УДК 338.242.2
СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Чайковская Нина Владимировна
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета к.э.н., профессор кафедры экономики и организации производства e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье описывается система сбалансированных показателей как инструмент стратегического управления развитием социально-экономических систем. Подробно рассматривается структура системы, включающая перспективы, стратегические цели, показатели, целевые значения, причинно-следственные связи, стратегические альтернативы.
Ключевые слова: система сбалансированных показателей,
стратегическое управление, структура, стратегические карты, бизнес-процессы.
Balances Scorecard strategic development of the socio-economic systems
Tchaikovskaya Nina Vladimirovna
Abstract. The article describes the Balanced Scorecard as a tool for strategic management of development of socio-economic systems. Detail the structure of the system, including perspectives, strategic objectives, indicators, targets, cause-effect relationship, the strategic alternatives.
Keywords: balanced scorecard, strategic management, structure, strategy maps, business processes.
Система сбалансированных показателей - это инструмент стратегического управления развитием социально-экономических систем.
Классическое англоязычное название звучит как Balanced Scorecard, сокращенно ВSС. В отечественной интерпретации эта методика появлялась под наименованиями «Система сбалансированных показателей», и «система оценочных индикаторов», и даже «сбалансированные счетные карты». В последнее время универсальным стало наиболее соответствующее современному содержанию концепции определение «Система сбалансированных показателей» (сокращенно ССП), которое подчеркивает ключевую роль баланса (не только самих показателей), системность метода и опору на показатели.
Система должна включать шесть обязательных элементов:
1. Перспективы (рerspectives) - основные проекции деятельности организации, в которых проводится декомпозиция стратегии с целью ее реализации. Перспективы в ССП отражаются в виде стратегических карт. Обычно используются четыре базовые перспективы, однако их список можно дополнить в соответствии со спецификой стратегии компании.
2. Стратегические цели (objectives), которые формулируются в соответствии с направлениями стратегии и относятся к одной из стратегических карт системы. По своей сути они являются декомпозицией главной цели социально-экономической системы в определенном ключевом направлении деятельности.
3. Показатели (measures) представляют собой измеримые резюме целей, то есть поддающиеся количественной оценке категории, которые должны отражать прогресс в движении к стратегической цели. Данная особенность обусловлена тем, что эффективно управлять можно только тем, что компания способна измерить. До тех пор, пока какой-то момент деятельности не измеряется, на него не обращают внимания, и его невозможно адекватно контролировать. Показатели подразумевают определенные действия, необходимые для достижения цели, и указывают на то, как стратегия будет реализована на операциональном уровне. Показатели призваны привести комплексные и часто расплывчатые цели в более конкретные и понятные
рамки. В то же время система показателей позволяет смотреть на текущую ситуацию в стратегической перспективе.
4. Целевые значении (target) - уровень которого должно достигнуть значение того или иного показателя в определенный временной период.
5. Причинно-следственные связи (cause and effect linkages) должны объединять в неразрывную цепочку стратегические цели или показатели компании таким образом, что достижение одной из них обуславливает прогресс в достижении другой.
6. Стратегические инициативы (strategic initiatives) - программы и проекты, которые способствуют достижению стратегических целей. Как правило, формируются на стадии разработки стратегии организации.
Традиционная модель Сбалансированной системы показателей включает как минимум следующие четыре проекции / карты (рис. 1).
Рис. 1. Декомпозиция стратегии организации в Сбалансированной
системе показателей
Карта финансов - организация с точки зрения учредителей и инвесторов (оценивается эффективность вложения капитала).
Карта клиентов - оценка полезности для потребителей своих товаров и услуг.
Внутренние процессы - отражается внутренняя операционная эффективность, определяется необходимость реинжениринга или ликвидации бизнес-процессов.
Обучение и рост - оценивается инновационность, гибкость, ориентированность организации на восприятие нового, изменения,
способность повышать эффективность и увеличивать свою стоимость.
Однако далеко не всегда лишь эти сферы деятельности являются критически важными для организации. Следует определить достаточность выбранных проекций для успешной реализации стратегии компании. Если желаемый результат по ним достигнут своевременно, а общий результат развития не соответствует плановому, то это означает, что либо в Сбалансированной системе показателей декомпозиция стратегии проведена не по всем важнейшим сферам деятельности компании, либо неправильно оценен вклад каждой проекции.
Особенностью Сбалансированной системы показателей является временная детерминация стратегических карт.
Карта финансов относится к «прошлому» организации, то есть цели и показатели организации отражают конечный результат деятельности, достигнутый благодаря усилиям в прошедшем периоде.
Карты клиентов и бизнес-процессов отражают текущую деятельность компании по формированию конечного результата развития и соответственно относятся к пласту «настоящего».
В проекции обучения и развития закладываются основы будущего процветания или упадка организации.
В рамках ССП можно выделить показатели, которые измеряют достигнутые результаты (запаздывающие индикаторы качества прошлой деятельности компании), и опережающие индикаторы, которые отражают «факторы деятельности, приводящие к возникновению запаздывающих индикаторов».
Большинство показателей первой группы относятся к проекциям финансов и клиентов. Эти показатели более традиционны и теснее связаны с конечной целью предприятия, но учет рассмотрения данных показателей может принести пользу только через относительно длительный промежуток времени.
Для повышения оперативности контроля следует уделять внимание
показателям второй категории, отражающим состояние тех сфер деятельности компании, которые еще только повлияют на конечный результат в ближайшем будущем, а следовательно, эффект от корректирующих воздействий на основе анализа данных показателей скажется в краткосрочной перспективе. При таком подходе Сбалансированная система показателей позволяет увидеть отклонения от заданной стратегией траектории развития на самом раннем этапе, задолго до того, как это отразится в традиционных финансовых отчетах, и принять соответствующие меры.
Определение отклонений от заданной траектории развития организации должно проводиться как по группе показателей результатов, так и по группе факторов деятельности. Без последних невозможно понять, как были достигнуты первые. Кроме того, с помощью только показателей результатов нельзя на ранних этапах оценить, насколько успешно осуществляется стратегия компании. И наоборот, факторы деятельности без соответствующих показателей могут способствовать лишь краткосрочным улучшениям производственного процесса, но не отражают их влияния на состояние клиентской базы и, следовательно, на финансовые результаты. Правильно составленная Сбалансированная система показателей должна иметь сбалансированный комплекс результатов (отсроченные характеристики) и факторов достижения результатов (опережающие показатели).
Стратегические карты содержат как связанные, так и не связанные друг с другом показатели. Эта особенность, которая позволяет, с одной стороны, оценивать правильность логики контроля, а с другой - контролировать развитие, основываясь на нескольких разнотипных источниках данных, что является преимуществом ССП по сравнению с традиционными финансовыми отчетами.
Список использованных источников
1. Браун, Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения: / Марк Грэм Браун; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 226 с.
2. Лапыгин Ю.Н. Сбалансированная система показателей муниципалитета / Ю.Н.Лапыгин, А.Е.Лёшин. - Владимир: ВлГУ, ВГПУ, 2005. - 123 с.