УДК 334
СИНТЕЗ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА В ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРАХ
Н.А. Петрухина
Аннотация. В статье рассматриваются новые формы интеграционных объединений в виде инновационных кластеров. Уточняется понятие инновационного кластера. Предлагаются характеристики инновационных кластеров. Рассматривается функционирование кластера медицинской техники и инструментов в г Тутлингене, Германия.
Ключевые слова: интеграция науки и производства, кластер, инновационные кластеры, характеристики инновационных кластеров.
SYNTHESIS OF SCIENCE AND INDUSTRY IN INNOVATION CLUSTERS
N.A. Petrukhina
Abstract. The article considers new forms of integration associations in the form of innovation clusters. Clarifies the concept of innovation cluster. Available features of innovation clusters. The article considers the functioning of the cluster of medical equipment and instruments in Tuttlingen, Germany.
Key words: integration of Science and Practice, cluster, innovation clusters, characteristics of innovation clusters.
Интеграция науки и производства - явление характерное для последнего столетия с небольшим.
Интеграционные процессы подготовлены всей предыдущей историей развития науки и техники и проявляются в становлении новых экономических организационных форм, достигаемых на определенном этапе развития общества.
Под интеграцией имеется в виду объединение двух и более компаний в единое целое, которое приобретает в результате объединения новые признаки, а интеграция науки и производства предполагает превращение науки в производственную силу, делающую интеграционные объединения более конкурентноспособными на рынке аналогичной продукции.
Поиск новых интеграционных форм объединения предприятий в конце XX в. привел к формированию и развитию кластеров.
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Все исследователи сходятся во мнении, что развитие кластеров способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, расширением доступа к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также с реализацией совместных проектов.
Кластеры распространены во многих странах: в развитых (Германии, США, Франции, Японии), развивающихся (Индии, Индонезии, Малайзии, Мексике, Мадагаскаре, Марокко), в странах с переходной экономикой (Латвии, Литве, Молдавии, Польше, Эстонии, Киргизии, Молдавии).
Родоначальник теории кластеров, американский экономист Майкл Портер (род. 1947 г.), понимал под кластером группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общей деятельностью и взаимодополняющих друг друга [1, с. 608].
В настоящее время общепринятого определение понятия «кластер» не существует. Автор насчитал более 25 определений этого термина в отечественной и западной литературе.
Однако интеграционные процессы в кластерах в виде синтеза науки и производства наиболее отчетливо проявляются в инновационных кластерах.
Понятие инновационного кластера в научной литературе мало отличается от понятия кластера: «Инновационный кластер -большое количество связанных индустриальных и / или сервисных компаний, имеющих высокий уровень сотрудничества, типично через сеть поставок, и функционирующих при одинаковых рыночных условиях» [3, с. 182].
По мнению автора, главной отличительной чертой кластера от инновационного кластера является наличие инновационной составляющей. То есть в инновационном кластере должен быть выпуск и реализация инновационной продукции в промышленном объеме. Если компании, расположенные в кластере, занимаются научно-технической деятельностью, производят новую для рынка продукцию, но при этом не могут найти покупателей этой продукции, то такая продукция не мо-
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
жет быть отнесена к типу инновационной продукции. Инновация - это вывод новой продукции на рынок, то есть ее реализация.
Инновационный производственный кластер выпускает инновационную продукцию. Все компании, расположенные в этом кластере, связаны в цепочке добавленной стоимости и / или занимаются сопутствующей деятельностью, если формируются вокруг одного головного предприятия. Если же в инновационный кластер входят несколько инновационных компаний, то они, должны быть из одной отрасли промышленности, или близких, или сопутствующих основному роду деятельности отраслей.
Стратегическая цель создания кластера - выпуск инновационной продукции и повышение конкурентноспособности предприятий.
Таким образом, по мнению автора, под инновационным кластером можно понимать группу предприятий, организаций (производственных, сервисных, вузов, научно-исследовательских структур), расположенных в пределах одного региона или города, взаимодействующих друг с другом и / или входящих в цепочку добавленной стоимости, внутри одного или родственных секторов экономики. Главная стратегическая цель создания кластера - выпуск инновационной продукции и увеличение конкурентноспособности инновационной продукции. Причем почти всегда инновационный кластер и кластер имеют управляющую компанию.
К характеристикам инновационных кластеров, по мнению автора, можно отнести:
- наличие сильного производственного головного предприятия или нескольких производственных предприятий, вокруг которых формируется кластер;
- географическую близость предприятий, входящих в кластер;
- ориентацию продукции на рынок отечественный и внешний;
- как правило, кластер ориентирован на экспорт;
- наличие управляющей компании, которая действует в целях достижения стратегических целей кластера;
- поддержку государством;
- как правило, в кластере большой приток прямых иностранных инвестиций;
- разработку новой инновационный продукции, которая, как правило, соответствует мировым аналогам или превосходит их;
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
- проведение работ по НИР и НИОКР для усовершенствования выпускаемой продукции или создания новой;
- как правило, производство, выпускаемой продукции, проводится на новом оборудовании, то есть промышленные предприятия были модернизированы или частично модернизированы;
- возможности для расширения производства, для насыщения внутреннего и внешнего спроса;
- мониторинг современных технологических тенденций;
- базирование на новых технологиях;
- кооперация между предприятиями;
- улучшение конкурентности не только головного предприятия, но и предприятий, входящих в кластер;
При создании кластера нужно учитывать:
- факторные условия;
- условия внутреннего спроса;
- развитость смежных и обслуживающих отраслей;
- государственную политику;
- внутриотраслевую конкуренцию
Инновационный кластер создает новый продукт усилиями нескольких фирм и / или исследовательских организаций, что позволяет ускорить производство нового продукта внутри кластера.
В этой связи важно изучать деятельность успешных инновационных кластеров и исследовать процесс, в котором кластер - единое целое, и компании становятся взаимосвязанными звеньями кластера и объединены общей целевой функцией.
Одним из старейших инновационных кластеров в мире является, по мнению автора, кластер по производству медицинских приборов и инструментов в г. Тутлинген (Германия), начало формирования которого в 1850 г. совпало с начинавшимися в то время процессами интеграции науки и производства.
Он является лидером в Европе по производству и разработкам медицинской техники и одним из мировых лидеров.
В 1867 г. было основано первое предприятие, занимающиеся выпуском медицинской техники и инструментов.
В 1939 г. в г. Тутлинген было 39 предприятий, в 1955 г. -149 предприятий.
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
К 1999 г. 87,5 % всех фирм Германии, занимающихся производством медицинских приборов и хирургических инструментов, были расположены в районе г. Тутлинген (земля Баден-Вюртем-берг [2, с. 7].
В кластер входят 300 предприятий с ежегодным оборотом 1 млрд евро. [2, с. 8]
Специализация фирм, входящих в кластер, обеспечивает широкий ассортимент продукции кластера:
- новые медицинские инструменты;
- классические хирургические инструменты;
- диагностические медицинские приборы;
- импланты;
- эндоскопы классические и нового поколения;
- приборы и инструменты для лазерной хирургии.
Ассортимент продукции, выпускаемой кластером - 30 тыс. наименований продукции (15-20 млн инструментов и медицинских приборов) [2, с. 14].
Производство этого ассортимента продукции связано с развитием:
- биотехнологий;
- микротехнологий;
- микроэлектроники;
- новых материалов
Развитие кластера привело к увеличению числа малых предприятий, входящих в него. 270 компаний из 300 имеют численность сотрудников менее 20 человек. [2, с. 9] Все компании специализируются на выпуске более чем двух видов продукции, чтобы снизить риски предпринимательской деятельности, несмотря на то, что производство медицинской техники - один из самых устойчивых видов бизнеса.
В г. Тутлинген нет исследовательских институтов, и поэтому кластео сотрудничает с:
- 11 институтами Макса Планка;
- 20 отраслевыми исследовательскими институтами;
- 13 институтами прикладных исследований;
- 220 центрами трансфера технологий;
- 9 университетами;
- 39 политехническими институтами;
- 5 университетскими больницами, находящимися в близлежащей земле Баден Вюртемберг [2, с. 12].
В кластере две лидирующие компании: «AESCULAP» и «Kare Storz». В компании «AESCULAP» две тысячи сотрудников в Германии и еще 6 тыс. сотрудников за пределами Германии.
Компания выпускает полный спектр медицинского оборудования для диагностики и лечения различных заболеваний. Она разрабатывает и производит хирургический инструментарий и имплантаты для нейрохирургии, микрохирургии, пластической и реконструктивной хирургии, торакальной, микрососудистой, сердечно-сосудистой, ортопедической, лапароскопии и общей хирургии и обработки.
Основной специализацией второй большой компании кластера «Karl Storz» является производство качественных инструментов и высокотехнологического оборудования для эндоскопических вмешательств. Мировой рынок медицинской техники - около 115 млрд долл. в год, причем 47 % этого рынка приходится на долю рынка США [2, с. 16].
Для развития кластера в г. Тутлинген и расширения рынков сбыта необходимо экспортировать продукцию.
В кластер входят 76 компаний с общей численностью сотрудников 640 человек, занимающихся экспортом продукции. Каждая компания специализируется на экспорте в одну или две страны и имеет в этих странах установившиеся деловые контакты [2, с. 19].
Так как 90 % компаний, входящих в кластер, имеют численность сотрудников менее 20 человек, то для экспортной дистри-бьюции своей продукции они или продают ее крупным компаниям кластера, или обращаются в компании кластера, занимающиеся экспортной дистрибьюцией.
Причем компании договариваются между собой, чтобы не выпускать один и тот же ассортимент продукции. Например, компании «Гебрюдер Мартин» и «Medicon e.G.». В компании «Гербрюдер Мартин», основанной в 1923 г., работает 650 человек, выпуская 12 тыс. различных наименований продуктов, причем 70 % идет на экспорт. В компании «Medicon e.G.», основанной в 1941 г., состоящей из 18 компаний, 350 человек, выпускают 20 тыс. различных продуктов.
<j!b
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Из мировой практики развития кластеров известно, что компании, входящие в кластер, избегают конкуренции внутри кластера. Г. Тутлинген стал мировым брендом по производству медицинской техники и инструментов. Поэтому компании, входящие в кластер, хотят извлечь максимальную выгоду от размещения там, а не конкурировать между собой, когда можно перестроить ассортиментный ряд продукции.
Основной экспорт продукции кластера - в страны Латинской Америки, Африки, Среднего и Дальнего Востока, где продукция кластера должна конкурировать с аналогичной продукцией США и Японии.
Кластер в г. Тутлинген - один из мировых лидеров и лидер в Европе. Но у кластера, помимо конкурентров в США и Японии, появились и успешно развиваются конкуренты в Венгрии, Малайзии, Пакистане, Польше. Хотя их продукция пока уступает качеству продукции кластера в г. Тутлингене, но выигрывает в стоимости продукции.
Тем не менее, рынок сбыта продукции кластера постоянно расширяется.
Для того, чтобы повысить конкурентноспособность продукции кластера, снизив себестоимость продукции, новые заводы размещаются в Польше, Венгрии, Испании, где меньше заработные платы по сравнению с заработными платами в Германии.
И главное - увеличение инновационной составляющей. Для того, чтобы вовлечь предприятия в инновационную деятельность, образована опытная лаборатория для всех компаний кластера, есть венчурные фонды для новых компаний.
Только 40 компаний (13 %) из 300 компаний кластера вовлечены в инновационную деятельность, выпуская 500-600 видов новой продукции ежегодно [2, с. 21]. То есть только 2 % (500-600 видов продукции) от общего числа наименований продукции ежегодно - новая продукция. Тем не менее, доля новой продукции в общем выпуске продукции кластера постоянно увеличивается, вовлекая в процесс создания и производства новой продукции малые предприятия кластера.
Причем, если 40 компаний инновационного кластера не будут производить новую инновационную продукцию, то кластер и все
компании, в него входящие, не будут конкурентоспособными из-за большого числа сильных компаний того же направления в США, Японии. Инновационность - основа существования и развития кластера.
Наличие крупных компаний кластера, занимающихся инновационной деятельностью - обязательное условие для существования и развития инновационного кластера в г. Тутлинген.
Интеграция науки и производства в г. Тутлингене проявляется в том, что инновации на основе развития науки и техники становятся необходимыми, взаимосвязанными звеньями более широкой структуры, объединенных общей целевой функцией.
Если мы говорим об интеграции науки и производства и новых экономических формах объединения предприятий, повышении востребованности научных знаний, то нужно развивать инновационные кластеры как наиболее перспективное направление интеграции науки и производства.
Библиографический список
1. ПортерМ. Конкуренция. М., 2005._
2. Haider G. How does globalization affect local production and knowledge systems? The surgical instrument cluster of Tuttlingen // Germany. Gerhard-Mercator-Universitat Duisburg. 2002/
3. Simmie J., Sennett J. Innovation in the London metropolian region. Ch 4 in Hart D., Simmie J., Wood P. and Sennett J. Inovative clusters and competitive cities in the UK and Europe // Oxford Brookes School of Planning Working Paper. 1999.
Н.А. Петрухина
преподаватель кафедры экономики и управления Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]