР» В 2022 г. № 1 (323) - 4 (326)

№ 1 (323)

Сченснович В.Н. Сотрудничество России со странами ближнего и дальнего зарубежья. (Обзор) (с. 5-15); Добаев И.П. Внутриполитическая и этноконфессиональная ситуация в Афганистане в преддверии ввода советских войск (20.12.1979 г.) (с. 15-28); 2022.01.001. Дмитриева Е.Л. Динамика религиозного мировоззрения башкир и гражданская идентичность населения республики в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.