Научная статья на тему 'Синтез регулятора натяжения тяговых канатов мощного драглайна'

Синтез регулятора натяжения тяговых канатов мощного драглайна Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
85
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Иконников С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтез регулятора натяжения тяговых канатов мощного драглайна»

С.Е. Иконников

Московский государственный горный университет

СИНТЕЗ РЕГУЛЯТОРА НАТЯЖЕНИЯ ТЯГОВЫХ КАНАТОВ

МОЩНОГО ДРАГЛАЙНА

Опыт эксплуатации мощных экскаваторов-драглайнов показывает, что возникновение динамических нагрузок в тяговом механизме связано с режимом стопорения ковша, из-за которого усилие натяжения тяговых канатов значительно превышает заданное стопорное значение, что может привести к обрыву каната и возникновению аварийной ситуации.

Для стабилизации максимального натяжения тяговых канатов предложены варианты автоматизированных устройств. Для решения этой задачи наиболее целесообразно применить параллельную коррекцию, при которой регулятор и датчик натяжения тяговых канатов, образуя контур регулирования усилия натяжения, взаимодействуют с экскаваторным электроприводом тяги через логический блок выделения минимального сигнала [1].

Разработан метод синтеза регулятора натяжения тяговых канатов при параллельной коррекции электропривода тяги для идеализированного режима жесткого стопорения ковша при влиянии момента сопротивления от усилия в упругом канате [1].

В данной статье рассмотрен синтез регулятора усилия натяжения тяговых канатов в режиме реального стопорения ковша при влиянии момента сопротивления. По результатам аналитического синтеза были проведены исследования динамических процессов в САР натяжения тяговых канатов при помощи цифрового моделирования на 1ВМ РС на примере экскаватора-драглайна типа ЭШ 20. 90.

На рисунке показана структурная схема системы автоматического регули-

рования (САР) натяжения тяговых канатов с экскаваторным электроприводом постоянного тока, выполненного по системе “генератор-двигатель” с тиристорным возбудителем.

При исследовании электропривода тяги и САР натяжения тяговых канатов в процессе синтеза регулятора усилия принимаются допущения, которые состоят в том, что:

- процесс стопорения ковша начинается в момент окончания копания грунта с номинальной толщиной стружки при номинальной скорости электропривода тяги;

- непреодолимое препятствие в процессе стопорения при взаимодействии с ковшом имитируется линейной пружиной без обратной отдачи.

Сила упругости г пр такой пружины

равна:

Рпр-Сгр*1к, (1)

где Сгр - жесткость грунта на смятие;

1К - перемещение ковша вдоль забоя с момента начала стопорения.

При этом путь 1 к, пройденный ковшом при стопорении, равен:

1к — Гб Ут - и^г,

где Гб - радиус барабана лебедки тягового механизма:

Ут - угол, на который повернулась лебедка тяги за время стопорения;

ит - деформация тяговых канатов.

Усилие в тяговых канатах Бт равно:

ST = Ct Ut = Ст Гб / Ip YT = t

= CT Гб / Ip \ wdt,

о

где Ст - жесткость тяговых канатов;

1Р - передаточное отношение редуктора механизма тяги; w - угловая скорость механизма тяги. Действие всех сил на ковш при стопорении записывается в виде уравнения:

МЛ-Sr-Pnp-PTp. (2)

где Мк - масса груженного ковша;

Ртр = b iK - сила трения, действующая на ковш при стопорении, b - постоянный коэффициент. С учетом выражения (1) уравнение (2) примет вид:

Мк Ik ^ к Сгр 1 к — St ■

Момент сопротивления Мс, приведенный к валу двигателя равен:

Mc=r6*ST/(Ip*n).

где п - КПД редуктора механизма тяги.

При стопорении выполняется условие: Р,ф =

ScToiit Где ScTon - СТОПОрНОе

усилие в тяговых канатах: тогда справедливо выражение

Сгр = Sctom / ljc . (3)

При I* = 0 имеет место идеализированный режим жесткого стопорения ковша, в котором возника-

ют наиболее тяжелые динамические нагрузки [1].

На схеме приняты обозначения: Се, См - конструктивные постоянные двигателя; К™, Кг, Кя, Кдн, Кдг, Кдтнк - передаточные коэффициенты тиристорного возбудителя, генератора, якорной цепи двигателя, датчиков напряжения, тока и натяжения тяговых канатов; Ттв, Тг, Тя, Тм

- постоянные времени тиристорного возбудителя, генератора, якорной цепи, электромеханическая двигателя; ТЛск - напряжение командоаппарата тяги.

В качестве датчика натяжения тяговых канатов ДНТК используется устройство измерения усилия по статической составляющей тока силовой цепи.

При синтезе в качестве регулятора усилия натяжения тяговых канатов РНТК принимается ПД - регулятор с передаточной функцией:

\Урмте(р) = Кп(Тлр + 1),

где Кп - коэффициент пропорциональности;

Тд - время дифференцирования. Сигнал изн задания регулятору РНТК соответствует заданному максимальному натяжению тяговых канатов, равному стопорному значению Бстоп.

В качестве регулятора РТ тока силовой цепи І» был принят ПИ - регулятор с передаточной функцией:

\Урт(р) = (Трт р + 1) / Т„ р,

где Трт и Ти - постоянные времени регулятора тока.

При оптимизации замкнутого контура регулирования тока параметры РТ рассчитывались исходя из критерия “модульного оптимума” [2].

В качестве регулятора PH напряжения генератора иг был принят П - регулятор с передаточной функцией:

\УР„(р) = Кр„,

где Крн - передаточный коэффициент регулятора напряжения.

Tr + Ti + K*T,

Ai = 11... 1L........-Iя ; (5)

Vo + K)

2 a|c -p2 4c

To Tr

А;. тут.+т* (6)

Щ 1 + к)*(т5*тг>2

Используя метод стандартных коэффициентов [3] и приняв:

А| = Аг = 3 из условия оптимизации по быстродействию при отсутствии колебательности и минимального перерегулирования можно выразить из выражения (6) оптимальное значение К:

к_ (Тг*т,+тУ _1 (7)

а1*(т^*тг)2

Выражение (7) подставим в (5) и определим оптимальное значение Тд:

Тя = ^ * (А, * \1(\ + К)2 *То *ТГ _ТГ~ Т1).

14

В режиме жесткого стопорения ковша, когда Сгр = °о, выполняется равенство: Сс = Ст.

Для экскаватора-драглайна типа ЭШ 20.90 в результате расчета параметры регулятора оказались равны:

Кп= 1.034 с.; Тд= 0.431 с.

Как показала практика, в режиме реального стопорения (1к * 0) максимальный путь ковша равен приблизительно 0,4 м. При значениях 1к отличных от нуля, жесткость грунта Сгр вычисляется по (3), при этом суммарная жесткость грунта и тягового каната Сс уменьшается с увеличением 1К.

Синтез регулятора усилия РНТК при 1К * 0 выполняется аналогично как для режима жесткого стопорения, однако с учетом изменения суммарной жесткости Сс. Результаты расчетов занесены в таблицу:

1к, М С.,, кН/м Сс, кН/м К„ Тл

0 00 4400 1.03 0.43

0.1 12000 3219.5 1.37 0.45

0.2 6000 2538.5 1.7 0.46

0.3 4000 2095 2.06 0.47

0.4 3000 1784 2.39 0.48

При моделировании САР натяжения тяговых канатов с учетом нелинейных элементов и расчетными коэффициентами для экскаватора-драглайна ЭШ 20. 90 на IBM PC были получены графики переходного процесса регулирования усилия в тяговых канатах при различных значениях 1К и сделан вывод о том, что выбранная структура САР натяжения тяговых канатов и методика синтеза регулятора усилия РНТК является оптимальной для исследуемой модели экскаваторного электропривода и механизма тяги драглайна.

Поскольку техническая реализация регулятора усилия выполняется на программируемом микропроцессорном контроллере, то с целью определения допустимой величины периода квантования по времени Т было проведено моделирование САР натяжения тяговых канатов с учетом ЦАП, АЦП и цифрового ПД -регулятора РНТК.

Исследования показали, что период квантования по времени Т не должен превышать 0.025 с., чтобы качественные показатели в дискретной системе практически не отличались от их значений в аналоговой системе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ломакин М.С., Косорыгин B.C., Кулешов И.С. Синтез регулятора натяжения тяговых канатов драглайна. М., Мги, 1988.

2. Ключев В.И. Теория электропривода: учебник дня ВУЗов. - М., Энергоиздат, 1985.

3. Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического регулирования. М., “Наука”, 1975.

© С.Е. Иконников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.