Научная статья на тему 'СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МНОГОЯЗЫЧИЯ'

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МНОГОЯЗЫЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА МНОГОЯЗЫЧИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульдешова Наталья Валерьевна

В данной статье раскрыто понятие «синергия», продемонстрирован синергетический подход в образовательной среде многоязычия, обоснована актуальность этого подхода с педагогической и прикладной точек зрения, предложены методы его применения в образовании. В результате анализа заявленной темы автор приходит к выводу о том, что синергетика получила большое распространение как новое научное направление, связанное с объединением процессов, дающих качественный результат по отдельности и приумножающих показатель при их совместном использовании в образовательной среде многоязычия. В этой ситуации мультилингвальное образование основано на отказе от авторитарного стиля обучения, поэтому важнейшей задачей педагогов является мотивирование обучающихся к познавательной активности, постоянному самообучению, раскрытию потенциальных способностей и поиску путей саморазвития. Синергия позволяет обучающимся внедряться в процесс обучения совместно и по отдельности: как с помощью прподавателей, тьюторов, которые могут поделиться своими знаниями и опытом, так и с помощью других обучающихся, которые могут разъяснить возникающие вопросы. Благодаря этому уверенность в себе студентов, выступающих в роли будущих полиглотов, увеличивается в многоязычной образовательной среде; они понимают, что могут легко понять и объяснить другим трудные темы. В результате, синергетический подход в образовании демонстрирует отказ от тотального контроля за обучаемыми и дает большую свободу обучающимся, производя обязательное изменение образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGETIC APPROACH IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MULTILINGUALISM

The article defines the concept of “synergy,” demonstrates a synergetic approach in the educational sphere of multilingualism, substantiates the relevance of this approach from the pedagogical and practical points of view and suggests the methods of its application in education. As a result of the studied topic, the author comes to the conclusion that synergetics has become widespread as a new scientific area associated with the unification of processes which give a quality result when used separately and multiply indicators when used jointly in the educational sphere of multilingualism. In this case, multilingual education is based on the rejection of dictatorship and authority in the learning process, where the most important task of the teacher / tutor is to motivate the students for cognitive activity, constant learning, the disclosure of potential abilities and the search for ways of self-development. Synergy allows students to be introduced into the learning process together and separately: both with the help of teachers, tutors who can share their knowledge and experience, and with the help of other students who can clarify difficult points. Thanks to this, the confidence of students of multilingualism acting as future multiphilologists increases; they realize that they can easily understand and explain difficult points to others. As a result, the synergetic approach in education demonstrates the rejection of total control over students and gives a great freedom to students, making an obligatory change in the educational process.

Текст научной работы на тему «СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МНОГОЯЗЫЧИЯ»

DOI: 10.35634/2500-0748-2023-15-1-19-24

УДК 378.014.1:811'246.3(045)

H.B. Шульдешова

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Орел, Россия

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МНОГОЯЗЫЧИЯ

В данной статье раскрыто понятие «синергия», продемонстрирован синергетический подход в образовательной среде многоязычия, обоснована актуальность этого подхода с педагогической и прикладной точек зрения, предложены методы его применения в образовании. В результате анализа заявленной темы автор приходит к выводу о том, что синергетика получила большое распространение как новое научное направление, связанное с объединением процессов, дающих качественный результат по отдельности и приумножающих показатель при их совместном использовании в образовательной среде многоязычия. В этой ситуации мультилингвальное образование основано на отказе от авторитарного стиля обучения, поэтому важнейшей задачей педагогов является мотивирование обучающихся к познавательной активности, постоянному самообучению, раскрытию потенциальных способностей и поиску путей саморазвития. Синергия позволяет обучающимся внедряться в процесс обучения совместно и по отдельности: как с помощью преподавателей, тьюторов, которые могут поделиться своими знаниями и опытом, так и с помощью других обучающихся, которые могут разъяснить возникающие вопросы. Благодаря этому уверенность в себе студентов, выступающих в роли будущих полиглотов, увеличивается в многоязычной образовательной среде; они понимают, что могут легко понять и объяснить другим трудные темы. В результате, синергетический подход в образовании демонстрирует отказ от тотального контроля за обучаемыми и дает большую свободу обучающимся, производя обязательное изменение образовательного процесса.

Ключевые слова: синергия, синергетический подход, образовательная практика многоязычия, педагогическое саморазвитие, сотрудничество.

Сведения об авторе:

Шульдешова Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков в сфере профессиональной коммуникации Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева (г. Орел, Россия); e-mail: fnatalja@yandex.ru.

Введение

В современной образовательной среде применение только традиционных методов и способов обучения является недостаточным. Образованию нужна модернизация и реформирование, так как воспитание и образование подрастающего поколения, обучение высококвалифицированных кадров, профессионалов во многих областях - важные задачи любого государства. Именно поэтому большое распространение получила синергетика как новое научное направление, связанное с объединением процессов, дающих качественный результат по отдельности и приумножающих его при их совместном использовании в образовательной среде многоязычия.

Синергия в широком смысле может быть выражена в многовариантности или альтернативности выбора. В системе образования многовариантность означает создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути [Абакумова и др., 2006].

Важно заметить, что синергетика как инновационная педагогическая технология в мультилингвальном образовании означает отказ от диктата и авторитарности в процессе

обучения. Синергетический подход позволяет охватывать абсолютно весь образовательный процесс, связанный с многоязычием. Это дает право выбора и мобильности обеим сторонам: педагогам и обучающимся. Данный подход может использоваться как отдельная система в образовательной практике многоязычия, а также дополнять традиционные педагогические технологии.

Обучение по синергетическим принципам происходит тогда, когда обе стороны образовательного процесса видят перед собой и осознают две важные составляющие: сам процесс обучения и его качество. Синергетический подход позволяет организовать обучение в сотрудничестве как в режиме «студент-тьютор, студент-преподаватель», так и в режиме «студент-студент». Новый этап развития образовательной практики многоязычия заключается в самоорганизации, открытости, нелинейности и неравновесности образовательной системы [Аванесов, 2017].

Все эти направления характеризуют синергетический подход, позволяющий изучить данные процессы, которые протекают в реальных условиях. Для более детального понимания синергии в образовании рассмотрим приведенные выше направления подробнее в таблице 1 [Виленский и др., 2004].

Таблица 1 - Направления синергетического подхода в педагогике и их характеристика

Принципы Характеристика

1. Самоорганизация Данный принцип подразумевает способность образовательного учреждения, а также людей в ней (студенты и школьники, учителя и преподаватели) самостоятельно обучаться и развиваться. Синергия позволяет выстраивать такой процесс обучения, в котором отпадает необходимость постоянного контроля со стороны преподавателя.

2. Открытость Для развития системы, ее постоянной модернизации и совершенствовании необходима открытость к новациям, технологиям и экспериментальным методам - все это подразумевает принцип открытости системы.

3. Нелинейность и неравновесность В некотором значении данный принцип может означать хаос в организации, который в большинстве случаев оценивается негативно. Но для открытых самоорганизованных систем хаос позволяет «разрушить» существующие порядки для построения новых, существенно лучших.

Итак, анализируя таблицу, можно предположить, что синергетический подход в образовательной практике многоязычия - это инновационный подход, способный на своей основе выстроить такую образовательную среду, в которой будет постоянный приток новых мультилингвальных методик и технологий, что отразится на индивидуализации обучения.

В результате синергетический подход в мультилингвальном образовании демонстрирует отказ от тотального контроля за обучаемыми и определяет стратегию предоставления большей свободы обучающимся, обусловливая обязательное изменение образовательного процесса. Синергетический подход имеет несколько методов выстраивания успешного образовательного процесса: метод «Если бы...», метод гиперболизации, метод инверсии или метод обращений, метод ассоциаций, метод мозговой осады [Коротаева, 2019]. Наиболее эффективным методом из приведенных выше, по мнению Е.В. Коротаевой, является метод мозговой осады. Благодаря этому, обучающийся учится быстро и четко действовать в различных ситуациях, он учится выстраивать логические цепочки, приводящие к правильному решению.

Что касается синергетического подхода в образовательной среде многоязычия, то, по мнению автора, можно выделить два основных способа выстраивания коммуникации:

1. Диалог: данный метод предполагает взаимное общение преподавателя / тьютора и обучающегося, при котором обе стороны выслушивают друг друга, т.е. ведут диалог. Это позволяет подходить к процессу обучения индивидуально, учитывая интересы и потребности каждого обучающегося.

2. Мозговой штурм: данный метод используется при коллективном обсуждении проблемы, помогая всесторонне изучать интересующую тему, выслушивать различные точки

зрения и общаться с большим количеством людей разных национальностей. Наибольшую полезность метод приобретает, когда нужно создать или придумать что-то новое, а также при обсуждении нестандартных проблем на разных языках.

Приведенные нами методы, используемые в рамках синергетического подхода в образовании, не являются новинкой, однако наибольшее значение и важность они приобретают при практическом применении в системе мультилингвального образования. Следует обратить внимание на то, что синергетический подход позволяет выстраивать доверительные взаимоотношения между преподавателем / тьютором и обучающимся в любой ситуации, способствует становлению личности обучающегося и накоплению опыта того, кто обучает.

Синергия, подразумевающая открытость образовательного учреждения к инновациям и новым разработкам, предполагает также развитие данных технологий в самих учреждениях. Так, на рисунке 2 приведена доля фундаментальных разработок вузов по всему миру в общем объеме исследований (на примере Великобритании, Франции, Германии, США, Японии) [Курейчик, Писаренко, 2013].

Доля фундаментальных разработок

Великобритания - 95% Франция - 90% -

Германия - 60%

США-60% Япония - 55%|--

%

Рис. 2. Доля фундаментальных разработок вузов различных стран в общем объеме исследований образовательных учреждений.

Кроме данного примера синергии в образовательной практике, имеются и другие варианты синергии, например, взаимодействие между:

- образовательным учреждением и организацией работодателя;

- выпускником образовательного учреждения и работодателем.

Такая система взаимоотношений открыта для взаимодействия и подразумевает выполнение некоторых обязательств:

- во-первых, организация работодателя, формируя определенный запрос, предъявляет необходимые требования к будущему соискателю на определенной должности;

- во-вторых, образовательное учреждение берет на себя задачу по подготовке будущих кадров [Курейчик, Писаренко, 2007].

Однако фактически образовательное учреждение не всегда выполняет запросы организации работодателя в полной мере. Часто у выпускников не хватает профессиональных знаний и навыков работы с многоязычной образовательной средой. Так, молодые кадры, начиная свою деятельность в образовательном учреждении, оказываются неподготовленными как с профессиональной стороны в плане создания и внедрения практик многоязычия, так и с психологической, в плане учета психологии многоязычия при организации процесса развития обучающихся. Незнание элементарных правил поведения в профессиональной сфере отрицательно сказывается на будущей работе молодых специалистов.

100

90 80 70 60 50 40 30 20 10 о

Чтобы предотвратить возникновение вышеупомянутых проблем, необходимо думать о мерах по улучшению синергетической связи вузов и ссузов с работодателями. Для этого желательно предпринимать следующее:

- увеличивать сроки проведения производственных и учебных практик для студентов;

- проводить лекции с участием успешных специалистов в области организации

многоязычного обучения и создания многоязычной образовательной среды;

- осуществлять текущий контроль качества образования;

- адаптировать преподаваемые в вузах и ссузах дисциплины под современные реалии.

Для постановки проблематики в этой связи, отметим универсальное средство, которое

заключается в слове сотрудничество. По своей семантике оно означает взаимодействие и содействие звеньев одной цепи. В нашем случае это - познавательная деятельность обучающихся, совпадение намерений заинтересованных сторон, ориентирование на совместную социально значимую работу. Такое сотрудничество предполагает постоянное взаимодействие вузов, ссузов и работодателей для совместного определения целей, задач и координации образовательного процесса, производственной практики с начального этапа обучения и до выпуска высококвалифицированного специалиста в своей области.

Эффект такого сотрудничества будет достигнут в том случае, если реализуются задачи сторон в равной степени, без выделения одной из сторон. Сотрудническое обучение меняет характер и направление деятельности вовлеченных в этот процесс, роль и система оценок результатов общей деятельности пересматривается и корректируется.

Заключение

Подводя итог, отметим, что синергетический подход актуален и важен в образовательной практике многоязычия. Используя синергетический подход в своей деятельности, мы используем передовые технологии и современные методы, что будет способствовать развитию у обучающихся навыков самообразования и самодисциплины, выводя процесс обучения на высокий уровень. Используя синергию в научно-исследовательской деятельности, мы можем повысить ее количественную и качественную составляющую. Синергия, проявляющаяся в сотрудничестве, с одной стороны, упрощает соотношение целей, задач образовательных учреждений и работодателя; с другой стороны, координирует будущие профессиональные отношения между выпускником образовательного учреждения и работодателем.

Литература:

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: Новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006.

2. Аванесов B.C. Модернизация образования в России: Ключевые проблемы и пути их решения // Россия: Тенденции и перспективы развития. 2017. № 12-1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/modernizatsiya-obrazovaniya-v-rossii-klyuchevye-problemy-i-puti-ih-resheniya.

3. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. 3-е изд-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

4. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004.

5. Гвоздева А.В., Хтун Хтун Наинг. Синергетический подход к методам обучения // Ученые записки. 2015. № 1 (33). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/sinergeticheskiy-podhod-k-metodam-obucheniya.

6. Коротаева Е.В. Теория и практика педагогических взаимодействий. М.: Юрайт, 2019.

7. Курейчик В.М., Писаренко В.И. Синергетические принципы в моделировании педагогических систем // Открытое образование. 2013. № 6. С. 16-24.

8. Курейчик В.М., Писаренко В.И. Синергетический подход в инновационном образовании // Открытое образование. 2007. № 3. С. 20-29.

9. Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998.

10. Синергетика и психология: Тексты. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997. № 1.

11. Синергетика. Труды семинара. Материалы круглого стола «Самоорганизация и синергетика: Идеи, подходы и перспективы». М.: Изд-во МГУ, 2000. Т. 3.

12. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.

(#) (Я) This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Статья поступила в редакцию 21.01.2023

N.V. Shuldeshova

Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia

SYNERGETIC APPROACH IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

OF MULTILINGUALISM

The article defines the concept of "synergy," demonstrates a synergetic approach in the educational sphere of multilingualism, substantiates the relevance of this approach from the pedagogical and practical points of view and suggests the methods of its application in education. As a result of the studied topic, the author comes to the conclusion that synergetics has become widespread as a new scientific area associated with the unification of processes which give a quality result when used separately and multiply indicators when used jointly in the educational sphere of multilingualism. In this case, multilingual education is based on the rejection of dictatorship and authority in the learning process, where the most important task of the teacher / tutor is to motivate the students for cognitive activity, constant learning, the disclosure of potential abilities and the search for ways of self-development. Synergy allows students to be introduced into the learning process together and separately: both with the help of teachers, tutors who can share their knowledge and experience, and with the help of other students who can clarify difficult points. Thanks to this, the confidence of students of multilingualism acting as future multiphilologists increases; they realize that they can easily understand and explain difficult points to others. As a result, the synergetic approach in education demonstrates the rejection of total control over students and gives a great freedom to students, making an obligatory change in the educational process.

Key words: synergy, synergetic approach, educational practice of multilingualism, pedagogical self-development, cooperation.

About the author:

Shuldeshova Natalia Valeryevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages in the field of professional communication, Orel State University named after I.S. Turgenev (Orel, Russia); e-mail: fnatalja@yandex.ru.

References:

1. Abakumova, I.V., Ermakov, P.N., Rudakova, I.A. Semantic Centrism in Pedagogy: A New Understanding of Didactic Methods. Rostov, 2006.

2. Avanesov, V.S. "Modernization of Education in Russia: Key Problems and Ways to Solve them." Rossiya: Tendencii i Perspektivy Razvitiya, no. 12-1, 2017, https://cyberleninka.ru/article/n/ modernizatsiya-obrazovaniya-v-rossii-klyuchevye-proble my-i-puti-ih-resheniya.

3. Budanov, V.G. Methodology of Synergetics in Postnonclassical Science and Education. Moscow, 2009. 3rd ed.

4. Vilensky, V.Ya., Obraztsov, P.I., Uman, A.I. Technologies of Professionally-Oriented Education in Higher School. Moscow, 2004.

5. Gvozdeva, A.V., Khtun Khtun Naing. "Synergetic Approach to Teaching Methods." Uchenye Zapiski, no. 1 (33), 2015, https://cyberleninka.ru/article/n/sinergeticheskiy-podhod-k-metodam-obucheniya.

6. Korotaeva, E.V. Theory and Practice of Pedagogical Interactions. Moscow, 2019.

7. Kureychik, V.M., Pisarenko, V.I. Synergetic Principles in Modeling Pedagogical Systems. Ot-krytoe Obrazovanie, no. 6, 2013, pp. 16-24.

8. Kureychik, V.M., Pisarenko, V.I. "Synergetic Approach in Innovative Education. Otkrytoe Obrazovanie, no. 3, 2007, pp. 20-29.

9. Synergetics and Methods of Science. Saint Petersburg, 1998.

10. Synergetics and Psychology. Texts. Moscow, 1997, no. 1.

11. Synergetics. Proceedings of the Seminar. Materials of the Round Table "Self-Organization and Synergetics: Ideas, Approaches and Prospects." Moscow, 2000, vol. 3.

12. Yasvin, V.A. Educational Environment from Modeling to Design. Moscow, 2001.

Received 21.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.