Научная статья на тему 'Синтез художественной литературы и публицистики в романе А. А. Проханова «Идущие в ночи»'

Синтез художественной литературы и публицистики в романе А. А. Проханова «Идущие в ночи» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
334
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНАЯ ПРАВДА ВОЙНЫ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТВОРЧЕСТВА / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ / ПРИРОДА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ерофеева Марина Александровна

Роман А. Проханова «Идущие в ночи» одно из самых известных произведений автора. В нём Проханов обращается к событиям второй военной Чеченской кампании и рассказывает о них с двух точек зрения: публициста и художника. В нашей статье мы рассматриваем особенности этого синтеза. Так же в статье мы особо отмечаем острый социальные, философские, нравственные проблемы на которые автор романа обращает внимание читателя, прослеживаем психологическую эволюцию героев, позволяющую нам наиболее глубоко проникнуть в суть произведения. Выявляем характерные особенности стиля и языка в частности метафоричность изложения материала. Исходя из вышесказанного мы делаем вывод, что «Идущие в ночи» это не просто роман, а роман-репортаж, представляющий живой и оперативный отклик на важнейшие события новейшей истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтез художественной литературы и публицистики в романе А. А. Проханова «Идущие в ночи»»

М.А. Ерофеева

СИНТЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПУБЛИЦИСТИКИ В РОМАНЕ А.А. ПРОХАНОВА «ИДУЩИЕ В НОЧИ»

Роман А. Проханова «Идущие в ночи» — одно из самых известных произведений автора. В нём Проханов обращается к событиям второй военной Чеченской кампании и рассказывает о них с двух точек зрения: публициста и художника. В нашей статье мы рассматриваем особенности этого синтеза. Так же в статье мы особо отмечаем острый социальные, философские, нравственные проблемы на которые автор романа обращает внимание читателя, прослеживаем психологическую эволюцию героев, позволяющую нам наиболее глубоко проникнуть в суть произведения. Выявляем характерные особенности стиля и языка в частности метафоричность изложения материала. Исходя из вышесказанного мы делаем вывод, что «Идущие в ночи» это не просто роман, а роман-репортаж, представляющий живой и оперативный отклик на важнейшие события новейшей истории России.

Ключевые слова: образная правда войны, мировоззрение, публицистическая составляющая творчества, идеологическая линия, природа, художественный мир произведения.

Непосредственно Чеченской войне и ее последствиям для России и россиян посвящены у А. Проханова два романа - «Чеченский блюз» («Наш современник», 1998, №8, 9) и «Идущие в ночи» («Наш современник», 2001, №1-2). «Идущие в ночи» ко всему прочему привязан к широко известному по новостным программам эпизоду, когда благодаря удачной тайной операции федеральным войскам удалось заманить в ловушку большой отряд боевиков.

Казалось бы, «соловей Генштаба» Александр Проханов должен был на эту тему написать некую агитку восславляя русских воинов и проклиная воинов Аллаха. Может быть, публицист Проханов так иногда и делает в своих передовицах. Художник Проханов подчинен иному замыслу, неподвластному тривиальным схемам политиков. Он ищет образную правду войны.

Роман «Идущие в ночи» - прямой спор с официальной позицией власти по поводу чеченского конфликта, официальными сообщениями о его развитии, официальным «коллективным портретом» чеченских боевиков и чеченского народа. Более того, роман словно предваряет и опровергает позднейшую официальную мысль о том, что у террористов «нет национальности»: образы чеченцев-смертников в романе формируются именно с учетом национального и религиозного признаков.

По мнению Проханова только политические интересы диктуют необходимость ведения войны в Чечне, тысячи молодых ребят обязаны своей смертью государству, пославшему их на верную гибель. Открытая политическая и «человеческая» пропаганда против действующей влас-

ти - общая особенность романа. А вывод, к которому подводится читатель, один: нам не нужна такая власть.

Набор критериев, по которым представляется возможным как-то систематизировать идеологический и содержательный строй романа, укладывается в список из составляющих: идейность, религия, политика, природа.

В основе сюжета романа - спровоцированный российской разведкой самоубийственный прорыв басаевской группировки из Грозного. Не «украденная» наша победа - и опять «локализованное» событие, которое могло бы послужить (и послужило - для официальных масс-медиа!) основой для репортажа, статьи, рассказа, но у Проханова разворачивается в роман. Роман -форма, которая позволяет писателю держаться собственной идеологической линии, но в то же время отобразить ее объемно, многомерно, «проиллюстрировать» на примере характеров, событий, различных жизненных позиций героев (и неважно, что все они управляемы единой авторской волей - мысли героев более живы и прочувствованны, чем высказанные автором «в лоб»).

Проханов не жалеет красок, описывая грубый, суровый быт армейцев, здесь появляется много типично «очерковых» моментов, выхватывающих важные детали в общем хаосе грозненских боев. Вот описание места, где солдаты празднуют день рождения Клычкова - Клыка: «В глубине разгромленного дома, в обгорелой комнате, чьи окна, занавешенные одеялами, были обращены в тыл, в безопасную сторону, был постелен ковер. Прожженные дыры и обугленные узоры ковра были бережно застелены кусочками нарезанной тка-

50

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© М.А. Ерофеева, 2009

Синтез художественной литературы и публицистики в романе А.А. Проханова «Идущие в ночи»

ни. На ковре, сделанные из консервных банок, горели коптилки, щедро освещали убранство стола... Тут же, стопкой, поблескивали ножи и вилки, собранные по квартирам из разбитых и сгоревших буфетов. По углам комнаты, прислоненные к стенам, стояли автоматы, ручные гранатометы и тубусы огнеметов «шмель», все на виду, под рукой, освещенные коптилками.»1 Перед нами - будто фотография с линии фронта в боевом листке или видеосъемка-репортаж о жизни солдат на передовой.

Читательский интерес привлекают и острый, напряженный сюжет, и ярко-образный язык, и глубокое проникновение в характеры, психологию и философию героев романа. Писатель точен в выборе изобразительных средств, когда описывает столь разнородные явления жизни, как будни российских солдат и офицеров на войне, и ставшие уже воспоминанием тихие счастливые дни «довоенного» мира и спокойствия, где было все: любовь, семья, людская дружба, родные вольные просторы. И средневековые жестокости бандитов - «боевиков», воюющих против России на деньги ее извечных врагов, и потрясающие душу факты измены и предательства, циничного делания карьеры на крови и горе людей.

Противоречивость, стычки характеров, мировоззрений видны уже на уровне стрелкового взвода, которым командует лейтенант Пушков. Волею военной судьбы его штурмовой группе назначено своим упорным продвижением от дома к дому заставить противника думать об отходе за пределы города, где его ждал тот самый огненный мешок, подготовленный Пушковым-старшим. Последнее свидание отца и сына, последний их разговор, последующая гибель их, одного за другим, при исполнении воинского долга - очень сильные страницы в романе, при чтении которых комок подкатывает к горлу.

Трагедийны по существу фигуры двух бойцов этого взвода - сержанта Клычкова (Клык) и рядового Звонарева (Звонарь). По военным понятиям они в разных весовых категориях: физически мощный, опытный, обстрелянный вояка Клык и мягкий, добрый нравом первогодок Звонарь, не умеющий дать сдачи грубому «силовику» и похабнику. Казалось, Клыку все нипочем, он выйдет живым из любой схватки, а Звонарь не воин, и печальная участь его предрешена. В жизни все так почти и сбудется, но именно «почти». Оба попадают к чеченцам в плен, обоим угрожа-

ют лютая смерть, но выбор делает каждый за себя. Слабый телом, но сильный и неколебимый в своей вере Звонарь, твердо отказавшись принять мусульманство, гибнет от бандитского ножа, а здоровяк и военный профессионал Клык, спасая свою шкуру, дает совершить над собой мерзкий для христианина обряд и становится «воином ислама», по большому счету же - изменником Родины и жалким рабом. Именно его враги впрягают в лямки тащить тяжелый груз отступающих боевиков. Поздно приходит к нему сомнение в правильности избранного пути позора, слишком поздно.

В целом эта история похожа на притчу, которая распространяется не только на людей в погонах, дававших присягу на верную службу и готовность к самопожертвованию во имя Родины. Однако эта притча снова имеет под собой твердый жизненный материал. Неизвестно, существовал ли прототип Клыка (скорее, всего, существовал), но в образе Звонаря легко угадывается «народный святой» Е.Родионов, уже канонизированный Русской Православной Церковью.

Один из сподвижников А. Проханова в литературной и публицистической деятельности, главный редактор «Нашего современника» С. Куня-ев неоднократно на страницах журнала и в устных выступлениях говорил о том, что православие и вера в Бога спасет Россию. Для Проханова понятие религии в иерархии ценностей стоит не на последнем месте, и в романе уже идет противостояние не только двух разных народов, двух национальностей, но это уже противоборство двух мировых религий - православия и ислама. Естественно, писатель стоит на стороне тех, кого изображает с любовью - русских солдат. И здесь уже определяется не Проханов-художник, рисующий портрет Зии и вместе со своим героем создающий картину общего примирения русских и чеченских воинов, а Проханов-публицист, для которого важнейшим становится показать подвиг российского солдата в тех нечеловеческих условиях, в которые его поставило высшее командование во время Чеченской войны в целом и штурме Грозного в частности.

Своим именем назван в романе известный главарь сепаратистов Басаев. Писатель не просто разоблачает и клеймит этого матерого бандита, но стремится заглянуть в его черную душу, где под покровом мистических заклинаний, свободолюбивых деклараций прячется жадность к день-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

51

гам и безраздельной власти над своим обманутым народом.

Александр Проханов «не боится показать правду разведчиков, правду чеченских воинов, даже правду циничного игрока со смертью репортера Литкина, даже трусливую правду предателя Клыка, хотя по-настоящему он воспевает прежде всего глубинную христианскую правду нового мученика за веру, Звонаря. А мы, читатели, уже распознаем реальные прототипы героев. В Литкине видим Бабицкого, в Звонаре великомученика, рядового солдата Женю Родионова, отказавшегося снимать крест, за что ему хладнокровно снесли голову... Это все моменты из общей панорамы войны»2.

Но, признавая какую-то правду даже за Басаевым и Литкиным, писатель отказывает в этой правде режиссерам войны, дельцам из нефтебиз-неса. На них у писателя, как у Льва Толстого на Наполеона, даже художественных пластичных средств не нашлось. Иной язык. Иное изображение. Тут уже не импрессионизм, а жесткий экспрессионизм Георга Гросса в его рисунках времен первой мировой войны.

Природа у Проханова, как и у авторов «почвеннического» склада, например, у писателей, публикующихся в «Нашем современнике» -А. Байбородина, В. Муштаева, П. Проскурина, -отражение России. Вымирающие деревни, размытые дороги сострадательно отражаются в озерах и реках, леса и поля приветливо встречают только любимых героев, только русские правдоискатели и обиженные, маленькие люди находят поддержку у своей второй матери - русской природы. У олигархов, «хозяев» России, природа -чужая и чуждая, спрятанная от посторонних глаз, не дающая жизни «параллельная» природе настоящей: «В зимней оранжерее было тепло и влажно. К стеклянному клетчатому потолку возносились пальмы. На их косматых стволах расцветали орхидеи, струились лианы. У корней, в бассейне, огромные, как зеленые тазы, плавали листья «виктории». В темной воде лениво плавали экзотические рыбы. Среди глянцевитых цветущих деревьев перелетали разноцветные птички и порхали бабочки. За стеклами, озаренные оранжереей, голубели сугробы, задумчиво сквозь

стеклянные призмы взирали на пальмы подмосковные ели»3.

Однако, несмотря на внимательное отношение писателя к художественному миру произведения именно образы действующих лиц в романе «Идущие в ночи» создают основные центры притяжения повествования: они яркие, жизненные, и трактовка их в произведении может вызвать множество дискуссий. Этот роман, как, впрочем, и остальная проза Проханова, обнаруживает черты, типичные для литературы соцреализма. «Наши» - грубоватые, но бравые молодцы, «враги» - чеченцы, несмотря на героические смерти некоторых из них - подонки и изуверы. Персонажи статичны: они приходят в повествование с уже сформировавшимся мировоззрением, и мало что может его изменить Возможно, что психологическая ломка на войне достойна более пристального внимания, но в таком случае легко перейти от противопоставления множества правд и активного стремления к одной из них (в случае Проханова - к правде русского человека и гражданина) к утверждению некоей «общечеловеческой» правды, что неприемлемо для Проханова-публициста.

Что касается конфликта в романе, то он вполне типичен как для позднего литературного творчества Проханова, так и для его публицистики: человек и среда, личность и обстоятельства. Каждый из героев выбирает свой путь: идет против системы и пытается нащупать правду или смиряется и идет по пути наименьшего сопротивления - поступиться личными принципами и пойти на сделку с совестью решаются не все. Этот конфликт также обладает немалой долей «публицистичности», поскольку в его основе лежит представление об активной гражданской позиции человека, его долге перед государством и обществом.

Примечания

1 Проханов А.А. Идущие в ночи // Роман -газета. - 2001. - №>16. - С. 2-3.

2 Бондаренко В. Идущие в бессмертие // Завтра. - 2000. - 17 октября. - №> 16 (46).

3 Бондаренко В. Идущие в бессмертие // Завтра. - 2000. - 17 октября. - №>16 (46).

52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.