Научная статья на тему 'СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЦЕССАМ'

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЦЕССАМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / КАТАСТРОФА / СТРУКТУРА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ / СИСТЕМА / ТОЧКА БИФУРКАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егоров Владислав Викторович, Тихомиров Никита Вадимович

Статья посвящена вопросу о применимости синергетической теории в исследовании проблем общественного развития. В центре внимания авторов находятся положения, сформулированные в рамках теории катастроф относительно специфики изменений, происходящих в открытых системах. В статье изложены главные тезисы синергетической теории катастроф, а также показаны возможности их методологического использования при анализе крупных изменений в общественных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЦЕССАМ»



SCIENCE TIME

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЦЕССАМ

Егоров Владислав Викторович, Тихомиров Никита Вадимович, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии, г. Москва

E-mail: tihomirov_n@rambler. ru

Аннотация. Статья посвящена вопросу о применимости синергетической теории в исследовании проблем общественного развития. В центре внимания авторов находятся положения, сформулированные в рамках теории катастроф относительно специфики изменений, происходящих в открытых системах. В статье изложены главные тезисы синергетической теории катастроф, а также показаны возможности их методологического использования при анализе крупных изменений в общественных отношениях.

Ключевые слова: самоорганизация, катастрофа, структура, общественный институт, система, точка бифуркации.

Исторический процесс - это непрерывное поэтапное развитие общества. По существу, на каждом этапе оно состоит из двух фаз. В первой, медленной фазе социальная система пребывает в состоянии монотонного поступательного движения, что характеризует её относительную устойчивость. Наряду с этим, в отдельные периоды наблюдается резкое ускорение социальной динамики. Это время отмечено взрывным характером протекания большинства процессов в обществе с резкой трансформацией общественных отношений и в конечном итоге - с заменой социального строя. Аналогичные процессы рассматриваются в научной парадигме синергетики - для любой открытой, неравновесно самоорганизованной системы. Например, для популяции организмов, где медленная стадия - идеодаптация, а быстрая - ароморфоз [6].

В данной статье мы рассмотрим вопрос о возможности анализа социальной динамики в категориях синергетической теории катастроф Зимана. Для этого общество должно характеризоваться признаками синергетических систем, т.е. являться открытой, устойчиво неравновесной, самоорганизованной системой с нелинейной динамикой [5]. Безусловно, наше общество - продукт

1 SCIENCE TIME 1

самоорганизации людей. Оно интенсивно обменивается веществом и энергией с окружающей средой, потребляя минеральные и органические ресурсы, а также энергию различных источников (солнце, ветер, приливы, радионуклиды и пр.). При этом оно активно меняет состояние природного окружения. В самом обществе отдельные группы людей тесно взаимодействуют друг с другом, участвуя в движении и самих граждан, а также капиталов, товаров и информации. Названные процессы одновременно и устойчивы, и динамичны, т.к. подвержены постоянным колебаниям в определённых границах. Тем не менее, общество вырабатывает механизмы управления и контроля, которые обеспечивающие стабильность его структур. Это делает социальные процессы предсказуемыми в относительно близкой перспективе. В то же время прогнозы длительного развития всегда условны ввиду невозможности аналитической обработки, да и просто предсказания всего множества факторов, действующих сегодня и способных воздействовать завтра на общество и его подсистемы. Таким образом, общество как система имеет нелинейную динамику развития, а все указанное позволяет отнести его к синергетическим системам.

Согласно представлениям синергетики, существование системы определяется столкновением двух тенденций: организующей и разрушающей (обратные связи или факторы Ляпунова), стремящих ее, соответственно, к порядку и беспорядку [4]. Обе указанные тенденции отчётливо проявляются в общественных отношениях. Порядок является следствием самоорганизации системы. Это достигается путём прогнозирования и предварительного создания структурных уровней и подуровней (принцип опережающего отражения Анохина), их иерархической связи, выработки правил взаимодействия элементов системы [1]. В то же время всякий социальный организм существует в условиях непрекращающегося столкновения личных интересов его членов и принципов коллективной целесообразности, стремящихся дезорганизовать общество. Как известно ещё со времён античности, человек есть «общественное животное». Однако социальное чувство не присуще индивиду от рождения. Оно формируется в процессе социализации, то есть довольно длительного усваивания правил и ценностей, определяющих жизнь данного общества.

Таким образом, в соответствии с положениями синергетики, общество поддерживается и развивается в результате взаимодействия общественного и личного, или, в соответствии с диалектикой Гегеля, в результате единства и борьбы противоположностей. Формой упорядочения социальных отношений является их институциализация. Но она - следствие возникающих взаимодействий в процессе формирования социальных систем. Итогом является создание и закрепление норм поведения. В результате их воспроизводство и совершенствование выступает, с одной стороны, как результат, с другой как механизм управления самоорганизацией социума. Чем больше поступки

1 SCIENCE TIME 1

индивида подчинены институциональным требованиям, тем более упорядочена общественная система. Также справедливо обратное: снижение регулирующей роли институтов неизбежно приводит к хаотизации отношений в обществе.

Для большинства обществ, известных на сегодняшний день, ключевыми структурами являются семья, производственный коллектив, церковь, школа, государство и т.д. Способами их формирования могут служить традиции, либо формальное право. В ряде случаев их действия взаимно дополняются. Так, в странах современной Европы имущественные споры между супругами регулируются официальными нормативными актами, в то время как на межличностные отношения полов продолжают влиять традиционные нравственные представления, лежащие вне поля формального регулирования. Примером слияния обычного и формального права являются такие страны, как Иран и Израиль, где правилам и принципам, сформулированным в священных текстах (Тора, Коран), законодательно придаётся нормативный статус.

В синергетике мы имеем дело со сложной структурой, стихийно сложившейся в диссипативной системе, вследствие высокой скорости потоков вещества и энергии, проходящих через детерминированный хаос [5]. Конечно, не приходится говорить о полной хаотичности современного общества, как и о стихийном характере становления его законодательства. Тем не менее, очевидно, что базовые формы человеческих отношений складывались на протяжении тысячелетий без рационального воздействия. И лишь относительно недавно в историческом масштабе рациональное регулирование социальных отношений стало основным инструментом обеспечения устойчивости общества, выполняя функцию управления его адаптацией к воздействиям внешних и внутренних факторов с правовым закреплением соответствующих механизмов.

Итак, мы говорим о существовании социальных структур, которые обеспечивают обществу устойчивость и поступательность или монотонность процесса его исторического развития. Но вместе с тем это развитие отмечено резкими скачками, сопровождающимися масштабными потрясениями и радикальным переустройством системы общественных отношений. В исторической терминологии такие этапы определяются как революции, а с точки зрения синергетики - как катастрофы. Согласно синергетической концепции Зимана, катастрофа есть резкое изменение в определенный момент параметров системы с последующим кооперативным переходом к новому состоянию динамического равновесия [2]. То есть система после этапа монотонного развития в короткий период стремительно утрачивает структурную организацию, устремляясь к хаосу. После чего происходит усиление процессов самоорганизации, которые приводят к выстраиванию новых структур и налаживанию связей между ними. В исторической перспективе описанные катастрофы не протекают одномоментно. Однако в сопоставлении с долгими

1 SCIENCE TIME 1

этапами устойчивого развития они выглядят, действительно, скачкообразными, что соответствует теории Зимана.

Когда же наступает этот момент? Важно отметить, что любая конкретная социальная формация как упорядоченная система переживает в своём развитии три основных этапа: детство, юность и старость [3]. Сначала, в процессе перехода и формирования нового общественного строя, происходит образование новых социальных институтов, управляющих общественными отношениями, с последующим вполне устойчивым и, как правило, достаточно длительным их функционированием. В дальнейшем происходит неизбежное накопление противоречий во взаимодействии элементов системы, утрата контроля за общественными процессами со стороны социальных институтов, их дисфункция. И наконец, осуществляется стихийный демонтаж социальной системы с переходом к новой формации.

Данная схема близка представлениям классической диалектики Г.Гегеля, в частности, концептуальным положениям закона о переходе количественных изменений в качественные. Развитие, как его описывает автор «Феноменологии духа», имеет линейный поступательно восходящий характер. Однако теория катастроф в конце этого периода предполагает качественный скачок в развитии системы как осуществлённый выбор, который был сделан при прохождении системой точки бифуркации - точки невозврата. При этом если гегелевская модель эволюции предусматривает движение общества исключительно к достижению совершенства, то синергетика допускает и скачок, приводящий к его деградации. Например, на протяжении первых лет нового тысячелетия мы наблюдали разительные негативные (деградационные) перемены, которые претерпели социальные структуры ряда стран арабского мира. В таких странах как Ирак и Ливия военное вмешательство извне, физическое устранение лидеров и насильственная ломка устоявшихся общественно-политических структур привели к атрофии механизмов светского государства с распространением радикального фундаментализма, этнократии, социальной нестабильности. Подобным образом центробежные процессы в Советском Союзе в конце прошлого века привели не только к распаду федерации, но и к катастрофическим процессам разрушения основополагающих институций в бывших союзных республиках.

Важно отметить, что качественные ухудшения в жизни общества, закономерно следующие за революционными потрясениями, не означают движения вспять - к раннему состоянию социальной системы. Происходит утверждение новой конфигурации отношений, отражающей новое, хотя и кризисное состояние ключевых сфер социума. Так, развал национальной индустрии в результате экономического кризиса не означает перехода производственных отношений к экстенсивному подсечному земледелию. Так же,

1 SCIENCE TIME 1

но на локальном уровне, распад семейных отношений не возвращает бывших супругов к добрачному состоянию. В любой системе на конечном этапе деградации присутствуют элементы, возникшие как до, так и в момент прохождения точки бифуркации.

Итак, смена формы существования общества вследствие произошедшей в нем социальной революции была интерпретирована нами как катастрофа, скачкообразная реорганизация системы. Полагаем, что такой подход имеет большой методологический потенциал. Это связано как с использованием аналитических категорий, так и с внедрением в исследовательскую работу новых концепций и теоретических моделей научной парадигмы новейшего времени -синергетики.

Литература:

1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. - М.: Наука, 1978

2. Арнольд В.И. Теория катастроф. - М.: Ленард, 2015

3. Егоров В.В. Основные этапы развития объектов в природе и обществе: сходства и отличия / В.В.Егоров // Учёные записки РГСУ. - 2012. - №10

4. Ляпунов А.М. Общая задача об устойчивости движения. - М., 2000

5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986

6. Северцов А.Н. Морфологические закономерности эволюции. - М.: Либроком, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.