Научная статья на тему 'Синергетическое моделирование коэволюции социоприродных систем (на примере Байкальского региона)'

Синергетическое моделирование коэволюции социоприродных систем (на примере Байкальского региона) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭВОЛЮЦИЯ / COEVOLUTION / СОЦИОПРИРОДНЫЕ СИСТЕМЫ / SOCIAL AND NATURAL SYSTEMS / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / BAIKAL REGION / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / ЦЕЛОСТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / HOLISTIC OUTLOOK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бурзалова Арюна Андреевна

В статье раскрывается взаимосвязь коэволюции и теории самоорганизации, как механизма взаимно обусловленных сопряженных изменений, эволюции природных и социальных процессов. Коэволюция предполагает трансформацию системы «человек, общество и природа» и переход ее в состояние динамически устойчивого симбиоза. Показана синергетическая модель взаимодействия социальных и природных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGISTIC MODELING OF SOCIAL-NATURAL SYSTEMS COEVOLUTION (ON THE EXAMPLE OF THE BAIKAL REGION)

The article reveals the idea of coevolution is closely related to the theory of self-organization as a mechanism of mutually conditioned conjugate changes, the evolution of natural and social processes. The idea of coevolution proposes the transformation of the system «people, society and nature» and its transition to a state of dynamic stability of the symbiosis. The synergetic model of interaction between social and natural systems has been shown.

Текст научной работы на тему «Синергетическое моделирование коэволюции социоприродных систем (на примере Байкальского региона)»

5. Мантатова Л.В. Стратегия развития: ценности новой цивилизации. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 242 с.

6. Мишаткина Т.В., Барковская A.B., Богданчик Н.П. Экологическая этика и экология человека. - Минск: Изд-во МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2008. - 43 с.

7. Мантатов В.В. Концептуальная революция: конференция ООН по устойчивому развитию «РИ0+20». - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2013. - 220 с.

Насибулина Анастасия Сергеевна, аспирант кафедры философии Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]

Гунзенова Карина Васильевна, аспирант кафедры ЮНЕСКО по экологической этике Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Nasibulina Anastasia Sergeevna, postgraduate student, department of philosophy, East Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: dn. [email protected]

Gunzenova Karina Vasilievna, postgraduate student, department of UNESCO on environmental ethics, Institute of Sustainable Development, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]

УДК 574(571.5):1 © A.A. Бурзалова

СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОЭВОЛЮЦИИ СОЦИОПРИРОДНЫХ СИСТЕМ

(НА ПРИМЕРЕ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА)*

*Статья выполнена в рамках гранта РНФ №14-18-02006

В статье раскрывается взаимосвязь коэволюции и теории самоорганизации, как механизма взаимно обусловленных сопряженных изменений, эволюции природных и социальных процессов. Коэволюция предполагает трансформацию системы «человек, общество и природа» и переход ее в состояние динамически устойчивого симбиоза. Показана синергетическая модель взаимодействия социальных и природных систем.

Ключевые слова: коэволюция, социоприродные системы, Байкальский регион, самоорганизация, целостное мировоззрение.

A.A. Burzalova

SYNERGISTIC MODELING OF SOCIAL-NATURAL SYSTEMS COEVOLUTION (ON THE EXAMPLE OF THE BAIKAL REGION)

The article reveals the idea of coevolution is closely related to the theory of self-organization as a mechanism of mutually conditioned conjugate changes, the evolution of natural and social processes. The idea of coevolution proposes the transformation of the system «people, society and nature» and its transition to a state of dynamic stability of the symbiosis. The synergetic model of interaction between social and natural systems has been shown.

Keywords: coevolution, social and natural systems, the Baikal region, self-organization, holistic outlook.

Особенностью нашего времени является то, что социотехнологические процессы оказывают все большее воздействие на биосферу. Несмотря на существующее многообразие подходов к решению данной проблемы, все они сходятся в том, что необходимо выработать единую концепцию и стратегию эволюции человека, учитывающую экологические, экономические, социальные и культурные императивы общества. Коэволюция тесно связана с теорией самоорганизации: обмен веществом, информацией и энергией со средой, взаимодействия случайности и необходимости, обратимости и необратимости, изменчивости и устойчивости, представляющие собой механизм взаимно обусловленных сопряженных изменений, эволюции природных и социальных процессов.

Синергетическую модель «человек, общество и природа» мы рассматриваем в виде «пирамиды», основное свойство которой - иерархия. Ее стержнем является человек как результат антро-посоциокосмогенеза. Синергетическая модель в данном случае представляет собой модель, «чье множество свойств пересекается с множеством свойств оригинала в области, существенной для достижения цели моделирования» [7, с. 35]. Мир живого представляет собой сложно иерар-хизированную и по «вертикали» и по «горизонтали» систему биологических объектов и их связей. Каждый более высокий уровень иерархии оказывает направляющее воздействие на нижележащий, подчиняет его себе, своим функциям, преобразует, порождает в компонентах этого

уровня новые свойства, которые в изолированном состоянии ему не присущи.

По мнению H.H. Моисеева, иерархическая структура свойственна как биологическому, так и социальному уровню организации материи [6, с. 28]. Организмы более низкого уровня «вложены» в организмы более высокого уровня, которые, в свою очередь, являются элементами экосистемы и т.д. П.Т. де Шарден также отмечает, что сложные эволюционирующие системы образуют своеобразную иерархическую пирамиду. Нижние, объемные этажи этой пирамиды занимают наиболее адаптивные пластичные представители эволюционирующих систем. Верхние этажи, напротив, будут включать в себя менее пластичные, но более развитые системы. При изначально малой пластичности последние за высокую индивидуальную устойчивость расплачиваются снижением филогенетической, исторической устойчивости. Прогрессивное системное развитие осуществляется по принципу постройки многоэтажной пирамиды и характеризуется процессами самоорганизации.

Рисунок 1.

В системе «человек, общество и природа» природа выступает жизнеобеспечивающей платформой и занимает нижний фундамент. Механизм самоорганизации природных систем опирается только на один биологический аспект и имеет один вектор развития, детерминированный биологическими и физическими законами. Данный вектор развития имеет эволюционную направленность и ему все равно вписывается в нее человек или нет. Природные системы, в целом, способны существовать без человека, но человек без природы нет.

Средний уровень занимает общество. Общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Оно не может существовать без жизнеобеспечивающей платформы - природы - и зиждется на ней. Общество пред-

стает здесь как исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

Самый верхний уровень пирамиды занимает человек. Для обоснования данной точки зрения рассмотрим человека одновременно как систему и подсистему общества и природы. Как подсистема человек представляет собой элемент, проявляющийся в идеальной сфере во всех системах и выражающий единые фундаментальные потребности развития. Индивид воспринимает вещество, энергию и информацию из внешней среды, которая является при этом сложной системой, включающей в себя общество и природу. В эти системы человек входит как элемент и в то же время он является самостоятельной системой. Причем информация, воспринимаемая из внешних систем, является определяющим фактором для развития человека. В природе человек реализует биологические потребности, в обществе - социальные. Человек одновременно является объектом и субъектом для всех систем, воздействуя на них через свою деятельность и преобразуя их, благодаря наличию у него духовной сущности.

Актуальным представляется переход системы от биологического и социального к духовному уровню, воплощающему в себе момент собственного движения и фрагмент собственного бытия, ведущим основанием которого является человек, совмещающий в себе природное, социальное и духовное бытие. Так, человек в Байкальском регионе предстает перед нами как биосоциально-духовная сущность, которая не противостоит объективной реальности, а понимается как часть Байкальского региона, что является залогом для успешной коэволюции всей системы.

Человек, преобразуя социоприродные способности, формирует системные отношения с окружающим миром, обладающие достаточно быстрой обратной связью, которая может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Большое число обратных связей и взаимосвязей можно описать различными методами, которые позволяют отобразить многомерность, возникающую в системе взаимоотношений, и соответственно, порождают многомерность по-

нимания самого человека как биологического, социального и духовного существа.

Как биологический и социальный вид человек использует обратные положительные связи: удовлетворение потребностей и его выживание сопровождается ростом социоприродной энтропии, что ведет к росту населения, формированию новых социальных потребностей, развитию научно-технического прогресса и, в конечном итоге, к эволюционному кризису. Как биологический феномен человек существует, подчиняясь зову своей телесности, в недрах которой формируется комплекс естественных потребностей, побуждающих человека к действиям, направленным на их удовлетворение. Биологическое бытие человека - это субстрат, носитель и предпосылка сущности человека, но не сама эта сущность, ибо в этой форме бытие человека идентично со всеми другими формами существования в природе. Социальное бытие человека есть синтез экономических, политических, нравственных и т.д. отношений.

Как духовная сущность человек должен использовать обратные отрицательные связи, так как именно они способствуют снижению энтропии и регулируют гомеостаз всех элементов системы. Обратная отрицательная связь в данном случае представляет собой удовлетворение духовных потребностей человека, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Более глубокое видение состоит в необходимости рассмотрения человека через призму его духовного бытия, так как выход социальной системы на оптимальный вектор развития предполагает нравственное и духовное самосовершенствование. Человек рассматривается нами как важный фактор эволюции, участник процесса, обладающий разумом и способный направлять и осознавать эволюцию и быть ответственным за нее.

Подлинная духовность не совместима с физиологической основой сознания, с любой животной нуждой, неизбежной при функционировании организма человека. Поэтому возможность духовной организованности культурного вида живого вещества связана с выработкой иной формы жизнедеятельности разума, отличной от биологического пространства-времени, занимаемого дискретным объемом физиологических процессов. Одновременно это есть достижение максимальной нравственности. Соотношение трех основ бытия в истории человечества было неравномерным. На заре развития человеческой цивилизации биологические потребности определяли бытие человека. В ходе эволюции человек все больше отдаляется от своей биологической сущности, его бытие определяет-

ся большей частью социальными и духовными потребностями.

Самоорганизация человека должна быть направлена на развитие духовной сущности. Духовность представляет, таким образом, особый тип динамики со свойственным ей физическим принципом взаимосвязи и собственным классом фундаментальных взаимодействий. Феномен духовного реализуется в этих трех сферах, опираясь на различные сущностные силы человека, его способности и потенции.

Для каждого человека должно стать важным:

1) ограничивать свои материальные и социальные потребности, тем самым не нарушая равновесия в природе (отрицательная обратная связь ограничивает пределы избыточности факторов, потребных для организма);

2) преодолевать себя в своем сознании, достигать высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям (отрицательная обратная связь регулирует социальные потребности человека, способного к коэволюции);

3) самореализовываться и самоутверждаться как личность в процессе целенаправленной деятельности. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее (отрицательная обратная связь выявляет допустимый порог деятельности человека, направленной на достижение коэволюции).

Таким образом, коэволюционная модель «человек, общество и природа» приобретает явно выраженную человекоразмерность - возникает новый образ человека и переосмысление его роли, места и меры ответственности в глобальном эволюционном процессе, потому духовность человека занимает верхний этаж пирамиды. Человек, обладающий целостным мировоззрением, духовное бытие которого определяет его потребности и целенаправленную деятельность по отношению к внешней среде, способен к коэволюции, поэтому взаимоотношения в системе выступают гармоничными и согласованными, что приводит к положительным результатам. Благодаря целостному мировоззрению, то есть сочетанию восточного Дао и западного Логоса, происходит всестороннее совершенствование человека, который становится способным к внутреннему и внешнему познанию мира. Территория Байкальского региона издавна славится многообразием культур и вероисповеданий. Шаманизм, православие, буддизм - яркая религиозная канва народов Прибайкалья, включающая в себя также старообрядство, ислам, инду-

изм и т.д. [4, с. 182]. Таким образом, современная картина мира прибайкальских народов основана на принципе дополнительности (взаимообогащение, диалог культур, мировоззрений). Западная система ценностей, научно-технологический прогресс, экономический рост привели население Байкальского региона к оседлому образу жизни, иному качеству жизни и стандартам, обеспечили возрастающий уровень потребления, медицинского обслуживания и т.п., но и в то же время спровоцировали ухудшение экологической ситуации, истощению природных богатств Байкальского региона.

Коэволюционное существование человека, общества и природы всецело зависит от человека, выступающего в роли объективно-субъективного аттрактора. Объективно-субъективные аттракторы вступают в действие тогда, когда взаимодействуют процессы спонтанной самоорганизации системы и активной организаторской, управленческой деятельности определенной направленности, и являются определяющими для развития всей системы.

В случае созидательных действий человек созвучен общекосмическому потоку эволюции, проявляет действие ее законов и приближает к физическому миру космические энергии высокого качества, способствуя одухотворению и укреплению своего микрокосма и окружающего космического пространства. Действия индивида должны способствовать становлению нового общества, но для этого человеку нужно перестроить себя. Человек, не способный на адекватное восприятие объективной реальности, затормаживается в своем развитии, в его сознании преобладает инфантильное отношение к миру, рабская психология, или, напротив, полное отчуждение от социума и его неприятие. Напротив, человек, обладающий самостоятельностью, является устойчивой системой, способной соотносить и согласовывать возможности внешнего мира и потребности собственной природы.

Учитывая проведенный анализ модели, мы выводим три основных принципа успешной коэволюции человека, общества и природы:

Первый принцип основывается на процессах самоорганизации. Живое вещество в процессе своего взаимодействия с косным веществом планеты самоорганизуется в биосферу, а затем с помощью человеческой деятельности - в ноосферу. Активной стороной взаимодействия в данном случае выступает человек. Человек играет роль наиболее активного и изменчивого элемента, определяющего развитие и эволюцию всей системы.

Второй принцип основывается на идее рациональности и духовности. Мировоззренческое значение этого принципа проявляется в вере в разум и духовный потенциал человека, благодаря которому возможно совершить качественное изменение состояния системы «человек, общество и природа». Человек рассматривается как участник процесса, обладающий разумом и духовностью (целостным мировоззрением), способный направлять и осознавать эволюцию и быть ответственным за нее.

Третий принцип основывается на идее целенаправленной деятельности человека. Человек способен ставить цель и действовать в соответствии с нею. Основной целью выступает достижение успешной коэволюции всей системы, иначе теряется смысл существования человека.

Сложные микроконфигурации событий, когда решающую роль могут играть малые флуктуации, нередко наблюдаемы в человеческой истории, когда «целые каскады бифуркаций делают будущее принципиально открытым и непредсказуемым, но вместе с тем и подвластным нашему влиянию, историческому сотворчеству» [6, с. 162].Механизм успешной реализации коэволюции человека, общества и природы зависит от каждого человека, от степени самоорганизованности, образованности и духовности. Любые меры общечеловеческих масштабов могут осуществляться тогда, когда они учитывают интересы конкретного человека и рассчитаны на уровень его сознательности и ответственности. Данный процесс может быть успешно осуществлен с непосредственным включением индивида не как элементарной составной частицы, а как источника эволюции всей целостной системы «человек, общество и природа».

Духовный уровень в указанной системе означает, прежде всего, принятие и следование принципам экологической этики и морали. Эти принципы изначально заложены не только в соблюдении прав природы, что выражается в поддержании чистоты и порядка сакральных природных мест (в Байкальском регионе их насчитывается более 1000, только в Бурятии около 500 [4, с. 192]), в следовании вековым традициям и обычаям, основанным на любви к природе, но и во взаимоотношениях человека и общества, где личные потребности соизмеряются с потребностями социума. Кроме того, такой уровень подразумевает высокую ответственность за результаты своей деятельности и ее созидательную направленность.

Литература

1. Балханов В.А. Синергетика и целостное мировоззрение // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. - 1999. - №3. - С.21-35.

2. Буданов В.Г. Методология синергетики в постне-классической науке и в образовании. - М.: УРСС, 2007. -232 с.

3. Вагурин В.А. Синергетика эволюции современного общества. - М.: КомКнига, 2007. - 216 с.

4. Гольдфарб С.И. Мир Байкала. - Иркутск: Репро-центрА1, 2010. - 632 с.

5. Делокаров К.Х. Синергетика в познании социальных трансформаций // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс, 2003.

6. Князева E.H., Курдюмов СЛ. Основания синергетики: человек, конструирующий себя и свое будущее. - М.: КомКнига, 2007. - 232 с.

7. Безручко Б.П., Трубецков Д.И., Короновский A.A., Храмов А.Е. Путь в синергетику. Экскурс в десяти лекциях / предисл. С. Мирова, Г.Г. Малинецкого. - М.: КомКнига, 2005. - 304 с.

8. Синергетика в междисциплинарном измерении // Философские науки. - 2007. - №6.

9. Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 688 с.

Бурзалова Арюна Андреевна, кандидат философских наук, ассистент кафедры ЮНЕСКО по экологической этике Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]

Burzalova Aruna Andreevna, candidate of philosophical sciences, assistant, department of UNESCO on environmental ethics, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: baryuna@ mail.ru

УДК 299.512 © А.Ю. Блажкина

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА В ГОДЯНЬСКИХ РУКОПИСЯХ*

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-03-00246)

Данная статья посвящена исследованию вопроса о природе человека (жэнь чжи син) в ранней конфуцианской философии, а именно в годянъских рукописях. Основополагающим текстом для интерпретации проблемы человеческой природы и ее связи с Небом (тянъ) и Дао, автор статьи считает трактат «Природа исходит из судьбы». Согласно идеям, изложенным в указанном сочинении, человеческая природа даруется судьбой (мин), которая в свою очередь исходит от Неба.

Ключевые слова: философия раннего конфуцианства, годяньские рукописи, человеческая природа, природа (син), судьба (мин), Небо, Дао.

A.Yu. Blazhkina

HUMAN NATURE IN THE GUODIAN BAMBOO SLIPS

This article analyzes the problem of human nature («Xing zi ming chu») in the early Confucian's philosophical thought, that is, in the Guodian bamboo slips. The author considers the treatise «Nature derives from fate» as the basic text for interpretation the problem of human nature and its relation to the Heaven (Tian) and Tao. According to the ideas, stated in this treatise human nature is given by the fate (ming), which is turn originates by the Heaven.

Keywords: the early philosophical thought of Confucianism, Guodian bamboo slips, human nature, nature (Xing), fate (Ming), the Heaven, Tao.

Китайская философия понимает мир как неразрывное единство «трех составляющих» или трех первооснов сань цай): Неба (Ж тянь),

Человека (А жэнь) и Земли (Щ ди). Человек занимает центральное место в структуре космоса, а значит, и во всей китайской культуре. Он является связующим звеном между Небом и Землей и находится в центре Поднебесной. Все, что создается в Китае с древности и до наших дней, делается человеком, для человека и во имя человека.

Древние философы еще со времен Конфуция (551-479 до н.э.) рассматривали человека как

самое важное существо в Поднебесной. Достоверного знания о природе сверхъестественного иметь нельзя, а потому и рассуждать о ней не стоит. В трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»), который был записан учениками Конфуция после его смерти, сказано: «Учитель не говорил о чудесах, силе, беспорядках и духах» [5, с. 106]. Китайская философская мысль, в первую очередь, задавалась вопросами этического поведения человека в обществе, уделяя пристальное внимание природе человека, и по сути своей она антропоцентрична.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.