Научная статья на тему 'Синергетическая составляющая эмпатии'

Синергетическая составляющая эмпатии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
636
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синергетическая составляющая эмпатии / эмпатия / эмоциональный мир человека / синергизм / синергетнческая теория / эмпат / эмпатируемый

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елеференко И. О.

Эмпатия подразумевает вхождение в эмоциональный мир другого человека. Такое проникновение характерно при взаимодействии людей всех социометрических профессий. Теоретическое решение взаимоотношений эмпата и эмпатируемого возможно с точки зрения синергизма. Синергетическая теория предполагает наличие компонентов, образующих единое целое. В таком случае нравственность является синергетической составляющей эмпатии, а также ее критерием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The empathy means entering the emotional world of another person. This penetration is characteristic of interaction among people of all sociometric professions. Theoretical decision of mutual relations between an empath and an empathee is possible from the point of view of synergism. The theory of synergism assumes presence of components forming a single whole. In this case morals are a synergetic component of the empathy and its criterion.

Текст научной работы на тему «Синергетическая составляющая эмпатии»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

И. О. Елеференко

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭМПАТИИ

Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Буденного. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор 0.10. Ефремов

Эмпатня подразумевает вхождение в эмоциональный мир другого человека. Такое проникновение характерно при взаимодействии людей всех социометрических профессий. Теоретическое решение взаимоотношений эмпата и эмпатнрусмого возможно с точки зрения синергизма. Сннер-гетнческая теория предполаоет наличие компонентов, образующих единое целое. В таком случае нравственность является синергетнческон составляющей эмпатнн, а также ее критерием.

The empathy means entering the emotional world of another person. This penetration is characteristic of interaction among people of all sociometric professions. Theoretical decision of mutual relations between an empath and an empathee is possible from the point of view of synergism. The theory of synergism assumes presence of components forming a single whole. In this case morals are a synergetic component of the empathy and its criterion.

На современном этапе развития психологии и педагогики явление эмпатии остается малоизученным. Теоретические дефиниции эмпатии чрезвычайно расплывчаты и многообразны. Операционные определения эмпатии также весьма разнообразны и зависят от приклащтой сферы, в которой работает исследователь, от задач, им поставленных, и, самое главное, от метода, которым фиксируется эмпатическая реакция.

В. Бойко считал эмпатию формой рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека . В. Лабунская, Д. Ричардсон, А. Макеева определяют эм-патию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного пове-2

дения другого . По мнению М. Муканова, эмпатия - это некий социальный инсайт,

3

«умственная коммуникация» . Т. П. Гаври-лова выделила два вида эмпатии: «сочув-

4

ствие» и «сопереживание» . М. Шелер, Ф. Олпорт, С. Э. Аш, А. Валлон, В. Уил-мер, Э. Стотланд считают, что эмпатия яв-лясгся особенной формой познания, объектом которого является человекА. Развитие эмпатии обусловлено социальным влияни-

ем и системой воспитательных воздействий (Ч. Рош, Э. Бордин, Р. Хогэн, Л. Мерфи, Э. Ролингс, С. Ирвинг, Г. Гофман, Д. Арон-фрид Ч. Паскаль). Д. Майерс утверждает, что эмпатия - это самозабвенное переживание чувств другого, попытки поставить себя на его место. По данным U. Bronfenbrenner, J. Harding и др., «люди как с высоким, так и с низким уровнем эмпатии оказываются социально неполноценными: первым, наряду с эмоциональностью, отзывчивостью, заинтересованностью в других, присущи такие качества, как неуверенность в себе, неспособность к лидерству, боязнь обидеть кого-либо. Люди с низким уровнем эмпатии ("одинокие волки") и вовсе являются асоциальными типами, так как эгоцентричны, требуют от людей привязанности, будучи неспособными

6

к эмоциональной отзывчивости» .

То есть эмпатия понимается исследователями как защитная функция субъекта, для которого объект является чужим, внешним по отношению к нему и в то же время необходимым ему для выявления своей сущности.

Сннергетнчеекая составляющая эмпатии

Особое место в исследовании эмпатии занимаетличностно ориентированный подход, автором которого является К. Роджерс. Он определял эмпатию как «... способ существования с другим человеком... Это значит войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это значит быть сен-зитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходащих в другом 7

человеке» . Для формулировки своего современного представления К. Роджерс опирался на понятие состояния, или переживания (experiencing), введенное Гендлиным. Э. Гендлин считает, что в любой момент времени человек испытывает состояния, к которым он может многократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске".

Таким образом, следует воспринимать эмпатию (особенно применительно к профессиональной деятельности) ни как сочувствие, ни как переживание, а как вчувство-вание, - и не более того! Следовательно, необходимо вернуться к практике, предложенной в свое время К. Роджерсом, автором данной теории, и его методикам (во всяком случае, применительно к профессиональной деятельности).

Эмпатия неотъемлемое профессиональное качество всех без исключения социометрических профессий. Учитывая доказанные экспериментально исследования о том, что эмпатийные способности можно развить (И. О. Елеференко, 2002), данное свойство необходимо включить в профес-сиограммы специальностей типа «человек-человек».

Тогда, с нашей точки зрения, проявляется другая сторона эмпатии, возникающая по отношению к любой социометрической профессиональной деятельности, потому что ты - «Доверенное лицо для другого!», внутренний мир другого человека, его чувства, мысли и т. д. Вы знаете то, что не знает никто другой. Вполне вероятно, что доверившийся вам человек до конца не осоз-

нает, что с ним (опыт психотерапевта, медицинского работника, даже журналиста, который берет интервью и т. д.). А именно -нравственную сторону эмпатии, ее синер-гетическую составляющую. Именно нравственная часть эмпатии составляет ее вторую половину.

В связи с этим требуется воспроизвести высказывания выдающегося современного специалиста в области понимания В. В. Зна-кова: «При психологическом анализе понимания (Знаков, 1994) у меня практически всегда возникало смутное ощущение, что за пределами анализа осталось что-то очень важное, составляющее вечно ускользающий глубинный смысл исследуемого феномена. Сегодня я думаю, что это «что-то» и есть проявление духовной сущности человека, не сводимой только к познанию и мо-9

рали» .

Синергетика происходит от греческого слова syneгgetikos - совместное действие. Синергетика в науке - это теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы - природных, социальных, когнитивных (познавательных).

Синергизм эмпатии заключается в нравственном поведении того, кому доверились, кто смог быть эмпатийным по отношению к другому.

С. Л. Рубинштейн, проводя психологический анализ человеческой жизни, утверждает, что он направлен на раскрытие отношений человека к другим людям и «составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь, вместе с тем, область "стыка" „ 10

психологии с этикой» .

Заключения, появляющиеся в исследованиях последних лет, говорят о значимости данной проблемы. Так, Н. В. Ластухи-на, исследуя вопросы межличностных нравственных отношений в конфликтных ситуациях, утверждает следующее: «Порождающим и сохраняющим человека отношением является его отношение к субъективности других людей, поиск со-чувствия, со-мыслия, со-гласия, со-действия с ним, фор-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

мирующие мотивацию их совместного поведения» . Г. Иолов, Д. Граднев: «Сотрудничество в сфере межличностного общения обусловлено психологическими установками и моральными ценностями, которые ре-

„ 12

гулируют повседневное поведение людей» . А. В. Брушлинский указывал: «В психологии нарративная парадигма является конкретным выражением макроаналитичсского

13

метода познания психического» .

Мы считаем, что применительно к эмпа-тии нарративный принцип понимания другого человека существенен, так как дает более полное представление о человеке. Данный принцип, дополняя эмпатийный способ понимания другого человека, также является базисной синергетической составляющей, требуя бережного, исключительно корректного отношения к достоинству партнера, собеседника, клиента, интервьюируемого.

Публикации, посвященные нравственно-духовному становлению и бытию человека, подтверждают - проблема назрела, стала насущной, необходимо ее решать. Занимаясь исследованием формирования эмпатийности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки теле-и радиожурналистов, режиссеров кино, телевидения, мультимедиа-программ) последние два десятка лет, убеждаешься в необходимости развития нравственности как синергетической составляющей эмпатии. Это значит, что при научении студента эм-патийным способностям, в нем в первую очередь необходимо формировать нравственное отношение к людям, к самому себе, к мировосприятию.

Таким образом, эмпатия - это синерге-тическое явление, базисной составляющей данного явления является нравственность.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Овчаренко Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соис. учен, степени канд. пед. наук. Волгоград, 2003.

Насенкова II. М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организа-щш деловых игр: Автореф. дис. на соис. учен, степени канд. пед. наук. Казань, 1997.

Васшъкова А. П. Эмпатия как один из специфических критериев ггрофессионашлюй пригодности будущих спащалистов-медиков: Автореф. дис. на соис. учен, степени канд. психол. наук. СПб., 1998.

4

Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. №5. С. 1 07-114. С. 108.

Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (Исторический обзор и современное состояние проблемы) // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 155.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под. общ. ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1999.

"Боуэн М. В.-Б. Духовность и личностно-центрированнный подход// Вопросы психологии. 1991. №3-4. С. 55-58; Rogers С. R. Client-centered therary. Boston, 1951; Psychotherpy and personality change. Chicago, 1954; On personal power. Boston, 1977.

Gendlin E. T. Experiencing and the creation of meaning. N.Y., 1962.

Знаков В. В. Психология понимания. Проблемы и перспективы. М., 2005. С. НОТ 41.

Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. М., 1989. С. 97-98.

Ластухина Н. В. Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях: Автореф. дис. на соис. учен, степени канд. филос. наук. Чебоксары, 2003. С. 12.

ЙоловГ., ГрадевД. Общение: сотрудничество, дистанция, конфликтность. М., 1990. С. 9.

Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.