Научная статья на тему 'Синезий, епископ Птолемаидский: очерк жизни и творчества'

Синезий, епископ Птолемаидский: очерк жизни и творчества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
210
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕЗИЙ / ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / ГАЙНА / ВАРВАРЫ / SYNESIUS / THE LATE ROMAN EMPIRE / GAINAS / BARBARIANS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пржигодзкая Ольга Владимировна

Синезий, епископ Птолемаидский, сыграл важную роль в интеллектуальной жизни Римской империи рубежа IV–V вв. В статье рассматривается жизнь и деятельность Синезия в контексте его литературной деятельности, которая отразила основные вехи переходного периода. Также уделяется внимание политической и социальной позиции Синезия, повлиявшей на формирование антиварварских настроений в позднеримском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synesius, bishop of Ptolemais: OUTLINE of the life and work

Synesius, bishop of Ptolemais, played an important role in the intellectual life of the Roman Empire on the turn of IV–V centuries. The article is devoted to the life and activity of Synesius in the context of his literary works that reflected the main milestones of the transition period. This article also focuses on Synesius` political and social views, which had a great impact on formation of anti-barbarian moods in the Late Ronan society.

Текст научной работы на тему «Синезий, епископ Птолемаидский: очерк жизни и творчества»

СинЕзий, епископ ПтолЕМАидский: очерк жизни и творчества

Синезий, будущий епископ Птолемаидский, родился между 370 и 375 гг. в городе Кирене (8уи. Ер.4; 50; 94; 101; 103). В литературе, посвященной исследованию жизни и творчества Синезия, нет единой точки зрения о дате его рождения. Исследователи XIX в. по-разному определяют эту дату. Так, Ф. Краус полагал, что Синезий родился в период между 370 и 370 гг.1; Р. Фолькман придерживался промежутка 365-370 гг.2; Х. Дрюон останавливался на 370 г.3 Историки двадцатого столетия А.Х.М. Джонс и Р. Мар-тиндейл придерживаются промежуточной датировки 365375 гг.4 В отечественной историографии установилась дата, принятая К. Лакомбрадом — 370-375 гг.5 Город, в котором появился на свет Синезий, к моменту его рождения имел уже тысячелетнюю историю: в IV в. Кирена являлась главным городом области Киренаики на северном побережье Африки, в которую, помимо Кирены, входили еще четыре

1 Kraus F.X. Studien uber Synesius von Kyrene// Theologische Quartalschrift. 1865. Bd XLVII. S.387

2 Volkmann R. Synesius von Cyrene. Berlin,1869. S. 6.

3 Druon H. Etudes sur la vie et les «uvres de Synesius. Paris, 1859. P. 15.

4 The Prosopography of the Later Roman Empire. A.D. 260-395 / A. H. M. Jones, J. R. Martindale. Vol. II. Cambridge, 1980. 1342. P. 1048.

5 Lacombrade Chr. Synesios de Cyrene. Hellene et chretien. Paris, 1951. P. 13; Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты. Л., 1991. C.136. В вводной статье в изданию сочинений Синезия, предпринятом К. Лакомбрадом несколько позже, указывается как наиболее вероятная дата 370 г. (Synesios de Cyrene. Hymnes. T. I / Texte etab.et trad. par Chr. Lacombrade. Paris, 1978. P. 7).

города.6 По своему географическому положению Кирена-ика располагала жителей к выращиванию олив, ведению торговли и мореплаванию. Город Кирена по преданию, изложенному Геродотом в IV книге его «Истории» (Herod. IV, 145-162), был основан переселенцами-дорийцами с острова Феры приблизительно в VII в. до н. э.7 История Кире-ны насчитывает череду войн с Египтом и Карфагеном, а около 540 г. до н.э. на ее территории образовалось независимое государство, которое около 460 г. получило демократическое устройство. К середине V в. до н. э. относится расцвет философской школы киренаиков, основателем которой стал философ Аристипп. Кирена была родиной философа Карнеа-да, поэта Каллимаха, географа Эратосфена.8

Семья, к которой принадлежал Синезий, вела свою родословную от Гераклидов через спартанского царя Еврисфена (Epp. 57, 113; Humn.V, 343). Впоследствии Синезий очень гордился своим происхождением, восходящим к глубокой древности, и, видимо, именно с этим обстоятельством связаны его взгляды на ситуацию в Римской империи в конце IV - начале V вв., когда стали видны признаки наступления новой эпохи. Безусловно, и происхождение, и дальнейшее воспитание в традициях язычества, которое еще сохраняло некоторые позиции в позднеримском обществе в качестве религии домашнего очага, определило во многом отношение Синезия к окружающему его миру. Как справедливо отмечает А. Остроумов, «Синезий был воспитан в фамильном аристократическом язычестве».9 Именно связь с классической грекоримской религией через семейные традиции также легла в основу мировоззрения будущего философа. Синезий получил классическое домашнее образование, главными

6 Кирена, Птолемаида, Аполлония, Береника, Арсиное.

7 Roques D. Synesius de Cyrene et la Cyrenai'que du Bas-Empire. Paris, 1987. P. 36.

8 Roques D. Synesius de Cyrene... P. 38.

9 Остроумов А. Синезий, епископ Птолемаидский. М., 1879. C. 35

СИНЕЗИЙ, Епископ ПТОЛЕМ АИДСКИй...

РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ. ОБЩЕСТВО

Выпуск 2

же его ценностями признавались идеалы классической древности,10 представление о которой можно было составить по литературным и философским произведениям Гомера, Гесиода, Геродота, Эсхила, Еврипида, Аристотеля и многих других авторов, чьи творения стали классикой уже в античности. Ориентация Синезия в его сочинениях на классические образцы несомненна, кроме того, образы, метафоры, а зачастую и целые цитаты в трудах Синезия принадлежат авторам V-IV вв. до н. э. Как сообщает сам Синезий в трактате «Дион» (Dion VI), его первоначальное образование состояло в чтении и изучении произведений писателей классической древности, причем потом у него развился талант не только к запоминанию прочитанного, но и к самостоятельному творчеству. Хотя имя воспитателя Синезия неизвестно, поэтому невозможно определить степень его влияния на ученика, но Синезий имел доступ к обширной библиотеке отца (Dion VI). Таким образом, место рождения Синезия, семья и образование заложили в нем основу для стремления к продолжению образования. Поскольку в Кирене не нашлось достаточно образованных наставников, то Синезий отправился в Александрию для обучения философии. Вероятно, Синезий прибыл в Александрию после 391 г.11 Александрия, основанная в 332 г. до н.э. Александром Великим, в IV в. представляла собой научный и культурный центр всей Римской империи, где располагались философская школа и знаменитая библиотека. Философской школой неоплатоников руководила Ипатия, дочь математика и философа Феона. Несомненно, обучение под ее руководством повлияло на становление философского мировоззрения Синезия: вплоть до своего обращения к христианству в начале V в. он являлся ярким

10 К. Лакомбрад отмечает, что одной из черт той эпохи (т. е. рубежа IV-V вв. — О. П.) было повышенное внимание к античности, ее общими для всех ценностями, поэтому ориентация воспитания на классические греческие образцы в литературе и искусстве была неоспорима (Synesios de Cyrene. Hymnes. T. I. P. 11-12).

11 Остроумов А. Синезий... C. 36

представителем школы неоплатоников. По словам Дж. Брегмана, Синезий соединил в себе всю античную культуру от ее истоков до ее заката, и в этом случае он представляет собой исключительное явление.12 Исходя из такого понимания личности Синезия, вполне оправданным выглядит его обращение к философии неоплатонизма как завершающего течения в античной философии. Знакомство с Ипатией оказало внимание на последующую жизнь Синения — до своей смерти он переписывался с ней. Впечатления от общения с Ипатией он передает, например, в письме 136: «Гомер, чтобы восхвалить Улисса, говорит, что он многому научился во время его долгого путешествия, многих людей города посетил и изучил их нравы; но то были не граждане, а лестригоны и циклопы. Каким же образом возможно воспеть наше путешествие, которое дало нам возможность убедиться в том, что молва казалась нам невероятной? Ибо мы сами были очевидцами и слушателями истинного руководителя священных таинств философии». (Ep. 136). Вероятно, обучение Синезия не ограничивалось рамками философии, и он изучал также математику и астрономи-ю.13 После завершения образования в Александрии Сине-зий совершил путешествие в Афины, однако, точное время поездки неизвестно. Письмо 136 Синезий написал из Афин, но уже после поездки в Александрию. (Ep. 136).14 Причины, побудившие совершить эту поездку, приводятся Синезием в его письме брату (Ep. 54). В нем речь

12 Bregman J. Synesius of Cyrene: Eearly life and conversion to philosophy // California Studies in Classical Antiquity. 1975. Vol. 7. P. 56.

13 А. Остроумов. Синезий... C. 42.

14 Р. Фолькман полагает, что поездку в Афины Синезий совершил после своей женитьбы в 403 г. (Volkmann R. Synesius von Cyrene. S. 98); Ф. Крауз относит ее ко времени после посольства в Константинополь, т. е. между 400 и 403 гг. (Kraus F. X. Studien uber Synesius von Kyrene S. 403405); Х. Дрюон считает, что она была совершена до визита в Константинополь, т.е. ранее 399 г. (Druon H. Etudes sur la vie et les «uvres de Synesius. P. 3). А. Х. М.Джонс и Дж. Р. Мартиндейл придерживаются датировки Х. Лакомбрада, согласно которой поездка в Афины имела место между 395 и 399 гг. (PLRE II. P. 1049; Lacombrade Chr. Synesios de Cyrene... Р. 45).

СИНЕЗИЙ, ЕПИСКОП ПТОЛЕМ АИДСКИЙ...

РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ. ОБЩЕСТВО

идет о снах, которые предвещают несчастья Синезию, если он не совершит поездку в Афины. (Ep. 54), но можно предположить, что не только такая неясная причина побудила Синезия отправиться в путь. Несмотря на упадок философских школ в IV в., Афины оставались городом со славной историей и местом развития философской мысли V-IV вв. до н. э., и можно предположить, что для Синезия, тяготевшего в своем творчестве к классическим образцам, было необходимо побывать в этом городе. Однако в письме 135 Синезий выражает явное разочарование Афинами. «Афины, которые были некогда государством — жилищем мудрых, ныне славятся только приготовлением меда». (Ep. 135).

После возвращения из Афин в Кирену Синезий был избран депутатом в Константинополь от городов Кирена-ики с целью исходатайствовать облегчение податей и налогов и защиту от варваров. Синезий по рождению принадлежал к классу куриалов, что предполагало выполнение общественных обязанностей, против выполнения Синезий стремился отказаться.15 Единственным поручением, которое выполнил Синезий, является посольство в Константинополь в 399 г.16 Основанием для определения времени пребывания Синезия в Константинополе служит его письмо 61, в котором он говорит о своем отъезде из Константинополя в консульство Аврелиана (400 г.), при этом он провел в столице Империи три года, поэтому некоторые исследователи датируют дату приезда в Константинополь концом 397 -началом 398 гг.17 В той связи представляется более верной трактовка, предложенная К. Лакомбрадом, которая основана на описании событий мятежа Гайны и падения Аврелиана-Осириса в трактате «De providentia».18 Подобной же точки зрения придерживается и Г. Л. Курбатов, а также авторы

15 Liebeschuetz J. H. W. G. Synesius and the municipial politics of Cyrenaica in the 5th century AD //Byzantion. 1985. N 55. P. 156.

16 Liebeschuetz J. H. W. G. Synesius and the municipial politics... P. 160.

17 Остроумов А. Синезий... С. 48.

18 Lacombrade Chr. Synesios de Cyrene. Р. 100-101.

Просопографии, отмечая, что дата отъезда Синезия из Константинополя определяется по письму 61, в котором он рассказывает о сильном землетрясении в 402 г.19 В период пребывания в столице Синезий стал участником кружка антигерманистов, который возглавляли софист Троил и Анастасий. Именно в этой среде, вероятно, возникла мысль обратиться с речью к императору Аркадию, причем не только относительно положения дел в Пентаполе, но и общего положения Империи в связи с варварскими набегами и, как их следствием, положением германцев на территории Империи. Несомненно, Синезий не мог не вспоминать в этот момент, например, случившееся совсем незадолго до произнесения речи нападение готов Алариха на Грецию и ее разорение в 396 г., поскольку речь «О Царстве» была произнесена перед императором в 399 г. Около 403 г. Синезий уехал снова в Александрию, где провел два года. В этот период он близко познакомился с патриархом Феофилом, который стремился обратить Синезия в христианство. Патриарх Александрийский Феофил занимал кафедру с 385 по 412 гг. и был известен своей борьбой с язычеством, поэтому общение с Синезием, несомненно, имело и религиозный контекст. А. Остроумов справедливо отмечает, что обращение в христианство Сине-зия, уже известного философа, оратора и поэта, было бы большим приобретением для церкви.20 В то же время Сине-зий женится, о чем он сообщает в письме 140 -«Бог, и закон, и священная рука Феофила дали мне жену» (Ер.140). О жене Синезия ничего неизвестно, кроме того, что он отказался развестись с ней, когда стал епископом и что у них было трое детей. К. Лакомбрад полагает, что она была христианкой.21

В 405 г., когда Синезий уже вернулся в Кирену, произошло очередное нападение варваров на Пентаполь, опустошивших область. В письме к Ипатии (Ер. 124) Синезий

19 Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты... С. 136; РЬИЕ II. Р. 1049.

20 Остроумов А. Синезий... С. 78.

21 Lacombrade СЬг. Зупё8Ю8 de Сугепе... Р. 137.

СИНЕЗИЙ, Епископ ПТОЛЕМ АИДСКИй...

РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ. ОБЩЕСТВО

говорит, что ему трудно переносить бедствия военного времени. «Я, который окружен бедствиями моего отечества и которому все это наскучило, потому что я ежедневно вижу неприятельские войска, людей, убиваемых как жертвенных животных, потому что я вдыхаю воздух заражений от гниения трупов и сам должен ожидать, что и со мной случится то же самое» (Ep. 124). Из писем ставится известно, что он пытался организовать сопротивление варварам, при том, что военачальники Иоанн, а затем Хила не могли организовать оборону. В письме 107 он пишет, что готов на все, лишь бы «обеспечить мир моей стране и торжество законов» (Ep. 107). Синезий отправлял письма в Константинополь друзьям, желая довести до сведения императора и двора о бедственном положении в провинции, однако, он убеждал жителей принять участие в войне против варваров. «В то время как эти злые хищники (варвары) так легко презирают смерть, чтобы не оставлять добычу, которую пришли у нас похитить, устрашимся ли мы опасности, когда дело идет о защите наших очагов, алтарей, законов и приобретений, этих благ, которыми мы пользовались с давних пор? Нужно идти против этих варваров, чтобы видеть, что означают эти дерзкие неприятели». (Ep. 113).

Во время этого набега Синезий наблюдал за передвижением варваров с городских стен и соорудил машины для метания камней. (Ep. 139). После того, как нападение варваров было отбито, Синезий вернулся к своим литературным занятиям.

Синезий был широко известен своей деятельностью и благодаря поддержке патриарха Феофила был избран епископом Петнаполя в 410 г., хотя это предложение он принял не сразу. В письме 105 он отказывался принять этот пост по догматическим причинам. Патриарх Феофил, вероятно, был заинтересован в привлечении на епископскую кафедру такого образованного и несклонного к интригам человека, как Синезий.22 К. Костер видел основную причину избрания

22 Crawford W. S . Synesius the Hellene. London: Rivingtons, 1901. P. 39-40.

Синезия на пост епископа в его успешной борьбе с варварами в Киренаике, и тогда был необходим человек, который имел возможность организовывать сопротивление, опираясь на свой авторитет. Кроме того, епископы рубежа IV-V вв. обладали не только церковной, но и административной властью.23 Очевидно, что совокупность этих факторов повлияла на избрание именно Синезия на этот пост. Таким образом, в 410 г. он был посвящен в епископы патриархом Феофилом и занял свой пост после Пасхи 411 г. (Ep. 13; 66; 96).24 О крещении Синезия источники не упоминают, и этот вопрос не рассматривался в научной литературе специально, но, можно предположить, что крещение состоялось в момент принятия епископского сана. Например, В. Крофорд считает, что крещение могло иметь место непосредственно перед посвящением в сан епископа или сразу после этого события, т. к. в начале V в. данный вопрос еще не был четко канонически определен. Существовала общая практика, когда при вере в Евангелие крещение откладывалось до момента смерти, т.е. оно не являлось обязательным критерием для признания человека христианином.25 Синезий пробыл епископом только несколько лет, налаживая монашескую жизнь в своей епархии. В письме 126 он упоминает о своем намерении основать монастырь, однако, сделать это он уже не успел. Синезий умер между 413 и 415 гг.,26 пережив смерть всех детей.

Жизненный путь епископа Синезия представляет собой образец трансформации выдающегося представителя позднеантичной культуры в христианина, готового принести полученные знания на пользу и благо христианской Церкви. Синезий не противопоставил языческую образованность и христианские ценности, а, наоборот, соединил в себе античное миропонимание и христианский взгляд

23 Coster C. H. Christianity and the invasions: Synesius of Cyrene // The Classical Journal. 1960. Vol. 55. Fasc. 7. P. 291, 301.

24 Lacombrade Chr. Synesios de Cyrene... P. 210-212; The Prosopografy of the Later Roman Empire. Vol. II. P.1049.

25 Crawford W. S. Synesius the Hellene. P.40-41.

26 Lacombrade Chr. Synesios de Cyrene... Р. 272-273.

СИНЕЗИЙ, ЕпИСКОп ПТОЛЕМ АИДСКИй...

РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ. ОБЩЕСТВО

Выпуск 2

на мир. Итогом этого соединения стали его произведения — гимны и трактаты, в которых он выразил свое понимание реалий 1У-У вв. как представитель позднеантичной интеллектуальной элиты и епископ христианской Церкви.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТуРА

1. Bregman J. Synesius of Cyrene: Eearly life and conversion to philosophy //California Studies in Classical Antiquity. 1975. Vol. 7. P. 55-88.

2. Coster C. H. Christianity and the invasions: Synesius of Cyrene // The Classical Journal. 1960. Vol. 55. Fasc. 7. P. 290-312.

3. Crawford W. S . Synesius the Hellene. — London: Rivingtons, 1901. — 585 p.

4. Druon H. Etudes sur la vie et les reuvres de Synesius. — Paris: Auguste Durand Libraire, 1859. — 306 p.

5. Kraus F. X. Studien uber Synesius von Kyrene // Theologische Quartalschrift. 1865. Bd XLVII. S. 385-410.

6. Lacombrade Chr. Synesios de Cyrene. Hellene et chretien. — Paris: Les Belles-Lettres, 1951. — 320 p.

7. Liebeschuetz J. H. W. G. Synesius and the municipial politics of Cyrenaica in the 5th century AD // Byzantion. 1985. N 55. P. 146-164.

8. The Prosopography of the Later Roman Empire. A.D. 260-395 / A. H. M. Jones, J. R. Martindale. Vol. II. — Cambridge: Cambridge University Press, 1980. — 1152 р.

9. Roques D. Synesius de Cyrene et la Cyrenaique du Bas-Empire. — Paris: Editions du CNRS, 1987. — 450 p.

10. Synesios de Cyrene. Hymnes. T. I / Texte etab.et trad. par Chr. Lacombrade. — Paris: Belles-lettres, 1978. — 193 p.

11. The Prosopografy of the Later Roman Empire. A. D. 260395 / A. H. M. Jones, J. R. Martindale. Vol. II. — Cambridge: Cambridge University Press, 1980. — 1342 p.

12. Volkmann R. Synesius von Cyrene. — Berlin: H. Ebeling, C. Plahn, 1869. — 258 s.

13. Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты. — Л.: Издательство ЛГУ, 1991. — 274 c.

14. Остроумов А. Синезий, епископ Птолемаидский. — М.: тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1879. — 354 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.