Научная статья на тему 'Синергетическая модель развития образовательного пространства'

Синергетическая модель развития образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕТОД ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ / MODEL OF EDUCATIONAL SPACE / SYNERGETIC APPROACH / METHOD OF IMAGE-BEARING PERCEPTION AND THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гураль Светлана Константиновна, Обдалова Ольга Андреевна

Дается общая характеристика образовательного пространства сучетом изменения содержания образования. Методологической основой для его моделирования вновых условиях служит синергетическая парадигма. Рассматриваются преимущества образного видения мира иприменения метода образного восприятия имышления. Проводится сравнительный анализ традиционной методики преподавания иностранных языков иподхода кязыку иего преподаванию наоснове синергетической модели языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гураль Светлана Константиновна, Обдалова Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergetic model of educational space development

The article gives a general description of the educational space taking into account the changesin the content of education. Synergetic paradigmis chosen to serve as the methodological basis forits modeling under new conditions. The advantages ofimagevision of the world and of the application of the method ofimage perception andimage thinking are examined. The comparative analysis between the traditional approach to teaching foreign languages and that of on the basis of synergetic principles to the language andits teachingis carried out.

Текст научной работы на тему «Синергетическая модель развития образовательного пространства»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 37.0-81

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

С.К. Гураль, О.А. Обдалова

Аннотация. Дается общая характеристика образовательного пространства с учетом изменения содержания образования. Методологической основой для его моделирования в новых условиях служит синергетическая парадигма. Рассматриваются преимущества образного видения мира и применения метода образного восприятия и мышления. Проводится сравнительный анализ традиционной методики преподавания иностранных языков и подхода к языку и его преподаванию на основе синергетической модели языка.

Ключевые слова: модель образовательного пространства; синергетический подход; метод образного восприятия и мышления.

В связи с изменением содержания образования изменяется и форма процесса его организации. Принципы синергетики могут послужить методологической основой для моделирования организации и самоорганизации образовательного процесса.

Целью данной статьи является рассмотрение основных особенностей синергетического подхода применительно к иноязычному образованию в сравнении с традиционной системой обучения иностранным языкам.

Структурированное многообразие отношений между субъектами образовательного процесса назовем образовательным пространством. Отношения между субъектами образовательного пространства обусловлены процессами трансляции информации, поэтому для определения структуры образовательного пространства используем понятие информационного поля как множества источников информации и среды, в которой она распространяется.

Информация рассматривается здесь как характеристика меры упорядоченности отношений элементов системы, как мера снятой неопределенности их поведения. Информационное поле является фрагментом транслированного в образовательное пространство информационного пространства общества, которое представляет собой многообразие форм упорядоченности социальных отношений, законов их функционирования и развития. Образовательное пространство является сферой взаимодействия трех его субъектов - учителя, ученика и среды между ними.

Вывод Л.С. Выготского [1] о трехстороннем активном процессе - «активен учитель, активен ученик, активна среда между ними» -позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка, не разделяя воспитание и образование. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства, учителя и ученика, представлено как активное отношение со средой, которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства, структурированного так, что он сам оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства. Эта структура может быть определена, по терминологии Л.С. Выготского, как «идеальная форма среды», т.е. то содержание культуры, которое было выработано человечеством в процессе исторического развития.

Организованная в образовательном пространстве среда как совокупность отношений по осуществлению процесса освоения «идеальной формы» несет в себе логику поведения и отношений между субъектами образовательного пространства. В этом заключается активность среды, что позволяет рассматривать ее не только как объект, но и как субъект образовательного пространства. Активность среды создает новое качество системы отношений субъектов образовательного пространства. Среда начинает определять других субъектов, управлять ими, требовать их изменения, проводить селекцию их состояний.

Отношения учителя и ученика представляют собой «перенос порядка», формы организации деятельности ребенка, соответствующих «идеальной форме среды», которая тем самым становится, по выражению, Л.С. Выготского, функцией личности ребенка, его внутренним достоянием. Активность ученика проявляется в том, что он отбирает предложенную ему форму порядка в соответствии со своими возможностями, склонностями, создавая к этой форме определенное отношение. Представленность среды во внутреннем отношении к ней ребенка Л.С. Выготский назвал «переживанием», «единицей анализа отношения ребенка со средой». Результатом переживания должны стать такие внутренние изменения, которые вновь потребуют активного обращения к «идеальной форме среды».

Активность учителя заключается в том, что он, в соответствии со своими возможностями, интересами и представлениями, определяет и предлагает ученику спектр возможных форм упорядочивания способов присвоения «идеальной формы среды». При этом он сам, постоянно варьируя данный спектр, насыщает среду, подбирает оптимальные варианты, тем самым осваивает «идеальную форму среды», делая ее все в большей мере достоянием своей личности. То есть взаимодействие

субъектов образовательного пространства, с одной стороны, обеспечивает их единство и общность, с другой - способствует проявлению и развитию их индивидуальности.

Таким образом, образовательное пространство - это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений, а процесс образования - это процесс последовательного изменения отношений ученика и учителя с образовательной средой, своеобразный «путь» субъектов образовательного процесса в образовательном пространстве. Такой «путь» мы трактовали как образовательную программу, цель которой определяется направленностью движения субъектов в образовательном пространстве. Тем самым показано, что модель образовательной программы как способа организации образовательного процесса может быть построена исходя из принципов синергетики [2].

Учитывая цели и задачи обучения, именно в рамках синергетического подхода представляется целесообразным искать методы эффективного усвоения языка и его саморазвития и как знаковой системы, и как дискурсивной практики. Одним из таких методов является метод образного восприятия и мышления. Следует отметить, что какой бы оценке не подвергалась синергетика, в основе подхода всегда лежат образное видение мира, образное осмысление научной проблемы. Образ является не только продуктом эмоционального восприятия, как представляют порой сторонники эмпирической позиции, но и синтезом эмоционального и рационального, субъективно-личностного и объективносодержательного.

В качестве преимущества образного видения предмета имеет значение то, что образ представляет мир объемно (за исключением, конечно, тех случаев, когда имеет место плоскостное отображение явлений). Кстати сказать, одним из приемов операции варьирования (метод обобщающей переформулировки проблемы) как раз является перевод задачи из плоскостного варианта в объемный, стереометрический вид. Образы запечатляют вещи так, как они есть, где ничего не убавлено и не прибавлено. Другое дело, что образ не очерчивается лишь одной адекватностью, а несет с собой и некое рациональное начало [3].

Большое преимущество образа также в том, что он предъявляет целостную картину явления. Понятийное описание линейно, аналитич-но, и ему не дано «взять» предмет сразу в совокупности его характеристик, которые можно обозреть лишь последовательностью фиксаций, но не однолинейно, как способен явить образ. Сведущие в области исследовательской мысли считают, что талант отличается от крепкого профессионализма тем, что любую сложную идею он воспринимает как целое, не тратя сил на ее разложение по частям, анализ составляющих и их увязывание.

Среди вспомогательных приемов обращения к образу часто используют моделирование. Модель - это объект-заместитель, конструируемый в целях изучения оригинала, когда последний труднодоступен либо работа с ним требует больших материальных затрат ввиду громоздкости. Оригинал и модель характеризуются отношением сходства и различия, которое определяется мерой подобия. Модель не может быть тождественна оригиналу, ибо тогда нет смысла его моделировать, но модель в то же время должна иметь сходство с изучаемым объектом, в противном случае мы не получим полезных результатов.

Сложно исторически складывается понимание термина «язык». Исследователи насчитывают, например, двадцать семь смысловых вариантов этого термина, или, иначе говоря, двадцать семь моделей языка. Вот некоторые из них: язык - исторически развивающееся явление; язык - явление общественное; язык имеет собственные внутренние законы, хотя и тесно связан с обществом. Различные стороны языка развиваются неравномерно. Язык - это своеобразная система систем. Тенденция развития в языке противостоит тенденции к сохранению существующего. Язык в известной мере зависит от физиологических особенностей человеческого организма. Язык как самоорганизующаяся система непрерывно развивается, в нем могут спонтанно организовываться смыслы, и в то же время они социокультурно детерминированы.

Обобщая сказанное, отметим, что применение синергетического подхода в лингвистике далеко не бесспорно. У этого подхода есть и противники, и сторонники. «Лингвистика пока еще не разглядела сложное соотношение однозначного (линейного) и многозначного (нелинейного) в самой основе языка и мышления... Необходимость новой нелинейной теории языка (синергетики языка) становится все более очевидной. Лингвистике необходимо вырваться из линейного плена», - отмечает А.А. Кобляков [4. С. 327, 329].

В предложенном исследовании мы попытались дать сравнительный анализ традиционной методики преподавания иностранных языков и намечающихся контуров нетрадиционного (синергетического) подхода к языку и его преподаванию на основе синергетической модели языка. Применение синергетического подхода к языку [5] опиралось на параллели: «открытая нелинейная среда - контекст», «спонтанная самоорганизация - процессы синтеза в смыслообразовании». Процесс обучения языку - это процесс, слагающийся из усвоения суммы знаний, выявления смысла, межличностного общения, усвоения лексических и синтаксических правил, овладения социокультурными навыками языковой коммуникации и т.д.

Тем самым, прорисовывая контуры проекта «синергетическое движение в языке», выявили три его аспекта. Первый обусловлен ком-

муникативной онтологией языка, где язык предстает как самоорганизующаяся целостность. Второй обусловлен эпистемологией - язык как инструментарий познания, он описывается в контексте проблематики «язык и мышление». Третий связан с методиками обучения языку, синергетикой образования.

Литература

1. ВыготскийЛ.С. Психология. М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. 1008 с.

2. Гураль С.К. Обучение иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвива-ющейся системе (языковой вуз) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. M., 2009.

3. КубряковаЕ.С. Язык и знание. М., 2004. 560 с.

4. Кобляков А.А. Синергетика, язык, творчество // Синергетическая парадигма. М., 2002.

5. Гураль С.К. Язык как саморазвивающаяся система. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2009. 122 с.

SYNERGETIC MODEL OF EDUCATIONAL SPACE DEVELOPMENT Gural S.K., Obdalova O.A.

Summary. The article gives a general description of the educational space taking into account the changes in the content of education. Synergetic paradigm is chosen to serve as the methodological basis for its modeling under new conditions. The advantages of image vision of the world and of the application of the method of image perception and image thinking are examined. The comparative analysis between the traditional approach to teaching foreign languages and that of on the basis of synergetic principles to the language and its teaching is carried out.

Key words: model of educational space; synergetic approach; method of image-bearing perception and thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.