Научная статья на тему 'Синкретизм социального мифа в современной массовой литературе как интегративная проблема филологии и менеджмента управления коллективом'

Синкретизм социального мифа в современной массовой литературе как интегративная проблема филологии и менеджмента управления коллективом Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
43
9
Поделиться
Ключевые слова
НЕОМИФОЛОГИЯ / МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / МЕНЕДЖМЕНТ И КОММУНИКАЦИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ / NEOMIFOLOGIYA / MASS LITERATURE / MANAGEMENT AND COMMUNICATION. ORGANIZATION AND TEAM MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Манжилевская С.Е., Аляева М.Ю., Хорошевская Ю.П.

Рассматривается суть актуальных проблем управления коллективом с позиции интерпретации тенденций развития общества, отображаемых в массовой литературе. Изучается вопрос влияния социального мифа на массовое сознание и отображение этого мифа в литературном источнике. Авторы ставят своею целью путем межпредметного подхода на стыке дисциплин определить сущность проблем управления коллективом в действительности.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Манжилевская С.Е., Аляева М.Ю., Хорошевская Ю.П.,

Syncretism social myth in contemporary popular literature as an integrative problem of philology and management team management

We consider the essence of the actual problems of team management from the perspective of interpretation of society's development trends displayed in the popular literature. We study the impact of social myth in the mass consciousness and the mapping of the myth in a literary source. The authors put his purpose through the interdisciplinary approach at the interface of disciplines to determine the nature of the problems the team management in reality

Текст научной работы на тему «Синкретизм социального мифа в современной массовой литературе как интегративная проблема филологии и менеджмента управления коллективом»

Синкретизм социального мифа в современной массовой литературе как интегративная проблема филологии и менеджмента управления

коллективом

11 2 С.Е. Манжилевская , М.Ю. Аляева , Ю.П. Хорошевская

1 Ростовский государственный строительный университет, 2Южный Федеральный университет

Аннотация. Рассматривается суть актуальных проблем управления коллективом с позиции интерпретации тенденций развития общества, отображаемых в массовой литературе. Изучается вопрос влияния социального мифа на массовое сознание и отображение этого мифа в литературном источнике. Авторы ставят своею целью путем межпредметного подхода на стыке дисциплин определить сущность проблем управления коллективом в действительности.

Ключевые слова: неомифология, массовая литература, менеджмент и коммуникация. организация и управление коллективом.

Современное неомифологическое сознание - свойство культурной ментальности всего ХХ века. В течение последнего столетия человек внедрен в систему социального мифа, представляющего собою скрытое отображение имманентных страхов, переживаний и надежд общества. Социальный миф как культурологическое явление необходимо рассматривать не только в аспекте культурологи и филологии, но и с организационной точки зрения, как одну из составляющих элементов внутреннего взаимодействия индивида и общества, как управляющую категорию.

Ни для кого не секрет, что социальный миф, в отличие от мифа сакрального, может иметь рукотворную природу и использоваться для воздействия на личность и социум в целом. Миф формирует мировоззрение и мировосприятие человека, программирует его поступки в определенной плоскости.

Изучение социального мифа логичнее всего вести путем изучения текстов, генерируемых в самом социуме, поскольку в настоящее время это во

:

многом представляет собою форму фиксации изустно передаваемых концептов в письменном источнике.

Развитие массовой литературы и сетературы как элемента глобального информационного пространства можно рассматривать, в настоящее время, как переходную форму между литературой и фольклором. От литературы в сетературе сохраняется наличие персонифицированного автора и некоторое подобие индивидуального проявления авторской речемыслительной деятельности, которое постепенно размывается использованием традиционным для фольклора стилевым единообразием, каноническим шаблоном, несамостоятельностью идейного замысла и художественной интерпретации. Для нашего исследования особенно важен тот факт, что именно в массовой дитературе социальный миф воплощается в его наиболее яркой художественной словесно выраженной форме.

Теоретиками постмодернизма - направления, оказавшего наибольшее влияние на современные литературные течения, вводится понятие постмодернистской чувствительности как осознания заведомой неоправданности каких-либо иерархий, претендующих на абсолютность систем приоритетов, невозможности существования сколько-нибудь аутентичной картины мира, мифологичности любого авторитетного «взгляда на мир» (см, например, Д. Фоккем, Д. Лодж)[1,2]. Из осознаваемых таковыми мифологем литератор и создает художественный мир своих текстов.

Мифологемы современного социального мифа можно разделить и классифицировать по степени их проявления в литературе. Их достаточно много, но, на наш взгляд, наиболее часто используются:

• Мифологема «вождь». В настоящее время в литературе наблюдается мощный виток новой мифологии, связанной с образами ключевых исторических фигур, на первом месте оказываются фигуры И.В.Сталина, Л.П.Берии, Н.А.Романова (II), П.А.Романова(1) и др.

• Мифологема сакральной истории, науки, технологии, когда сами исторические и др. процессы оказываются формой религиозного, непознаваемого сознанием феномена. Приобщение к истинной истории, науке или технологии становится глобальной целью человека или цивилизации, ведущей сакральный поиск среди ложных ориентиров.

• Мифологема справедливости - аналогичный упомянутому процесс, когда справедливость понимается не как объективное соотношение добра и зла, преступления и воздаяния, а как внутренняя побуждающая сила развития человека и общества, часто имеющая типично религиозные черты (ограниченность кругом адептов, пути духовного постижения, двойственность стандартов применения).

• Мифологема насилия. Культ сильной личности, культ оружия, примат решения любых проблем путем насилия.

• Мифологема «настоящего человека». Это несколько осовремененный образ мифического героя, он гиперболизирован и является продуктом скрытой неудовлетворенности автора и читателя своим положением в социуме.

В практической плоскости мы видим отражение тех коммуникационных концептов, которые используются и использовались масс-медиа и политическими ораторами для формирования мировоззрения социума. Например, это хорошо проявляется в произведениях О.П. Рыбаченко, С.Арсеньева, М.Королюка и др. [4,5,6].

Остановимся поподробнее на некоторых ключевых мифологемах и выявим их интегративную природу в рамках синкретизма социального мифа.

Изучая современную массовую литературу, мы можем увидеть, что образ вождя совершенно неразделен в культурно-историческом и психологическом аспектах. Не имеет принципиального значения, как персонифицирован этот образ в литературе, он все равно будет иметь

одинаковые черты. Например, все образы идеальных вождей, созданный Р.Злотниковым в его произведениях, несмотря на значительный разброс персоналий - от Федора Годунова до Иосифа Сталина, - обладают совершенно одинаковыми чертами, как побудительно-психологического, мировоззренческого, так и образовательно-культурного характера, говорят одним и тем же языком, принимают одинаковые решения, зачастую никак не связанные с реальной возможностью в данной исторической реальности (например, проведение либеральных реформ, особая значимость создания канцелярских кнопок в XVI веке и т.п.) [7]. Аналогичную картину мы можем наблюдать в произведениях других авторов. Важно отметить, что мифологема вождя непременно будет связана с основными концептуальными мифологемами другого типа. Вождь будет непременно представлен как альтер-эго автора, постулирующее его мировоззренческие принципы и взгляд на историческую действительность, т.е. персонаж принципиально лишен исторической объективности, связи с биографией реального лица. Как альтер-эго автора, вождь будет позиционироваться «настоящим человеком» противопоставляясь другим персонажам, пребывающим либо в заблуждении, либо на низшей ступени духовного развития, при этом категорические императивы вождя как «настоящего человека» будут софистичны и весьма сомнительны с точки зрения логики и этики. Вождь будет непременно обладать особой, доступной только ему и узкому кругу избранных справедливостью. Справедливость будет иметь сугубо избирательный характер ассиметричного ответа и не касаться действий самого вождя, обладающего априорным иммунитетом к осуждению и возмездию за проступки. Фактически, здесь мы видим смешение атрибутов лидера и атрибутов божества, являющегося носителем и персонификатом высшей истины.

Мифологема насилия - отличительный признак любого вождя, в репрезентации этого образа в массовой литературе [8]. Насилие становится не просто составляющей действительности, оно приобретает характер определенной ценности. Так, в большинстве произведений непременно будет постулироваться право на насилие, которого будет лишено большинство представителей социума и весь инструментарий будет сосредоточен только в руках избранного круга. При этом доступ к инструментам насилия, например, к оружию, сам по себе будет символизировать переход на иную социально-психологическую ступень. Некоторые авторы прямо постулируют принцип нравственного отличия человека, связанного с насилием (военного, полицейского или преступника) от других индивидов [9]. Интересно, что в произведениях, где главным действующим лицом является социально опасный элемент (преступник), именно владение инструментом и методикой насилия будет атрибутом его превосходства над окружающим. Насилие превращается в своеобразный культ, которому уделяется масса времени и текста: точное перечисление характеристик и свойств оружия, подробное описание отношения к нему героя, психологическая потребность в тактильном контакте с оружием для установления психологического равновесия, искреннее почитание выдающихся образцов, наконец, высший этап - создание нового орудия уничтожения. В современной массовой литературе главное действующее лицо непременно оказывается проводником мифа о насилии, его неизбежности и избранности, доступности существам высшего порядка в противовес прочим [10;11,с.-111-113].

Таким образом, в настоящее время в обществе сложилась достаточно тревожная обстановка, когда существующие мифологемы показывают готовность к насилию, его приемлемость для большинства, что в сочетании с личностной неудовлетворенностью, несамореализованностью, оказывается

опасным симптомом. Потенциально, массовый автор и читатель чувствует себя несправедливо ущемленным со стороны неких невыраженных сил, интуитивно ассоциируемых им с обществом, государством, другими индивидами. И единственным деятельным инструментом решения этой проблемы он полагает насилие путем применения оружия, физической силы, личностной доминанты. Гуманистические идеалы и ценности уступают идеалам личностного доминирования, неограниченного

самопозиционирования, оправдываемого априорной принадлежностью личности к справедливой стороне конфликта.

С управленческой точки зрения, управление коллективом, в котором присутствует неосознанное сопротивление, молекуляризация личностей, сдерживаемых от проявления насилия только государственной системой, неэффективно при любом управленческом подходе. Каждый член коллектива в этой ситуации рассматривает свое положение как угнетенное, а самые разумные требования к исполнению обязанностей как необоснованное насилие, которому он готов противостоять. В этой связи формируется комплекс неосознанного сопротивления, при котором сотрудники на всех уровнях исполняют свои обязанности только формально, без учета качества работы, а в производственной среде возникают постоянные межличностные конфликты невыясненной этиологии.

Совершенно очевидно, что в настоящее время требуется качественное изменение работы средств масс-медиа и иных форм общественных управленческих структур с целью формирования иных социальных установок, снижения социальной напряженности в обществе.

Литература

1. Fokkema D. W. Literary History, Modernism and Postmodernism. London. 1984.-63 рр.

2. Lodge D. Modern Criticism and Theory: A Reader, 1992.-627 рр.

IH Инженерный вестник Дона. №1 (2016) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nly2016/3569

3. ИсаковА.Л., Ермоленко В.В. Моделирование архаизации политического процесса как методологическая проблема социально-гуманитарного знания// Инженерный вестник Дона, 2011, №3 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/506

4. Рыбаченко О.П. Лев-попаданец М.: Эксмо, 2015 - 200 с.

5. Королюк М. Спасти СССР. Инфильтрация. М.:Альфа-книга, 2014-370 с.

6. Арсеньев С. Студентка, комсомолка, спортсменка М.: Эксмо, 2012-180 с.

7. Роман Злотников Царь Федор. Еще один шанс...М.: Альфа-книга, 2010- 240 с.

8. Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Когнитивная философия и современные когнитивные исследования // Вызов познанию. Стратегии развития познания в современном мире. М., 2004.- С.32-45

9. Ларионов П.Г.Добро пожаловать в ЗОМБИЛЭНД М.: Эксмо, 2012 - 218 с.

10. Озеров А. А. Технологии проектирования социокультурного развития Юга России//Инженерный вестник Дона, 2014, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2322.

11. Творческие индустрии как фактор развития социокультурного пространства/под ред. И.А. Купцовой. Новосибирск,2015 - 120 с.

References

1. Fokkema D. W. Literary History, Modernism and Postmodernism. London,1984. 63 р.

2. Lodge D. Modern Criticism and Theory: A Reader, 1992. 627 р.

3. IsakovA.L., Ermolenko V.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/506

4. Rybachenko O.P. Lev-popadanec [Lion the reluctant hero]/ M.: Jeksmo, 2015. 200 p.

5. Koroljuk M. Spasti SSSR. Infil'tracija [Save the USSR. Infiltration]. M.:Al'fa-kniga, 2014. 370 p.

6. Arsen'ev S. Studentka, komsomolka, sportsmenka [Student, komsomol, sports-girl]. M.: Jeksmo, 2012. 180 p.

7. Roman Zlotnikov Car' Fedor. Eshhe odin shans... [King Fedor. Another chance]. M.: Al'fa-kniga, 2010.240 p.

8. Baksanskij O. E., Kucher E. N. Kognitivnaja filosofija i sovre-mennye kognitivnye issledovanija. Vyzov poznaniju. Strategii razvitija poznanija v sovremennom mire. M., 2004, pp. 32-45

9. Larionov P.G.Dobro pozhalovat' v ZOMBILJeND [Welcome to ZOMBILEND] M.: Jeksmo, 2012.218 p.

10. Ozerov A.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2322.

11. Tvorcheskie industrii kak faktor razvitija sociokul'turnogo prostranstva [Creative industries as a factor of development of socio-cultural space].pod. red. I.A. Kupcovoj. Novosibirsk, 2015.