обнаружено гнездо кречётки с 8 яйцами. Здесь располагалась разрозненная колония кречёток из 4 пар. Ближайшие пары от этого гнезда поселились в 300 м. У кладки с 8 яйцами сильно волновалась самка, а самец стоял в 2-3 м от неё.
При проверке гнезда 9 мая вблизи него находились 2 самца и самка. Поведение птиц показывало на произошедший между ними конфликт. В гнезде было 7 яиц, а 8-е лежало в 5 см от него. Все яйца были тёплые, и мы положили выброшенное яйцо на место. При дальнейших проверках гнезда 12 и 15 мая в нём лежали все 8 яиц, они были тёплыми. Если 12 мая у гнезда держались обе птицы из пары, то 15 мая там была замечена только одна самка. К сожалению, 18 мая гнездо оказалось пустым, очевидно, было кем-то разорено.
Среди куликов известны случаи, когда две самки ходулочников Hi-mantopus himantopus, шилоклювок Recurvirostra avosetta и больших веретенников Limosa limosa откладывают яйца в одно гнездо (Гладков 1951; Долгушин 1962). Очевидно, и в этом гнезде кречётки была двойная кладка, сделанная двумя самками.
Литератур а
Гладков Н.А. 1951. Отряд кулики Limicolae или Charadriiformes // Птицы Советского Союза. М., 3: 3-372.
Долгушин И.А. 1962. Отряд Кулики - Limicolae // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 40-245. Рябов В.Ф. 1949. К экологии некоторых степных птиц Северного Казахстана по наблюдениям в Наурзумском заповеднике // Тр. Наурзумского заповедника 2: 153-232.
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2143: 5606-5608
Синьга Melanitta nigra и морянка Clangula hyemalis в Ульяновской области
В.В.Киряшин
Второе издание. Первая публикация в 2002*
Синьга Melanitta nigra. 11 ноября 2001 на Куйбышевском водохранилище около Новоульяновска встречена самка синьги. Она плавала примерно в 40 м от берега и время от времени ныряла за моллюсками, которые селятся на донных камнях. Большее время утка проводила в одиночестве и лишь изредка примыкала к стайке из гоголей Bucephala clangula и хохлатых чернетей Aythya fuligula. Иногда синьга перелета-
* Киряшин В.В. 2002. Новые сведения о редко пролётных гусеобразных Ульяновской области IIПрирода Симбирского Поволжья 3: 172-173.
ла, но недалеко, в пределах видимости, не удаляясь от кормных мелководий. С воды взлетала с разбега, летела низко над поверхностью, уверенно и быстро. Один раз на плавающую синьгу сделала выпад с воздуха пролетающая серая ворона Corvus cornix. Утка быстро отплыла и несколько раз редко дёрнула головой вперёд, как бы клевала воздух. Такое поведение является примечательной манерой в поведении этого вида уток. Ночевала, плавая на воде, спрятав клюв в оперении. Чистила оперение также плавая на воде, смешно переворачиваясь на бок и показывая серые лапы. В этом районе синьга держалась 12 и 13 ноября. В последующем она уже не отмечалась.
Синьга — обитательница озёр тундр и лесотундр, моховых таёжных болот (Иванов 1976). Зимует у западных побережий Европы, на Балтике у берегов Латвии и Литвы, куда летит в основном вдоль арктического побережья. Известны редкие встречи зимующих птиц на Чёрном и Каспийском морях, что рассматривается как исключение. Во время таких перелётов через материк синьгу практически не увидишь, так как миграция проходит на большой высоте и в основном ночью. В Ульяновской области только Б.М.Житков и С.А.Бутурлин (1906) всего два или три раза встречали этих уток поодиночке или парами на Волге в октябре. Так что наше наблюдение мы считаем редкой удачей.
Морянка Clangula hyemalis. С 20 по 25 октября 2001 на акватории Куйбышевского водохранилища около Новоульяновска держалась самка морянки. Находилась она в плавающей смешанной стайке уток. Компанию ей составляли 6 морских чернетей Aythya marila и от 3 до 5 турпанов Melanitta fusca. Морянка ныряла, кормилась, отдыхала, чистила оперение, иногда перелетала на небольшое расстояние, либо делала круг низко над водой и приводнялась примерно на то же место, откуда взлетала. Утка выделялась своей необычностью.
Морянка гнездится на озёрах в тундре и частью в лесотундре. Зимует у северо-западных берегов Европы, Исландии, Гренландии, на мелководьях Баренцева и Балтийского морей. Небольшое число морянок на зиму остаётся на полыньях Северного Ледовитого океана. Через материк эти утки перелетают в малом числе, быстро и незаметно. В таком перелёте морянки достигают Чёрного и Средиземного морей, но надолго там не задерживаются и постепенно мигрируют дальше к атлантическим берегам, где в это время пережидают зиму те особи, которые прибыли в эти места северным пролётным путём.
Современные исследователи (Бородин 1994) ни разу не отмечали морянку в Ульяновской области. В фондах Ульяновского краеведческого музея имеется чучело морянки, убитой в ноябре 1925 года на Круглом озере у села Королёвка за Волгой на полынье. Б.М.Житков и С.А.Бутурлин (1906) свидетельствуют, что морянки ежегодно пролетали на Волге в октябре отдельными особями или мелкими стайками.
Литератур а
Бородин О.В. 1994. Конспект фауны птиц Ульяновской области: Справочник. Ульяновск: 1-96.
Житков Б.М., Бутурлин С.А. 1906. Материалы для орнитофауны Симбирской губернии
// Зап. Рус. геогр. общ-ва по общ. геогр. 41, 2: 1-275. Иванов А.И. 1976. Каталог птиц СССР. Л.: 1-276.
Рябицев В.К. 2001. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург: 1-608.
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2143: 5608-5609
Соловьиная широкохвостка Cettia cetti на севере Нижнего Поволжья
Е.В.Завьялов, Е.Ю.Мосолова, В.Г.Табачишин
Второе издание. Первая публикация в 2007*
В конце XX — начале XXI века появилось достаточно много сообщений о регистрации соловьиной широкохвостки Cettia cetti в европейской части России в местах, где этот вид ранее не отмечался. Нерегулярность её появления характерна и для Саратовской области.
Соловьиная широкохвостка впервые обнаружена в Саратовской области в июле 1993 года в пойме реки Еруслан в нескольких километрах от села Дьяковка в Краснокутском районе (Завьялов 1995). Здесь паутинными сетями в тростниковых зарослях был отловлен взрослый самец в сильно изношенном оперении. Коллекционная тушка этой птицы спустя несколько дней была утрачена. Данное обстоятельство не позволило региональной фаунистической комиссии объективно рассмотреть вопрос о характере проникновения этих птиц в пределы Саратовской области, и статус вида был определён весьма условно. Высказывалось предположение о случайном залёте в Саратовскую область, а отловленная особь ошибочно отнесена к туркестанскому подвиду C. c. albiventris (Завьялов и др. 1996). Впоследствии таксономический статус широкохвостки в регионе был пересмотрен, предполагалось обитание в Саратовской области формы orientalis (Завьялов и др. 2001).
Случайный характер проникновения вида в регион не подтвердился, и уже в следующем году встречи C. cetti были зарегистрированы весной в Дергачевском районе. Здесь широкохвостки отмечены визуально и по песне в пригодных для гнездования стациях, но факт размножения под-
* Завьялов Е.В., Мосолова Е.Ю., Табачишин В.Г. 2007. Широкохвостая камышевка на севере Нижнего Поволжья //Каз. орнитол. бюл. 2006: 166-167.