СИНТЕЗ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИЛОСОФИИ И АРХИТЕКТУРЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1 2 3
© Ромашова А.Г. , Карандашева М.К. , Печуров Е.А.
Липецкий государственный технический университет, г. Липецк
В работе показана взаимосвязь архитектуры со мировоззрением людей в эпоху возрождения на примере Франции, Италии и Англии.
Ключевые слова направления философии, архитектурный антропоцентризм, индивидуально-личностное начало, секуляризация, пантеизм, художественно-эстетическая направленность, натурфилософия, гелиоцентризм, гуманизм, неоплатонизм.
Культура Возрождения, сформировавшаяся в Италии начала XV в., характеризуется расцветом всех видов искусства, обращенных к земной реальности и собственно человеку. Отличительная черта эпохи Возрождения -светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре и философии, новые идеи складываются в противовес средневековым традициям.
Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями. Эта философия представляется тем более сложным явлением, если мы обратимся вглубь веков и увидим, что многие идеи.
Классическая философия родилась в эпоху высшего расцвета греческой культуры как попытка постижения окружающего мира, понимания смысла и законов вселенной. Истоки греческой философии мы можем обнаружить в Египте и Малой Азии, куда путешествовали греки не только в поисках наживы, но и за сокровенными знаниями более древних цивилизаций. Греческие философы искали истину в душе человека. Греческие зодчие искали красоту в камне, их объединило стремление к прекрасному. Они достигли таких больших успехов, что их философские идеи широко изучаются в современных учебных заведениях, а ордерная система остаётся эталоном в современной архитектуре. Они открыто говорили о том, что счастье и красота, заключаются не в богатстве и пышности, а в достоинстве и сдержанности. Их достижения - знания человечества, о которых нужно знать и помнить.
Идеи Возрождения зародились гораздо раньше, чем начался отсчет эпохи, - в ХШ в., когда еще бурлили споры в средневековых университетах, основными были идеи Фомы Аквинского, и только еще появлялись идеи
1 Студент Инженерно-строительного факультета.
2 Старший преподаватель кафедры Архитектуры.
3 Старший преподаватель кафедры Философии.
поздних номиналистов. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению. Фома Аквинский говорил о том, что «красота состоит из цельности (mtegritas), пропорции, или созвучия (сошэтпйа), и ясности (с1аг^), под которой понималось идеальное излучение самой идеи, или формы. Уже этот один текст дает мног о интересного для эстетики проторенессанса. Чтобы усвоить его на фоне всей философии Фомы, необходимо сказать, что эти три категории, несомненно, свидетельствуют о диалектическом образе мышления его автора.
Строго говоря, у Фомы здесь даже не три, а пять категорий, так как помимо 1) цельности, 2) пропорциональности и 3) ясности, или блеска, у него идет речь также о 4) «частях» предмета, взятых в их 5) единстве. Число и разнообразие частей предмета являются для Фомы не столько количественной, сколько качественной характеристикой, определяющей достоинство предмета в иерархии бытия. Есть творения, стоящие в этой иерархии ниже человека, многочастные и сложные и не могущие достичь сами собой совершенства.
На этом основании эстетику можно формулировать так: красота - это есть чувственно воспринимаемый, видимый и слышимый космос с Землей посредине и с небесным куполом сверху, состоящим из правильно расположенных и точнейше движущихся светил, с периодическими пожарами всего этого космоса и превращением его в огненный хаос, а с другой стороны, тоже и с периодическим возвращением его в абсолютную стройность, порядок и непререкаемо правильную подвижность. Сам же космос является предельным осуществлением Ума как идеального первопринципа при помощи непрерывно пульсирующей подвижности космической души, в чем осуществляется никогда не гибнущая и всеохватывающая единичность бытия в целом» [1].
Стиль Возрождения представляет собой архитектурно-декоративные темы и мотивы, ордерные системы и определенного круга пластические, декоративные детали. Кроме того, отказ от готической системы мог быть лишь относительным и постепенным.
Без воспитанного средневековьем совершенства строительной и художественной техники архитектура Возрождения и связанный с ней синтез искусств были бы невозможны. Кроме того, в первой половине XV века еще существовала византийская архитектура, и влияние ее на итальянское строительство было существенным.
Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.
Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими
общими идеями. Эта философия представляется тем более сложным явлением, если мы обратимся в глубь веков и увидим, что многие идеи. Основные направления философии в Италии:
- антропоцентризм;
- индивидуально-личностное начало;
- секуляризация. Представители в архитектуре:
- Филиппо Брунеллески - Санта Мария дель Фьоре (купол);
- Донато Браманте - Собор Святого Петра;
- Микеланджело Буонарроти - церковь Сан-Лоренцо;
- Джакомо Бароцци да Виньола - Джакомо делла Порта;
- Андреа Палладио - Вилла Фоскари;
- Джорджо Вазари - Галерея Уффици. Представители в философии:
- Франческо Робортелло (1517-1567);
- Джакомо Дзабарелла (1533-1589);
- Джорджо Вазари (1511-1574);
- Леонардо да Винчи (1452-1519);
- Джордано Бруно (1548-1600);
- Чезаре Кремонини (1550-1631);
- Галилео Галилей (1564-1642);
- Бернардино Телесио (1509-1588).
Антропоцентризм
Идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Секуляризм
Концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.
Рис. 2
Индивидуально-личностное начало
Философия всеобщности субъективной реальности и неповторимости её начала, неповторимость без всяких аналогий с человеческой деятельностью, сознанием и самосознанием. Изобретательное, художественно осмысленное сочетание двух издавна известных тектонических систем - ордера и стены - подняло на новый уровень художественно-выразительные средства архитектуры [2].
Примерами итальянского Возрождения являются: Санта Мария дель Фьоре, Собор Святого Петра, Церковь Сан-Лоренцо. Санта Мария дель Фьоре (купол). Италия.
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6
Рис. 7
6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, это уникальный по своим габаритам храм, его вместимость - 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.
Таблица 1
Архитектор Работа
Арнольфо ди Камбио Составитель проекта. Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнеф-ным храмом в виде креста. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре. Завершена большая часть работ по возведению стен. Стройка приостановилась на 30 лет
Джотто ди Бондоне Смерть архитектора в 1337 году на время лишила стройку основной созидающей силы. А пришедшая через 11 лет эпидемия чумы и вовсе оборвала работы
Окончание табл. 1
Архитектор Работа
Франческо Та-ленти Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349
Джованни ди Лаппо Гини Спустя 10 лет - завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора
Филиппо Бруннелески Построенный без арматуры, двухслойный восьмигранный купол, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами и увенчанный изящным бело-мраморным световым фонарем. Его диаметр составляет 42 метра, высота 91 м от пола собора, световой фонарь высотой 16 м. Купол весит без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн. По подсчетам Санпаолези, при его постройке ежедневно приходилось подносить на подвесные леса около шести тонн материалов
Эмилио де Фабрис В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса - полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг. Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.
Церковь Сан-Лоренцо. Италия.
Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10
Брунеллески возводил и церковь Сан-Лоренцо, где из продольной схемы плана вырастает по-новому понятая объемно-пространственная композиция. Пространство четко выражено, имеет уравновешенную пропорцию ширины к высоте. Из-за стремления достичь большей центричности боковые нефы сужены, и к ним добавлены небольшие капеллы. Система опор, обеспечивающая устойчивость сооружения и в готике располагаемая снаружи, здесь перенесена внутрь здания и размещена между капеллами. Вместо готического пилона в виде пучка опор снова начинают применяться столбы, многоугольные и круглые в плане. Архитрав заменяется архивольтом.
Идеальным по композиционной и функциональной организации считается центрическое пространство, развивающееся от простого квадрата через многоугольный, круглый и крестообразный планы к сложным пространственным образованиям типа собора св. Петра в Риме. Куб и шар, которые представляли в античности композиционную вершину, снова «открыты» ренессансом. В начале всего пути развития находится имеющая квадратный план ризница церкви Сан Лоренцо архитектора Брунеллески. Купол с двадцатью ребрами переходит через круглое основание барабана с помощью парусов в квадрат плана.
Интерьер, несмотря на базиликальную форму, ничего общего не имеет с готикой, нет устремленности вверх, формы и ритмы развиваются по горизонтали, детали связаны с античным влиянием.
Собор Святого Петра. Италия.
Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Анжело Браманте (1444-1514). Свою деятельность он начал небольшим цен-тричным в плане храмом Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио в Риме (1502), с которого открывается новый период развития Ренессанса.
Собор Св. Петра в Риме должен был быть возведен на месте обветшалой раннехристианской базилики. В плане собор, спроектированный Браманте, должен был представлять собой квадрат с наложенным на него греческим равноконечным крестом. В центре задуман был огромный купол, диаметром равный куполу Пантеона. Все остальные объемы: полукупола, увенчивающие апсиды, угловые башни - кампаниллы группировались вокруг центрального купола, подчеркивая его основную композиционную роль.
Проект Браманте, однако, не отвечал техническим возможностям своего времени, и в процессе строительства было необходимо вносить в него изменения (строительство началось в 1506 г.) Основная идея центричного сооружения вместе с тем сохранилась и осталась преобладающей, несмотря на последующее развитие здания по продольной оси. Работы шли медленно, и к моменту смерти Браманте была выложена лишь нижняя часть стен и подкупольных пилонов.
В этой постройке мы видим отражение идей антропоцентризма и индивидуально-личностного начала.
Итог: Постройки того времени намеренно проектировались в центрах городов, но пространственно всегда были отделены от административных зданий, дабы показать отделение высокого от низкого, духовного от плотского, о чем затрагивала идеология секуляризма. Философы стали понимать, что на вершину лестницы нашей Земли должен стать человек, чтобы мудро ей управлять, чтобы творить и созидать. А творцы, размышляя о высоком отражали идеи антропоцентризма в своей архитектуре, ставя человека «во главе угла» и формируя новое эстетически оформленное городское пространство с площадями, фонтанами, прогулочными зонами. Создание столь великих сооружений напоминало каждому человеку о том, что это не его творение, а подсказки и блестящие идеи Вселенной, о чем как раз гласит идеология индивидуально-личностного начала. Даже сам человек очень не прост в своем устроении, а значит, он, наверняка, тоже творение не труда некой обезьяны или большого взрыва. Купола и внутренние пространства совершенно невообразимых размеров и сложности.
Зародившись в Италии, новые идеи философии и искусства широко распространяются в Европе ХУ1-ХУ11 в.в.
Основные направления философии во Франции:
- Гелиоцентризм;
- Гуманизм;
- Неоплатонизм.
Представители в архитектуре:
- Нортона Д., Жак Сурдо и Дени Сурдо, Пьер Невой, Жюль Ардуэн-Мансар - Замок Шамбор;
- Пьер Леско - Лувр.
Представители в философии:
- Мишель Монтень (1533-1592);
- Франсуа Виет (1540-1603);
- Жан Боден (1529-1596);
- Джероламо Кардано (1501-1576);
- Нострадамус (1503-1566).
Гелиоцент ризм
Представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.
www.galactic.name
Рис. 17 Гуманизм
Ни сам Ренессанс, ни его эстетика не могут излагаться вне того центрального для Ренессанса культурного течения, которое обычно именуется гуманизмом [3]. В центре гуманизма стоит человек, востребованность идей гуманизма связана с внутренними потребностями развития европейского общества. Растущая секуляризация жизни Европы способствовала признанию цен-
ности земного бытия, осознанию значимости человека как существа не только духовного, но и телесного, важности его физического существования.
Рис. 18 Неоплатонизм
Учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).
Рис. 19
Примерами французского Возрождения являются: Королевский замок Блуа, Замок Шамбор, Дворец Лувр, Замок Анэ.
Королевский замок Блуа. Франция.
Рис. 22 Рис. 23
Примером сочетания старого готического стиля и новых идей в архитектуре может служить корпус Франциска I королевского замка Блуа (бассейн Луары).
Трехэтажный фасад расчленен карнизами на этажи, покрыт типичным ренессансным орнаментом, содержит пилястры и большие окна с крестообразным переплетом, а также чрезвычайно высокие крыши с люкарнами и дымовыми стояками. Главной отличительной особенностью сооружения является огромная башня, выступающая из плоскости стены на половину своего объема и заключающая спиральную лестницу. Мотив спиральной лестницы возник еще в архитектуре раннего средневековья и продолжал активно применяться в пределах раннего Возрождения. Объем лестничной башни включает пилоны и опирающиеся на них марши.
Каркасность конструкции целиком связана с традициями готики, декори-ровка же в основном ренессансная: пилоны покоятся на пьедесталах с античными деталями. Поверхности пилонов покрыты стилистически чистым ренес-сансным орнаментом, несомненно подсказанным итальянскими образцами. Несколько иной характер носит прием включения круглой скульптуры, установленной на кронштейнах и прикрытой балдахинчиками готического типа.
Замок Шамбор. Франция.
Рис. 30 Рис. 31
Среди новых замков, полностью построенных в пределах раннего Возрождения, на первое место необходимо поставить королевский замок Шам-бор, расположенный также в долине Луары, недалеко от Блуа (архитекторы Д. Нортона, Ж. и Д. Сурдо, П. Неве; 1526-1559).
Основное в его композиции - симметрия общего расположения и выделение в качестве центрального элемента - квадратного корпуса, напоминающего донжон. И донжон, и корпуса, расположенные по периметру участка, дополнены круглыми башнями. Башни, чрезвычайно высокие крыши, а также глубокий ров, заполненный водой, - все это в целом при первом взгляде создает впечатление готического сооружения. Однако впечатление это ошибочно. Сооружение построено на стыке двух эпох - готики и Возрождения. Отсюда сохранение в композиции многих внешних признаков старой архитектуры. К их числу следует отнести и центральную лестницу, прорезывающую от уровня земли весь объем центрального донжона. Лестница спиральная, конструкция ее, как и в Блуа, каркасная.
Стены башен, как и других частей сооружения, прорезаны окнами, а внутри башен располагались жилые помещения. Красивы крыши с многочисленными надстройками. Люкарны здесь двухэтажные; трубы, люкарны и центральная лестничная башня оформлены большим количеством архитектурных деталей, связанных в основном с ордерами. Надстройки имели частично функциональное значение - они играли роль декоративных павильонов: сюда по спиральной лестнице поднимались король и придворные и в хорошую погоду прогуливались по плоской, крыше между надстройками - павильонами, любуясь красотами окружающей местности.
Дворец Лувр. Франция.
Рис. 35
Центральное сооружение французской архитектуры середины XVI века -дворец Лувр, находящийся в самом центре Парижа, на правом берегу Сены. По проекту архитектора П. Леско, работавшего совместно со скульптором Ж. Гужоном, на этом месте возводится новое здание - удобное и вместе с тем представительное. От старой постройки был сохранен лишь замкнутый план с квадратным двором.
За время работы Леско фактически были застроены лишь две стороны основного квадрата Лувра - южная и западная, но именно это основное ядро дворца представляет наибольший историко-художественныи интерес.
В Лувре крыши значительно снижены, они играют второстепенную роль, а главный акцент сосредоточен на решении поверхностей стен. В основе тектонического решения фасадов Лувра уже не лопатки, лишенные верных
пропорций и энтазисов, как это наблюдалось в сооружениях раннего Возрождения, а правильно построенные ордера с верно найденными архитектурными деталями. Во втором этаже большие окна обрамляются тонко нарисованными наличниками, увенчанными фронтонами. На тимпанах фронтонов, на аттике - рельефные изображения нимф в легких, раздуваемых ветром одеждах. Восхищает пластическое мастерство, с которым переданы движения персонажей, складки полупрозрачных тканей, облегающих фигуры женщин. Фасады Лувра были завершены значительно позже, и стали замечательным примером синтеза искусств.
Замок Анэ. Франция.
Рис. 38 Рис. 39
Замок Анэ, построенный архитектором Филибер Делормом для фаворитки Генриха II Дианы Пуатье и разрушенный во время франко-прусской войны 1870 года (сохранился лишь левый корпус), знаменует новый этап в развитии архитектурной композиции французского замка.
Вместо системы с замкнутым двором, здесь принята П-образная конфигурация, более соответствующая усадебному типу постройки. Передний корпус заменен оградой с воротами. Здание еще завершено традиционными высокими крышами с дымовыми трубами и люкарнами, углы закреплены небольшими декоративными башенками, усиливающими впечатление сред-
невекового замка - шато, которым здание, спланированное как светское поместье, фактически уже не являлось. Особенно интересен центральный ризалит, хранящийся сейчас в Париже, в музее Академии искусств. Здесь было найдено новое, специфически французское решение в виде трехъярусного, узкого по фронту столбообразного портика с античным порядком чередования ордеров: в первом этаже - тосканский, во втором - ионический, в третьем - коринфский. Сам прием построения трехъярусного портика вертикального строя, несмотря на наличие ордеров, связан с принципами готики. Мотив этот, кстати, был воспринят некоторыми зодчими Англии.
Итог: Ранее построенная архитектура уже не отвечала новым жизненным требованиям, поэтому во французской архитектуре, интерьере, ландшафте и планировке теперь фигурируют множественное количество арок и круглых архитектурных элементов, что есть намеки на солнце, небо, вокруг которых все начинает вращаться, как об этом говорится в учении гелиоцентризма. Так же мы видим, как тонко чувствуют архитекторы, что на первый план выходит человек, что очень хорошо заметно во французском ордере, главной особенностью которого является составной ствол, в который встроены ритмически чередующиеся призматические или же цилиндрические блоки, в отдельных случаях дополняемые орнаментом, все размеры которого основаны на размерах человеческого тела, так же множество античных скульптур и картин, посвященных превознесению человека, несоразмерных человеку, что есть отображение гуманизма. Так же очень четко можно проследить идеи неоплатонизма, где каждое живое существо стремится с Богу, хочет дотянуться до небес. В архитектуре это отразилось в стрельчатых арках, множестве заостренных башен, где каждый шпиль стремился взлететь все выше и выше, даже крыши с люкарнами как отображение того, что хотя всем чем только можно человек хочет увидеть, услышать и почувствовать Бога.
Основные направления философии в Англии:
- пантеизм;
- художественно-эстетическая направленность;
- натурфилософия;
Представители в архитектуре:
- Иниго Джонс - Дом банкетов;
- Роберт Адам - Реджистер-хаус;
- Робертом Смитсоном - Дом Burghley;
Представители в философии:
- Бэкон Фрэнсис (1561-1626);
- Джон Непер (1550-1617);
- Томас Гоббс (1588-1679);
- Джон Локк (1632-1704).
Пантеизм
Концепция такова, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Нет личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца: Вселенная - всеобъемлющее единство и святость природы.
Рис. 40
Художественно-эстетическая направленность
Идеология утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием гармоничного единства и красоты.
Натурфилософия
Философия природы, понимаемая как целостная система самых общих законов естествознания, попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений.
Рис. 42
Примерами английского Возрождения являются: Вилла королевы в Гринвиче, Уоллатон-холл, Королевский дворец Уайт-холл. Вилла королевы в Гринвиче. Англия.
Рис. 46
Характерным произведением И. Джонса явилась Вилла королевы в Гринвиче (Куинсхаус) в одном из районов Большого Лондона. В этом сооружении связи с Италией, с архитектурным стилем Палладио ощущаются особо сильно. В основе композиции - схема палладианской виллы с центральным компактным объемом.
В решении центрального здания чрезвычайная простота: стена первого этажа рустована, во втором этаже оставлена гладкой. На гладком, матовом фоне выделяются тонко построенные стволы ионических колонн, ограничивающих центральную лоджию. Вилла королевы предвещает дальнейшее развитие стиля английской архитектуры в направлении классицизма, как в отношении своего внешнего облика, так и внутренних отделок.
Уоллатон-холл. Англия.
Одним из характернейших замковых сооружений является Уоллатон-холл. На первый план выступает почти каркасный строй конструкции -суммарная поверхность оконных проемов превышает площадь простенков и междуэтажных перемычек. В отличие от французских, окна - иного типа; в данном случае они квадратной или даже удлиненной по горизонтали формы с частым, сетчатым каменным переплетом. Большие витражного типа окна с узкими простенками, башнеобразные крылья, выступающий в центре над основной частью сооружения объем холла, напоминающий донжон средневекового замка, смотровые башенки по углам последнего, все это - реминисценции готики. Но наряду с ними присутствуют и ренессансные приемы и формы - симметрия сооружения с выделением центрального объема, поэтажное членение здания с применением ордеров в каждом из этажей.
Крыши зданий в Англии не столь высоки, как во Франции. В рассматриваемом сооружении они выявлены слабо. Чрезвычайно характерны щипцовые увенчания на угловых павильонах с типичным для Англии хряще-видным орнаментом. Особенностью стиля английской архитектуры этого периода являются дымовые трубы - стояки, соединенные в пучки.
Философские идеи натурфилософии отражены в организации английского пейзажного парка, где архитекторы стремились максимально сохранить впечатление естественности окружающей природы.
Королевский дворец Уайт-холл. Англия.
Самым значительным явлением в архитектуре Англии первой половины XVII века - строительство, осуществленное лишь частично, лондонского королевского дворца Уайт-холла (архитектор Иниго Джонс - крупнейший мастер этого времени).
Дворец был задуман в виде огромного прямоугольника, разделенного по длине на три части. В центре располагался просторный парадный двор, а каждая из двух боковых частей делилась на три меньших двора. Трехэтажные фасады большой протяженности - главный и задний - членились также на три части каждый, соответственно структуре плана.
Фасады оформлены по ренессансной системе - поэтажно, с применением в каждом из этажей своего ордера. Основное средство обработки плоскостей стен - руст. Боковые двухэтажные части центрируются портиками с фронтонами. В целом спроектированное здание носит ярко выраженный классицистический характер, причем в детальной пластической проработке явно ощущается влияние творчества Палладио - в специфически итальянской мягкости совершенно построенных ордеров, в мотиве стволов колонн, «перерубленных» квадрами, в чередовании лучковых и треугольных фронтонов, в использовании мотива тройных палладианских окон. Из всего проекта огромного здания была построена лишь небольшая Банкетная палата. Ее двухъярусные фасады дают представление о красоте и величии задуманной И. Джонсом архитектуре дворца.
Итог: Создание столь великих сооружений напоминало каждому человеку о том, что это не его творение, а подсказки и блестящие идеи Вселенной, о чем как раз гласит идеология индивидуально-личностного начала. Даже сам человек очень непрост в своем устроении, а значит, он, наверняка, тоже творение не труда некой обезьяны или большого взрыва. Философы стали понимать, что на вершину лестницы нашей Земли должен стать человек, чтобы мудро ей управлять, чтобы творить и созидать. А творцы, размышляя о возвышенном, отражали идеи антропоцентризма в своей архитектуре, ставя человека «во главе угла».
Список литературы:
1. П.р. Л.М. Брагиной. Культура эпохи Возрождения. Сборник статей комиссии по проблемам культуры Возрождения. - Л.: Наука, 1986. - 254 с.
2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982. - 624 с.