Научная статья на тему 'Синтетическая языковая личность К. Кинчева: специфика кинетического поведения'

Синтетическая языковая личность К. Кинчева: специфика кинетического поведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
599
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-КУЛЬТУРА / СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КИНЕТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ РОК-МУЗЫКАНТА / OCK CULTURE / SYNTHETIC LINGUAL PERSONALITY / KINETIC BEHAVIOUR / COGNITIVE AND PRAGMATIC PROGRAMME / ROCK MUSICIAN'S SYNTHETIC LINGUAL PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванов Дмитрий Игоревич

В рамках данного материала мы рассмотрим специфику кинетического поведения К. Кинчева, которое раскрывает качественные особенности общей синтетической когнитивно-прагматической программы моделирования синтетической языковой личности рок-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K. KINCHEV’S SYNTHETIC LINGUAL PERSONALITY: PECULIARITIES OF KINETIC BEHAVIOUR

Within this material we will consider the peculiarities of K. Kinchev’s kinetic behaviour which reveals the quality features of the general synthetic cognitive and pragmatic programme of a rock musician’s synthetic lingual personality modeling.

Текст научной работы на тему «Синтетическая языковая личность К. Кинчева: специфика кинетического поведения»

УДК 821 ББК Ш33 Код ВАК 10.02.01 ГРНТИ 17.07.25

Д. И. ИВАНОВ

Иваново

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ К. КИНЧЕВА: СПЕЦИФИКА КИНЕТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация: В рамках данного материала мы рассмотрим специфику кинетического поведения К. Кинчева, которое раскрывает качественные особенности общей синтетической когнитивно-прагматической программы моделирования синтетической языковой личности рок-музыканта.

Ключевые слова: рок-культура, синтетическая языковая личность, кинетическое поведение, когнитивно-прагматическая программа, синтетическая языковая личность рок-музыканта.

Сведения об авторе: Иванов Дмитрий Игоревич, кандидат филологических наук, доцент кафедры практического русского языка Ивановского государственного университета.

Контакты: 153025, г. Иваново, ул. Ермака, д. 37/7, ауд. 419; Ivan610@yandex.ru.

D. I. IVANOV

Ivanovo

K. KINCHEV'S SYNTHETIC LINGUAL PERSONALITY: PECULIARITIES OF KINETIC BEHAVIOUR

Abstract: Within this material we will consider the peculiarities of K. Kinchev's kinetic behaviour which reveals the quality features of the general synthetic cognitive and pragmatic programme of a rock musician's synthetic lingual personality modeling.

Key words: rock culture, synthetic lingual personality, kinetic behaviour, cognitive and pragmatic programme, rock musician's synthetic lingual personality.

About the author: Ivanov Dmitry Igorevich, PhD of Philological Science, Associate Professor at Ivanovo State University, Department of Practical Russian.

Все формы кинетического поведения лидера рок-группы, реализующиеся в пространстве концертной визуализации, условно можно разделить на два типа. К первому типу относятся кинемы, актуализация и концептуализация которых обусловлена содержанием конкретного вербального поэтического текста, точнее спецификой конкретных когнитивно-прагматических установок синтетической языковой личности (СЯЛ) рок-

© Д. И. Иванов

музыканта, реализующихся в его пространстве. Причем «жёсткое» семантическое взаимодействие вербального компонента рок-композиции и комплекса кинем, визуализирующих, раскрывающих его содержание, определяет достаточно низкую степень их повторяемости, воспроизводимости в контексте исполнения других рок-композиций этого же автора.

Ко второму типу можно отнести кинемы, актуализация которых направлена на визуальное концептуальное отражение качественных особенностей общей когнитивно-прагматической программы (КПП) СЯЛ. Этот тип кинем обладает широкой функциональностью и достаточно высокой степенью повторяемости (воспроизводимости), так как они «не привязаны» к семантике конкретной рок-композиции. Другими словами, основной зоной их реализации является не микроконтекст (конкретный поэтический текст), а макроконтекст - общее сценическое поведение лидера рок-группы [7, с. 110], в котором отражены общие психосемантические и когнитивно-прагматические свойства его личности.

Более того, высокая степень воспроизводимости кинем этого типа достаточно часто приводит к тому, что отдельные жесты или целостные формы кинетического поведения (например, позы, мимика), активно используемые в рамках концертной визуализации тем или иным рок-музыкантом, персонифицируются, становятся своеобразными идентификаторами СЯЛ конкретного рок-исполнителя. В результате активизации этого процесса кинемы-идентификаторы наделяются особым концептуальным содержанием, свойства которого определяются качественными особенностями общей когнитивно-прагматической программы СЯЛ рок-музыканта. Рассмотрим специфику кинетического поведения К. Кинчева.

Первая группа мимических жестов концептуально связана с визуализацией сценической инкарнации «Воин». С помощью этих кинем К. Кинчев раскрывает героическую направленность своей КПП и выражает такие эмоционально-психологические состояния как гнев, ярость, презрение, удивление и некоторые другие. Вербальная схема этих эмоциональных кинетических состояний выглядит так:

Гнев Голова немного опущена вниз, брови сведены к переносице, губы сжаты, уголки губ опущены вниз, глаза прищурены, взгляд «жесткий», «колючий» [8].

Ярость Голова немного опущена вниз или слегка повернута набок, брови «раздвинуты», рот чуть-чуть приоткрыт, уголки губ опущены вниз, глаза широко открыты, взгляд прямой [14].

Презрение Голова немного поднята вверх, брови немного сведены к переносице, рот приоткрыт, нижняя губа выдвинута вперед, рот «искривлен», уголки губ опущены вниз, левый глаз немного прищурен [9].

Удивление Голова немного поднята вверх или наклонена влево,

брови разведены, рот приоткрыт, уголки рта опущены вниз, глаза широко открыты, взгляд недоумевающий [10]._

Вторая группа мимических жестов соотносится со сценической инкарнацией «Шаман». С помощью этих кинем рок-поэт стремится выразить шаманическую часть своей КПП и визуализировать особое медитативное, трансовое состояние, в которое он впадает во время исполнения той или иной рок-композиции. Можно выделить несколько основных вариантов кинем такого рода. Причем каждый вариант «шаманического» мимического жеста наделяется особым, специфическим концептуальным значением:

1. Голова запрокинута назад, глаза могут быть как открыты, так и закрыты, брови приподняты вверх, взгляд «застывший», сфокусированный на чём-то невидимом, рот приоткрыт [11]. На наш взгляд, в контексте чёрно-красной КПП СЯЛ К. Кинчева этот комплекс мимических кинем визуализирует ситуацию обращения шамана-Кинчева к божественной (красной в его интерпретации) силе, точнее к верховному божеству «красного» мира - Солнцу, жрецом которого он является на Земле, чьё Слово несёт в Мир. Не случайно на концерте 1991 г. перед песней «Жар Бог Шуга» К. Кинчев произносит: «Всем тем, кто доверил свою душу Солнцу, "Алиса" дарит свой огонь» [12].

2. Голова опущена вниз, глаза закрыты, брови сдвинуты к переносице, рот приоткрыт, губы «искривлены», уголки губ опущены вниз [11]. В этом варианте мимические кинемы визуализируют ситуацию обращения К. Кинчева к демонам, бесам подземного мира, который также актуализирован в КПП СЯЛ рок-поэта и соотнесен с «чёрной» когнитивной зоной функционирования его СЯЛ.

3. Голова находится в «прямом» положении, глаза широко открыты, направлены в зал, взгляд прямой, сфокусированный, рот приоткрыт, нижняя губа искривлена и выдвину вперед [13]. В этом случае мимические кинемы, визуализируя ситуацию передачи «тайного знания», магической энергии, выполняют коммуникативно-устанавливающую функцию между шаманом-Кинчевым и воспринимающим сознанием слушателя-зрителя.

Третья группа мимических кинем-идентификаторов реализуется в контексте сценической инкарнации - «Инок-Пророк». Актуализация кинем этого типа направлена на визуализацию особого психологического состояния рок-поэта. Метафорически это состояние можно назвать духов-

ным просветлением, символизирующим условное освобождение от «чёрного» демонического когнитивного подпространства. Причём это очищение связано прежде всего с глубоким принятием христианской веры. Вербальная схема этого эмоционального кинетического состояния выглядит следующим образом: голова поднята вверх, мышцы лица внешне расслаблены (признак смирения, осознания бессмысленности и обречённости борьбы с внешними проявлениями порока), глаза открыты, взгляд направлен вверх, выражение лица отражает внутреннее спокойствие, как символ благодати господней, снизошедшей на рок-поэта [14].

Последняя группа мимических кинем концептуально соотносится с инкарнацией «Шут-Юродивый». Для её визуализации в пространстве рок-концерта К. Кинчев использует специфические мимические кинемы, выражающие мнимое безумие рок-поэта. Например: неестественно повернутая набок голова, неестественно «искривлённый», открытый рот, изображающий улыбку-оскал, чрезмерное напряжение мышц лица, несимметричное расположение бровей (одна выше другой), неестественно широко открытые глаза [15; 5].

Однако необходимо помнить о том, что все представленные группы «макроконтекстуальных» мимических кинем (так же как и другие элементы кинетического поведения, о которых речь пойдёт ниже) нужно рассматривать в комплексе, так как основным принципом общей КПП СЯЛ К. Кинчева является синтетичность, зачастую приобретающая характеристики синкретичности. Другими словами, за одной ярко выраженной кинемой, визуализирующей определённую инкарнацию СЯЛ рок-поэта, стоит другая, актуализирующая другое сценическое воплощение К. Кинчева. Причём переход от одной кинетической модели к другой в рамках исполнения рок-композиции может совершаться многократно, и порой он неуловим.

Практика концертных выступлений К. Кинчева показывает, что в рамках реализации особой когнитивно-прагматической программы концептуальным значением наделяется целая группа элементов пластико-динамической формы кинетического поведения. К таким кинемам можно отнести: а) движения рук, б) положение ног.

Движения рук. Процесс концептуализации той или иной кинемы (жеста) обусловлен, во-первых, частотностью воспроизведения в пространстве концертной визуализации, во-вторых - специфической соотнесённостью с той или иной инкарнацией СЯЛ рок-поэта. В этом контексте все концептуализированные движения рук можно условно разделить на четыре основные группы: а) соотнесённые (отождествляемые) с инкарнацией «Воин»; б) соотнесённые с инкарнацией «Шаман»; в) соотнесённые с инкарнацией «Инок-Пророк»; г) соотнесённые с инкарнацией «Шут-Юродивый». Рассмотрим каждый тип более подробно:

Инкарнация СЯЛ Виды кинем Общее значение кинем

«Воин» 1. Правая рука напряжена и поднята вверх, левая прижата к телу или отведена назад. 2. Руки напряжены и согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. 3. Правая рука многократно резко поднимается вверх. 4. Указательный палец приставлен к виску 5. Руки перекрещены на груди или сцеплены в «замок» [4]. - Призыв к борьбе против системы подавления личности («Распрямлюсь пружиной. / Подниму народ. / Вольная дружина / Собралась в поход...» [16]). - Принципиальное неприятие реальности, точнее тех правил и норм, которые навязываются человеку.

«Шаман» 1. Руки согнуты в локтях и подняты вверх над головой, пальцы широко расставлены. 2. Руки разведены в стороны и согнуты в локтях (словно крылья ворона), кисти рук напряжены. 3. Руки подняты вверх и конвульсивно вздрагивают. 4. Руки вытянуты перед собой, затем разводят в стороны, затем руками совершаются плавные круговые движения [2; 3]. - Способность общаться с высшими, невидимыми силами (как божественными, так и демоническими). - Визуальный знак воплощения магического ритуала на сцене. - Вовлечение в этот ритуал воспринимающего сознания слушателя-зрителя.

«Инок-Пророк» 1. Руки опущены вниз, голова поднята вверх. 2. К. Кинчев крестится сам и крестит зал 3. Руки подняты вверх без напряжения, пальцы немного согнуты. 4. Руки вытянуты перед собой, немного согнуты в локтях, пальцы прижаты друг к другу, ладони раскрыты и совмещены. 5. Руки с - Символ осознания божественной благодати. - Знак смирения, покорности своей судьбе. - Стремление удержать в ладонях (сохранить в сердце) невидимый божественный дар, Слово Божье. - Знак внутренней борьбы небесного (божественного) и мирского (бесовского) начал в сознании поэта.

напряжением согнуты в локтях и сжимают виски, голова при этом опущена вниз [4].

«Шут-Юродивый» 1. Правая рука находится перед лицом К. Кинчева, запястье неестественно изогнуто, пальцы немного согнуты и двигаются. 2. Обе руки напряжены, вытянуты перед собой и согнуты в локтях, пальцы обеих рук неестественно согнуты. 3. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу, пальцы обхватывают шею. 4. Руками совершаются различные прерывистые резкие движения [5]. - Символ мнимого сумасшествия рок-поэта, за которым скрывается Слово истины, правды. - Знак того, что видимое глазу -это обман, что истинная суть вещей кроется гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Аналогично можно рассмотреть движения и положение ног К. Кинчева в рамках концертной визуализации.

Инкарнация СЯЛ Виды кинем Общее значение кинем

«Воин» 1. Спина прямая, ноги прямые (на ширине плеч). 2. Тело наклонено вперёд (в сторону слушателей-зрителей), левая нога согнута в колене и немного поднята вверх, правая нога прямая. 3. Спина прямая, тело ритмично (в такт ритм-секции) поворачивается то вправо, то влево, ноги прямые широко расставлены в стороны. 4. Спина прямая, левая нога выдвинута вперед и согнута в колене, правая нога отведена назад и немного согнута в коле- - Визуализация внутреннего состояния психологического напряжения, нежелание мириться с тем, что окружает рок-героя. - Постоянная готовность к бою, к борьбе. - Призыв к борьбе, противостоянию.

не [3; 17].

«Шаман» 1. Тело прямое, плечи расправлены, ноги широко расставлены и согнуты в коленях, при этом тело и ноги ритмично двигаются. 2. Тело К. Кинчева отклонено назад, он встает на колени, ноги широко расставлены [6]. - Визуализация особого шама-нического ритуала. - Передача специфического трансового состояния. - Обращение к божественным и демоническим силам.

«Инок-Пророк» 1. К. Кинчев многократно кланяется зрителям, спина прямая, ноги составлены вместе, колени не согнуты. 2. Спина прямая, тело немного отклонено назад, левая нога выдвинута вперед и немного согнута в колене, правая нога прямая [18]. - Знаки глубокого почтения, уважения, смирения, покорности перед волей Всевышнего.

«Шут-Юродивый» 1. Тело и плечи немного отклонены назад, ноги на ширине плеч, колени согнуты и совмещены. 2. Тело неестественно наклонено вперёд и повернуто вправо, правая нога поднята вверх и сильно согнута в колене, носок выпрямлен и направлен вниз, левая нога немного «вывернута» и согнута в колене [5]. - Значение этих движений и специфического неестественного положения ног примерно такое же, как и значение движений рук.

Исходя из специфики описанных выше элементов пластико-динамических форм кинетического поведения К. Кинчева в пространстве концертной визуализации, можно выделить несколько базовых, наиболее частотных поз рок-поэта, которые в рамках реализации его синтетической КПП наделяются особыми концептуальными свойствами. На наш взгляд, можно выделить восемь таких поз:

(поза 5)

(поза 6)

(поза 7)

(поза 8)

Мы не будем подробно описывать концептуальное значение каждой позы, так как специфика основных пластико-динамических элементов, на базе которых они образованы, уже рассмотрена выше. Обратим внимание лишь на то, что за каждой позой закреплено особое значение, визуализирующее ту или иную сценическую инкарнацию СЯЛ К. Кинчева. Однако, несмотря на это, каждая поза обладает не только основным, но и условно дополнительным, контекстуально обусловленным значением, специфика которого зависит от того, в рамках какой рок-композиции или на каком отрезке исполнения рок-композиции реализуется та или иная поза. Причём реализация этого значения, посредством которого проявляется другая инкарнация / комплекс инкарнаций СЯЛ рок-поэта, не приводит к нейтрализации базовой инкарнации СЯЛ, связанной с основным значением той или иной позы.

Специфику концептуального взаимодействия базовой (основное значение позы) и контекстуальных (условно дополнительное контекстуально обусловленное значение позы) инкарнаций СЯЛ К. Кинчева, реализующихся в рамках общей КПП рок-поэта, можно представить в виде таблицы:

Поза Базовая инкарнация Контекстуальная инкарнация

Поза 1. «Воин» «Шаман», «Инок-Пророк»

Поза 2. «Шаман» «Шут-Юродивый»

Поза 3. «Воин» «Шаман», «Инок-Пророк»

Поза 4. «Инок-Пророк» «Шаман»

Поза 5. «Воин» «Шаман», «Инок-Пророк»

Поза 6. «Воин» «Инок-пророк», «Шаман»

Поза 7. «Шаман» «Шут-Юродивый», «Инок-Пророк»

Поза 8. «Воин» «Шаман», «Инок-Пророк»

Отдельно необходимо сказать о том, что во время исполнения одной рок-композиции К. Кинчев часто использует несколько концептуализированных поз, что позволяет ему в рамках одной композиции визуализировать несколько сценических инкарнаций своей СЯЛ. Рассмотрим процесс смены пластико-динамической концептуальной позы на примере одной из «главных» рок-композиций К. Кинчева «Красное на чёрном» [11].

Поза (базовая инкарнация)

Фрагмент композиции

Поза (контекстуальная инкарнация)

Музыкальное вступление

«Шаман»

«Воин»

*

«Воин»

«Шаг за шагом, босиком по воде, / Времена, что отпущены нам, / Солнцем в праздник, солью в беде / Души резали напополам».

«Инок-Пророк», «Шаман»

«Воин»

«По ошибке? Конечно, нет! / Награждают сердцами птиц, Тех, кто помнит дорогу наверх, / И стремится броситься вниз».

«Инок-Пророк», «Шаман»

«Нас вели поводыри-облака, / За ступенью - ступень, как над пропастью мост»

«Инок-Пророк», «Шаман»

«Воин»

«Инок-Пророк»

«Порою нас швыряло на дно, / Порой поднимало до самых звёзд».

«Шаман»

«Красное на чёрном! / Красное на чёрном...»

«Шаман»

«Воин»

>

«Воин»

«Шаг за шагом, сам чёрт не брат, / Солнцу время, луне часы, / Словно в оттепель снегопад, / По земле проходили мы»

«Инок-Пророк», «Шаман»

^ У

«Воин»

«Нас величали чёрной чумой, / Нечистой силой чистили нас, / Когда мы шли, как передовой, / Под прицелом пристальных

глаз»

«Шаман», «Инок-Пророк»

>

«Воин»

«Будь, что будет! Что было, есть! / Смех да слёзы, а чем еще жить? / Если песню не суждено допеть, / Так хотя бы успеть сложить»_

«Инок-Пророк», «Шаман»

«Красное на чёрном! / Красное на чёрном...»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Шаман»

«Воин»

«Шут-Юродивый»

Музыкальное соло

«Шаман», Инок»

«Воин»

«А на Кресте не спекается кровь, / Гвозди так и не смогли заржаветь, / И как эпилог - всё та же любовь, / А как пролог -всё та же смерть»._

«Шаман»

«Воин»

«Может быть, это только мой бред, / Может быть, жизнь не так хороша, / Может быть, я не выйду на свет, / Но я летал, когда пела душа»._

«Инок-Пророк», «Шаман»

«Воин», «Инок»

«И в груди хохотали костры, / И неслись к небесам по радуге слёз. / Как смиренье - глаза Заратустры, / Как пощёчина -Христос!»_

«Шаман»

«Красное на чёрном! / Красное на чёрном.»

«Шаман», «Инок-Пророк»

«Воин»

>

«Воин»

Финальный музыкальный проигрыш

«Шаман»

Итак, анализ перфомативно-кинетической имиджевой подсистемы К. Кинчева, реализующейся в рамках концертов группы «Алиса» разных лет (1988-2014 гг.) показал, что для визуализации своей синтетической КПП моделирования СЯЛ К. Кинчев постоянно использует несколько мимических кинем, которые со временем приобретают статус «макроконтек-стуальных» мимических жестов, идентифицирующих личность рок-поэта в пространстве рок-культуры. Каждый подобный жест создается сознательным волевым усилием лидера «Алисы». Важно, что воплощение этих ки-

нем направлено на визуализацию особого внутреннего психологического и эмоционального состояния рок-поэта, отражающего сущностные концептуальные характеристики определённой инкарнации СЯЛ рок-поэта, актуализирующей тот или иной фрагмент общей КПП СЯЛ. На наш взгляд, в соответствии с КПП СЯЛ рок-поэта можно выделить несколько групп «макроконтекстуальных» мимических кинем.

Литература

1. Алиса. Концерт. «Звезда по имени Рок». Москва, Лужники. 2005.

2. Алиса. Концертная программа группы. «Для тех, кто свалился с Луны». 1993.

3. Алиса. Концерт в Ленинграде. 1988.

4. Алиса. Звезда по имени Рок. Концерт. Москва, Лужники. 2005.

5. Алиса. Черная метка. Фильм-концерт / С. Петрусь, Витебск, 2014.

6. Барановский В., Потапов В., Усов А. Фото К. Кинчева на концертах группы «Алиса» (1986-1990 гг.) // Барановская Н. Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Публикации. [Текст] / Н. Барановская. - СПб.: Новый Геликон, 1993. - 239 с.

7. Гавриков В.А. Русская песенная поэзия ХХ века как текст [Текст] / В.А. Гавриков. - Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ», 2011. - С. 110.

8. Кинчев К. Мое поколение // Алиса. Концерт в Ухте. 2007.

9. Кинчев К. Солнце за нас // Алиса. Концерт. «Хвалите имя Господне». 1999.

10. Кинчев К. Новый метод // Алиса. Концерт в Ленинграде. 1988.

11. Кинчев К. Красное на черном // Концерт группы «Алиса» в Москве. 1989.

12. Кинчев К. Жар Бог Шуга // Алиса. Шабаш. 1991.

13. Кинчев К. Стерх // Алиса. Шабаш. Видеоверсия. Москва. 1991.

14. Кинчев К. Крещение; Изгой; Бойся, проси, верь; Слово-Иерусалим // Алиса. Концерт. Звезда по имени Рок. Москва, Лужники. 2005.

15. Кинчев К. Смутные дни // Алиса. Концертная программа «Для тех, кто свалился с Луны». 1993.

16. Кинчев К. Чую гибель // Алиса. Шабаш. 1991.

17. Кинчев К. Аэробика; Вот так; Инок, воин да шут; Мое поколение // Алиса. Концерт «Нашествие». 2010.

18. Кинчев К. Крещение; Слово-Иерусалим // Алиса. Концерт. Звезда по имени Рок. Москва, Лужники. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.