Научная статья на тему 'Синтез и моделирование векторного управления шаговым двигателем'

Синтез и моделирование векторного управления шаговым двигателем Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
395
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАГОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ВЕКТОРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Борисевич А. В., Глебко Д. В.

Работа посвящена теоретическим аспектам векторного управления шаговым двигателем. Рассматривается модель двигателя, принцип векторного управления применительно к гибридному шаговому двигателю, синтез регуляторов и результаты моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Борисевич А. В., Глебко Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтез и моделирование векторного управления шаговым двигателем»

СИНТЕЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

© Борисевич А.В.*, Глебко Д.В.*

Samsung SDI Research Center, South Korea, Cheon-an Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

г. Санкт-Петербург

Работа посвящена теоретическим аспектам векторного управления шаговым двигателем. Рассматривается модель двигателя, принцип векторного управления применительно к гибридному шаговому двигателю, синтез регуляторов и результаты моделирования.

Ключевые слова шаговый двигатель, векторное управление, моделирование.

Введение

Повышенный интерес к гибридным шаговым двигателям, а так же новые требования, предъявляемые к качеству выполняемого движения, заставляют развивать новые способы его управления [1]. При наличии в системе управления цифрового сигнального процессора и датчика положения вала двигателя, можно отказаться от использования шаговых методов управления и построить систему управления на основе алгоритма векторного управления. Данный метод уже давно используется в сервоприводах на базе синхронных и асинхронных двигателей.

Принцип векторного управления шаговым двигателем

Рассмотрим модель гибридного шагового двигателя, в котором электрические величины измеряются относительно синхронно вращающейся системы координат со скоростью as = pa. Система уравнений модели [2] записывается в виде:

: Ud - Rid . : Uq - Riq - Kma

'd = L d + paiq, lq —L--paid,

• T - Ba- Tm : (1)

a -m, 0 = a, w

J

Te = Kmlq - Tdm sin(2р0)

* Инженер-исследователь (R&D Engineer) Samsung SDI Research Center, кандидат технических наук.

* Аспирант, ассистент кафедры «Автоматы» СПбГПУ.

где ¡¿, - токи в обмотках статора;

и^, ыд - напряжения питания на обмотках статора;

Кт - постоянная момента, создаваемая магнитом в отдельности;

р - число пар полюсов;

6 - угловое положение вала двигателя;

а - скорость вращения вала двигателя;

Тт - тормозящий момент;

Те - создаваемый электродвигателем момент на валу;

В - коэффициент вязкого трения;

Тт - момент механической нагрузки на валу;

Я - сопротивление обмотки статора;

Ь - индуктивность обмотки статора.

Из модели (1) естественным образом следует векторный принцип управления шаговым электродвигателем как независимое регулирование токов и и.

Для начала рассмотрим стабилизацию скорости вращения. Предположим, что задачи управления токами и решены. Тогда оставшаяся часть модели двигателя записывается в виде:

а = 1 (КЛ - ТЛт 8ш(2р6) -Ва - Тт), 6 = а, (2)

где подразумевается как уставка квадратурного тока.

Первоначальное решение - рассматривать слагаемое ДТ = -Тт$т.(2р6) -- Ва - Тт как возмущение. Тогда для расчета коэффициентов ПИ-регулятора, невозмущенная система представляется в операторной форме в виде интегратора

®(*) = Кж 1 ^

\ (5) J s' (3)

&

где 5 = — - оператор Лапласа. &

Исходными параметрами для расчета является полоса пропускания по отработке скорости а0а, и коэффициент демпфирования Эти величины определяют желаемый вид знаменателя (характеристического уравнения) передаточной функции системы с замкнутой обратной связью: 5 + 2£ша0ш + а20а. Получив передаточную функцию системы с регулятором и приравняв коэффициенты при степенях 5 в знаменателе и характеристическом уравнении, определяем коэффициенты ПИ-регулятора:

_ Jщощ _ 2JСюЮощ ,..

' ' p у ' '

Вернемся к задаче стабилизации токов статора. Чаще всего управление токами статора осуществляется с помощью релейного регулятора, естественным образом реализующего широтно-импульсную модуляцию напряжений статора. Мы рассмотрим другой вариант, более характерный для векторного управления - использование двух ПИ-регуляторов.

Заметим, что уравнение момента Те в модели (1) не зависит от компонента тока статора ¡¿. Следовательно, для минимизации мощности потерь в статоре можно положить I л = 0. Уставка компонента вырабатывается регулятором скорости и определяется моментом нагрузки на валу Тт.

Для расчетов параметров ПИ-регуляторов тока, по аналогии с управлением скоростью, выделим следующие возмущающие воздействия в уравне-

Кш® ь

ков могут быть записаны следующим образом

ниях модели для токов Aid = paiq, Aiq =-----рщ'^. Тогда уравнения то-

dd _ ud-Rid + д „ud-Rid dt L d ~ L '

dia ua - Ria ua - Ria _a _ _a_a + д ^ _a_a

dt L a ~ L '

Отсюда, динамика тока - это ничто иное, как две независимые системы первого порядка с аддитивным возмущениями kid и Д/г

Игнорируя возмущения, можно записать передаточные функции от напряжения статора к току статора

id (s) _ ia(s) _ 1 1

Ud (s) Ua (s) R xs +1'

где x = L / R - постоянная времени статора.

Составляя передаточную функцию системы регулирования тока вместе с ПИ-регулятором, знаменатель получившегося выражения будет соответствовать характеристическому уравнению S + 2a0s^¡s + a20s если коэффициенты ПИ-регулятора определяются как

Ц _ Lxffl02' kp _2LxCsfflos - L. (7)

Результаты моделирования

Для верификации предложенного подхода было проведено моделирование в программной системе MATLAB/Simulink. В качестве параметров мо-

дели использованы значения, соответствующие малогабаритному шаговому двигателю стандарта NEMA 23, номинальным током 4 А и моментом 1.3 Нм. Параметры двигателя следующие: L = 1,4 мГн, R = 0,7 Ом, шаг 1.8 градуса, p = 50, Tdm = 0,002 Н м, J = 0,12-10"6, B = 10-4 кг м/с, Km = 0,25 Н м / А. Расчетные параметры ПИ-регуляторов а>0а = 200 Гц, Qm = 10, a0s = 500 Гц, Qs = 1. Уставка скорости выбрана aref = 300 рад/с. В момент времени t0 = 0,25 момент нагрузки ступенчато изменился с 0 до 0.5 Нм. Результат моделирования показан на рис. 1.

Рис. 1. Результаты моделирования векторного управления шаговым двигателем

Заключение

В работе были рассмотрены теоретические аспекты векторного управления шаговым двигателем. Дана модель двигателя, описан принцип векторного управления применительно к гибридному шаговому двигателю, приве-

дены соотношения для расчета параметров регуляторов и результаты моделирования.

Дальнейшая работа будет сконцентрирована на исследовании методов бездатчикового векторного управления шаговыми двигателями.

Список литературы:

1. Тихонов А.О., Цывинский М.М. Эволюция приводов на базе шаговых двигателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.servotechni-ca.ru/catalog/type/article/index.pl?id=42 (дата обращения: 11.02.2014).

2. Bendjedia M., Ait-Amirat Y., Walther B., Berthon A. Position Control of a Sensorless Stepper Motor // Power Electronics. IEEE Transactions. - 2012. -Vol. 27, no.2. - Р. 578, 587.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.