УДК 340.116
ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА ГРУНИНА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (Владимирский юридический институт ФСИН России),
e-mail: [email protected]
СИНЕРГЕТИКА КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Реферат: возможность применения понятий и принципов синергетики в познании правовой действительности коренится в самой природе права как сложном и системном образовании. Представляется обоснованным рассматривать правовую систему в качестве сложной. Кроме того, элементы, образующие в совокупности правовую систему, сами выступают в качестве сложноорганизованных систем. Происходят ли в правовой системе как сверхсложной системе процессы самоорганизации? Безусловно! Известно, что правовая система объединяет в органическую целостность такие явления, как позитивное право, правовые отношения, правовую культуру, правовое сознание и ряд других. Качественная специфика элементов правовой системы позволяет предположить, что процессы самоорганизации, с одной стороны, частично регулируются правом, а с другой - имманентны для права.
Элементы неопределенности, вероятности, риска неустранимы из сферы правового регулирования. В то же время свести их негативное влияние к минимуму, подобрать правовые средства наиболее оптимальным образом так, чтобы результат действия права максимально был приближен к ранее поставленным целям, -задача, решение которой предполагает научное осмысление феноменов случайности, самоорганизации социальной среды, и с этой точки зрения обращение к синергетике более чем оправдано.
В статье синергетика рассматривается как предмет нового направления междисциплинарных научных исследований, которая изучает разнообразные взаимодействия подсистем.
Ключевые слова: беспорядок, хаос, процессы самоорганизации, гомеостатичность, иерархичность, нелинейность, открытость, неустойчивость.
Прежде чем говорить о необходимости использования синергетики в познании правовых явлений, требуется иметь четкое представление о возможности применения ее постулатов.
Нельзя не отметить тот факт, что предмет нового направления междисциплинарных научных исследований находится в движении, в фазе своего становления и на сегодняшний день не имеет ясной и однозначной интерпретации.
Так, по Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, огромного) числа частей, компонент или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово «синергетика» и означает совместное действие, то есть согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого [1].
Системы, составляющие предмет изучения синергетики, могут быть самой различной природы: электроны, атомы, молекулы, клетки, механические элементы, правовые явления и т. д. В отличие от традиционных областей науки синергетику интересуют общие закономерности эволюции систем
© Грунина В. А., 2016
любой природы. Отрешаясь от специфической природы систем, синергетика обладает способностью описывать их эволюцию на интернациональном языке.
Особенностью синергетики является то, что она «опирается на сходство математических моделей, игнорируя различную природу описываемых ими систем» [1]. Данное обстоятельство во многом и определяет ее междисциплинарный характер. Подтверждение этому - применение положений синергетики в различных областях знания: физике, химии, биологии, медицине, психологии, экономике, праве.
Для того чтобы более отчетливо представлять необходимость редукции синергетики в отношении специфики правовых явлений, следует уделить внимание анализу существующих в юридической литературе работ, в которых предпринята попытка реализации методологического потенциала синергетики.
Круг авторов, исследовавших проблемы применения синергетики в правовой сфере, не так уж велик. Среди них такие ученые, как А. Б. Венгеров, Ю. Ю. Ветютнев, В. В. Залесский, Е. В. Кирдяшов и др.
Так, Ю. Ю. Ветютнев в статье «Синергетика в праве» пытается рассмотреть некоторые постулаты синергетики применительно к элементам правовой системы.
Чтобы обнаружить самоорганизацию, Ю. Ю. Ветютнев обращается к процессам складывания правовой нормы, формирования ее содержания. При этом главным показателем степени самоорганизации правотворчества, по его мнению, в каждом конкретном случае является та форма, которую принимает правовое предписание [2].
Ю. Ю. Ветютнев полагает, что каждому источнику (форме) права соответствует свой уровень самоорганизации: для нормативного правового акта она характерна в незначительной мере, концентрированную форму самоорганизация принимает в правовом обычае [2].
Говорить о большей или меньшей степени самоорганизации по отношению к той или иной форме права, с нашей точки зрения, представляется дискуссионным, поскольку самоорганизуются конкретные люди в конкретных условиях той или иной правовой ситуации.
В. В. Залесский в своих работах справедливо указывает, что «право призвано вносить упорядоченность в общественные отношения, создавая относительно замкнутую систему постольку, поскольку возможность эффективного управления связывается с определенным уровнем устойчивости системы. Направление правового регулирования, осуществляемого законодателем, должно охватывать относительно отдаленные результаты. Если это направление не совпадает со случайными флуктуациями, возможно возникновение ситуаций, не охватываемых предвидением законодателя» [3].
«Под действием норм права происходит самоорганизация системы правоотношений, возникающих случайным образом вследствие разнообразных обстоятельств, имеющих, с точки зрения законодателя, общественно-правовое значение» [3]. Нельзя не отметить, что оценка результатов самоорганизации в качестве общественно полезных либо вредных носит во многом субъективный характер и отчасти зависит от самого государства: является ли оно демократическим либо авторитарным. Например, если в демократическом государстве самоорганизация предпринимателей различного уровня пользуется поддержкой государства, то в советские времена самоорганизация частного капитала вызывала резко негативную реакцию.
«Проблема самоорганизации в системе гражданских правоотношений не только относится к динамично развивающимся договорным связям, но и прослеживается в сфере правового бытия субъектов гражданского права и в области правоотношений собственности. При этом проявляется
стремление к достижению стабильности (но не стагнации!). Всякая стабильность в системе любых явлений относительна и определяется вероятностными характеристиками развития» [3]. Следует согласиться с мнением В. В. Залесского о том, что процессы самоорганизации охватывают все стороны имущественных отношений, регулируемых гражданским правом.
Договорные отношения, хотя и возникают по воле людей, в массе своей объективируются, приобретают самостоятельное существование, их развитие обгоняет законотворческую деятельность, подталкивая законодателя к фиксации и регулированию стихийно сложившегося порядка взаимоотношений. Противостоять этому объективному процессу невозможно. Это - процесс самоорганизации общественных отношений, отражающий складывающийся на данный момент переход от хаоса бесчисленного множества отношений неопределенного числа субъектов права к порядку. Попытка законсервировать достигнутый уровень порядка с помощью правовых средств не может увенчаться успехом. Устойчивость сложившейся системы договорных отношений заключается в ее изменчивости. В. В. Залесский подчеркивает, что для гражданского права чрезвычайно важен процесс самоорганизации гражданских правоотношений, в значительной степени подверженных действию случайных, вероятностных факторов [3]. Самоорганизация выступает элементом содержания договора-правоотношения. Так, в процессе самоорганизации правоотношения безусловное достижение цели договора не обеспечивается. При заключении договора стороны уверены в получении правового результата. В действительности же присутствует лишь вероятность реализации их намерений. Желаемый результат может быть достигнут с некоторой степенью вероятности, определение которой чрезвычайно сложно из-за невозможности предвидеть разнообразные случайные явления, способные вызвать флуктуации в возникшем договоре-правоотношении [3]. Появление новых видов договорных отношений также следует считать выражением самоорганизации.
Возникновение и деятельность юридических лиц также связана с действием в обществе механизмов самоорганизации. «Вероятность появления того или иного конкретного юридического лица может быть просчитана весьма приблизительно. Здесь действует закон самоорганизации имущественных отношений через реализацию инициативы заитересованных лиц: «... самоорганизация - явление всеохватывающее: оно имеет место применительно к любому юридическому лицу, причем на любой стадии его существования. Можно ли предвидеть создание конкретной коммерческой организации? Сомнительно. Коммерческая организация
возникает там и тогда, когда в системе рыночных отношений обнаруживается незаполненная ниша удовлетворения потребительского или производственного спроса. Вероятность успешного освоения незанятого участка рынка будет зависеть от множества объективных и субъективных факторов» [3].
Отметим, что рассуждения автора, убедительно показывающие важное значение процессов самоорганизации для гражданского права, не сопровождаются раскрытием содержания данных процессов, их внутренних механизмов.
В то же время процессы самоорганизации можно наблюдать в сфере отраслей не только частного, но и публичного права. Так, широкое распространение в сфере правотворческой деятельности получило такое явление, как лоббизм. К отрицательной стороне самоорганизации необходимо относить и феномен «теневое право».
Изложенное позволяет констатировать наличие ряда проблем как теоретической, так и практической направленности, продуктивное решение которых предполагает объективную потребность обращения к методологическому потенциалу синергетики как к новому направлению научных исследований.
Проанализировав сущность синергетики и ее междисциплинарный характер, можно сделать следующие выводы.
1. В наиболее краткой и обобщенной форме синергетика занимается изучением проблем самоорганизации сложноорганизованных систем, взаимоперехода порядка и хаоса в процессе развития систем. Теория самоорганизации носит междисциплинарный характер, ее особенностью является то, что она опирается на сходство математических моделей, игнорируя различную природу описываемых ими систем. В результате положения синергетики применяются в различных областях знания: физике, химии, биологии, медицине, психологии, юриспруденции, экономике.
2. Возможность применения понятий и принципов синергетики в познании правовой действительности коренится в самой природе права. Известно, что право представляет собой сложное, а быть может, сверхсложное системное образование. В числе элементов правовой системы обычно называют позитивное право, правовые отношения, правовое сознание и правовую культуру, правовые учреждения, юридическую практику. Данные элементы вполне можно рассматривать в качестве сложноорганизованных систем.
Список литературы
1. Данилов Ю. А. Герман Хакен о синергетике // Синергетическая парадигма: нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002. С. 1.
2. Ветютнев Ю. Ю. Синергетика в праве // Гос-во и право. 2002. № 4. С. 65.
3. Залесский В. В. Вероятность и самоорганизация в гражданском праве // Журн. рос. права. 2005. № 10. С. 86.
VERONIKA ALEKSANDROVNA GRUNINA,
phd in law,
the associate professor state legal disciplines (Vladimir legal institute of FSIN of Russia), e-mail: [email protected]
SYNERGETRICS AS SUBJECT OF INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC RESEARCHES
Abstract: the possibility of application of concepts and principles of synergetrics of knowledge of legal reality roots in the nature of the right as difficult and system education. It is represented proved to consider system of law as difficult. Moreover, the elements forming in total system of law act as elaborate systems. Whether there are in system of law as superdifficult system self-organization processes? Certainly! It is known that the system of law unites in organic integrity such phenomena as a positive law, legal relations, legal culture and legal consciousness and some other. High-quality specifics of elements of system of law allow to assume that self-organization processes, on the one hand, are partially regulated by the right, and with another - are immanent for the right.
Elements of uncertainty, probability, risk are not removable from the sphere of legal regulation. At the same time to minimize their negative impact, to pick up legal means in the most optimum way so that the result of action of the right was most approximate to earlier effective objectives, - a task which solution assumes scientific judgment of phenomena of accident, self-organization of a social environment. And from this point sight the appeal to synergetrics more than is justified.
© Grunina V. А., 2016
In article the synergetrics is considered as a subject of the new direction of interdisciplinary scientific researches which studies various interactions of subsystems.
Key words: disorder, chaos, self-organization processes, disorder, gomeostatichnost, hierarchy, nonlinearity, openness, instability.
References
1. Danilov Yu. A. Herman Haken about synergetrics // Synergetic paradigm: nonlinear thinking in science and art. M., 2002. Р. 1.
2. Vetyutnev Y. Y. Synergetics the right to // The state and pravo. 2002. № 4. Р. 65.
3. Zalessky V. V. Probability and self-organization in civil law // Journal ros. law. 2005, no. 10. Р. 86.