Научная статья на тему 'Синтез естественнонаучного и гуманитарного знания в социальной доктрине П. А. Кропоткина'

Синтез естественнонаучного и гуманитарного знания в социальной доктрине П. А. Кропоткина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
351
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гнатик Екатерина Николаевна

The essence of Kropotkin's activity in his unique and grandiose attempt to substantiate anarchism as a large-scale ideology based on scientific-positive foundation is shown in this article. This theory is proved to be universal and synthetic method of inquiry which includes quite a lot of sphere of knowledge: exact sciences as well as sociology and ethics. The endeavor to elucidate some aspects of this great scholar's views on cognition of nature and society is represented in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthesis of Natural-Scientific and Humanitarian Competence in the Social Tenet of P. Kropotkin

The essence of Kropotkin's activity in his unique and grandiose attempt to substantiate anarchism as a large-scale ideology based on scientific-positive foundation is shown in this article. This theory is proved to be universal and synthetic method of inquiry which includes quite a lot of sphere of knowledge: exact sciences as well as sociology and ethics. The endeavor to elucidate some aspects of this great scholar's views on cognition of nature and society is represented in this article.

Текст научной работы на тему «Синтез естественнонаучного и гуманитарного знания в социальной доктрине П. А. Кропоткина»

История общественной мысли в России

СИНТЕЗ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ П.А. КРОПОТКИНА

Е.Н. ГНАТИК

Кафедра онтологии и теории познания Российский университет дружбы народов 117198 Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Имя Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921) ассоциируется, прежде всего, с отечественным анархизмом, возникшим в недрах революционного народничества. В 1876 г., после смерти М.А. Бакунина, именно он становится признанным теоретиком и пропагандистом анархии. Однако многогранность и незаурядность личности П.А. Кропоткина проявились не только в этой сфере его деятельности. Он плодотворно работал во многих направлениях и с полным основанием может быть отнесен к ученым-энциклопедистам. Масштабы его научных интересов весьма велики. Политика и история, социология и философия, география и этнография, биология и геология, сельское хозяйство и кооперация, литература и этика, публицистика, проблемы образования и воспитания, политэкономия и история науки - вот неполный перечень отраслей знаний, в развитие которых он внес свой вклад. Значительную часть трудов Кропоткина составляет теория анархизма. С именем П.А. Кропоткина также связано одно из направлений в развитии эволюционной теории Ч. Дарвина. Большой научный интерес представляют его исследования по истории и теории этики. Перу Кропоткина принадлежат блистательные произведения, которые не могут оставить равнодушным того, кто интересуется естественными науками, историей, задумывается над вопросами нравственности, духовности, культуры. Масштаб этой личности, неординарность судьбы мыслителя, значимость сделанного им в науке позволяют причислить П.А. Кропоткина к уникальным людям, оставившим неизгладимый след в истории, ставшим достоянием человеческой культуры.

Изучение жизни и творчества русского мыслителя еще далеко от завершения и, бесспорно, требует самого пристального исследования.

Кропоткин предпринял грандиозную и единственную в своем роде попытку обосновать анархизм как развернутое мировоззрение, основанное на научно-позитивистском фундаменте, как синтетическую, универсальную теорию, охватывающую самые разные отрасли знания: от точных наук до социологии и этики. Ученый пытался вывести анархическое учение из жизни природы и народа, из анализа современности, обнаружить анархические тенденции в народных движениях различных эпох, подвести под анархизм естественнонаучную базу, разработать принципы анархической этики. Такова была грандиозная задача, которую на протяжении почти полувека решал в своих сочинениях князь-революционер. Если социальная теория Кропоткина смогла занять свое место лишь в истории общественной и революционной мысли, то гуманизм ученого, его поиски в области естественных наук и этики, размышления над

историческими событиями не потеряли своего значения и сегодня. Однако в настоящее время практически нет крупных историко-философских исследований, посвященных вкладу Кропоткина в развитие отечественной и мировой философии. Воззрения этого выдающегося исследователя в области биологии, истории, этики также еще не подвергнуты глубокому научному анализу. Наследие Кропоткина велико и многопланово. Поэтому представляется небезынтересным осветить некоторые аспекты воззрений ученого в сфере познания природы и общества.

Все научные занятия, вся революционная деятельность Петра Алексеевича определялись и сопровождались размышлениями о пользе, которую принесут людям те или иные идеи, научные открытия2. Природу и общество Кропоткин рассматривает во взаимной связи и обусловленности: «Только в соединении друг с другом - будут ли то соединения атомов, клеточек, животных или человеческих существ - могут индивидуальные единицы совершать какой -либо прогресс»3. Анархизм был для него мировоззрением, философией природы и общества. Кропоткин утверждал: «Анархизм представляет собой попытку приложить обобщения, полученные индуктивно-дедуктивным методом естественных наук, к оценке человеческих учреждений ... и ... также попыткой угадать на основании этой оценки, по каким путям пойдет человечество к свободе, равенству и братству, чтобы получить наибольшую возможную сумму счастья для каждой из единиц в человеческих обществах»4.

П.А. Кропоткин происходил из древнего княжеского рода, который по преданию, вел свою историю от Рюриковичей. Современники на редкость единодушно отзывались о великом анархисте как о необычайно светлой, цельной и гармоничной личности. Природа щедро одарила Кропоткина недюжинным умом и редким трудолюбием, позволившими ему реализоваться далеко не в одной области человеческой деятельности. Становление Кропоткина как исследователя природы, путешественника произошло в Сибири. Там он занялся разработками в области географии и биологии, что принесло ему известность в научных кругах. Годы пребывания в Сибири не только закалили Кропоткина физически и морально, но и сыграли важную роль в формировании его мировоззрения. «В Сибири, - писал он, - я был подготовлен к тому, чтобы сделаться анархистом». В 1867 г. Кропоткин стал студентом физико-математического факультета Петербургского университета. Основательное знание математики стало для него фундаментом для дальнейшей научной работы. Он много занимался вопросами, связанными с планами Географического общества по исследованию Арктики. Кропоткин вынашивал грандиозный замысел - создать полное географическое описание России, связав природные условия с хозяйственной деятельностью человека. В марте 1874 года ученый сделал сенсационный доклад в Географическом обществе о существовании в недалеком прошлом ледниковой эпохи.

Несколько позже он написал свои «Исследования о ледниковом периоде», в которых утвердил ледниковую теорию - одну из важнейших в науках о Земле. Работая над проблемой освоения северных морей, Кропоткин теоретически обосновал существование в Северном Ледовитом океане суши, которая была открыта два года спустя и названа Землей Франца -Иосифа. Кропоткин исследовал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции. Побывав в Канаде в 1897 г., ученый высказал мысль о геологическом родстве Канады и Сибири. Позже, в 1904 г. он выдвинул «спорную» и до настоящего времени гипотезу о «высыхании европейско-азиатского материка» в постледниковое время. Однако Кропоткин, как и другие русские интеллигенты, пришел к выводу, что лишь одних научных занятий недостаточно для того, чтобы приносить обществу пользу. Ум и сердце его, наряду с наукой, захватил огромный интерес к революционной работе. Известно, что Петр Алексеевич никогда не претендовал на роль вождя «темных масс», несмотря на то, что, пожалуй, изо всех российских революционеров он был не только одним из самых образованных, но и достиг больших успехов в научном познании. Его интеллектуальный потенциал был колоссальным. Вопросы теории революционной борьбы и вопросы биологические, экономические и социальные почти одинаково занимали Кропоткина. В его сознании все эти проблемы связывались между собой. Ощущение гармонии и единства мира были ему присущи органически5.

Мыслитель поставил перед собой задачу дать обоснование социалистического идеала. Каким должно быть общество, в котором нравственные ценности индивида не вступали бы в противоречие с его организацией, и какова должна быть эта организация? Как ученый-естествоиспытатель П.А. Кропоткин стремился найти ответы на вопросы, исходя из изучения главным образом природы человека и эволюции его общественных форм. Для него анархизм - не просто идеал свободного безгосударственного общественного устройства, а философия - философия и природы, и человеческого общества. Это мировоззрение, которое воспринимает человека как часть органического мира. По Кропоткину, природа является образцом для построения общества на принципах анархии. В ней нет пирамиды власти и иерархии подчинения, нет управляющего всем центра. Тем не менее, она гармонична и устойчива потому только, что зиждется на тесном переплетении множества взаимосвязанных зависимостей. Так же, по мнению ученого, может быть построено и человеческое общество. Метод познания П. Кропоткина основан на единстве всего живого на Земле и общем для всех законе взаимной помощи и солидарности.

Этот закон составляет своего рода стержень всей социальной концепции ученого. Благодаря деятельности П. Кропоткина анархизм получил своеобразную этическую базу, обоснованную естественноисторически и на категориальном уровне. Основной предмет его раздумий - взаимопомощь как основной фактор эволюционного развития всего живого. В рассуждениях Кропоткина доминируют методы естественных наук. «Анархия, - писал он, - есть миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений, охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ. Ее метод исследования - метод естественных наук; этим методом должно быть проверено каждое научное положение. Ее тенденция - основать синтетическую философию, т.е. философию, которая охватывала бы все явления природы, - включая сюда и жизнь человеческих обществ и их экономические, политические и нравственные вопросы».6

К проблемам синтеза наук, проблемам органического единства живой природы и социального мира, так или иначе, обращался весь интеллектуальный мир Европы XIX в. Великие события в области естественных и точных наук не могли не наложить отпечатка на общественную жизнь передовых европейских стран. Бесспорно, переворот в естественных науках, области, которая не была чужда Кропоткину как ученому, отразился на всей системе его взглядов. Кропоткин связывал возрождение и развитие анархии в XIX веке с общим подъемом в естественных науках, особенно с эволюционным учением Ч. Дарвина. Интерпретированное Кропоткиным, оно послужило основанием его теории исторического прогресса, толкуемого главным образом как развитие принципа взаимопомощи. Учение Дарвина изменило устоявшиеся представления: человек уже оказывался не сам по себе, а становился частью биологического мира. В этом мире существуют свои законы, главный из которых - закон борьбы за существование. А он проявляется в зависимости от вида, географических условий и от умения вида к ним приспособиться. Пределы борьбы за существование - взаимопомощь и конкурентная борьба. Принцип взаимопомощи и стал для Кропоткина источником конструирования нового общества на анархо-коммунистических началах.

Взаимопомощь как инстинкт общительности возникла, по мнению П.А. Кропоткина, естественным путем из опыта жизни общественных животных и человека. Этот инстинкт не отменяет закона борьбы за существование, но позволяет понять ее в более широком и глубоком смысле. Не отрицая межвидовой борьбы, он помогает животным внутри вида, используя взаимную поддержку в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами жизни и внешними врагами, достигать более ощутимых результатов в развитии вида. Он считал, что одновременно взаимопомощь содействовала смягчению внутривидовой борьбы, выработке привычек, нравов, обычаев и традиций, которые, особенно человеку, позволяли создавать различные формы общежития, соответствующие месту, роду занятий и историческому времени. К таким прогрессивным формам эволюции человеческого общежития он относил род, общину, средневековые цехи, гильдии и вольные города, а в более позднее время - различные страховые, научные, культурные сообщества, кооперацию и, естественно, будущее общество - коммуну.

Обоснование своей позиции по этому вопросу Кропоткин дал в работе «Взаимная помощь как фактор эволюции», исходя как из личного опыта, так и имевшихся к тому времени научных идей. Несмотря на то что со времени опубликования этого труда прошло более столетия, он сохраняет свою актуальность, как в биологическом, так и в социальном аспектах. В сущности, в работе «Взаимная помощь как фактор эволюции» речь идет о процессах самоорганизации (а, следовательно, анархии) в природе и обществе. Стоит отметить, что однозначных ответов на вопросы, поставленные Кропоткиным (на чем основаны данные процессы, как они проявляются, к каким результатам приводят), до сих пор не получено.

Еще в сибирских путешествиях Кропоткин обратил внимание на то, что среди животных, наряду с соперничеством, в борьбе за существование распространены и отношения взаимодействия, симпатии и поддержки в трудных обстоятельствах. Его поражало, насколько часто приходится наблюдать именно такие отношения. И невольно возникает вопрос: не являются ли они более важными для сохранения вида, чем борьба, которая ведет к истощению сообщества и даже самоуничтожению его. Кропоткин нашел у Дарвина, в частности, в книге «Происхождение человека и половой отбор» несколько подтверждений своим мыслям, хотя великий английский натуралист не развивает эту идею, значительно больше внимания уделив борьбе за существование. Кропоткин изучил ряд работ о разумном поведении животных, объединившихся в большие группы, своего рода «коллективы», таких, как пчелы, муравьи, стадные животные, перелетные птицы. Инстинкт взаимопомощи, общительности существует и среди разных «общественных животных», начиная от самых низших (муравьев, пчел и т.д.). Ученый, отобрав из множества примеров и фактов самые убедительные, показал, как стремление к общительности помогало животным выстоять в борьбе и сохранить свой вид. Именно этот инстинкт, развивавшийся в течение долгого времени среди животных и людей, научил их «сознавать силу, которую они приобретают, практикуя взаимную помощь и поддержку».

Автор отмечал, что во время путешествий в Восточной Сибири и Северной Маньчжурии его особенно поразили две черты в жизни животных: с одной стороны, необычайная суровость их борьбы за существование в условиях безжалостной природы, с другой - отсутствие острой борьбы животных одного вида. У Кропоткина вызвали чувство протеста те работы, в которых утверждалось, что борьба каждого отдельного животного против всех сородичей и каждого отдельного человека против всех людей является «законом природы». Между тем, считал ученый, помимо закона взаимной борьбы в природе существует и закон взаимной помощи, который играет значительно большую роль в развитии всего живого. Это утверждал, в частности, известный русский зоолог К.Ф. Кесслер, развивая идеи Ч. Дарвина. По заключению Кропоткина, решающим для всего живого на планете является стремление выжить в неблагоприятных природных условиях, что заставляет живые организмы объединяться в крупные группы, охватывающие целые виды. Внутри видов действует основной закон солидарности, взаимной помощи, своего рода выработанная в ходе эволюции генетическая программа, подчиненная задачам сохранения и процветания вида. Все члены сообщества, несмотря на борьбу между собой, индивидуальную или коллективную, в конечном счете, подчиняются закону взаимной помощи. Этот закон действует в муравейниках, роях пчел, стаях птиц, стадах животных, на всех ступенях эволюции человеческих обществ.

Кропоткин также исследовал взаимопомощь среди племен бушменов, готтентотов, эскимосов, выявляя ее роль в создании таких форм человеческого общежития, как род и община, в период средневековья - цехи, гильдии, вольные города, в новое время - страховые общества, кооперативы, объединения людей по интересам (научные, спортивные и др. общества), ассоциации, лиги, профессиональные союзы и пр. Самобытный исследователь и проницательный ученый, Кропоткин пришел к интересным выводам. Он полагал, что человек действует на основе закона о взаимной помощи, хотя и не осознает это. Например, когда он видит горящий дом и хватает ведро с водой, чтобы погасить пламя, то руководствуется отнюдь не любовью к хозяину, которого может и не знать, а инстинктом общечеловеческой солидарности, общительности.

На основе проведенного анализа ученый обосновал закон взаимной помощи и солидарности как универсальный биосоциологический закон, который действует как непременное условие прогресса человеческого общества, как фактор его эволюции. На основании огромного материала ученый стремился доказать, что дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внугри видов. Взаимная помощь и солидарность, по мнению князя, были и остаются главным фактором прогресса, средством к выживанию видов и истинктивной основой человеческой нравственности. По мнению Кропоткина, тот вид, который способен организовать свою жизнь на солидарных началах, более приспособлен для выживания и развития. Этот закон распространяется на все этапы развитая животного мира и истории человечества. Объединение, взаимодействие - непреложные средства для безопасности и каждого в отдельности, и всех вместе, важнейшая гарантия физического, умственного и нравственного развитая. Вот чему учит нас Природа, утверждал Кропоткин7. Ее голосу вняли все животные, которые достигли наивысшего положения в соответствующих классах. Этому велению Природы подчинился и человек.

Идеи Кропоткина в области биологии, и особенно дарвинизма, содержали немало ценного. Развитие учения о борьбе за существование в его широком смысле, понимаемом не как процесс борьбы за прямые средства к существованию, а как процесс борьбы против всех естественных условий, неблагоприятных для вида, явилось его научным достижением. В ограниченной мере допустимо было и распространение законов природы на сферу социальной деятельности людей.

Еще одна чрезвычайно важная сторона учения Кропоткина - его величайший гуманизм. Для П.А. Кропоткина «взаимопомощь», «солидарность» - не абстрактные понятия, а нравственные категории, фундамент его этических воззрений. «Что взаимная помощь, - писал он, - лежит в основе наших этических понятий, достаточно очевидно». В своей работе «Этика», оставшейся незавершенной, исследователь вновь возвращается к этому закону. Кропоткин анализирует историю человечества с позиций взаимопомощи и солидарности. Плодотворна его идея о происхождении этики и роли нравственных начал в эволюции человека. С точки зрения Кропоткина, и природе, и человеку присуща врожденная нравственность, а отступления от нее связаны с дурным влиянием авторитарных социальных институтов, прежде всего, государства.

Основным импульсом к постановке проблем этики, ее научному обоснованию и пониманию прогресса послужили для Кропоткина, конечно же, задачи обоснования анархистского идеала - прогрессивной общественной системы, одновременно исходящей из нравственной природы человека и создающей условия для его нравственного развития.

Однако П.А. Кропоткина беспокоило то, что научное дарвиновское учение об эволюции животного мира, во-первых, интерпретировалось лишь как концепция борьбы за существование (и игнорировалась идея об инстинкте общительности), позволяющая «научно» обосновать правомерность эгоизма и аморализма в жизни общества. Во-вторых, такая трактовка теории Дарвина позволяла возродить идею сверхъестественного, внеприродного происхождения нравственности: поскольку природную основу человека составляет борьба всех против всех, то внушить человеку нравственные чувства может только высшее существо - Бог. Марксистская концепция борьбы классов не вызывала симпатии у Кропоткина. Он полагал, что она также является своеобразной интерпретацией дарвиновской концепции борьбы за существование. Словом, существовал ряд причин, побудивших его заняться проблемами этики, и главная из них - необходимость ответить на вопрос: куда ведет человечество нравственное чувство: к вырождению человеческого рода и господству слабых, или к позитивным, желательным последствиям?8

Принцип общительности, или, как он его называл, «закон взаимопомощи», выработанный в ходе эволюции природы, стал основой появления таких зачатков нравственности, как чувства долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. Поэтому Кропоткин считал, что природа может быть названа первым учителем этики, источником нравственного начала в человеке. «Общественный инстинкт, прирожденный человеку, как и всем общественным животным - вот источник всех этических понятий и всего последующего развития нравственности» - писал он. Взаимопомощь выступает, таким образом, первым, исходным, и в то же время природным принципом нравственности. Его развитие и усложнение в процессе эволюции человеческого общества, по мнению П.А. Кропоткина, связано с постепенной выработкой второго основного понятия этики - справедливости, которая одновременно выступает как требование равноправия и равноценности всех членов общества

П.А. Кропоткин высоко оценивал разработку этой идеи П.Ж. Прудоном, но Прудон считал справедливость высшей идеей, задающей порядок миру наподобие мира идей Платона. Кропоткин стремился найти понятие справедливости в истории эволюции человеческого общества. Он даже высказывал предположение, что, возможно, справедливость вытекает из своеобразия физиологических свойств нашего мышления. «Склонность нашего ума искать «равноправия» не представляет ли одно из следствий строения нашего мыслительного аппарата - в данном случае, может быть, следствие двустороннего или двухполушарного строения нашего мозга? На этот вопрос, когда им займутся, ответ получится, я думаю, утвердительный»9, - предположил Кропоткин. По его мнению, мозг работает в режиме диалога, а продуктивный диалог возможен только при равенстве собеседников. Эта идея мыслителя представляется весьма продуктивной и интересной. Кропоткин подчеркивал важность того, что справедливость составляет основное понятие этики, поскольку не может быть нравственности «без равного отношения ко всем, т.е. без справедливости». Кропоткин считал, что справедливость является важнейшей составной частью нравственности. Третьей составной частью нравственности, по его мнению, выступает то, что ученый условно назвал готовностью к самопожертвованию, великодушием. По духу этот принцип чрезвычайно близок собственной нравственной концепции П.А. Кропоткина, его нравственному выбору. Он подчеркивал, что именно с этого принципа начинается действительная нравственность человека.

Резюмируя вкратце этические взгляды Кропоткина, подчеркнем, что суть инстинкта общительности, принципа взаимопомощи, лежащего в основе нравственности, заключается в следующем: человек «считает добром то, что полезно обществу, в котором он живет, и злом то, что вредно этому обществу»10. Дальнейшим развитием этого принципа является понятие справедливости, смысл которого можно выразить следующим образом: «если я не хочу, чтобы меня грабили, убивали, обманывали, эксплуатировали, то я и сам обязуюсь не делать того же». Равенство, по мнению Кропоткина, и есть синоним справедливости, а в плане социальном - синоним анархизма-коммунизма. Равенство - это одновременно и уважение к личности, к ее свободе, к полноте ее существования и развития." Однако истинная нравственность, по мнению Кропоткина, начинается тогда, когда человек, чувствуя в себе силу, энергию, ум и волю, начинает действовать на благо общества и людей, не задумываясь над тем, получит он за это воздаяние или нет. Он называет этот третий принцип самопожертвованием, считая его истинным принципом нравственности будущего общества. Именно он дает жизни наибольшую сумму счастья, полноту ее проявления.

Этим принципом, ставшим лейтмотивом жизни самого Кропоткина, он и заканчивает свою этическую концепцию. В ней - колоссальная работа мысли, обобщение многовекового опыта развития этической теории и нравственной практики, позволяющих автору дать свою оригинальную концепцию этики. Этика П.А. Кропоткина лишена нормативных требований и санкций; она просто декларирует человеку, что общество и его нравственность суть продукты эволюции природы и самого человека, и что соблюдение этой нравственности, действия в соответствии с ней есть ни что иное, как следование своей собственной человеческой природе, законам ее прогрессивного развития. Нравственность возникла из практики взаимосвязи и солидарной деятельности людей, и ее предназначение - развивать и совершенствовать эту человеческую солидарность. В этом и заключается непреходящая гуманистическая ценность этических идей П.А. Кропоткина. И не случайно в наше сложное и подчас трагическое время мы все чаще обращаемся к сознанию человека, к нравственности, ее ценностям, справедливо надеясь на нее как на ту естественную духовную силу, которая способна помочь удержать общество от разрушения и хаоса. И этика П.А. Кропоткина -отнюдь не лишний аргумент в сохранении социального мира.

Как уже отмечалось, П.А. Кропоткин формулировал свою этическую концепцию на основе закона взаимопомощи, рассматривая взаимопомощь как исходный принцип формирования нравственности человека. Практика утверждения взаимопомощи в процессе длительной эволюции человечества, по мнению ученого, логически «ведет к развитию чувства справедливости с его неизбежным чувством равенства или равноправия». Равенство в соци-

альном плане - это и есть идеал анархо-коммунизма. Будущее безгосударственное общество Кропоткин представлял в виде вольного федеративного союза самоуправляющихся единиц - общин, территорий, автономий и пр., над которыми не тяготеет центральная власть и которые строят свои взаимоотношения на принципе добровольности и «безначалия». Для доказательства неизбежности конечного торжества антиавторитарных форм жизни делается ссылка на объективные формы бытия, на природные закономерности. Такая трактовка доминирует в творчестве П. Кропоткина. На основе анализа жизненных реалий в России и Европе, опираясь на методы и результаты естественных наук, а также, используя достижения передовой социальной философии Кропоткин делает существенный шаг в сторону создания высокой этики новой жизни, этики свободы. Приоритет общечеловеческого, высоких нравственных принципов сказывается не только в трудах русского анархиста, но и в его поступках, повседневном поведении. Это подтверждает одну из существенных особенностей русской философии вообще - ее нравственно-практическую ориентацию.

Оригинальность концепции Кропоткина состоит, в частности, в том, что он, с одной стороны, вслед за Эпикуром или Руссо «возвращается» к природе, рассматривая ее и в качестве естественного основания человеческой истории, и в качестве своеобразного эталона для собственно социальных отношений. Свобода связывается, прежде всего, с самим процессом саморазвития природы. Ученый отождествляет свободу с естественным состоянием социума, где царит взаимопомощь. С другой стороны, П. Кропоткин исходит из активности, в том числе революционной, индивида и всего общества. У Кропоткина социум человечен (в моральном смысле) с самого начала. В природе существует и то, что мы склонны считать высокой нравственностью, и то, что выглядит, с нашей точки зрения, безнравственно. Но если животные не имеют выбора перед тем или другим и вынуждены поступать так, как диктует им природа, инстинкты, то у человека есть возможность выбора между правдой и ложью, добром и злом, честью и бесчестием. Как сделать так, чтобы люди предпочитали правду, добро, честь? Кропоткин предпринял попытку теоретически обосновать необходимость такого выбора. Ученый считал, что по замыслу природы человек устремлен к справедливости и добру, но жизнь в неволе, под гнетом государства уродует человеческую природу, порождая ложь, злобу, зависть и т.п. Власть имущие заражены этими пороками и распространяют их на все общество. Это вынуждает трудящихся прибегать к революционным переворотам во имя справедливости.

В «Этике» Кропоткин стремился разработать учение о свободной морали, независимой от санкций и принуждений. Для мировоззрения ученого характерна глубокая вера в природу и народ, в неизбежность прогресса - несмотря на все помехи, создаваемые государством. В учении Кропоткина анархизм предстает не просто как тенденция в истории мысли, а как тенденция самой природной и общественной жизни, направленная к самоорганизации и гармонии на началах свободы и иерархической координации.

Этика Кропоткина не является некой самостоятельной дисциплиной, трактующей специфический предмет нравственных отношений. Она есть одновременно концепция общества, его становления и прогресса. Многие идеи Петра Алексеевича звучат ныне весьма актуально. Пройдя непростой и порой трагический путь, мы сейчас, по существу, возвращаемся к его идее о местном самоуправлении, местной инициативе, о минимизации централистских функций государства, которые связаны с хозяйственной, социальной, культурной и национальной жизнью отдельных людей, территориальных и национальных общностей, трудовых коллективов предприятий, учреждений и т.п.12.

Многие идеи ученого и поныне не утратили своего эвристического потенциала. Со многими его высказываниями сегодня можно согласиться, в других случаях - спорить с автором в поисках истины. Но даже заблуждения Кропоткина имели самые благородные основания: ему были чужды низкие чувства и помыслы, а потому он недооценивал их роль в обществе и в человеческих душах. Исторический оптимист, Кропоткин утверждал идеалы добра, веру в величие человека, мудрость народа. И если целый ряд положений теории русского мыслителя не прошел проверку временем, то другие, наоборот, звучат весьма актуально. И самая главная из них - это жажда свободы для всех, активное непри-

ятие косной бюрократической системы. Представляется, что, оценивая учение Кропоткина сегодня, мы должны непременно отметить его вклад в развитие мировой общественной мысли, его страстное неприятие всякой несправедливости и порабощения. Уже для современников Кропоткин, оставаясь революционером, олицетворял широкую гуманистическую традицию, пробуждавшую человеческое достоинство русских людей и противостоявшую всяческому подавлению личности. За единство слова и дела, как совесть нации Кропоткина сопоставляли с Л.Н. Толстым и В.Г. Короленко, отмечая их противостояние разгулу насилия в революционное лихолетье.13

Проблемы, над которыми Кропоткин работал всю свою жизнь, очень сложны, и, вполне возможно, еще очень долго будут неразрешимы. Так, не исключено, что так и не найдет своего решения парадокс анархизма: власти достоин только тот, кто отказывается властвовать над людьми. Здесь прослеживается сходство с проблемой отношений человека и природы: победитель проигрывает, поскольку рационален лишь принцип взаимодействия, а не господства и подчинения.

С сожалением можно констатировать, что современная техническая цивилизация находится в серьезном противоречии и с окружающей природной средой, и со свободной творческой человеческой личностью. Анархические идеи Кропоткина указывают выход из этого противоречия, основанный, правда, не столько на безупречных научных доказательствах, сколько на вере в духовное величие и высокое предназначение человека. В самой сердцевине анархической идеи князя Кропоткина находится свободная человеческая личность, одинаково отвергающая и участь раба, и почести вождя.

Сегодня нет цивилизованных обществ без власти. Но совершенно очевидно, что во всем мире наблюдается тенденция к ослаблению тоталитаризма, к замене авторитарных режимов демократическими, к накоплению и распространению элементов разгосударствления и народовластия, самоуправления, то есть, по существу, к тому, что составляло важную часть идей Кропоткина. Взаимная помощь и солидарность, которую Кропоткин считает основным фактором эволюции, есть не что иное, как человечность, гуманность, совесть, милосердие.

Петр Алексеевич Кропоткин - явление не только отечественной, но и мировой культуры. Весь свой талант исследователя природы и общества он посвятил одной цели - сделать достойной жизнь человека, гармонизировать общественные и личные интересы, научить каждого ощущать себя органичной частью природы. В отличие от большинства теоретиков, он старался учитывать роль научно-технического прогресса и законов природы в развитии общества, имея в виду законы не столько экологические (о которых ныне говорится немало), сколько нравственные. Истоки последних, как эволюционист, он видел в биологической природе человека и социальном поведении высших животных. При продолжающемся обращении к гуманистическим идеалам, культурным ценностям, нравственным критериям этическая устремленность сочинений Кропоткина приобретает ныне особую актуальность. В настоящее время достаточно остро стоит проблема гармоничного соединения культуры и свободы, идет поиск общей, объединяющей идеи, корни которой находились бы, прежде всего, в пределах отечественного культурноисторического пространства. К нему, конечно же, относится и такая яркая фигура, как Кропоткин. Освоение его творческого наследия - это еще и попытка почерпнуть богатейший опыт высокой нравственной культуры полемики ученого, сочетающей использование методов естественных наук, логику доказательств и высочайшее уважение к оппоненту. Одним словом, опыт человека блестяще образованного, высоконравственного и духовно богатого, посвятившего жизнь бескорыстному служению своему народу.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Гридчин Ю.В. Этика человечности// Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды М., 1991. С. 6 Пирумова НМ Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972. С. 4 Петр Кропоткин: Сборник статей. Пг.-М., 1922. С. 8.

Кропоткин П.А. Современная наука и анархия // Кропоткин П.А. Анархия. М., 2002. С. 234 Пирумова Н.М. Указ. соч. С. 114.

6 Кропоткин П.А Современная наука и анархия С. 153.

7 История России в портретах: В 2-х тт. М., 1999. Т. 1. С. 231-256.

8 Г'ридчин Ю В. Этика человечности С 15-16.

9 Кропоткин П А Справедливость и нравственность // Кропоткин П.А. Анархия. С. 474.

10 Кропоткин П.А. Нравственные начала анархизма// Кропоткин П.А Анархия. С. 503.

" Гридчин Ю.В. Этика человечности. С. 18-19.

12 Там же. С. 14.

13 См.: Фигнер В.Н., Короленко В.Г. // Историко-революционный бюллетень. М., 1922. № 2-3. С. 11.

SYNTHESIS OF NATURAL-SCIENTIFIC AND HUMANITARIAN COMPETENCE IN THE SOCIAL TENET OF P. KROPOTKIN

E.N. GNATIK

Department of Ontology and Theory of Noesis Peoples Friendship University of Russia 6 Mikhlukho-Maklay Str., Moscow, 117198 Russia

The essence of Kropotkin's activity in his unique and grandiose attempt to substantiate anarchism as a large-scale ideology based on scientific-positive foundation is shown in this article. This theory is proved to be universal and synthetic method of inquiry which includes quite a lot of sphere of knowledge: exact sciences as well as sociology and ethics. The endeavor to elucidate some aspects of this great scholar's views on cognition of nature and society is represented in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.