Научная статья на тему 'Синергетический эффект как залог успешного ведения бизнеса'

Синергетический эффект как залог успешного ведения бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1333
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / СИНЕРГИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ПОТЕНЦИАЛ КОМПАНИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулимова Е.А., Ремзова М.А.

В настоящее время в современной практике бизнеса особое внимание уделяется кооперированной и сплоченной работе всех департаментов и подразделений организации для достижения синергетического эффекта, а закон синергии является основным законом её успешного функционирования. Существует большое количество методов и способов для наиболее точного выявления синергетического эффекта. Для роста и развития любой компании, а также для утверждения лидерской позиции на мировом рынке, необходимо взаимодействие и внутренних, и внешних элементов организации. Этого можно добиться при применении синергетического эффекта. Для руководителя очень важно владеть теоретическими основами понятия «синергия», знать сущность закона синергии и способов достижения синергетического эффекта. Это позволит менеджменту компании обеспечить увеличение основных показателей синергии, что в свою очередь приведет к повышению эффективности работы всей организации. Расчёт синергетических показателей поможет спрогнозировать дальнейший рост потенциала компании, повышение конкурентоспособности, и тем самым обеспечит стабильный прирост финансовых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синергетический эффект как залог успешного ведения бизнеса»

Синергетический эффект как залог успешного ведения бизнеса

о

см

см

О!

о ш т

X

<

т О X X

Сулимова Елена Александровна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», Sulimova.EA@rea.ru

Ремзова Марина Александровна

студент, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», marina.remzova.00@mail.ru

В настоящее время в современной практике бизнеса особое внимание уделяется кооперированной и сплоченной работе всех департаментов и подразделений организации для достижения синергетического эффекта, а закон синергии является основным законом её успешного функционирования. Существует большое количество методов и способов для наиболее точного выявления синергетического эффекта. Для роста и развития любой компании, а также для утверждения лидерской позиции на мировом рынке, необходимо взаимодействие и внутренних, и внешних элементов организации. Этого можно добиться при применении синергетического эффекта. Для руководителя очень важно владеть теоретическими основами понятия «синергия», знать сущность закона синергии и способов достижения синергетического эффекта. Это позволит менеджменту компании обеспечить увеличение основных показателей синергии, что в свою очередь приведет к повышению эффективности работы всей организации. Расчёт синерге-тических показателей поможет спрогнозировать дальнейший рост потенциала компании, повышение конкурентоспособности, и тем самым обеспечит стабильный прирост финансовых показателей.

Ключевые слова: организация, синергия, синергетический эффект, потенциал компании, конкурентоспособность.

В 1965 году в своей работе под названием «Корпоративная стратегия» американский профессор И. Ансофф вводит термин «синергия» в сферу экономики и финансов, обозначая его как возможность увеличение результата коллективной работы некоторого количества компаний по сравнению с работой каждой из них. Также он говорит о том, что именно достижение синергии в стратегии развития компании позволяет ей охватывать новые сферы деятельности, не теряя базовых, ключевых и чрезвычайно важных позиций.

В современных источниках как зарубежной, так и отечественной литературы существует большое количество трактовок понятия «синергия». Обобщённо синергию можно представить, как эффект от взаимодействия двух или несколько факторов, у которых координированные действия в совокупности значительно превышают сумму каждого действия по отдельности [4, с. 4041].

Можно утверждать, что синергия - это улучшение функционирования системы за счет консолидации входящих в неё элементов, факторов, направлений, позиций.

Например, если эффект синергии направлен только на одну компанию - то есть, условно, назовём это внут-риорганизационной синергией, то и масштабируемость данного процесса, а также показатели эффективности синергии будут ограничиваться лишь в рамках данной компании, и, следовательно, руководству данной организации необходимо обратить внимание на такие ключевые факторы достижения синергии, как поддержание правильного микроклимата в компании, усиление технологической составляющей, полный или частичный отказ от услуг других организаций и т.д. Если же данный процесс охватывает две и более компании, то для достижения синергетического эффекта необходимо обеспечить поддержание конкурентных преимуществ.

Заметим, что для каждого вида синергии должны проводиться мероприятия, необходимые для её достижения. Данные мероприятия должны быть вызваны факторами, называемыми источниками синергии. Потенциальный синергизм существует в любой цепочке составляющих организации, любом виде её деятельности. Даже ключевые и базовые действия, такие как внедрение новых технологий, оптимизация доходов и расходов, структуризация управления человеческими ресурсами, которые помогают добиться сокращения издержек и повышения квалификации персонала, могут представлять собой источник синергии. В обобщённом виде выделяют три возможных источника достижения синергии (синергетического эффекта) [2, с. 50]:

• функциональная возможность - здесь происходит использование многих функциональных служб органи-

зации её профессиональной компетенции, как в специализированных видах деятельности, так и во всех сферах бизнеса. За счёт этого происходит достижение эффекта синергии;

• стратегическая возможность - достижение с помощью объединения всех корпоративных стратегий компании на всех её уровнях, начиная от конкретного продукта и до уровня системы бизнесов;

• возможность сектора управления (менеджмента) - тут эффект достигается за счёт высококвалифицированного подхода к деятельности организации со стороны менеджерского состава, его особой компетенции и профессионализма.

Совершенно очевидно, что понятие «синергия» охватывает лишь процесс. Но в любом процессе наиболее важным является получение результата - в данном случае так называемого синергетического эффекта. Единый подход к его определению отсутствует. К примеру, И. Адизес определял синергетический эффект как повышение результативности при взаимодействии и взаимосвязи большого количества видов финансовых инструментов в интегрированных организациях, деятельность которых направлена на инновации в различных бизнес-процессах. Ч. Барнард говорил о системном эффекте, представляющим собой объём свойств, значительно превышающий сумму свойств отдельных элементов системы [1, с. 582].

В целом синергетический эффект можно выделить как эмерджентность (или системный эффект), при котором происходит повышение эффективности деятельности организации за счёт интеграции разрозненных и отдельных её частей в единое целое [5]. Многие авторы отождествляют понятие синергетического эффекта с понятиями кооперации и интеграции деятельности, тем самым представляя их в виде следующих равенств: «1 + 1=3», «2+2>4» и «2+2+ +синергетический эффект = 5». На наш взгляд, данные равенства характерны только в случае положительного синергетического эффекта, когда происходит результативное суммирование и объединение отдельных элементов системы. Но нельзя не учесть того факта, что достижение синергии не гарантирует исключительно положительного результата и вполне может завершиться с отрицательным эффектом. В таком случае данные равенства будут неуместны, так как этот эффект будет представлен по типу «2+2=3».

Существует три процесса, осуществляемые в синер-гетическом действии, которые можно назвать своего рода «коллективным мышлением» -это:

• адекватное планирование;

• результативный обмен текущей информацией внутри организации;

• текущая координация работы.

Синергетический эффект - это универсальное понятие, включающее в себя различные аспекты, одним из которых является экономический, и определяющее превышение суммарных результатов коллективной работы составляющих экономической системы над суммой их индивидуальных действий. Целевые синергетические эффекты описываются тремя переменными, такими, как снижение текущих расходов, снижение потребности в инвестициях и увеличение прибыли.

Рассмотрим особенности оценки синергетического эффекта.

Методика оценки синергетического эффекта может основываться на различных подходах к оценке компа-

нии в целом. Критерием оценки могут быть размер прибыли компании за отчетный период или увеличение стоимости всей фирмы. Наиболее часто используют такую тенденцию, как слияние и поглощение (объединение) компаний. Смысл данного явления заключается в том, что у созданной организации рыночная стоимость будет выше стоимости капиталов всех поглощенных компаний. Сделки при таких слияниях не всегда могут быть успешными. Главная причина - неверное оценивание компанией-поглотителя компании-цели. Если предполагаемые выгоды будут преувеличены, тем самым произойдет переоценка, что также может привести к нежелательному результату. Например, Ф. Эванс и Д. Бишоп считают, что покупатели являются создателями так называемой синергетической выгоды. Её источниками являются такие факторы, как увеличение доходов или финансовая экономия, причём первое может быть следствием продажи большого количества товаров и услуг, вызванной переходом на более широкий рынок сбыта. Также причиной может быть повышение цен на отдельные единицы продукции компании. Наиболее ярко это можно увидеть в том случае, когда в результате слияния организация оказалась монополистом на определенную продукцию или в секторе услуг. При оценке второго источника, происходит устранение сходных основных фондов либо накладных расходов. При использовании объединенной компанией тех эффективных и результативных методов, которыми она пользовалась до слияния, происходит усовершенствование процессов. Часто это вызвано расширением среды созданной компанией, либо совершенствованием технологий. Первый и второй источник синергетической выгоды можно назвать следствием усовершенствования.

Однозначно оценить синергетический эффект невозможно. Но существует три стоимостных подхода для его оценки: доходный, затратный и сравнительный.

1) Доходный подход встречается чаще всего в оценке синергетического подхода. В нём дисконтируемые денежные потоки выступают непосредственным проявлением синергетического эффекта. При его анализе учитывается качественный и количественный фактор. При первом анализе создается некий список того, что могло бы быть эффектом, его «заявка». При количественном факторе происходит определение и прогнозирование увеличения таких критериев как улучшение качества продукции, усиление конкурентоспособности компании, увеличение объема продаж, а также возможное снижение затрат, выход на более высокие позиции компании при новых возможностях роста.

2) Базовым элементом сравнительного подхода являются акции интегрированных компаний, а именно прогнозы касаемо их прироста. Но не каждая компания может достичь необходимого уровня развития, поэтому данный подход не является эффективным. К тому же акции для компании-достаточно закрытый ресурс, поэтому не все сделки с ними являются публичными, а, скорее, наоборот, необходимая информация о них будет отсутствовать.

3) Затратный подход представляет приобретение материальных или нематериальных активов до тех пор, пока компании удастся выпустить продукцию, которая будет пользоваться спросом. Получение синергетического эффекта в данном случае и представляет собой увеличение стоимости активов. Явным недостатком этого подхода является тот факт, что в нём не играют никакой роли нематериальные активы, соответственно

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю 2

М О

о

CS

CS Ol

о ш m

X

<

m О X X

применение затратного подхода ограничено. Эффект синергии, получивший оценку за счёт данного подхода, будет значительно занижен.

Таким образом, достижение синергетического эффекта посредством различных методов и способов-одна из основных задач организации.

Руководителю компании важно знать механизм достижения эффекта синергии. Такой механизм и определяет существующий закон синергии, формулировка которого звучит следующим образом: «В любой системе есть определенный набор ресурсов, при котором общий потенциал компании будет либо больше суммы входящих в неё потенциалов по отдельности (таких ресурсов, как технологии, персонал и т.д.), либо, наоборот, быть значительно меньше» [3, с. 2589]. В данном случае под системой мы понимаем компанию, фирму, конгломерат или товарищество. Для руководящего состава важной задачей является определение и подбор такого набора ресурсов, которые бы при своём непосредственном взаимодействии создавали положительный эффект синергии.

В практической среде чаще всего результатом является средний показатель между положительным и отрицательным эффектом синергии. Чтобы достичь абсолютно положительного эффекта, необходимо соединение таких составляющих, как высококвалифицированный подбор кадров в сфере управления и такого достаточно абстрактного критерия, но тем не менее, в современных реалиях играющего значительную роль, как везение или удача в течение продолжительного периода времени. Если же руководитель знает закон синергии, то в его интересах направить свои усилия на поиск оптимального набора ресурсов для достижения желаемого результата.

Существует три базовые среды, от которых напрямую зависят результаты синергетического эффекта:

1) глава компании, её руководитель;

2) непосредственный штаб сотрудников компании;

3) внешняя среда (относительно данного закона).

Первые два фактора, в отличие от третьего, который

бесконтрольно влияет на реализацию закона синергии, изменить можно. Для этого следует рассмотреть несколько ситуаций, в которых можно увидеть характер действия закона синергии:

1) Руководство и персонал не имеют представления о рассматриваемом нами законе. В данном случае подчиненные работают целиком и полностью соответствуя требованиям руководства. В свою очередь, руководитель следит за личностными характеристиками каждого работника, текучестью и сменой кадров, а также за усовершенствованием технического оборудования. Со стороны это выглядит вполне логичным и правильным решением со стороны лидеров данной организации, но микроклимат среди персонала не может быть создан благодаря профессиональным качествам работника, а новое оборудование не может внести ускорения работы всей компании, так как остальное оборудование технологически устарело. Соответственно здесь результат закона синергии может носит отрицательный эффект, так как сумма имеющихся ресурсов по отдельности будет превышать сумму в случае их объединения.

2) Руководитель знает о законе синергии, а подчиненные - нет. В данной ситуации руководитель будет стремиться организовать работу, чтобы обеспечить положительный эффект от набора ресурсов. Это касается

и оборудования, и персонала. Руководством могут применяться методы поощрения и стимулирования, производиться обучение для повышения квалификации персонала. Сложность таких действий заключается в том, что работники могут не понять стратегию их руководителя. Это может привести к тому, что они сами будут выдвигать свои новаторские идеи и пытаться их реализовать, тем самым создавая угрозу дальнейшему развитию компании. Отсутствие согласованности между руководством и персоналом - главный фактор, определяющий отрицательный результат закона синергии.

3) И руководитель, и подчиненные знают о законе синергии. Исход событий в такой ситуации является идеальным и благополучным, так как обе стороны осознают цель их вклада в развитие компании, выполняют предъявляемые к ним требования в полном согласии и гармонии друг с другом. Результаты такой кооперированной работы будут соответствующими: создание приятного микроклимата в компании, креативный подход к работе с обеих сторон, а также финансовый успех.

Рассмотрев все три ситуации, можно сделать вывод о том, что положительный результат закона синергии всё-таки значительно идеализирован и, скорее всего, представляет собой некий ориентир для лидера организации. Гораздо важнее для руководства не допустить исход действий, представленных в первых двух случаях, ведь компания - это своего рода живой организм, в котором все элементы находятся в непосредственной связи друг с другом, и разлад одной структурно-управленческой единицы может привести к сбою целой системы.

Литература

1. Абдокова, Л.З. Синергетический эффект как результат эффективного управления / Абдокова Л.З. // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 10. - С. 581-584.

2. Берсенева, Т.П. Синергия: сущностные характеристики и формы проявления / Берсенева Т.П. // Исторические, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2016. - № 2(64). - С. 48-52.

3. Иванов, Д.А. Понятие «синергия» и «синергиче-ский эффект»: семантический и эволюционный аспекты / Иванов Д.А. // Российское предпринимательство. -2016. - Т. 17. - № 20. - С. 2583-2594.

4. Касьяненко, Т.Г. Системный взгляд на синергию: определение, типология и источники синергического эффекта / Касьяненко Т.Г. // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. - С. 4035-4050.

5. Что такое синергетический эффект и как его можно использовать на практике: [Электронный ресурс] / Информационное интернет издание. - 2013-2019. -Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.syl.ru/article/109509/chto-takoe-sinergeticheskiy-effekt-i-kak-ego-mojno-ispolzovat-na-praktike (дата обращения: 19.12.2019).

Synergetic effect as the key to successful business Sulimova E.A., Remzova M.A.

Plekhanov Russian University of Economics Currently, in modern business practice, special attention is paid to the cooperative and united work of all departments and divisions of the organization to achieve a synergistic effect, and the law of synergy is the main law of its successful functioning. There are a large number of methods and methods for the most accurate identification of the synergistic effect.

For the growth and development of any company, as well as for the establishment of a leadership position in the global market, the interaction of both internal and external elements of the organization is necessary. This can be achieved by applying a synergistic effect. It is very important for a leader to master the theoretical foundations of the concept of "synergy", to know the essence of the law of synergy and how to achieve a synergistic effect. This will allow the company's management to increase the basic indicators of synergy, which in turn will lead to an increase in the overall organization's performance. The calculation of synergetic indicators will help predict the further growth of the company's potential, increase competitiveness, and thereby ensure a stable increase in financial indicators.

Key words: organization, synergy, synergistic effect, company potential, competitiveness.

References

1. Abdokova, L.Z. Synergetic effect as a result of effective management / Abdokova L.Z. // Basic research. - 2016. - No. 10. - S. 581-584.

2. Berseneva, T.P. Synergy: essential characteristics and forms of

manifestation / Berseneva TP // Historical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. - 2016. - No. 2 (64). - S. 48-52.

3. Ivanov, D.A. The concept of "synergy" and "synergistic effect":

semantic and evolutionary aspects / Ivanov D.A. // Russian business. - 2016. - T. 17. - No. 20. - S. 2583-2594.

4. Kasyanenko, T.G. A systematic view of synergy: definition, typology

and sources of synergistic effect / tG Kasyanenko // Russian business. - 2017. - Volume 18. - No. 24. - S. 4035-4050.

5. What is a synergistic effect and how can it be used in practice:

[Electronic resource] / Internet information publication. - 20132019. - The electron. Dan. - Access mode: https://www.syl.ru/article/109509/chto-takoe-sinergeticheskiy-effekt-i-kak-ego-mojno-ispolzovat-na-praktike (accessed: 12.19.2019).

X X O 00 A c.

X

00 m

o

io 2

IO O

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.