26,75% юношей и 3,8% девушек, нерегулярно курят 10,2 и 7,6% соответственно.
Основная доля респондентов начала курить в возрасте 14-15 лет - 41,9%, 26,1% - в 16-17 лет, 18,6% -старше 18 лет. Отмечено, что юноши начинают курить преимущественно в 14-15 лет, а девушки - в 1617 лет. Из числа курящих юношей выкуривают менее полпачки 40,4%, девушек - 80,5%, одну пачку - 34,0 и 1,6% соответственно.
Не менее опасна алкоголизация молодежи, нарастающая весьма высокими темпами. Причин для этого явления вполне достаточно: это неумение занять себя в свободное время, отсутствие клубов по интересам, частые праздники, поиск путей самоутверждения в обществе и подражание взрослым.
Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,7% юношей, 41,2% девушек. Один раз в месяц - 8,8 и 5,7% соответственно, не употребляют 20,7+3,8% и 38,6+2,7% соответственно. Впервые попробовали спиртные напитки в возрасте после 15 лет 74,4% юношей и 69,2% девушек, до 10 лет - 3,2 и 2,9% соответственно. Юноши наиболее часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно (р<0,001).
Полученные данные о современных тенденциях распространенности употребления алкогольных напитков студентами, их самокритике и отношении к внешней критике следует трактовать как весьма неблагоприятный симптом, который оказывает пагубное влияние на здоровье молодого поколения, будущих потенциальных родителей, специалистов, профессионалов, призванных заниматься охраной здоровья населения. Данную проблему в обществе в целом и молодежной среде в частности, необходимо
ставить на одно из первых мест в масштабе государства. Это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку, без осознания и поддержки у общества и государства таких мероприятий как: полный запрет спонсорства со стороны табачных компаний и ограничения доступности для лиц моложе 16 лет табака и алкоголя, изменения имиджа положительных героев мы не сможем существенно изменить проблемную ситуацию и предотвратить ухудшение здоровья нации. Это особенно важно в нашем случае, поскольку это выпускники медицинского ВУЗа, а значит это выпускники, которые несут ответственность не только за свое, но и общественное здоровье.
Литература
1. Профилактика и диспансеризация студентов в современных условиях / Н.И. Вишняков [и др.]// Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров. Материалы всероссийской научной конференции.- М., 2007.- С. 142-144.
2. Горбач, Н.А. Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов вузов / Н.А. Горбач, А.В.Жарова, М.А. Лисняк // Здравоохранение Российской Федерации.- 2007.- №2.- С. 43-46.
3. Кочорова, Л.В. Актуальные проблемы лечебнопрофилактической помощи студентам / Л.В. Кочорова, Н.Ю. Колесникова // Макроэкономика: качество жизни и проблемы развития здравоохранения: мат. Всеросс. науч.-практ. конф.- СПб., 2008.- С.115-117.
УДК 616-037
СИНТЕЗ НЕЧЕТКИХ РЕШАЮЩИХ ПРАВИЛ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МОЧЕКАМЕННОЙ БОЛЕЗНИ
А.Г.КОЦАРЬ
ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», ул. 50 лет Октября, 94, г. Курск, 305040
Аннотация: в работе рассматривается метод прогнозирования мочекаменной болезни с использованием аппарата нечеткой логики принятия решений. Приводятся результаты проверки достоверности синтезированных решающих правил.
Ключевые слова: мочекаменная болезнь, прогнозирование, нечеткая логика принятия решений.
PREDICTION UROLITHIASIS BY MEANS OF NON-EXACT DECISIVE LOGIC
A.KOTSAR Southwest State University
Abstract: the method of forecasting urolithiasis by means of device of non-exact logic of decision making is developed and presented in this paper. Results of check of the synthesized solving rules are described.
Key words: urolithiasis, prediction, non-exact logic of decision making.
Мочекаменная болезнь (МКБ) - социально значимое заболевание, затрагивающее значительную часть населения Земли. Распространенность ее по регионам неодинакова и колеблется в пределах от 0,5 до 20% населения [1,5,6]. Как правило, МКБ страдают люди в трудоспособном возрасте (30-60 лет), при этом мужчины болеют в 2 раза чаще, чем женщины [2]. В последние годы заболеваемость мочекаменной болезнью не только не снижается, но имеет явную тенденцию к росту [1-4]. Несмотря на значительные успехи, достигнутые в методах удаления и дезинтеграции конкрементов, вопросы профилактики и ме-тафилактики МКБ остаются открытыми. В связи с этим возникает необходимость в разработке процедур прогнозирования возникновения и рецидива заболевания с учетом теоретических и прикладных системных связей и закономерностей развития патологического процесса с ориентацией на использование современных математических методов и информационных технологий.
Цель исследования - разработка методов и средств прогнозирования возникновения и рецидива мочекаменной болезни, на основе комплексного учета информативных прогностических признаков, управляемых автоматизированной системой поддержки принятия решений врача-уролога, обеспечивающей высокое качество оказания медицинской помощи.
Материал и методы исследования. В условиях неопределенности и неполноты представления данных при пересекающихся структурах классов хорошо зарекомендовали себя методы нечеткой логики принятия решений и теории распознавания образов [2]. Согласно общей концепции синтеза нечетких решающих правил, задача нечеткого прогнозирования возникновения/рецидива МКБ рассматривалась нами как задача разделения обследуемых на два класса: Ш0 -риск заболевания МКБ отсутствует, Ш1 - существует риск заболевания в течении ближайших 2 лет.
С учетом поставленной задачи на основании анализа литературных данных и собственного опыта был сформирован перечень информативных признаков - факторов риска возникновения мочекаменной болезни, получаемых в результате опросов, осмотров и простейших исследований.
В этот перечень вошли следующие признаки:
I. Место проживания:
х1 - климатогеографическая зона;
х2 - миграция с частой сменой климатических условий.
II. Производственные факторы:
хэ - класс труда по выполняемой нагрузке;
х4 - нарушения привычной ритмичности жизни и режима труда (при сменности в работе, вахтовом методе, ночных сменах);
х5 - характер трудового процесса, преимущественно.
III. Факторы питания:
х6 - гиперкалорическое питание; х7 - регулярность приема свежих овощей и фруктов (в количестве дней в неделю);
х8 - избыточное употребление в пищу продуктов, содержащих пурины (в количестве дней в неделю; х9 - жесткость воды (мг-экв/л); х10 - употребление сырой воды; хи - ограничение употребления жидкости (мл/сут).
IV. Поведенческие факторы:
х12 - длительная стрессовая ситуация; х13 - малоподвижный образ жизни.
V. Медико-биологические факторы:
х14 - наследственная предрасположенность; х15 - индекс массы тела (кг/м2); х16 - длительный прием витамина Д или препаратов кальция;
х17 - остеопороз, остеомиелит; х18 - хронические заболевания желудочно-кишечного тракта;
х19 - рН мочи;
х20 - гиперурикемия;
х21 - кристалурия;
х22 - фоновые заболевания;
х23 - врожденные аномалии развития мочевой системы;
х24 - нефроптоз; х25 - гидронефроз;
х26 - инфравезикальная обструкция; х27 - хронический пиелонефрит; х28 - возраст.
Используя каждый из выделенных признаков, как носитель функций принадлежностей, группа высококвалифицированных экспертов - специалистов в области урологии, под руководством инженера по знаниям, построила функции принадлежностей к классу Ш1. Полученные данные были усреднены по всем экспертам и после их экспертного согласования получен набор соответствующих функций принадлежности.
Полученные функции принадлежности, согласно методу синтеза решающих правил, объединяются в частные решающие правила по группам признаков и затем агрегируются в окончательное прогностическое правило.
С учетом того, что все приведенные факторы приводят к увеличению уверенности в прогнозе возникновения мочекаменной болезни, общая прогностическая уверенность определяется итерационной формулой вида: КУрмкб(]+1)=КУ(])+КУх(]+1)[1-КУ(])], где КУ(1)=КУкгф - коэффициент уверенности по климатогеографическим факторам; КУ*(2)=КУраб - по производственным факторам; КУ*(3)=КУпит - по факторам питания; КУ*(4)=КУпов - по поведенческим факторам; КУ*(5)=КУмбф - по медико-биологическим факторам.
Общая уверенность в прогнозе заболевания мочекаменной болезнью по выделенной системе признаков превышает величину 0,9, если у обследуемого присутствуют все факторы риска с максимальными значениями функции принадлежности. Для наиболее часто встречающихся факторов риска величина КУрмкб достигает уровня 0,8.
Для проверки качества «срабатывания» синтезированных решающих правил, были сформированы контрольные выборки. В течении двух лет нами наблюдались студенты Курского государственного технического университета, пациенты урологических отделений МУЗ ГКБ СМП г. Курска без признаков МКБ, страдающие другими урологическими заболеваниями (всего 500 человек). Для каждого из них вначале исследований были рассчитаны величины КУрмкб. Критерием отбора в группу наблюдения было значение КУрмкб>0,2. После указанного периода наблюдений в каждой группе сформировались два класса обследуемых. Класс Ю0 - люди без признаков МКБ (всего 408 человек) и юг - люди у которых в течение периода наблюдения выявлена МКБ (всего 92 чел.). С учетом полученных результатом построены гистограммы распределения классов Ю0 и юг по КУрмкб (рис.).
Выводы. Анализ табл. показывает удовлетворительное совпадение результатов экспертного оценивания и проверки качества работы, синтезированных решающих правил на контрольной выборке. Полученные показатели качества прогнозирования МКБ позволяют рекомендовать описанный метод для широкого использования в медицинской практике.
Литература
1. Эпидемиология мочекаменной болезни в различных регионах Российской Федерации / О.И. Аполихин [и др.] // Бюллетень медицинских Интернет-конференций.- 2011.- Том 1.- № 3.- С. 167-176.
2. Дзеранов, Н.К. Лечение мочекаменной болезни: комплексная медицинская проблема / Н.К. Дзеранов // Лечащий врач.- 2002.- №11.- С. 4-9.
3. Кореневский, Н.А. Проектирование систем поддержки принятия решений для медикоэкологических приложений: Монография / Н.А. Кореневский, В.С. Титов, И.А. Чернецкая.- Курск гос.техн.ун-т., 2004.- 180 с.
4. Knoll, T. Epidemiology, Pathogenesis, and Pathophysiology of Urolithiasis/ T. Knoll // Eur Urol Suppl.-2010.- №. 9.- P. 802- 806.
5. Ramello, A. Epidemiology of nephrolithiasis/ A. Ramello, C. Vitale, D. Marangella // J. Nephrol.-2000.- №.13.- Suppl. 3.- P. 45-50.
6. Tiselius, H.-G. Epidemiology and medical management of stone disease / H.-G Tiselius // BJU international.- 2000.- № 91.- P. 758-767.
Рис. Гистограммы распределения классов ю0 и юг по признаку КУрмкб
На основании анализа пересечения полученных гистограмм в качестве пороговой величины КУрПмкБ для прогнозирования МКБ была выбрана величина 0,55. Относительно этой величины определялись показатели чувствительности, специфичности, прогностической значимости и диагностической эффективности полученных решающих правил, представленные в табл.
Таблица
Сводная таблица показателей качества прогнозирования МКБ по КУрмкб
Показатель КУрмкб ДЧ ДС ПЗ+ ПЗ- ДЭ
Значение показателя 0,9 0,88 0,95 0,77 0,97 0,93
Примечаие: ДЧ - Диагностическая чувствительность,
ДС - Диагностическая специфичность,
ПЗ+ - Предсказательность (прогностическая значимость) положительных результатов, ПЗ- - Предсказательная (прогностическая значимость) отрицательных результатов, ДЭ - Диагностическая эффективность