Научная статья на тему 'Синтагма как основная единица ритма прозаического текста (на материале газетной публицистики)'

Синтагма как основная единица ритма прозаического текста (на материале газетной публицистики) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1079
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТАГМА / СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ / РИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ / ДИНАМИКА УДАРНОСТИ / SYNTAGMA / SYNTAGMATIC ARTICULATION / RHYTHMIC MODEL / RHYTHMIC FAULT / DYNAMIC OF STRESSES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калашникова Анна Ревокатовна

Показана синтагма как основная единица ритмической организации прозаического текста. Приводится ритмический анализ публицистического текста и выявляются индивидуально-авторские черты ритмической текстовой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is shown the syntagma as the basic unit of the rhythmic organization of a prosaic text. There is given the rhythmic analysis of a publicistic text and revealed the individual author’s features of the rhythmic organization of a text.

Текст научной работы на тему «Синтагма как основная единица ритма прозаического текста (на материале газетной публицистики)»

Как вы можете пояснить, что из протокола допроса следует, что вы свободно излагали события преступления, а не путём вопросов и ответов? Подсудимый: Я ничего не могу пояснить по этому вопросу. Адвокат: Оглашённые показания, данные вами на предварительном следствии, кто записывал? Подсудимый: Оглашённые показания записывал следователь. В жанре допроса эти роли непостоянны. В одном случае агенс на свой вопрос получает «желательный» ответ, поддерживающий отстаиваемую им точку зрения, в другом случае - «нежелательный», и тогда роль допрашиваемого меняется, он вольно или невольно становится коагенсом в паре с противной стороной.

Данный метод описания семантики коммуникативных ситуаций позволяет рассматривать роли участников дискурса как особые типы модального отношения, выявлять избирательность институциональных взаимодействий и возможность сочетания ролей (ролевые рамки), доминантные роли и их трансформации на протяжении всего его развития, определять типы скриптов коммуникативного поведения в каждом конкретном случае.

список литературы

1. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2002. C. 144.

2. Костанов Ю.А. Слово и «дело»: судебные речи: избранное. М.: Verte, 2007. C. 110.

3. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалёва; под ред. М.С. Ковалёвой. М.: Аспект Пресс, 1998. C. 18.

4. Смирнов А.В. Типология судопроизводства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.

5. Стенограмма судебного заседания по уголовному делу Орлова О. [Электронный ресурс]. URL: http://www.memo.ru/2010/09/24/2409101.htm.

6. Стенограмма судебного 61 заседания Верховного суда Северной Осетии по делу Кулаева Н.А. [Электронный ресурс]. URL: http://pravdabeslana. ru761-160206.htm.

7. Fillmore C.J. The Case for Case Reopened //

Grammatical Relations. N.Y. etc., 1977. P. 59-81. * * *

1. Karasik V.I. Jazyk social'nogo statusa. M.: Gnozis, 2002. C. 144.

2. Kostanov Ju.A. Slovo i «delo»: sudebnye rechi: izbrannoe. M.: Verte, 2007. C. 110.

3. Parsons T. Sistema sovremennyh obshhestv / per. s angl. L.A. Sedova i A.D. Kovaljova; pod red. M.S. Kovaljovoj. M.: Aspekt Press, 1998. C. 18.

4. Smimov A.V. Tipologija sudoproizvodstva : avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2001.

5. Stenogramma sudebnogo zasedanija po ugolovnomu delu Orlova O. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.memo.ru/2010/09/24/2409101.htm.

6. Stenogramma sudebnogo 61 zasedanija Verhovnogo suda Severnoj Osetii po delu Kulaeva N.A. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://pravdabeslana. ru/61-160206.htm.

7. Fillmore C.J. The Case for Case Reopened // Grammatical Relations. N.Y. etc., 1977. P. 59-81.

Status characteristics of court discourse participants

There are considered the status characteristics of court discourse participants: institutional position and its intentional correlation with other positions in the institutional communicative space, genre modality of communicative action, formula organization of the discourse.

Key words: court discourse, institutional status, communicative role, modality of communicative action, script of communicative behavior, court ceremonies.

(Статья поступила в редакцию 14.12.2015)

а.р. калашникова

(волгоград)

синтагма как основная единица ритма прозаического текста

(на материале газетной публицистики)

Показана синтагма как основная единица ритмической организации прозаического текста. Приводится ритмический анализ публицистического текста и выявляются индивидуально-авторские черты ритмической текстовой организации.

Ключевые слова: синтагма, синтагматическое членение, ритмическая модель, ритмический сбой, динамика ударности.

Изучение ритма прозы как одного из тек-стообразующих факторов приобретает все большую актуальность в современной лингвистике, но в сфере интересов ученых оказыва-

О Калашникова А.Р., 2015

ется обычно ритм звучащей речи. Это связано с тем, что ритм, как упорядоченное явление, обладает структурными единицами, которые наиболее отчетливо выделяются в звучащих текстах. «Речевой ритм возникает в процессе речепроизводства в результате чередования ударных и безударных слогов, быстрого и медленного темпа, высокого и низкого тона, долгих и кратких звуков, длинных и коротких синтагм, фраз и сверхфразовых единств, повторяющихся и не повторяющихся единиц всех языковых уровней. За основную единицу ритма < ... > принята синтагма» [1]. Ритм письменного (не звучащего) текста состоит, на наш взгляд, из схожих элементов, т. к. в нем присутствуют чередования ударных и безударных слогов, длинных и коротких синтагм, фраз (под фразой мы понимаем предложение) и сверхфразовых единств (абзацев). Мы разделяем мнение В.В. Данилиной о том, что основной единицей ритма прозаического текста является синтагма, но при этом считаем целесообразным разграничить первичные и вторичные средства текстовой ритмизации.

На первичном уровне ритм формируется именно за счет чередования синтагм и чередования ударных и безударных слогов внутри синтагмы (внутрисинтагменного ритма), а также за счет соотношения количества ударений с длиной синтагмы. Для обозначения последнего параметра мы вводим понятие динамики ударности. Если в синтагме ударны в среднем каждый 3-4-й слог (например, в синтагме из трех фонетических слов, составляющих 10 слогов, ударным является примерно каждый третий слог: «Образ затаившегося врага/...»), то динамика ударности средняя. Если в синтагме ударный в среднем каждый второй слог (например, в синтагме из 9 слогов, составляющих четыре фонетических слова, но характеризующейся пятью ударениями, ударным является примерно каждый второй слог: «.../Франк-Вальтер Штайнмайер заявил/... (лексема «Штайнмайер» характеризуется двумя ударениями)), то динамика ударности интенсивная. Если в синтагме ударным является каждый 5-6-й слог, то динамика ударности слабая (например, в синтагме из 10 слогов, составляющих два фонетических слова, ударным является каждый пятый слог: «.../определяемых Тегераном/...»).

все виды текстовых повторов (фонические, лексические, грамматические, синтаксические, интонационные, графические) относятся к средствам вторичной ритмизации и представлены в письменном тексте в той мере,

насколько это необходимо для воплощения авторского замысла. Так, в художественной прозе средствам вторичной ритмизации отведена ведущая роль, тогда как в текстах других жанров они используются ограниченно.

Синтагма - неотъемлемая часть текстовой структуры, это минимальная смысловая единица любого текста. Под синтагмой мы понимаем «интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. <...> ...синтагма структурно членится на ритмические группы, объединенные словесным ударением. <...> Основное средство членения на синтагмы - пауза. Целостность синтагмы достигается, прежде всего, невозможностью пауз внутри синтагмы...» [3, с. 447].

З.К. Тарланов подробно рассмотрел два подхода к синтагматическому анализу, один из которых восходит к идеям И.А. Бодуэна де Куртенэ и Л.В. Щербы, а второй основывается на идеях Ф. де Соссюра. «Согласно Л.В. Щер-бе, синтагма - элементарная синтаксическая единица, выражающая единое смысловое целое и характеризующаяся особым синтагматическим ударением. Она может состоять как из отдельного слова, так и из группы слов. <... > задача синтагматического анализа - проникновение в семантическую структуру предложения (высказывания) в соответствии с его актуальным содержанием, диктуемым контекстом речи, выявление смысловых и стилистических оттенков, которыми сопровождается общее содержание высказывания.» [5, с. 2728].

Ф. де Соссюр развивал учение о синтагме совершенно в ином плане. Согласно Ф. де Сос-сюру, синтагма характеризуется протяженностью, противопоставленностью ее членов и тем, что ее члены объединены отношением определяющего к определяемому (синтагматическим отношением). Синтагмы делятся на внутренние и внешние. внутренние синтагмы - это смысловые части производных слов: пере-жить, лет-чик. внешние синтагмы образуют отдельные слова и словосочетания, входящие в более крупные синтаксические целые. Таким образом, синтагматическое членение в синтаксисе выступает у Ф. де Соссюра как часть синтагматики вообще [Там же, с. 28-29].

Для проведения ритмического анализа прозаического текста на первичном уровне мы используем принципы членения на синтагмы, изложенные в учении Л.В. Щербы, т. к. именно такой подход дает наиболее широкие воз-

можности для выявления ритмической составляющей прозаического текста.

«Разное синтагматическое членение одного предложения создает различные высказывания, передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношения говорящего к сообщаемому факту» [3, с. 447]. Таким образом деление одного и того же высказывания на синтагмы может варьироваться в зависимости от индивидуального восприятия адресата.

ритм прозаического текста на первичном уровне создается за счет чередования ритмических моделей (когда ударения внутри синтагмы упорядочены, регулярны) и ритмических сбоев (когда ритмическая модель не реализуется, т. к. ударения внутри синтагмы не регулярны).

Всего мы выделим пять ритмических моделей: хореическая (ударные 1-3-5-7-9-11-й слоги), ямбическая (ударные 2-4-6-8-10-12-й слоги), дактилическая (ударные 1-4-7-10-13-й слоги), амфибрахическая (ударные 2-5-8-1114-й слоги), анапестовая (ударные 3-6-9-1215-й слоги). Если в структуре стиха все ударения упорядочены, то в прозе такая упорядоченность отсутствует именно за счет ритмических сбоев внутри синтагм и чередования синтагм с разными ритмическими моделями.

Мы придерживаемся мнения, что ритмический сбой также является устойчивой единицей ритма прозаического текста. Ритмические сбои бывают двух типов:

- когда вся синтагма строится по какой-либо ритмической модели и лишь одно ударение «ломает» внутрисинтагменный ритм («.../ осторожно задвинули в дальний угол/...» -по дактилической ритмической модели, когда ударными являются 3-6-9-12-й слоги, но последнее ударение падает не на 12-й, а на 11-й слог, что приводит к ритмическому сбою);

- когда ударность внутри синтагмы реализуется бессистемно («./как-то называть те лица и государства/...» - ударные 1-5-6-712-й слоги, что не соответствует ни одной ритмической модели).

в результате чередования ритмических моделей с ритмическими сбоями создается устойчивый ритм прозаического текста, воспринимаемый как концепиентом, так и реципиентом интуитивно, неосознанно, но от этого не менее ощутимо.

Необходимо описать принципы синтагматического членения текста, поскольку именно деление текста на синтагмы лежит в основе ритмического анализа. Вслед за Л.И. Цирульником, Б.Н. Лобановым и О.Г. Сизоновым мы

следуем правилам синтагматического членения текста. «Правила синтагматического членения <...> используют явные маркеры границ синтагм в тексте: знаки препинания, а также неявные, в частности, соединительные и подчинительные союзы» [6].

на первом этапе идет разбиение текста на синтагмы внутри фраз и сверхфразовых единств. Границы синтагм обозначаем знаком /, границы фраз обозначаем знаком //, границы сверхфразовых единств - знаком ///. При этом следует учитывать, что синтагма обычно включает в себя до 15-16 слогов, что составляет до 6 фонетических слов, т. е. характеризуется не более чем шестью ударениями. «таким образом, если предложение содержит п знаков препинания, то оно разбивается на п синтагм» [Там же]. Наряду с этим нужно обращать внимание на количество слогов в каждой синтагме, т. к. кроме пунктуационного (явного) членения может быть дополнительно использовано и неявное членение на синтагмы в зависимости от смыслового и лексического наполнения фразы.

На втором этапе в выделенных синтагмах идет объединение лексических единиц в фонетические слова и расстановка в них ударений.

На третьем этапе подсчитывается количество слогов и ударений, их соотношение, а также реализация ритмической модели или ритмического сбоя.

На четвертом этапе составляется таблица, отражающая количество слогов, ударений, степень ударности, внутрисинтагменную ритмичность во фразах и сверхфразовых единствах анализируемого текста.

На пятом этапе проводится количественный анализ процентного соотношения ритмических моделей и ритмических сбоев и делается вывод о ритмической организации данного текста на первичном уровне. При анализе нескольких текстов одного автора можно выявить индивидуальные черты ритмической текстовой организации.

На фоне исследований общих признаков ритмизации произведений художественной прозы и исследований, где рассматриваются ритмические особенности произведений отдельных авторов (Гумовская Г.Н., Хажие-ва Г.Ф., Целовальникова Н.В., Корниенко О.В. и др.), считаем актуальным рассмотреть особенности ритмической организации публицистических текстов. Газетная публицистика занимает особое положение, т. к. выражает индивидуальную авторскую позицию и в то же время не обладает присущими художествен-

ной прозе средствами воздействия на адресата. кроме того, ограниченный объем газетной статьи (как правило, не больше одной полосы) обусловливает текстообразующую функцию ритма. Ритм в этом случае выступает тексто-организующей и текстообъединяющей структурой.

Проанализированный нами материал позволяет сделать вывод о том, что ритмическая организация в публицистическом тексте присуща всему тексту в целом, сохраняясь неизменной от начала и до конца, выступая тексто-образующей категорией, которая объединяет все текстовые уровни, выступая также единицей текстовосприятия. В отличие от художественного текста, где ритм изменяется в зависимости от авторского замысла (исключение составляют небольшие по объему тексты, например «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева), не только выступая текстообразующей категорией, но и характеризуя персонажей, события, хронотоп произведения, ритм публицистических текстов выступает как категория, объединяющая все текстовые уровни.

Изначально участник публицистического дискурса - получатель информации - воспринимает текст как единое целое. Разбивка на абзацы ритмизирует текстовое целое на графическом уровне. Газетный материал подается в виде колонок, поделенных на абзацы, и многие авторы - осознанно или неосознанно - чередуют абзацы по величине упорядоченно. Например, в материалах Дова конторера абзацы примерно одинаковы, а в статьях Марии городовой короткие абзацы чередуются с длинными, что уже заранее настраивает участников публицистического дискурса - получателей информации - на определенное ритмическое восприятие текста.

Приведем пример ритмического анализа статьи Максима Соколова «Коринфская колонна» (http://izvestia.ru/news/574445). За единицу анализа мы принимаем сверхфразовое единство (СФЕ); в связи с ограниченным объемом данной статьи мы приведем здесь анализ пяти СФЕ, но проанализированный материал позволит нам сделать вывод о римической организации всего текста в целом.

«Не только революция, (8)/ но и всякий новый режим,(8)/ даже и не будучи (7)/ совсем уж революционным, (9)/ сменив прежний, (4)/ спешит отмежеваться от предшественника (13)/ на уровне словаря. (7)// Страсть к переименованию неизбывна, (13)/ и весьма немногие государства (11)/умудряются в целом сохранить (10)/ неизменность политического лексикона. (14)// А уж российский двадцатый век

(9)/ поработал на словарной ниве так, (11)/ что может быть в этом отношении сравним

(13)/ разве что с Францией (6)/ конца восемнадцатого (8)/-девятнадцатого веков, (8)/ сумевшей переназвать все, (8)/ и притом неоднократно. (8)///

Естественно,(4)/ что этот процесс не мог не коснуться способов(14)/ называния врагов внутренних и внешних.(14)// Тем более (4)/что революция конца двадцатого века

(14)/(тысяча девятьсот восемьдесят девятый (13)/- тысяча девятьсот девяносто первый) (12)/начертала на своих знаменах, (10)/ что врагов как таковых вообще не существует (14)/- кроме, (2)/конечно, (3)/ темных советских прислужников. (9)///

Поскольку лев возляжет с ягненком (10)/ только в грядущем Царствии Небесном, (11)/ а до той поры взаимоотношения (13)/ между царствиями земными, (9)/ равно как и внутри этих царствий, (10)/не столь идилличны, (6)/ спустя малое время (7)/ после угара перестройки (9)/вновь возникла необходимость (9)/как-то называть те лица и государства, (13)/ деятельность которых (7)/по отношению к российскому народу (13)/ и государству (3)/затруднительно назвать дружелюбной. (11)/// '

С внешней задачей довольно успешно (11)/-и при этом в высшей степени вежливо - (12)/ управилась Смоленская площадь. (10)//«Наши партнеры» (5)/- и вроде не обидно, (7)/и сразу понятно, (6)/кто и что имеется в виду. (9)// Все-таки дипломатический язык (11)/- великая вещь. (5)// Труднее получилось (7)/с внутренней терминологией. (9)///

Родившееся среди испанских фалангистов (14)/и носящее скорее положительный смысл (14)/ выражение «пятая колонна» (11)/тут же было подхвачено (8)/ советскими коммунистами (9)/и получило широкое распространение, (15)/ но в смысле уже глубоко отрицательном. (13)// Образ затаившегося врага, (10)/который стреляет в спину своим (10)/ и норовит открыть неприятелю (10)/ ворота осажденной крепости, (10)/ столь хорошо был ассоциирован (11)/ с разнообразными составами (10)/ всеподметающей пятьдесят восьмой статьи, (13)/ что с некоторым умягчением классовой борьбы (15)/ это выражение, (7)/ освященное именами (9)/ сразу двух генералиссимусов (10)/ - и Сталина, (4)/ и Франко, (3)/ осторожно задвинули в дальний угол. (12)///»

Представим результаты ритмического анализа данного публицистического текста в сводной таблице.

СФЕ № 1

№ фразы № синтагмы Кол-во слогов Кол-во ударений Степень ударности Внутрисинтагменная ритмичность

1 1 8 2 Каждый 4-й слог, средняя 2-6 РМ ямбическая

2 8 4 Каждый 2-й, интенсивная 1-3-5-8 Сбой

3 7 2 Каждый 3-й, средняя 1-5 РМ хореическая

4 9 2 Каждый 4-й, средняя 2-8 РМ ямбическая

5 4 2 Каждый 2-й, интенсивная 2-3 Сбой

6 13 3 Каждый 4-й, средняя 2-6-10 РМ ямбическая

7 7 2 Каждый 3-й, средняя 2-7 Сбой

2 8 (1) 13 3 Каждый 4-й, средняя 1-7-12 Сбой

9 (2) 11 3 Каждый 4-й, средняя 3-5-10 Сбой

10 (3) 10 3 Каждый 3-й, средняя 3-6-10 Сбой

11 (4) 14 3 Каждый 5-й, слабая 3-7-13 РМ хореическая

3 12 (1) 9 4 Каждый 2-й, интенсивная 1-4-7-9 Сбой

13 (2) 11 4 Каждый 3-й, средняя 3-7-9-11 РМ хореическая

14 (3) 13 6 Каждый 2-й, интенсивная 1-2-4-5-9-13 Сбой

15 (4) 6 3 Каждый 2-й, интенсивная 1-3-4 Сбой

16 (5) 8 2 Каждый 4-й, средняя 2-5 РМ амфибрахическая

17 (6) 8 2 Каждый 4-й, средняя 3-8 Сбой

18 (7) 8 3 Каждый 3-й, средняя 2-7-8 Сбой

19 (8) 8 2 Каждый 4-й, средняя 3-7 РМ хореическая

СФЕ № 2

№ фразы № синтагмы Кол-во слогов Кол-во ударений Степень ударности Внутрисинтагменная ритмичность

1 1 4 1 - -

2 14 6 Каждый 2-й, интенсивная 1-2-5-7-10-12 Сбой

3 13 4 Каждый 3-й, средняя 3-7-8-12 Сбой

2 4 (1) 4 1 - -

5 (2) 14 5 Каждый 3-й, средняя 1-4-8-10-13 Сбой

6 (3) 13 4 Каждый 3-й, средняя 1-6-7-12 Сбой

7 (4) 12 4 Каждый 3-й, средняя 1-6-9-11 Сбой

8 (5) 10 3 Каждый 3-й, средняя 3-7-10 Сбой

9 (6) 14 6 Каждый 2-й, интенсивная 1-3-4-7-8-13 Сбой

10 (7) 2 1 - -

11(8) 3 1 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 (9) 9 3 Каждый 3-й, средняя 1-4-7 РМ дактилическая

СФЕ № 3

№ фразы № синтагмы Кол-во слогов Кол-во ударений Степень ударности Внутрисинтагменная ритмичность

1 1 10 4 Каждый 2-й, интенсивная 2-4-6-9 Сбой

2 11 4 Каждый 3-й, средняя 1-4-6-10 Сбой

3 13 4 Каждый 3-й, средняя 3-5-7-11 РМ хореическая

4 9 3 Каждый 3-й, средняя 1-3-8 Сбой

5 10 5 Каждый 2-й, интенсивная 1-3-6-7-9 Сбой

6 6 2 Каждый 3-й, средняя 2-5 РМ амфибрахическая

7 7 3 Каждый 2-й, интенсивная 2-3-6 Сбой

8 9 3 Каждый 3-й, средняя 1-4-8 Сбой

9 9 3 Каждый 3-й, средняя 1-3-8 Сбой

10 13 5 Каждый 3-й, средняя 1-5-6-7-12 Сбой

11 7 2 Каждый 3-й, средняя 1-6 Сбой

12 13 3 Каждый 4-й, средняя 4-8-12 РМ ямбическая

13 3 1 - -

14 11 3 Каждый 4-й, средняя 3-7-10 Сбой

СФЕ № 5

СФЕ № 4

№ фразы № синтагмы Кол-во слогов Кол-во ударений Степень ударности Внутрисинтагменная ритмичность

1 1 11 4 Каждый 3-й, средняя 1-4-7-10 РМ дактилическая

2 12 4 Каждый 3-й, средняя 3-5-7-10 Сбой

3 10 3 Каждый 3-й, средняя 2-6-9 Сбой

2 4 (1) 5 2 Каждый 3-й, средняя 1-4 РМ дактилическая

5 (2) 7 2 Каждый 3-й, средняя 2-6 РМ ямбическая

6 (3) 6 2 Каждый 3-й, средняя 2-5 РМ амфибрахическая

7 (4) 9 4 Каждый 2-й, интенсивная 1-3-5-9 РМ хореическая

3 8 (1) 11 3 Каждый 4-й, средняя 1-7-11 РМ хореическая

9 (2) 5 2 Каждый 3-й, средняя 2-5 РМ амфибрахическая

4 10 (1) 7 2 Каждый 3-й, средняя 2-6 РМ ямбическая

11 (2) 9 2 Каждый 4-й, средняя 1-7 РМ хореическая

№ фразы № синтагмы Кол-во слогов Кол-во ударений Степень ударности Внутрисинтагменная ритмичность

1 1 14 4 Каждый 3-й, средняя 2-7-9-13 Сбой

2 14 4 Каждый 3-й, средняя 3-7-11-14 Сбой

3 11 3 Каждый 4-й, средняя 3-6-10 Сбой

4 8 3 Каждый 3-й, средняя 1-3-6 Сбой

5 9 2 Каждый 4-й, средняя 2-7 Сбой

6 15 3 Каждый 5-й, слабая 4-7-13 РМ дактилическая

7 13 5 Каждый 3-й, средняя 1-2-5-8-11 Сбой

2 8 (1) 10 3 Каждый 3-й, средняя 1-5-10 Сбой

9 (2) 10 4 Каждый 2-й, интенсивная 2-5-7-10 Сбой

10 (3) 11 3 Каждый 4-й, средняя 4-6-9 Сбой

11 (4) 10 3 Каждый 3-й, средняя 2-6-8 РМ ямбическая

12 (5) 11 4 Каждый 3-й, средняя 1-4-5-9 Сбой

13 (6) 10 2 Каждый 5-й, слабая 4-8 РМ ямбическая

14 (7) 13 4 Каждый 3-й, средняя 4-9-11-13 Сбой

15 (8) 15 5 Каждый 3-й, средняя 1-2-8-11-15 Сбой

16 (9) 7 2 Каждый 3-й, средняя 1-5 РМ хореическая

17 (10) 9 2 Каждый 5-й, слабая 3-8 Сбой

18(11) 10 3 Каждый 3-й, средняя 1-3-7 РМ дактилическая

19 (12) 4 1 - -

20(13) 3 1 - -

21 (14) 12 4 Каждый 3-й, средняя 3-6-9-11 Сбой

1-е СФЕ содержит 3 фразы (по 7, 4, 8 синтагм соответственно) и 19 синтагм, в которых реализовано 8 РМ (3 ямбических, 4 хореических, 1 амфибрахическая). Из 11 синтагм, характеризующихся ритмическими сбоями, 7 синтагм обладают сбоями первого типа, что фактически сообщает синтагме упорядоченную ритмичность. РМ распределены в тексте СФЕ равномерно, степень ритмизации составляет 42%, что является средним показателем, обычным для публицистических текстов.

2-е СФЕ содержит две фразы (по 3 и 9 синтагм соответственно) и 12 синтагм, в которых реализована 1 ритмическая модель (дактилическая). Из 11 синтагм, характеризующихся

ритмическими сбоями, 3 синтагмы обладают сбоями первого типа. Дополнительным средством ритмизации на первичном уровне выступают короткопротяженные синтагмы, содержащие по 1 фонетическому слову, следующие друг за другом. Степень ритмизации данного СФЕ составляет 8%, что является показателем ниже среднего.

3-е СФЕ содержит 1 фразу из 14 синтагм, в которых реализовано 3 РМ - 2 амфибрахические и 1 ямбическая, распределенные равномерно: в начале, в середине и в конце СФЕ. Из 9 синтагм, характеризующихся ритмическими сбоями, 7 синтагм обладают сбоями первого типа, что является дополнительным показате-

лем ритмической текстовой организации. Степень ритмизации данного СФЕ оставляет 21%, что также является показателем ниже среднего.

4-е СФЕ содержит 4 фразы (по 3, 4, 2 и 2 синтагмы соответственно) и 11 синтагм, в которых реализовано 9 РМ: 2 дактилические, 2 ямбические, 2 амфибрахические и 3 хореические. РМ располагаются одна за другой, но модели разных типов чередуются. При этом две синтагмы со сбоями характеризуются сбоями первого типа. Степень ритмизации данного СФЕ составляет 82%, что является показателем выше среднего.

5-е СФЕ содержит 2 фразы (по 7 и 14 синтагм соответственно) и 21 синтагму, в которых реализовано 5 ритмических моделей: 1 дактилическая, 2 ямбические и 2 хореические. РМ располагаются в тексте СФЕ достаточно равномерно. Из 16 синтагм, характеризующихся ритмическими сбоями, 8 синтагм обладают сбоями первого типа. Степень ритмизации данного СФЕ составляет 24%, что является показателем ниже среднего.

Дополнительным средством ритмизации на первичном уровне является длина синтагм и динамика ударности (соотношение количества ударений с длиной синтагмы). В проанализированном тексте 77 синтагм, из них 50 длиннопротяженные (больше 8 слогов), среди них равномерно распределены среднепро-тяженные синтагмы (5-8 слогов) и коротко-протяженные синтагмы (до 5 слогов; такие синтагмы обычно совпадают с фонетическим словом и характеризуются одним ударением). При этом, хотя преобладает средняя степень ударности, когда ударным являются каждый 3-й или 4-й слоги, синтагмы в большинстве своем содержат по 4-5 ударений, что придает тексту внутрисинтагменную динамику. Следует заметить, что в каждом СФЕ встречаются 1-2 синтагмы с интенсивной степенью ударности (когда ударным является каждый 2-й слог) и с низкой степенью ударности (когда ударным является каждый 5-й или 6-й слог). Такие синтагмы распределены в проанализированном тексте равномерно, что позволяет автору расставить дополнительные ритмические акценты, «разбивая» среднединамичные синтагмы и актуализируя смысловую составляющую текста.

В целом можно сделать вывод о том, что в публицистических текстах М. Соколова первичная ритмизация проявляется на фоне преобладания ритмических сбоев, т. к. соотношение их с реализованными РМ составляет 52:25, т. е. 68% и 32% соответственно. Но следу-

ет учитывать высокий процент сбоев первого типа, которые придают дополнительную ритмизацию на внутрисинтагменном уровне (52% от общего количества синтагм со сбоями).

Тексты М. Соколова обладают выраженным узнаваемым ритмическим содержанием, которое реализуется за счет не только ритмических моделей, но и длиннопротяженных синтагм, следующих друг за другом, и за счет стабильной динамики ударности, когда ударным является преимущественно каждый 3-й слог. такая ритмическая организация является индивидуально авторской, акцентирует содержательные аспекты текста и делает стиль М. Соколова узнаваемым участниками публицистического дискурса.

список литературы

1. Данилина В. В. Политическая ораторская речь в ритмико-текстологическом аспекте (на материале английского языка): дис. ... канд. фи-лол. наук [Электронный ресурс]. URL: http:// cheloveknauka.com/v/48109/d#?page=1 (дата обращения: 10.07.2015).

2. Леонтович О. А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011.

3. ЛЭС / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990.

4. Синицина Л. В. Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.): дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2014.

5. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. Петрозаводск: Изд-во Петроза-вод. ун-та, 1995.

6. Цирульник Л.И., Лобанов Б.М., Сизо-нов О.г. Алгоритм интонационной разметки повествовательных предложений для синтеза речи по тексту [Электронный ресурс]. URL: http://www. dialog21.ru/digests/dialog2008/materials/html/86.htm (дата обращения: 03. 07. 2015).

7. Чернышева H. Ю. Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его понимания: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2002.

* * *

1. Danilina V.V. Politicheskaja oratorskaja rech' v ritmiko-tekstologicheskom aspekte (na materiale anglijskogo jazyka): dis. ... kand. filol. nauk [Jelektronnyj resurs]. URL: http://cheloveknauka.com/ v/48109/d#?page=1 (data obrashhenija: 10. 07. 2015).

2. Leontovich O.A. Metody kommunikativnyh issledovanij. M.: Gnozis, 2011.

3. LJeS / gl. red. V.N. Jarceva. M.: Sov. jencikl., 1990.

4. Sinicina L. V. Ritmicheskaja organizacija diktorskoj rechi (na materiale novostnyh televizionnyh programm 1980-h gg. i 2000-h gg.): dis. ... kand. filol. nauk. Volgograd, 2014.

известия вгпу. филологические науки

5. Tarlanov Z.K. Metody i principy lingvis-ticheskogo analiza. Petrozavodsk: Izd-vo Petrozavod. un-ta, 1995.

6. Cirul'nik L. I., Lobanov B. M., Sizonov O.G. Algoritm intonacionnoj razmetki povestvovatel'nyh predlozhenij dlja sinteza rechi po tekstu [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.dialog21.ru/digests/ dialog2008/materials/html/86.htm (data obrashhenija: 03. 07. 2015).

7. Chernysheva N.Ju. Ritm hudozhestvennogo teksta kak smysloobrazujushhij faktor ego ponimanija: dis. ... kand. filol. nauk. Barnaul, 2002.

A syntagma as the basic unit of the rhythm of a prosaic text

There is shown the syntagma as the basic unit of the rhythmic organization of a prosaic text. There is given the rhythmic analysis of a publicistic text and revealed the individual author's features of the rhythmic organization of a text.

Key words: syntagma, syntagmatic articulation, rhythmic model, rhythmic fault, dynamic of stresses.

(Статья поступила в редакцию 11.11.2015)

Л. Э. МУГИНОВА (Волгоград)

стилевые функции различных типов зевгмы

Рассмотрено употребление зевгмы в литературном языке и текстах СМИ. В частности, проанализирована графическая зевгма и выявлено, с помощью каких наиболее значимых ее типов раскрывается оригинальность прочтения данной фигуры, а также функциональная составляющая зевгмы.

Ключевые слова: языковая игра, эллиптический прием, скорнение, графическая зевгма, телескопия, контаминация, слияние, слова-слитки, сращение.

Упоминания о зевгме встречаются еще с античных времен, это понятие не теряет своей актуальности и в настоящее время. Зевгму принимают во внимание, когда предметом исследования является языковая игра, которая традиционно привлекала и привлекает внимание языковедов. Так, в узком понимании язы-

ковая игра - игра со словом, когда «свободное отношение к форме речи получает эстетическое задание, пусть даже самое скромное» - например, «развлечь себя и собеседника, а для того выразиться необычно» [6, с. 172, 174]; создание комического эффекта или эффекта обманутого ожидания. Э. М. Берегов-ская отмечала: «Когда речь идет о стилистической роли зевгмы, прежде всего приходит на ум обширная область комического, одним из словесных средств которого зевгма является» [2, с. 87]. Вместе с тем по своей природе зевгма представляет собой эллиптический прием, в результате применения которого образуется, в частности, ряд гипотактических (сочиненных) предложений (ср. греч. £еьура - «связь», «сочленение»), организованных вокруг одного общего для всех них главного члена (реализуемого только в одном из них, а в остальных подразумеваемого), например: Русск. Один взял книгу, другой - тетрадь, третий - ручку [1, с. 158].

Объединяя эти признаки, мы предлагаем следующее определение: зевгма - приём объединения ряда речевых единиц общим компонентом. зевгма применяется на разных языковых уровнях:

• фонетическом: Тут перед работой решил посмотреть старенький фильм ужасов. Но оказалось, что он со счастливым концом. Я такие не люблю. Поэтому вопрос вам, го-сподамы: «Господамы, если сообщения будут не по теме, будет бан!» (Русское радио, 29 сент. 2014). Результатом применения зевгмы служит общий компонент морфемы «да», характеризующийся наличием объединяющего ударения и слитным написанием слова;

• лексическом: О поэтическая встре-чалъ/ Поэта-пророка встречавшего девушек/ Стройных и нежных/ Подруг и невест// (В. Каменский. Акафист). Выражение встре-чаль структурировано следующим способом: соединение конечных морфем двух компонентов встреча+печаль позволяет выявить звуковой повтор гласного звука А;

• синтаксическом: И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях, плетущийся за восемьсот верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочон-

О Мугинова Л.Э., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.