Научная статья на тему 'Сингапур и Индонезия в 2006 г'

Сингапур и Индонезия в 2006 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
622
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / СИНГАПУР / ИНДОНЕЗИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Господынько А. А.

The article «Singapore and Indonesia in 2006» by Gospodinko A. analyzes bilateral relations of two neighboring states. The relations though sometimes difficult and tense appear to be fruitful in the areas of mutual interests like economic development. Suspicion still persists in some areas of cooperation but nevertheless it seems that bilateral relations are on the right track. Closer ties in economic and military fields are becoming a reality already. Resolution of all disputes will definitely pave the way for a successful mutual development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сингапур и Индонезия в 2006 г»

Г осподынько А. А. аспирант ИВ РАН

СИНГАПУР И ИНДОНЕЗИЯ В 2006 Г.

Развитие сотрудничества с государствами-членами АСЕАН, ставшей к началу XXI века важнейшим субъектом международных экономических и политических отношений, на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Сингапур.

Чрезвычайно важное место в этом контексте продолжает занимать укрепление и расширение связей и взаимовыгодных отношений с Индонезией - крупнейшим государством ЮгоВосточной Азии. Ключевая роль этой страны является проекцией ее морской гегемонии, огромного территориального и демографического превосходства над другими странами региона.

Для Сингапура, где процесс индустриализации и урбанизации, ограниченный рамками города-государства, фактически достиг своего физического предела, природно-ресурсный и территориальный потенциал Индонезии представляет особую значимость.

Спорные моменты в отношениях двух соседних государств, безусловно, существуют, но, в целом, Сингапур и Индонезия сейчас не имеют столь острых проблем двустороннего характера, которые могли бы существенно повлиять на общий благоприятный климат сотрудничества между ними.

В настоящий момент особо быстрыми темпами развиваются торгово-экономические отношения между странами. Сингапур продолжает сохранять первое место по объему прямых иностранных инвестиций в индонезийскую экономику - 3,9 млрд. долл. США1, что составляет почти треть от всех ПИИ, направленных в Индонезию в 2005 году. Объем товарооборота между двумя странами увеличился с 2003 по 2006 гг. с 41,9 млрд. долл. США до 62,9 млрд. долл. США соответственно .

Индонезия остается одним из 10 основных реципиентов помощи по Программе Взаимодействия Сингапура (Singapore Cooperation Program) . С начала функционирования этой про-

граммы в 1992 году обучение банковскому делу, менеджменту и информационным технологиям в Сингапуре прошли более 3400 индонезийских чиновников.

Как отметил президент Сингапура Натан во время своего визита в Индонезию 19 - 23 марта 2006 года, с приходом к власти президента Юдойоно отношения между двумя странами значительно улучшились. Сотрудничество идет по всем направлениям, в том числе и в культурной сфере. Президент Натан высоко оценил богатый культурный опыт индонезийского народа, заявив, что сингапурцам есть чему учиться у своего со-

4

седа .

В 2006 году Сингапур продолжал оказывать Индонезии помощь в преодолении последствий стихийного бедствия, обрушившегося на Индонезию 26 декабря 2004 г., хотя официально гуманитарная операция Сингапура была завершена еще 21 января 2005 года.

3 апреля 2006 года завершилось строительство причала Мелабо в индонезийской провинции Аче. 175-метровый причал, который был построен на средства сингапурского благотворительного фонда Общества Красного Креста, стал ключевым звеном при восстановлении районов провинции, пострадавших от цунами и землетрясения5.

Совместно с индонезийским Агентством по восстановлению и реконструкции (Badan Pelaksana Rehabilitasi dan Rekonstruksi) в течение 2005-2006 годов в Аче было построено более 30 тыс. домов, 335 новых школ и восстановлено более 235 км автомобильных дорог. Запланировано строительство больницы, которая будет оказывать бесплатную медицинскую помощь в городе Мелабо6.

Активное участие в восстановлении пострадавших районов Индонезии принимают негосударственные организации Сингапура: Общество Красного Креста и Общество Милосердия, восстанавливающие школы, приюты и жилые дома.

Министр иностранных дел Джордж Ео так прокомментировал участие Сингапура в восстановительных работах: «Тесное сотрудничество по восстановлению Аче является свидетельством прочных связей между нашими государствами. Бо-

лее того, народы Сингапура и Индонезии стали ближе друг

7

другу» .

В период с мая по июль 2006 года в Индонезии вновь произошла целая серия землетрясений. Первое случилось 27 мая 2006 года на центральной Яве в районе города Джокьякарта, а второе - 17 июля 2006 года у берегов западной и центральной Явы. Сингапурское правительство не осталось безучастным. На Яву была отправлена команда из 35 врачей вооруженных сил Сингапура и 45 представителей Агентства по гражданской обороне и борьбе со стихийными бедствиями. Индонезии также была оказана гуманитарная помощь на сумму 250,000 долл. США8.

В 2006 году новый импульс к развитию получил созданный в 1989 году правительствами Сингапура, Малайзии и Индонезии так называемый «Южный треугольник роста» (БИОМ). Сингапур, штат Джохор (Малайзия) и провинция Ри-ау (Индонезия) объединились для участия в проекте.

Разрабатывая данный проект, руководство трех стран имело целью создание здесь благоприятного инвестиционного климата для ускоренного развития ориентированной на внешний рынок экономики, используя для этого как географические, так и экономические конкурентные преимущества. Сингапур предоставлял свой капитал, накопленный технологический и управленческий опыт, Малайзия - территорию и относительно квалифицированную рабочую силу, а Индонезия - также территорию и дешевую рабочую силу9.

Развитие треугольника роста стимулировалось также географической близостью сторон. Расстояние от Сингапура до Джохора - один километр, до острова Батам - 20 километров. Реализация этих преимуществ позволило существенно снизить расходы на ресурсы, повысить производительность предприятий, сформировать устойчивую ориентацию на экспорт10 и создать новые промышленные объекты (судоверфи, предприятия легкой промышленности и современного электронного производства), развить сельского хозяйства и туристическую инфраструктуру).

В частности, министр торговли Индонезии Мари Пангесту прогнозирует увеличение экспорта с архипелага Риау в два раза

в ближайшие 3 года по сравнению с объемом экспорта в 2005 г. (4 млрд. долл. США)11.

В рамках двусторонних отношений одним из самых успешных совместных проектов в 2006 году стало строительство свободной экономической зоны (СЭЗ) на индонезийских островах Батам, Бинтан и Каримун. Идея создания СЭЗ в Индонезии впервые была высказана президентом Юдойоно во время телефонного разговора с премьер-министром Сингапура Ли Сянь

12

Лунгом в феврале 2006 года .

25 июня 2006 года между Сингапуром и Индонезией было подписано Рамочное соглашение об экономическом сотрудни-

13

честве в развитии этих островов . В соответствии с данным соглашением Сингапур будет оказывать помощь правительству Индонезии в развитии свободной экономической зоны на указанных островах архипелага Риау.

Необходимо учитывать при этом, что Сингапур, являясь крупнейшим международным финансово-банковским центром, обладает широкими связями и огромными возможностями для привлечения иностранного капитала. Кроме того, в соответствии с Договором о свободной торговле между Сингапуром и США, острова Бинтан и Батам получили право беспошлинного ввоза ряда своих товаров на обширный американский рынок.

После подписания Рамочного соглашения премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лунг и президент Индонезии Су-сило Бамбанг Юдойоно провели встречу за закрытыми дверями, в ходе которой обсудили важнейшие вопросы экономического и военного сотрудничества.

15 июля 2006 года состоялась первое заседание Совместного Координационного комитета, учрежденного Рамочным соглашением. Была достигнута договоренность о разработке «дорожной карты» развития новой СЭЗ, которая должна включать действия по увеличению инвестиционной привлекательности островов, привлечению частных инвесторов и обучению

14

персонала .

1 сентября 2006 года в ходе второго заседания Координационного комитета была принята «дорожная карта» развития новой СЭЗ. Принятый план предусматривает сотрудничество по 9 ключевым направлениям:

1. Развитию производственных мощностей (прежде всего в нефтехимической промышленности)

2. Таможенному регулированию

3. Миграционной политике

4. Модернизации инфраструктуры

5. Инвестициям

6. Адаптации трудового законодательства к условиям

7. Повышению заработной платы рабочих

8. Налогообложению

9. Обучению рабочей силы

Министр-координатор по экономической политике Индонезии д-р Будионо, вторя призыву президента Индонезии создавать СЭЗ «быстрее, лучше, дешевле», заявил, что «СЭЗ на островах Батам, Бинтан и Каримун станет первой ласточкой и прекрасным примером для развития других районов Индоне-зии»15.

В ходе третьего заседания Совместного Координационного комитета, состоявшегося 3 ноября 2006 года, была утверждена программа обучения административного персонала и рабочих СЭЗ. Особое внимание в программе уделено подготовке квалифицированной рабочей силы. Для этого предполагается организация целевого профессионального обучения на базе Политехнического института города Батам16.

Создание новой СЭЗ на архипелаге Риау крайне выгодно и Сингапуру, и Индонезии. К примеру, на о. Батам нет никакого законодательства о защите окружающей среды, что способствовало переносу вредных и трудоемких производств из Сингапура на индонезийские острова. В провинции Риау так же действуют правила беспошлинного вывоза экспортных товаров, что еще больше усиливает привлекательность этой зоны для сингапурских инвесторов.

Сейчас на о. Батам функционирует 815 иностранных компаний, примерно половина которых сингапурского происхождения. По мнению премьер-министра Сингапура, для успешного развития СЭЗ на островах Батам и Бинтан уже имеются необходимая инфраструктура и рабочая сила, а с применением накопленного его страной опыта строительства СЭЗ в Китае

(индустриальный парк Сучжоу) это развитие станет более эф-

17

фективным .

Индонезийцы также извлекают немалую выгоду. Благоприятный инвестиционный климат способствует не только притоку иностранного капитала. Само индонезийское правительство вложило в Батам в общей сложности более 2 млрд.

долл. США, а частные индонезийские инвесторы более 7 млрд.

18

долл. США. Создано большое количество рабочих мест. На острове Батам открыт технопарк с развитым индустриальным комплексом, а также всей необходимой инфраструктурой для производства и туризма. Острова превратились в центр притяжения туристов из Сингапура и Малайзии. Ежегодно их посещает более 1,3 млн. туристов. Остров Батам стал вторым самым популярным курортом в Индонезии после о. Бали.

В перспективе осуществление проекта позволит его участникам более эффективно конкурировать с другими растущими рынками Азии - Китаем, Индией и Вьетнамом - за капиталовложения.

Следующим шагом индонезийского правительства стало объявление островов Батам, Бинтан и Каримун Зоной Свободной Торговли (ЗСТ) на 70 лет. Соответствующие постановления были приняты правительством Индонезии 20 августа 2007 г. Создание ЗСТ призвано увеличить приток иностранных инвестиций на более чем 1 млрд. долл. США и создать 130 тыс. новых рабочих мест к 2009 г.19.

Вместе с тем нельзя не отметить и ряд трудностей на пути установления доверительных и добрососедских отношений между Сингапуром и Индонезией.

В центре вопросов общей безопасности остается проблема роста пиратства в Малаккском проливе. Особую озабоченность Сингапура вызывают недостаточно эффективные усилия Индонезии по обеспечению безопасности судоходства в ее территориальных водах.

Малаккский пролив, соединяющий Азию с Европой и странами Ближнего Востока, является одной из крупнейших мировых транспортных артерий, в безопасности которой заинтересованы не только страны Юго-Восточной Азии, но и США, и Япония. Ежегодно по магистрали длиной 960 километров

проходят более 63 тысяч судов, которые перевозят около половины мирового оборота нефти и треть всех потребляемых на планете товаров. Вместе с тем, по данным Международного морского бюро, пролив занимает второе место в мире по рискам, сопряженным с переходом по выбранному маршруту.

Одной из самых опасных для прохождения судов до сих пор остается часть пролива в районе индонезийской провинции Аче, где наиболее часто происходят пиратские нападения. Ряд иностранных государств, в том числе США, даже предлагали ввести свои войска для борьбы с угрозой пиратства, но Сингапур, Малайзия и Индонезия заявили, что эту проблему должны решать сами страны региона.

В результате совместными усилиями АСЕАН в Малайзии был создан региональный центр морской безопасности, а Индонезия, Малайзия и Сингапур усилили совместное патрулирование проливов и обмен информацией. Однако полностью разрешить проблему пиратства пока не удается.

Одной из наиболее серьезных проблем в отношениях между двумя государствами продолжал оставаться возросший масштаб лесных пожаров на индонезийских островах Суматра и Калимантан и вызванное ими задымление.

Еще в середине 1990-х гг. одной из основных статей индонезийского экспорта стало пальмовое масло. А так как расчистка лесов под плантации - дело довольно трудоемкое и недешевое, леса на Суматре и Калимантане просто выжигали. Г о-рение лесов и торфяников создавало густой дым, который попадал на территории Сингапура, Малайзии и Брунея. Загрязнения атмосферы вызывали массовые протесты населения этих стран.

В 2006 г. данная проблема получила и большой внутрирегиональный резонанс. Экономические последствия пожаров -это не только финансовые средства, затрачиваемые на борьбу с огнем и на возмещение нанесенного ущерба, но и существенное снижение экономической и инвестиционной привлекательности соседних с Индонезией государств, в том числе и Сингапура.

Поскольку индонезийское правительство, преследуя свои интересы, не спешило решать эту проблему, страны АСЕАН

договорились созвать совещание министров окружающей среды с целью предотвратить повторение подобных ситуаций в будущем, привлекая для этого финансовые и людские ресурсы всех членов организации.

Субрегиональная конференция по вопросам загрязнения окружающей среды (Sub-Regional Environment Ministerial Meeting on Transboundary Haze Pollution) прошла 13 октября в Пеанбару, Индонезия. В ее работе приняли участие министры окружающей среды из пострадавших стран - Брунея, Индонезии, Малайзии, Сингапура и Таиланда20.

Участники конференции обсудили совместные действия, необходимые для эффективного решения проблемы пожаров, а также договорились о создании Руководящего комитета на уровне министров, который будет следить за ходом выполнения и эффективностью краткосрочных и долгосрочных мер, направленных на борьбу с лесными пожарами и загрязнением атмосферы.

Самое печальное в данной ситуации то, что возгорание лесов повторяется из года в год вот уже в течение 10 лет, а все усилия, предпринимаемые странами АСЕАН, оказываются неэффективными из-за сопротивления индонезийских властей.

Так, например, призыв Сингапура обратиться к Генеральной Ассамблее ООН с совместным заявлением от АСЕАН был отвергнут представителем Индонезии. В результате Сингапур выступил в ООН с собственной инициативой по данному вопросу. По мнению руководства страны, без международной поддержки АСЕАН не в силах решить эту проблему, которая уже давно приобрела статус глобальной21.

Индонезия, в свою очередь, предъявляет претензии к соседним государствам в связи с незаконной торговлей индонезийской древесиной. Причем и Сингапур, и Малайзия являются хорошо известными каналами для легализации вывезенного из Индонезии круглого леса.

Определенные трудности во взаимоотношениях с Индонезией порождает активная деятельность сингапурского руководства по расширению границ города-государства за счет освоения морских мелководий и прибрежных болот. За годы независимости территория страны, переживающей перманентный

2 2

строительный бум, увеличилась с 581,5 км до 660 км в 2005 году.

Новая береговая линия потенциально сможет повлечь за собой изменение границ между двумя странами, поскольку в индонезийско-сингапурском соглашении от 25 мая 1973 года отсутствует их четкое определение в ряде районов Малаккского пролива - на западе и востоке от острова Сингапур, где, в частности, и ведутся наиболее интенсивные работы по освоению прибрежной территории.

Это чрезвычайно беспокоит Индонезию, которая считает, что интересы страны в переговорах о делимитации морских границ будут ущемлены, так как 12-мильная экономическая зона Сингапура может существенно сдвинуться в ее сторону, если точкой отсчета станет искусственная береговая линия. В качестве превентивной меры Индонезия еще в 2003 году наложила запрет на экспорт в Сингапур морского песка, который используется для создания новых участков суши. Однако в последующие годы Джакарта не слишком препятствовала вывозу песка, нарытого на небольших островах архипелага Риау, расположенных в непосредственной близости от Сингапура.

В январе 2007 года Индонезия ввела эмбарго на экспорт в Сингапур песка, который используется в производстве бетона. Согласно официальному заявлению Министерства торговли Индонезии, главная причина запрета - экономический ущерб, который терпит страна из-за низкой цены на песок, и экология: по мнению Джакарты, масштабные разработки и несоблюдение природоохранных мероприятий (которые входят в компетенцию самой Индонезии) привели к деградации сложившейся

22

экосистемы .

Сингапурское руководство, со своей стороны, расценило возобновление эмбарго как желание оказать на него давление в переговорах об экстрадиции - вопросу, который на протяжении 10 лет оставался одним из самых напряженных в отношениях обоих государств.

Вопрос об экстрадиции приобрел особую актуальность во время Азиатского финансового кризиса 1997 - 1998 гг. Индонезия считает, что в Сингапуре нашла убежище группа индонезийских банкиров, обвиняемых в хищении 13,5 млрд. долл.

США, выданных правительством на стабилизацию банковской системы в разгар кризиса. Более того, в Сингапуре укрываются не только банкиры, но и их капиталы.

Сингапур был категорически против включения пункта о выдаче лиц, совершивших экономические преступления, мотивируя свою позицию строгим соблюдением банковской тай-

23

ны . Однако это не единственная причина, объясняющая подход Сингапура к данной проблеме. Дело в том, что согласно договоренностям, достигнутым между президентом Индонезии Сусило Юдойоно и премьер-министром Сингапура Ли Сянь Лунгом во время встречи на о. Бали в октябре 2005 г., разработка Договора об экстрадиции должна была идти параллельно с Соглашением об обороне и безопасности.

Индонезийская сторона не раз делала попытки заключить отдельно Договор об экстрадиции. Сингапур, напротив, стремился объединить подписание двух документов, чтобы иметь действенный инструмент воздействия на Индонезию при подписании нового Соглашения об обороне. Подписание этого договора занимает чрезвычайно важное место в осуществлении его оборонной доктрины, делающий акцент на обеспечении передовых рубежей обороны путем укрепления военного сотрудничества в рамках АСЕАН.

В соответствии с имеющимися договоренностями, Сингапур, страна с маленькой территорией и небольшим населением, уже на протяжении многих лет проводит обучение своих военных специалистов на территории других стран-членов Ассоциации и активно участвует в совместных маневрах, в том числе и с Индонезией.

Например, 23 августа 2006 г. состоялись совместные син-гапуро-индонезийские военно-морские учения «Игл». Это уже 19 совместные учения, проводимые ВМС Сингапура и ВМС Индонезии с 1974 г. 4-16 сентября 2006 г. состоялись восемнадцатые ежегодные совместные учения вооруженных сил Индо-

24

незии и Сингапура под названием «Сафкар Индопура» , кото-

25

рые прошли на территории города-государства .

По прошествии двух лет интенсивных переговоров и после того, как в марте 2007 г. Индонезия сняла эмбарго на экспорт песка в Сингапур26, 27 апреля 2007 г. на о. Бали в присут-

ствии глав обоих государств министры обороны Сингапура и Индонезии подписали целый пакет документов, который включал Соглашение об обороне и Договор об экстрадиции, а также

27

Исполнительные соглашения . Соглашение об обороне, заключенное сроком на 25 лет, предусматривало проведение совместных сухопутных и морских военных учений, а также проведение консультаций по вопросам, затрагивающим интересы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28

двух стран .

Данные документы стали знаковым событием для обеих сторон: Индонезия получила договор о выдаче преступников, а Сингапур возможность проводить военные учения на территории Индонезии, которые крайне необходимы городу-государству для поддержания боеготовности своих вооруженных сил. По мнению министра иностранных дел Индонезии Хасана Вираюды, «оба документа ознаменовали потепление двусторонних отношений и разрешили одни из самых болез-

29

ненных вопросов между соседними странами» .

Однако достигнутый на о. Бали успех не получил дальнейшего развития. Индонезийский парламент не ратифицировал Соглашение об обороне, обосновав это тем, что проведение военных учений сингапурской армии на индонезийской терри-

30

тории угрожает суверенитету Республики30. Теперь, уже после подписания двух документов, индонезийская сторона просит внести изменения в соглашения об их исполнении, которые заключались как единый пакет документов наряду с двумя подписанными на о. Бали договорами.

Сингапурские правящие круги считают эти аргументы не убедительными. В течение практически 20 лет, начиная с первого договора об обороне, подписанного в 1988 г., Сингапур и Индонезия проводили совместные учения. Эти учения подтвердили свою эффективность в ходе операций по преодолению последствий стихийных бедствий. По словам министра-наставника Сингапура Ли Куан Ю, «... те же условия прописа-

31

ны и в новом соглашении» .

В целом, следует отметить, что, несмотря на все сложности и перипетии, сейчас взаимоотношения между Сингапуром и Индонезией развиваются в более позитивном направлении, нежели, например, в период правления Хабиби или Гус Дура.

Новое индонезийское руководство прекрасно осознает, что есть что позаимствовать и чему поучиться у своего более развитого соседа.

В Сингапуре, в свою очередь, также понимают, что для сохранения благосостояния и безопасности островного города-государства, окруженного более многочисленными, настроенными подозрительно и подчас враждебно соседями, стремление к консенсусу должно оставаться доминирующей позицией в вопросах двусторонних отношений.

Лидерские амбиции Индонезии в Юго-Восточной Азии, хотя и не оправданы экономически, но удельный вес ее влияния как самого большого и многонаселенного государства в ЮВА, заставляет чрезвычайно уязвимый и чувствительный к внешним вызовам Сингапур подходить ко всем спорным вопросам, затрагивающим Индонезию, с особым вниманием и стремлением найти компромисс.

I www.mfa.gov.sg

Economic Survey of Singapore 2006, Ministry of Trade and Industry, http ://app.mti. gov. sg/default. asp?id= 123&cat=2

С 1992 года в рамках данной программы обучение прошли 49000 чиновников из 168 стран мира

4 «President Nathan Says Good Ties Between Singapore, Indonesia Mutually Beneficial» by Sujadi Siswo, Channel News Asia - 22.03.2006, www.channelnewsasia.com

5 Speech By Minister For Foreign Affairs George Yeo At The Handover Ceremony Of The Meulaboh Pier On 3 April 2006, http://app.mfa.gov.sg/internet/press/view_press.asp?post_id=1626

6 MFA Press Release: Speech By Minister For Foreign Affairs George Yeo At The Handover Ceremony Of The Meulaboh Pier On 3 April 2006, http://app.mfa.gov.sg/internet/press/view_press.asp?post_id=1626

7 Там же

MFA Press Statement: Singapore's Humanitarian Relief Assistance To Indonesia,

http ://app. mfa. gov. sg/internet/press/view_press. asp?post_id= 1688

9 Toh Mun Heng, Development in the Indonesia-Malaysia-Singapore Growth Triangle, - Singapore Centre for Applied and Policy Economics, 2006

10 John C. Henderson, Regionalisation and Tourism: The Indonesia-Malaysia-Singapore Growth Triangle, Nanyang Business School, 2001

II Там же

Win-win deal for S'pore and Indonesia, http ://app.info.gov.sg/data/art_Win-winDealForSporeAndIndonesia_140706. html

13

Visit of Prime Minister Lee Hsien Loong to Batam, Indonesia, 25 June 2006, http://app.mfa.gov.sg/internet/press/view_press.asp?post_id=1716

14 Indonesia and Singapore Convenes Inaugural Joint Steering Committee Meeting on Batam, Bintan and Karimun, http ://app.sprinter. gov.sg/data/pr/20060715991.htm

15 Singapore and Indonesia Agree on Measures to Improve Investment

Climate in Batam, Bintan and Karimun,

http ://app.sprinter. gov.sg/data/pr/20060901976.htm

16 Singapore and Indonesia Develop Capability Development Package

for Batam, Bintan and Karimun,

http ://app.sprinter. gov.sg/data/pr/20061103984.htm

17

Win-win deal for S'pore and Indonesia, http ://app.info.gov.sg/data/art_Win-

winDealForSporeAndIndonesia_140706. html

18

Toh Mun Heng, Development in the Indonesia-Malaysia-Singapore Growth Triangle, - Singapore Centre for Applied and Policy Economics,

31.03.2006 - http://nt2.fas.nus.edu.sg/ecs/pub/wp-scape/0606.pdf

19 Jakarta Post, 29.08.2007

20 http ://app.sprinter. gov. sg/data/pr/20061013979.htm

21

Согласно данным Международного Центра изучения лесных ресурсов (Centre for International Forestry Research) в городе Богор, индонезийские торфяники содержат 21% мировых запасов углеродного сырья. С распространением пожаров, углерод, высвобождаемый в результате горения торфяников, может еще больше усугубить парниковый эффект на планете.

22 http ://app.sprinter. gov. sg/data/pr/20070124988.htm

23 Smart Money - «Ведомости», М, [51], 19.03.2007, с. 69

24

Singapore and Indonesia Conduct Bilateral Army Exercise, http ://app.sprinter. gov.sg/data/pr/20060913994.htm

25

United Press International, Singapore, Indonesia conduct war games,

29.11.2007

http://www.upi.com/International_Security/Emerging_Threats/Briefing/2007/

11/29/singapore_indonesia_conduct_war_games/1611/

26 Правила его вывоза из Индонезии и контроль за отплывающими в Сингапур кораблями значительно ужесточились.

27 По просьбе индонезийской стороны подписание 3-х Исполнительных соглашений было отложено на более поздний срок

28 http ://app.sprinter. gov. sg/data/pr/20070427979.htm

29

International Herald Tribune, Indonesia and Singapore sign two landmark treaties, 27.04.2007,

http://www.iht.com/articles/2007/04/27/asia/indo.php

30

Channel News Asia, S’pore, Indonesia agree to put aside defence cooperation agreement, 09.10.2007, http://www.singapore-window.org//sw07/071009CN.HTM

31 S'pore-Jakarta ties that bind, The Straits Times, 04.07.2007, http://www.asianewsnet.net/editorial.php?aid=10751

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.