Научная статья на тему 'СИНЕРГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СИНЕРГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СИНЕРГИЯ / АЛЬТЕРНАТИВА / АЛГОРИТМ / КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуреева М.А.

Представлена в качестве научной новизны не имеющая аналогов авторская концепция синергии экономической безопасности государства и предпринимательства. Ее основу составляет положение о том, что взаимодействие государства и предпринимательства в экономической сфере всегда дает синергетический эффект, который может быть как с положительным знаком, так и с отрицательным, в зависимости от характера взаимодействия (положительного или отрицательного). Определяются алгоритмы альтернатив этого взаимодействия, даются рекомендации по его развитию в русле положительной альтернативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGY OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE AND ENTREPRENEURSHIP

Presented as a scientific novelty, unparalleled author’s concept of synergy of economic security of the state and entrepreneurship. It is based on the provision that the interaction between the state and entrepreneurship in the economic sphere always gives a synergistic effect, which can be both positive and negative, depending on the nature of the interaction (positive or negative). Algorithms of alternatives to this interaction are defined, recommendations are given on its development in line with a positive alternative.

Текст научной работы на тему «СИНЕРГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

СИНЕРГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Гуреева М.А.

ГУРЕЕВА Марина Алексеевна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика», АНО ВО «Российский новый университет» (РосНОУ), Москва Российская Федерация. E-mail: mag1706@mail.ru

Аннотация. Представлена в качестве научной новизны не имеющая аналогов авторская концепция синергии экономической безопасности государства и предпринимательства. Ее основу составляет положение о том, что взаимодействие государства и предпринимательства в экономической сфере всегда дает синергетический эффект, который может быть как с положительным знаком, так и с отрицательным, в зависимости от характера взаимодействия (положительного или отрицательного). Определяются алгоритмы альтернатив этого взаимодействия, даются рекомендации по его развитию в русле положительной альтернативы.

Ключевые слова: государство, экономика, безопасность, предпринимательство, синергия, альтернатива, алгоритм, коррупция, противодействие, воспитание, образование, организация, управление.

Для цитирования: Гуреева М.А. Синергия экономической безопасности государства и предпринимательства // Экономические системы. 2021. Том 14. № 1 (52). С. 167-175. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-1-167-175.

В диалектике двух полярностей, играющих важную роль для обеспечения экономической безопасности государства и переходящих при определенных условиях в синергию, заметное место занимает полярность безопасности государства и предпринимательства в экономической сфере жизнедеятельности общества, порождающая ряд цепных реакций во всех других сферах его жизнедеятельности. В наших публикациях уже рассматривались в деталях те или иные фрагменты полярности экономической безопасности государства и предпринимательства [1-4].

Однако если все разрозненные фрагменты взаимодействия-синергии экономической безопасности государства и предпринимательства представить в виде единого целого, то их цельное восприятие позволит углубить и обстоятельнее прояснить разработку этой исключительно важной народно-хозяйственной проблемы, имеющей к тому же весьма значимое мировоззренческое и политическое измерение. Однако такое объединение упомянутых выше фрагментов одной проблемы потребует написания отдельной книги. Возможно, это будет сделано в будущем. Но есть и другой способ: объединить указанные фрагменты с помощью формул структурного порядка. Это и проделал автор, выведя формулы, представляемые далее.

АВБГПЭСфМОПМ = {[ДВ ^ (ДГЦЖД ~ СинНЗ ^ ДТСДЦ)] ~ [(ДУВ ~ ТГОМ) ~ ~ (ТПАГВДФП ~ ТГИОПМ) ~ ТППДФП] х СинНЗ} ^ (ОНВПфБГ ^ НкпКОГ) ~

~ СинНЗ ~ {[ГНВГП ^ (СГОПогнчПТКПБ ~ АП ~ ППНПГБ)] ~ СинНЗ ~ ~ [ГНВПГ ^ (НКАГВ ~ ДПМОВ ~ ХПЭПГ ~ РСЖУОМН ~ ПОСГ)] х СинНЗ} ^

^ [ГР ^ (РГ ~ СинНЗ ~ ГН)],

где АВБГПЭСфМОПМ - алгоритм взаимодействия безопасности государства и предпринимательства в экономической сфере в модели однополярного мира (тотального господства США на базе всевластия доллара, в синергии с прямым организационно-управленческим воздействием как почти уже состоявшийся вариант, но вставший перед угрозой краха, однако с сохранением возможностей других вариантов однополярного мира при условии сохранения их генератора-инспиратора в лице глобоолигархата);

ДВ - динамика взаимодействия;

ДГЦЖД - динамика тотальной цели жизнедеятельности;

СинНЗ - синергия с негативным знаком;

ДТСДЦ - доминанта тотального средства достижения цели;

ДУВ - доминирующее условие взаимодействия;

ТГОМ - тотальное господство однополярного мира;

ТПАГВДФП -тотальное подчинение аппарата государственной власти денежно-финансовым потокам;

ТГИОПМ - тотальное господство иерархов (олигархов) однополярного мира;

ТППДФП - тотальное подчинение предпринимательства денежно-финансовым потокам;

ОНВПфБГ - основное направление воздействия предпринимательства на функцию безопасности государства;

НкпКОГ - нарастание до критического предела коррумпированности общества и государства;

ГНВГП - главное направление воздействия государства на предпринимательство;

СГОПогнчПТКПБ - создание государством односторонних преимуществ отдельным группам национальных предпринимателей при полной трансформации коррумпированного предпринимательства в бизнес (когда бизнес как денежная форма предпринимательства полностью подминает под себя его сущность - новаторство);

АП - антагонистическое противоречие;

ППНПГБ - полное порабощение национального предпринимательства глобальным бизнесом;

ГНВПГ - главные направления воздействия предпринимательства на государство;

НКАГВ - нарастание коррумпированности аппарата государственной власти до критического предела и далее;

ДПМОВ - деформация пропорций многоуровневого общественного воспроизводства;

ХПЭПГ - хищническое проедание экономического потенциала государства;

РСЖУОМН - резкое снижение жизненного уровня основной массы народонаселения;

ПОСГ - подрыв обороноспособности государства;

ГР - генезис развития;

РГ - развал государства;

ГН - геноцид народа.

АГВЭБГПНЗ = [ФФРИМГЧПНЗ ^ (ПСВГЭ ~ ИГН ~ ПСВПЭ) ~ ~ СинНЗ ~ (НСВГЭ ~ СинНЗ ~ НСВПЭ)] ^ ГВЭБГПНЗ,

где АГВЭБГПНЗ - алгоритм генерирования взаимодействия экономической безопасности государства и предпринимательства с негативным знаком;

ФФРИМГЧПНЗ - формирование, функционирование и развитие институтов и механизма государственно-частного партнерства с негативным знаком;

ПСВГЭ - положительные свойства воздействия государства на экономику;

ИГН - игнорирование;

ПСВПЭ - положительные свойства воздействия предпринимательства на экономику;

НСВГЭ - негативные свойства воздействия государства на экономику;

СинНЗ - синергия с негативным знаком;

НСВПЭ - негативные свойства воздействия предпринимательства на экономику;

ГВЭБГПНЗ - генерирование взаимодействия экономической безопасности государства и предпринимательства с негативным знаком.

АВБГПЭСфММПМ = {[ДВ ^ (ДГЦБНГ ~ СинПЗ ~ ДССДЦ)] ~ [(ДУВ ~ ~ УУМПМ) ~ (ППАГВНГИС ~ УСПНВ) ~ НПСНСОПиДФкИ] х СинПЗ} ^

^ (ОНВПфБГ ^ НСКУБГПРПИН) ~ СинПЗ ~ {[ГНВГП ^ ^ (СГБУРОПДУРПНГИ ~ СинПЗ ~ РОППГЗМА)] ~ СинПЗ ~ [ГНВПГ ^ ^ (ПЭфГПУЭ ~ СОПМОВ ~ СКПНЭПГ ~ ЗСПЖУОМН ~ СУОСГ) х СинПЗ]} ^ ^ [ГР ^ (УСГ ~ СинПЗ ~ БРСН)],

где АВБГПЭСфММПМ - алгоритм взаимодействия безопасности государства и предпринимательства в экономической сфере в модели многополярного мира;

ДВ - динамика взаимодействия;

ДГЦБНГ - доминанта главной цели - благопроцветания народа и государства;

СинПЗ - синергия с положительным знаком;

ДССДЦ - доминанта синергии средств достижения цели;

ДУВ - доминирующее условие взаимодействия;

УУМПМ - устойчивое установление многополярного мира, развивающегося в направлении от диалектического противостояния государств-народов к синергии их взаимодействия (в отличие от попытки олигархата слить их в стандартизированную общность под его тотальным господством);

ППАГВНГИС - полное подчинение аппарата государственной власти народно-государственным интересам страны;

УСПНВ - утверждение в стране подлинного народовластия (не путать с внеш-недемократическими процедурами государственной власти в странах Запада);

НПСНСОПиДФкИ - нацеленность предпринимательства на синергию новаторского самовыражения и общественной пользы с использованием денежной формы (бизнеса) в качестве инструмента (средства), но никак не в качестве самоцели;

ОНВПфБГ - основное направление воздействия предпринимательства на функцию безопасности государства;

НСКУБГПРПИН - нарастание синергии комплексного укрепления безопасности государства и прогрессивного развития предпринимательства в интересах народа;

ГНВГП - главное направление воздействия государства на предпринимательство;

СГБУРОПДУРПНГИ - создание государством благоприятных условий для развития отечественного предпринимательства, с дифференцированием этих условий, ранжируемых по приоритетности народно-государственных интересов в ходе направляющего и регулирующего воздействия на предпринимательство в рамках интегрированной экономической системы, синергетизирующей стратегическое планирование народного хозяйства и регулируемую самоактивность рынка;

РОППГЗМА - расцвет отечественного предпринимательства, поддерживаемого государством и защищаемого им на международной арене;

ГНВПГ - главные направления воздействия предпринимательства на государство;

ПЭфГПУЭ - повышение эффективности государственного планирования и управления экономикой за счет активного участия в государственно-частном партнерстве с положительным знаком;

СОПМОВ - способствование оптимизации пропорций многоуровневого общественного воспроизводства;

СКПНЭПГ - способствование ключевого порядка наращиванию экономического потенциала государства;

ЗСПЖУОМН - значительное содействие повышению жизненного уровня основной массы народонаселения;

СУОСГ - содействие укреплению обороноспособности государства;

ГР - генезис развития;

УСГ - укрепление и совершенствование государства;

БРСН - благоденствие, развитие, совершенствование народа в синергии прошлых и будущих поколений.

АГВЭБГППЗ = [ФФРИМГЧППЗ ^ (ПСВГЭ ~ СинПЗ ~ ПСВПЭ) ~ СинПЗ ~ ~ (НСВГЭ ~ НТ ~ НСВПЭ)] ^ ГВЭБГППЗ,

где АГВЭБГППЗ - алгоритм генерирования взаимодействия экономической безопасности государства и предпринимательства с положительным знаком;

ФФРИМГЧППЗ - формирование, функционирование и развитие института и механизма государственно-частного партнерства с положительным знаком;

ПСВГЭ - положительные свойства воздействия государства на экономику;

СинПЗ - синергия с положительным знаком;

НТ - нейтрализация;

ПСВПЭ - положительные свойства воздействия предпринимательства на экономику;

ГВЭБГППЗ - генерирование взаимодействия экономической безопасности государства и предпринимательства с положительным знаком.

При достаточно глубоком и цельном понимании предпринимательства его сущность сводится к НОВАТОРСТВУ (Й. Шумпетер), которое может выступать не только в форме частного бизнеса, нацеленного на извлечение прибыли, но и в виде творчески созидательного труда по найму или в качестве лица свободной профессии (писателя или общественного деятеля, например), с упором не на прибыль, а на самовыражение в творчески-созидательном труде - новаторстве [5]. При этом открываются новые возможности достижения синергии экономической безопасности государства и предпринимательства с положительным знаком. К числу таких возможностей относится Система антикоррупционного воспитания и образования (САКВО). Концепция этой системы представлена ниже. Здесь же следует подчеркнуть, что она может быть успешно задействована только при условии, если ее инициатором и движущей силой станет ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО-НОВАТОРСТВО, базирующееся на институте и механизме государственно-частного партнерства.

Система антикоррупционного воспитания и образования (САКВО). Противодействие коррупции в качестве важнейшего элемента жизнедеятельности государства и общества, аналогичного иммунной системе биологического организма, может давать должный результат лишь в том случае, если это противодействие, нося системно-стратегический характер, будет учитывать общую закономерность, следование которой обеспечивает здоровое, гармоничное функционирование и развитие социума и его институтов, прежде всего института государства. Данная закономерность заключается в следующем: целенаправленные воздействия организационно-управленческих начал на социум приобретают должный характер и дают должный результат тогда и в той мере, когда они, во-первых, реализуют разумный замысел (план, программу), во-вторых, осуществляются должными кадрами, в-третьих, должным образом воспринимаются основной массой народонаселения, в-четвертых, получают должное институциональное закрепление (в виде преобразования существующих институтов или в создании новых).

В обеспечении вышеназванных условий, помимо других важнейших факторов, ключевую роль играет фактор обучения-образования населения всех слоев и возрастов (дифференцированно по уровням развития и специализации людей, в частности идеологов, организаторов-управленцев, инженеров, рядовых исполнителей) [6].

Обратим внимание на следующую зависимость элементов сформулированной закономерности и фактора образования как важнейшего элемента социума:

1) степень разумности замысла (плана, программы) действий предопределена уровнем мировоззрения, воспитания, образования интеллектуальной элиты социума, а это, в свою очередь, предопределено характером и уровнем развития в нем сферы образования;

2) осуществление должных действий в русле принятого к исполнению замысла (плана, программы) должными кадрами в рамках предпосылки (предопределения) системой их расстановки по ключевым звеньям системы многоуровневого общественного воспроизводства определено характером и уровнем развития в социуме образования;

3) должное восприятие в массовом сознании мероприятий в русле принятого замысла (плана) опять-таки в решающей степени зависит от характера и уровня развития образования;

4) должное институциональное оформление проводимых и проведенных мероприятий наряду с другими первостепенными факторами в значительной мере определяется фактором образования, поскольку именно он обеспечивает согласованность (в идеале - синергию) соответствующих действий сверху (с полюса власти) и снизу (с полюса народа), что принципиально важно для обеспечения гармоничности (пропорциональности) и устойчивости институциональных преобразований.

Применив очерченный выше подход к целенаправленному воздействию на социум, конкретизируем этот подход применительно к противодействию коррупции со стороны социума и государства.

По нашему убеждению, данная конкретизация в России предполагает развертывание Системы антикоррупционного всеобуча (САКВО). Зарождение, формирование и развитие данной системы должно стать настоятельной задачей дальнейшего государственного строительства в России. При этом обратим внимание на следующие значимые моменты.

1. Становление САКВО не должно превратиться в навязываемую сверху кампанейщину. Нельзя допустить обюрокрачивания и выхолащивания сущности этого действительно великого дела.

2. Внедрение САКВО на самом низовом уровне, начиная с воспитания и образования личности уже со школьной скамьи, следует осуществлять как особый, дополнительный, но при том весьма значимый элемент общего процесса зарождения, формирования и развития личности. Здесь важна синергия живого интереса и ненавязчивого воспитания личности.

3. САКВО, помимо использования прямых, непосредственных методов воздействия на сознание личности и общества, должна применять косвенные методы влияния, должным образом задействуя потенциал художественных произведений, доносимый до народонаселения через кинопродукцию, телевидение, компьютерные игры и т. д.

4. В САКВО следует различать ракурс всеобуча и ракурс профессионального образования, в котором необходимо развивать дифференцированные подходы к разному кругу людей: а) активистов-борцов с коррупцией, различая при этом профессиональный и добровольческий аспекты; б) лиц, занимающих потенциально коррупционноёмкие рабочие места; в) широких масс народонаселения при дифференциации подходов к их различным группам и с учетом особенностей традиционных национальных культур многоэтничного русского народа, а также градаций по возрасту и уровню образования. При этом можно подумать и о создании новой юридической специальности: консультант по противодействию коррупции.

5. Особое внимание следует уделить разоблачению блефа, будто полная цифровизация жизнедеятельности общества, включая тотальный перевод всех платежей на электронные носители, с заменой наличных денег на криптовалю-ту в корне уничтожит всякую коррупцию, в связи с чем САКВО теряет свою актуальность. Действительно, тотальная цифровизация жизнедеятельности людей на корню уничтожит бытовую коррупцию. Но произойти такое может лишь ценою установления в глобальном масштабе тоталитарной коррупции избранного тайного меньшинства, которое предполагает поставить под свой тотальный цифровой контроль все человечество, по своему произволу распоряжаясь как человеческими жизнями, так и территориально-природными ресурсами всей планеты, тотально перераспределяя всю собственность по земному шару аналогично тотальности ее перераспределения пламенными большевиками-революционерами в России после Октября 1917 года, но только делая это не на базе физического насилия, а через манипулирование кодами цифровизации, базируя свою супермонопольную власть на мощи робототехники.

Заметим, что в коррупции как социальном явлении наиболее зловредным для социума является не ее массовое распространение на бытовом уровне (взятки работникам ГИБДД, за прохождение ТО и т. п.), тем более что эта коррумпированность лишь компенсирует недостатки нормативно-правового регулирования быта людей, а коррупция на все более и более высоких этажах государственной власти. Именно с них следует начинать выкорчевывание коррупции из жизни социума.

6. Самым опасным, зловещим и никак неоправданным видом коррупции является коррупция на почве продажи со стороны истеблишмента (не путать с подлинной элитой народа) народно-государственных интересов России иноземным хищникам. Такая коррупция требует бескомпромиссного выкорчевывания и самого сурового наказания.

7. Должное формирование и развитие САКВО следует органично сочетать с системой реального противодействия коррупции (СРПДК), используя метод челночного взаимодействия САКВО и СРПДК. При этом особое внимание следует уделить внедрению в социум таких алгоритмов и механизмов жизнедеятельности людей с соответствующим нормативно-правовым оформлением, которые соответствуют принципу: честное исполнение своих обязанностей на занима-

емом месте в системе общественного разделения и кооперации труда должно быть не только нравственной парадигмой, но и более привлекательным с позиции личного интереса, включая и интерес экономический. Необходимо помнить: антагонистическая направленность вектора нравственности и вектора личного, материального интереса всегда служит генератором распространения коррупционных метастаз социума. Именно на этой почве, следуя рецепту «разделяй и властвуй», глобальное зло пытается управлять развитием человеческой цивилизации-культуры. В противовес этому следует генерировать синергию этих двух ключевых для социума векторов целевой ориентации личности в жизнедеятельности общества. Тогда над коррупцией будет одержана главная, решающая победа. И здесь на передний план выходит задача зарождения, формирования и развития САКВО.

Источники

1. Экономическая безопасность государства: противодействие спектру угроз -от материально-вещественных до информационно-цифровых / М.А. Гуреева [и др.]. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ларионов И.К., Гуреева М.А. Экономическая безопасность личности, общества и государства. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2019.

3. Ларионов И.К., Овчинников В.В., Гуреева М.А. Синергия управления безопасностью и прогрессом в социально-экономическом развитии России. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2017.

4. Государство и право: безопасность и противодействие коррупции / Под ред. И.К. Ларионова, В.В. Шкляра, М.А. Гуреевой. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2021.

5. Синергия предпринимательства / Под ред. И.К. Ларионова. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2018.

6. Годунов И.В., Ларионов И.К. Синергия образования, философия, право, управление, экономика. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2017.

SYNERGY OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE AND ENTREPRENEURSHIP

Gureeva M.A.

GUREEVA Marina Alekseevna - Ph.D. in technical sciences, assistant professor of economics, Russian New University (RosNOW), Moscow, Russia. E-mail: mag1706@mail.ru

Abstract. Presented as a scientific novelty, unparalleled author's concept of synergy of economic security of the state and entrepreneurship. It is based on the provision that the interaction between the state and entrepreneurship in the economic sphere always gives a synergistic effect, which can be both positive and negative, depending on the nature of the interaction (positive or negative). Algorithms of alternatives to this interaction are defined, recommendations are given on its development in line with a positive alternative.

Keywords: state, economy, security, entrepreneurship, synergy, alternative, algorithm, corruption, opposition, education, organization, management.

For citation: Gureeva M.A. Synergy of economic security of the state and entrepreneurship. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 1 (52). P. 167-175. DOI 10.29030/2309-2076-2021-141-167-175.

References

1. Economic security of the state: the opposition to a spectrum of threats - from physical to digital / M. A. Gureeva [et al.]. M.: PTC «Dashkov & Co.», 2021.

2. Larionov I.K., Gureeva M.A. Economic security of individuals, society and the state. M.: PTC «Dashkov & Co.», 2019.

3. Larionov I.K., Ovchinnikov V.V., Gureeva M.A. Management synergy security and progress in the socio-economic development of Russia. M.: PTC «Dashkov & Co.», 2017.

4. State and law: security and anti-corruption / Ed. by I.K. Larionov, V.V. Shklyar, M.A. Gureeva. M.: PTC «Dashkov & Co.», 2021.

5. Synergy of entrepreneurship / Ed. by I.K. Larionov. M.: PTC «Dashkov & Co.», 2018.

6. Godunov I.V., Larionov I.K. Synergy of education, philosophy, law, management, economics. M.: IVC «Marketing», 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.