Филология и
Сегодня в условиях становления открытого общества воспитуемый представляет собой складывающуюся личность, вследствие чего он изначально паритетен своему наставнику. В таком случае он непременно выступает в качестве субъекта деятельности. Подросток здесь не теряется в исполнительских функциях, но оперирует ими в своем набирающем личностную активность выражении. В свою очередь, педагог, также не сводимый к набору функций, всячески содействует самостоятельному проявлению подростка. Итогом этого взаимодействия является то, что подросток, выразимся так, объемно воспроизводит себя в той или иной жизненной ситуации благодаря «переводу» получаемой им информации в знания.
Далее надстраивается следующий важный компонент рассматриваемой «вертикали» - уже упоминаемый нами феномен андрагогизации как условие предметного развертывания личностного образовательного процесса. Андрагогика, продолжим углубляться в рассматриваемое понятие - раздел педагогики, связанный с процессом личностной самореализации за пределами начального этапа становления личности, не делающего ее «...совершенно законченным человеком...» [1], обычно определяемого периодом человеческой юности - начальным этапом зрелости. Как раздел педагогики андрагогика сложилась в виде условия обучающе-воспитательного процесса, характеризующего уже не подростка, но, как мы видим, вполне сложившуюся личность, которая способна, говоря словами Гегеля, «...противопоставить себя всеобщему как в-себе-и-для-себя-сущему... постичь себя в своей собственной самостоятельности» [2]. В современных условиях обучение и воспитание, которые прежде были локализованы педагогикой начальной человеческой порой, т.е. детством, отрочеством, юностью, теперь, ввиду развертывания вир-туалистики как определенного «духовного резюме» постиндустриализма, оказываются крайне необходимыми в течение всей человеческой жизни. Сегодня востребован человек, способный постоянно познавать «...самостоятельно следующий по своему пути мир,..»
[3]. И поскольку в рамках юношества индивид осуществил жизненный выбор, представ личностью, для него вынужденное следование обучению и воспитанию явилось бы непременным возвращением к тому его прошлому состоянию, которое характеризуется как детство. В таком случае однажды осуществившая жизненный выбор личность неизбежно скатилась бы на позиции отвергнутой самой жизнью утопии. Вместе с тем, факт остается фактом: современному человеку необходимо через определенные промежутки времени обновлять свой духовный запас, т.е. по-новому осуществлять перевод информации в знание. И «информация, - как отмечает H.H. Моисеев, - нужна субъекту для возможности выбора способа действий при стремлении к достижению новой цели» [4] и, следовательно, для перевода обучающе-воспитательного начала в личностное самовыражение.
И, наконец, высшим выражением вертикальной составляющей структуры индивидуально-претворяемого образования, выступает реализуемое молодым человеком творчество, которое характеризуется мобилизацией духовных сил, их сконцентрированностью на решении проблемы. Творчество - это «как взлет жизненных сил человека» [5] в борьбе с неизвестным, как личная победа, в случае успеха. С ценностной точки зрения оно предстает как вершина человеческого самоутверждения, то есть все то, что содействует завершающему воплощению рассматриваемого нами феномена образования.
Библиографический список
1. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, 1977. - Т.З. - С. 91.
2. Там же. - С. 82.
3. Там же. - С. 91.
4. Моисеев H.H. Универсум. Информация. Общество - М.: Устойчивый мир, 2001 - С. 51.
5. Бердяев H.A. Самопознание. - М., 1990 - С.197.
Статья принята к публикации 22,12.06
С .Г. Раевский
Синергетический подход к определению адаптации как философской категории
Философское осмысление актуальных глобальных проблем, поиск ответов на "вечные" вопросы философии требуют привлечения современных достижений естественных, технических и социогуманитарных наук.
На мой взгляд, следовало бы отказаться от привычного четкого разграничения биологической и социальной
сторон человеческой жизнедеятельности. От рутинного представления о подчиненной роли биологической организации человека по отношению к его социальной, духовной деятельности. Это различие исторически было само собой разумеющимся почти для всех философов прошлого,
Филология и философия
Полагаю целесообразным введение в эту систему третьего компонента, который можно было бы называть адаптацией. Исторически сложившаяся разделенность телесного и духовного не дает возможности рассматривать социальное и биологическое в жизни человека как единый процесс.
Современная философия не может строиться по физикалистским образцам, ведущим к противостоянию человека и природы, к равнодушно-объективированному отношению человека к миру природы, которое постоянно оборачивалось желанием господства над ней. Включенность самого человека в природу предполагает общую "биологизацию" философии природы.
В теории адаптации человека удастся интегрировать общебиологические и социогуманитарные знания, что позволит всесторонне рассматривать человека, не противопоставляя его биологическую природу социальной.
Анализ множества литературных источников по проблеме адаптации привел меня к парадоксальном, на первый взгляд, выводу. Речь идет об отсутствии удовлетворяющего современным запросам определения понятия «адаптация».
Библиография по проблеме адаптации огромна. В работах В. Ю. Верещагина, А. Б. Георгиевского, Т. Г. Дичева, В. П. Казначеева, И. Калайкова, Р. С. Карпинской, И. К. Лисеева, Э. С. Маркаряна, Г. Селье, В. Ф. Сержантова, К. Е. Тарасова, П. Н. Федосеева, Г. И. Ца-регородцева и других содержатся попытки философского осмысления проблемы адаптации человека. Анализ их работ показывает бесперспективность изучения адаптации человека как чисто биологического явления. В силу этого ученые обращаются к социальной стороне данного феномена.
При переходе от исследования какого-то конкретного аспекта явления адаптации к философским обобщениям неизбежно возникает ряд затруднений. Во-первых, не существует на сегодня исчерпывающего общепринятого определения понятия «адаптация». Во-вторых, остается спорной проблема рассмотрения адаптации человека в рамках организмоцентрического и популяционноцентрического подходов. В- третьих, трудно как разграничить биологическую и социальную стороны феномена адаптации человека, так и проводить их анализ общими методами.
Как полагал Гегель, в понятие должно быть заложено единство всеобщего, особенного и единичного содержания.
Говоря на языке синергетики, понятие и развернутое описание объекта исследования должны соотноситься как фракталы, т. е. обладать свойством самоподобия, иначе именуемого масштабной инвариантностью.
Из существующих ныне определений понятия "адаптация" во многих отражены только отдельные стороны явления, отражены факты, однако при этом не вскрыты
их взаимосвязи. В идеале содержание понятия "адаптация" должно представлять собой некую целостность.
Разбору определений понятия адаптация посвящено немало публикаций. Их авторы использовали разные подходы. На философском анализе построен подход А. Б. Георгиевского [1] и И. Калайкова. Э. Лекявичус применил общебиологический анализ. Дичев и Тарасов положили в основу классификационный подход, выделив многообразные формы адаптации.
Это разнообразие подходов свидетельствует как о многогранности явления адаптации, так и об отсутствии его общепринятого определения. Существует точка зрения, что невозможно дать определение понятию «адаптация» [2].
Среди встречающихся в литературе определений адаптации можно выделить несколько групп. А именно:
1) тавтологические определения,
2) определения через главный признак,
3) полисемантические определения.
Тавтологические определения принято считать таковыми в силу того, что они фактически являются переводом с латыни слова adapto в значении приспособления организмов к условиям окружающей среды. Сфера употребления таких определений обычно ограничивается справочной литературой.
Согласно определению, приведенному в большой советской энциклопедии "адаптация физиологическая -совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды - гомеоста-за".
Определения через главный признак обычно строятся на основе биохимических, морфологических, физиологических или поведенческих признаков. В качестве примера можно привести определение адаптации как сформированной в филогенезе целенаправленной совокупности молекулярных реакций, обеспечивающих поддержание целостности живых систем, имеющих самостоятельное значение в эволюции (клетка, семья, популяция, вид, ценоз).
В этом определении обращает на себя внимание явное отнесение адаптационных реакций к явлениям молекулярного уровня. Эта точка зрения основана на взглядах Дж. Холдена, писавшего, что законченная теория будет рассматривать эволюцию как биохимический процесс. М. Флоркэн писал о "биохимических адаптаци-ях". По мнению некоторых авторов, этот тип адаптаций пока наименее изучен. П. Хочачка и Дж. Сомеро выделили три типа биохимической адаптации; количественный - т. е. изменение в концентрациях компонентов биохимических процессов; качественный - при котором в обмен веществ включаются новые вещества; модуляционный, заключающийся в изменении активности участвующих в процессах обмена веществ.
Попытки объяснения жизненных явлений в рамках химии и физики сталкиваются с действием биологических закономерностей. Редукционистский подход не срабатывает. Адаптация индивидуумов и надорганиз-менных систем является ярким примером несводимости биологических процессов к физико-химическим принципам. По этому поводу Р. С. Карпинская писала, что биологическая приспособленность на молекулярном уровне имеет вторичный характер, ее роль заключается в "обслуживании" других способов адаптации, работающих на макроскопическом уровне [3].
Убежден, что ни физический, ни химический, ни механистический
редукционизм неприменимы по отношению к сложным системам. Законы, действующие в простых природных структурах, нелегитимны в отношении сложных феноменов.
В открытых, нелинейных системах неприменим обычный принцип суперпозиции, поскольку сумма частных решений для них не является решением уравнения. Целое здесь не равняется сумме своих составных частей, оно отличается качественно. Более того, целое трансформирует свои составные части,
Большинство определений по главному признаку редукционизмом не страдает: "Адаптация - совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды", "под физиологической адаптацией следует понимать совокупность физиологических особенностей, обусловливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды", У. Эшби подобным образом использовал термин "гомеостаз", характеризуя физиологическую адаптацию. Близко понимание адаптации в работах В. П. Казначеева,
Адаптация по сути своей противоречива, так как является в одно и то же время и процессом, и результатом. Это двойное значение понятия адаптации впервые отмечено Э. Геккелем. П. Медавар добавил к этим двум значениям третье: адаптация есть нечто, чем может обладать организм или популяция для существования в условиях, которые изменятся в будущем. Такое определение адаптации может быть охарактеризовано как полисемантическое.
Маркарян предложил разделять понятия адаптации в широком и узком смысле.
По определению В.В.Васнецова: "Под адаптацией мы должны понимать такую форму отношений организмов к внешней среде и связанные с этой формой отношения черты строения, физиологических процессов и поведения организмов, которые обусловливают выживание достаточного количества индивидуумов». Следовательно, адаптацию нельзя определять как реакцию на изменения среды, как это иногда понимается. Такая адаптивная реакция есть только один из видов адаптации".
На наш взгляд, главным упущением в этих определениях является вынесение за рамки обсуждения вопроса о возможных и невозможных путях адаптации живых организмов и систем.
Можно выделить несколько аспектов, характеризующих понятие "адаптация":
1) Термин адаптация используется для обозначения процесса приспособления организма к новой для него среде обитания и его собственного влияния на эту сре-
ДУ-
2) Термин адаптация используется для описания отношений гомеостатического равновесия в системе организм - среда.
3) Под адаптацией понимается результат процесса приспособления, так можно рассматривать крылья как адаптацию к полету.
4) Адаптация связана с "целью", к которой "стремится" организм.
Подход биологов прошлого века к вопросам органической целесообразности и сущности явления адаптации явно дуалистичен. Более или менее откровенно вкладывая в понятие об адаптации телеологический смысл, последователи материализма вынуждены были навешивать ярлык идеализма на понятие телеология.
Однако громко заявить о том, что с телеологией покончено, и действительно от нее отказаться совсем не одно и то же. Как остроумно заметил Э. Бркжке: «Телеология - это такая дама, без которой не может обойтись ни один биолог, с которой, однако, никто не решится появиться публично». Новая трактовка телеологии о требует экскурса в синергетику.
Согласно научной картине мира, рисовавшейся классической наукой, любому процессу свойственно с течением времени идти в направлении наиболее вероятного состояния. В замкнутой системе, по второму началу классической термодинамики, это состояние с наибольшей энтропией. Энтропия является мерой хаотичности в системе, иначе говоря, процесс в закрытой системе должен вести к ее наибольшей дезорганизации.
Процессы в открытых неравновесных системах, согласно неклассической термодинамике, стремятся к аттракторам, выступающим в роли аналогов второго начала термодинамики. Существует идея, согласно которой определенному классу открытых нелинейных сред и систем имманентно присущ спектр потенциально возможных для них форм организации или структур, реализующихся на асимптотической стадии процесса. Характерно то, что как типы, так и количество возможных устойчивых состояний системы задаются свойствами самой системы, а не внешними воздействиями,
Разумеется, корректное изыскание спектра возможных состояний открытой нелинейной системы является сложнейшей задачей. Тем не менее, уже сегодня в частных исследовательских задачах может быть применен подобный синергетический подход. Это в полной мере относится к исследованиям явления адаптации.
ВЕСТНИК ИрГГУ №1 (29) 2007 173
Филология и философия
Математические модели открытых нелинейных сред
показали, что этим средам присущи определенные
формы организации. Это представление конгениально мысли Платона о неких первообразах и совершенных формах в мире идей, эйдосах, которым стремятся уподобиться вещи зримого мира. Таким образом несовершенный мир стремится к совершенству.
На этих представлениях зиждется следующее наше определение; адаптация - это философская категория, обозначающая спектр имманентно присущих организму или системе потенциально возможных состояний, которые могут быть «развернуты» в новое качественное состояние будущих траекторий развития.
Виблиографический список
1. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций. - Д.,
1989.
2. Нейфах А. А., Лозовская Е. Р. Гены и развитие организма. - М„ 1984.
3. Карпинская Р. С. О философских проблемах молекулярной биологии II Вопросы философии. - 1966. -№ 1.-С. 73.
4. Там же.-С. 142.
Статья принята к публикации 22.12.06