Научная статья на тему 'Синергетическое управление турбиной судовой энергоустановки'

Синергетическое управление турбиной судовой энергоустановки Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синергетическое управление турбиной судовой энергоустановки»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

Подкрыльный поплавок 1 устанавливают на пилоне 2 по возможности ближе к концу крыла 3. Опорные (поддерживающие) подкрыльные поплавки не касаются воды при движении гидросамолета на ровной воде 4 и обеспечивают остойчивое положение гидросамолета с углами крена 2-3° при стоянке, несущие подкрыльные поплавки частично погружены в воду и обеспечивают стоянку без крена.

Водоизмещение поплавка выбирается таким образом, чтобы под воздействием ветра с определенной скоростью Уе гидросамолет, находящийся на скате волны 5, соответствующей предельному волнению акватории, заданному в ТЗ на проек-, . момент поплавка, определяемый поддерживающей силой поплавка Рп и рас стоянием др от диаметральной плоскости поплавка до диаметральной плоскости лодки Мп = Рпёр, должен парировать (уравновесить) кренящие моменты Мкр от ветра и Мкр.0 от неостойчивого ГС.

Таким образом, в работе на основе определений [3] даны исходные данные и предпосылки для составления нелинейной компьютерной модели пространственного движения гидросамолета в различных средах, на основе которой можно будет провести аналитический синтез синергетических законов управления в нелинейной .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Синергетика: процессы самоорганизации и управление. Учебное пособие/ Под общей редакцией А. А. Колесникова. В 2-х частях. - Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2004. Ч. II. - 358 с.

2. Волков Г. Основы гидроавиации. - М.: Воениздат НКО СССР, 1940. - 248 с.

3. http://kursy.rsuh.ru/aero/html/kurs_845_0.html.

УДК 681.51

А.А. Кузьменко СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТУРБИНОЙ СУДОВОЙ ЭНЕРГОУСТАНОВКИ

Вместе с паровым котлом и синхронным генератором паровая турбина образует судовую энергоустановку. Модель паровой турбины такой энергоустановки в соответствии с [1] состоит из девяти нелинейных дифференциальных уравнений и трех нелинейных функций.

Одним из подходов к решению сложной задачи синтеза законов управления , -

ский подход, предложенный А.А. Колесниковым [2].

В работе предложена процедура синтеза синергетических законов управления частотой вращения ротора и давлением пара во внешнем паровом объеме (ВПО) турбины судовой энергоустановки, обеспечивающие решение технологических - , -ление внешнего кусочно-постоянного возмущения, вызванного изменением электрической нагрузки энергоустановки. Синтезированные синергетические законы управления показали свое явное преимущество по сравнению с традиционным : -

действие, маневренность и робастность турбины судовой энергоустановки.

Секция синергетики и процессов управления

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Душ пн С.Е., Красов А. В., Кузьмин КН., Яковлев В. Б. Синтез структурно-сложных нелинейных систем управления: системы с полиномиальными нелинейностями. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, «ЛЭТИ», 2004.

2. Современная прикладная теория управления: Синергетический подход в теории управления / Под ред. А.А. Колесникова. - Москва-Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. - Ч. II.

УДК 681.511.4:629.7

АХ. Мушенко ПОСТРОЕНИЕ ЗАКОНОВ «НИЖНЕГО УРОВНЯ» ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ГИДРОСАМОЛЕТА

Летательные аппараты различных классов, в том числе самолеты-амфибии и гидросамолеты, являются сложными динамическими системами, в общем случае описываемые нелинейной математической моделью двенадцатого порядка. При рассмотрении некоторых режимов полета самолета-амфибии, например, взлета и посадки на водную поверхность, возникает необходимость учета взаимодействия системы с различными средами. При решении различных задач по разработке алгоритмов управления возникают определенные сложности, связанные с необходимостью совместного рассмотрения нескольких каналов управления. В основном, они связаны с автономностью контуров управления существующих автопилотов, в общем случае решающих задачу стабилизации заданного параметра. Для решения ряда задач по управлению полетом на различных этапах предлагается использовать синтезированные на основе базовых нелинейных математических моделей универсальные синергетические алгоритмы [1] пространственного движения. На основе этих базовых законов движения с учетом компоновочной схемы и аэродинамических характеристик конкретного типа летательного аппарата могут быть найдены частные законы управления нижнего уровня, ориентированные на работу с традиционной структурой комплекса исполнительных механизмов.

В работе продемонстрирован синергетический подход [2] к решению ряда задач управления движением, показаны результаты работы предложенных алгоритмов управления на существующих программных средствах имитационного моделирования динамики полета самолета-амфибии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Колесников А А. и др. Синергетические методы упр авления сложными системами: механические и электромеханические системы. - М.: КомКнига, 2006.

2. Современная прикладная теория управления: Синергетический подход в теории управления /Под ред. А.А. Колесникова. - Москва-Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. -Ч. II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.