да использовали КТ с определением денситометрических показателей паренхимы печени, при которой заключение о НАЖБП получали при денситометрических показателях менее 50 Ни. Анализировали диагностическую эффективность ультразвукового исследования с оценкой HRI. Значения HRI менее 1,49 расценивали как показатели нормы; 1,49 и более - как соответствующие НАЖБП. Согласно этому, при использовании HRI (табл. 4) получено 37 положительных результатов, из них все расцениваются нами как истинно положительные. Отрицательных результатов было всего 69, из них 10 расцениваются нами как ложноотрицательные по отношению к диагностике НАЖБП и обусловлены наличием низких значений HRI при денситометрических показателях печени по данным КТ менее 50 Ни. Большая часть ложноотрицательных результатов выявлена в подгруппе с выраженным снижением СКФ в 6-8 случаев.
Таблица 4
Показатели диагностической эффективности ультразвукового исследования с количественной оценкой
эхогенности печени по гепаторенальному индексу
Показатель диагностической эффективности Ультразвуковое исследование с определением гепаторенального индекса
Число истинно положительных результатов 37
Число истинно отрицательных результатов 59 Окончание табл. 4
Число ложноположительных результатов 0
Число ложноотрицательных результатов 10
Чувствительность 78
Специфичность 100
Точность 89
Примечания: в качестве референтного метода использовали КТ с определением денситометрических характеристик печени.
Выводы. В целом УЗИ с использованием HRI в качестве инструмента для количественной оценки эхогенности печени обладает низкой чувствительностью (78,7 %) и высокой специфичностью (100 %) в диагностике НАЖБП. Высокая специфичность обусловлена, по нашему мнению, учётом клинических критериев НАЖБП, а именно тем, что они основаны на исключении пациентов с вирусными, лекарственными и токсическими гепатитами, на исключении случаев алкоголизма. Во всех перечисленных выше ситуациях диагноз НАЖБП отклоняется, а признаки жировой инфильтрации печени считаются обусловленными наличием данных заболеваний.
Библиографический список
1. Араблинский, А. В. К вопросу о неинвазивной диагностике жирового гепатоза при неалкогольном стеатогепатите / А. В. Араблинский, М. Х. Чеченов // Медицинская визуализация. - 2008. - № 1. - С. 46-51.
2. Ballestri, S. Ultrasonographic fatty liver indicator, a novel score which rules out NASH and is correlated with metabolic parameters in NAFLD / S. Ballestri, A. Lonardo, D. Romagnoli [et al.] // Liver International. - 2012. - P. 1242-1252
3. Davidson, L. E. Protocol for measurement of liver fat by computed tomography / L. E. Davidson, J. L. Kuk, T. S. Church [et al.] // J. Appl. Physiol. - 2006. - V. 100. - Р. 864-868.
4. Webb, M. Diagnostic Value of computerized hepatorenal index for sonographic quantification of liver steatosis / M. Webb, H. Yeshua, Sh. Zelber-Sagi [et al.] // AJR. - 2009. - V. 192. - P. 909-916.
© Килина О. Ю., Ханарин Н. В., Иванова С. Н., Россова Н. А., 2015
УДК 616-057
СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВРАЧЕЙ И МЕДСЕСТЁР ОТДЕЛЕНИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАЦИИ
В. Б. Кошкин, А. Ю. Гончаревич, О. А. Ковалёва
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Республиканская клиническая больница им. Г. Я. Ремишевской
В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания персонала отделений анестезиологии — реанимации. Выявлена особенность структуры профессионального выгорания у врачей и медицинских сестёр отделения анестезиологии и реаниматологии в зависимости от стажа работы, которая показывает снижение эмоционального истощения, а также значительное повышение профессиональной успешности в группах со стажем работы более 10 лет.
Ключевые слова: дезадаптация, синдром профессионального выгорания, психическое здоровье, эмоциональное истощение, профессиональная успешность.
Актуальность исследования. Термин «синдром профессиональной дезадаптации» впервые был предложен Н. Freudenberger в 1974 году для описания состояний деморализации, крайней усталости, подавленности, которые наблюдались у работников психиатрических лечебниц [1].
В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) - сгорание, выгорание, затухание горения [2], в отечественной литературе синонимами к нему являются «синдром профессионального выгорания», «синдром хронической усталости» [3].
Профессиональная дезадаптация потенциально заложена в любую профессиональную деятельность, в том числе и медицинскую, однако ярче других она представлена у специалистов реанимационных отделений [4-7]. Область анестезиологии-реаниматологии относится к профессиональным сферам, в максимальной степени насыщенным стрессогенными факторами. Это закономерно приводит к высокому уровню психического напряжения врачей анестезиологов-реаниматологов и определяет повышенный риск развития у врачей-специалистов профессиональной деформации личности и других негативных состояний вплоть до нарушений социальной адаптации, нервно-психического или соматического здоровья.
По данным W. N. Blikbern (2003), эмоциональное истощение у анестезиологов-реаниматологов встречается в семь раз чаще, чем у других специалистов, а по числу суицидальных попыток анестезиологов-реаниматологов обошли только психиатры.
Помимо этого, в исследовании Т. А. Саблиной и Т. В. Бутенко [4] отмечена прямая связь профессионального выгорания с уменьшением трудовой мотивации и эффективности профессиональной деятельности, снижением психического, физического и социального здоровья.
Целью нашего исследования было выявление и изучение синдрома профессионального выгорания у врачей и медицинских сестёр отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница им. Г. Я. Ремишевской». Задачи исследования:
- определить степень профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов и медицинских сестёр отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ РХ «РКБ им. Г. Я. Ремишевской»;
- провести анализ особенностей синдрома профессионального выгорания врачей анестезиологов-реаниматологов и медицинских сестёр отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ РХ «РКБ им. Г. Я. Ре-мишевской».
Материалы и методы. Исследование профессионального выгорания проводилось на основе тестирования 12 врачей анестезиологов-реаниматологов и 21 медицинских сестёр отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ РХ «РКБ им Г. Я. Ремишевской». В основу проведения исследования лёг тест для диагностики синдрома профессионального выгорания, который был разработан на основе трёхфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
Критерии включения: врачи и медицинские сёстры со стажем работы по специальности не менее 0,5 лет, отсутствие хронических заболеваний в стадии субкомпенсации (бронхиальная астма, сахарный диабет и цирроз печени). Выделяли четыре группы исследования в зависимости от стажа работы по специальности: от 0,5 до 3 лет, от 4 до 10 лет, от 10 до 20 лет и более 20 лет.
Результаты исследования. Исходя из полученных результатов по проведённому тестированию, определили, что профессиональное выгорание у врачей и медицинских сестёр отделения анестезиологии и реанимации соответствует высокому уровню, равному 7 баллам. Детализация показала, что эмоциональное истощение составило 20,32; деперсонализация - 13,99; профессиональная успешность - 35,82.
В группе со стажем работы от 0,5 до 3 лет показатели эмоционального истощения составили 21,6; деперсонализации - 14,2, профессиональной успешности - 32,1, что соответствует высокому уровню эмоционального выгорания - 9 баллов. В группе со стажем от 4 до 10 лет эмоциональное истощение составило 20,85; деперсонализация - 16; профессиональная успешность - 37, что также соответствует высокому уровню профессионального выгорания - 8 баллов. Соответственно в группе со стажем от 10 до 20 лет показатели эмоционального истощения равны 20; деперсонализации - 12,87; профессиональной успешности - 36,25; это высокий уровень профессионального выгорании - 7 баллов. В группе, в которой стаж работы испытуемых был более 20 лет, эмоциональное истощение равнялось 17; деперсонализация - 12,37; профессиональная успешность - 40,25. Средний уровень профессионального выгорания данной группы составляет 6 баллов.
Таким образом, в ходе проведённого исследовании синдрома профессионального выгорания у врачей и медицинских сестёр отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ РХ «РКБ им. Г. Я. Ремишевской» получены результаты, свидетельствующие о том, что у исследуемой группы имеется высокая выраженность эмоциональ-
ного истощения. Этот факт говорит о том, что данные специалисты в большей степени подвержены развитию синдрома профессионального выгорания и как следствие развитию у них высокой степени деперсонализации.
Выводы. Проведённый анализ выявил особенность структуры профессионального выгорания у врачей и медицинских сестёр отделения анестезиологии и реаниматологии в зависимости от стажа работы, которая показывает снижение эмоционального истощения, а также значительное повышение профессиональной успешности в группах со стажем работы более 10 лет.
В группе, у представителей которой стаж работы не превышает трёх лет, уровень профессиональной успешности самый низкий в сравнении с другими группами. Эмоциональное истощение испытуемых этой же группы находится на самом высоком уровне в сравнении с другими группами.
Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений, предъявляемым требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определённую напряжённость (психологический стресс) в разных ситуациях их профессиональной деятельности.
Структура врачей анестезиологов-реаниматологов и медицинских сестёр отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ РХ «РКБ им. Г. Я. Ремишевской» в зависимости от стажа работы и показателей профессионального выгорания представлена на диаграмме (рис.).
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
1111 =
■ Эмоциональное истощение
■ Деперсонализация
□ Профессиональная успешность
0,5-3 лет
4-10 лет
10-20 лет
более 20 лет
Рис. Распределение врачей анестезиологов-реаниматологов и медицинских сестёр отделения анестезиологии
и реанимации ГБУЗ РХ «РКБ им. Г. Я. Ремишевской» в зависимости от стажа работы и профессиональной дезадаптации
Библиографический список
1. Freudenberger H. J Staff Burnout // Journal of Social Issues. - 1974. - V. 30., № 1. - Р. 159-165.
2. Maslach, C. The Maslach Burnout Inventory / C. Maslach, S. E. Jackson. - Palo Alto, CA Consulting Psychologistis Press, 1986. - P. 23-45.
3. Ловчев, А. Ю. Психологические и психофизиологические характеристики профессиональной дезадаптации и их динамика у анестезиологов-реаниматологов и хирургов / А. Ю. Ловчев, Н. П. Ванчакова, В. А. Корячкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11: Медицина. - 2009. - № 3. - С. 184-189.
4. Саблина, Т. А. Профессиональное выгорание и трудовая мотивация медицинских сестёр / Т. А. Саблина, Т. В. Бутенко // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2010. - № 3. - С. 86-92.
5. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания« в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Изд-во Спб ГУ, 2000. - 498 с.
6. Назаров, И. П. Синдром эмоционально выгорания персонала отделений анестезиологии и реаниматологии / И. П. Назаров, Н. В. Волошина // Современные проблемы анестезиологии и интенсивной терапии. - Красноярск, 2011. - С. 92-98.
7. Назаров, И. П. Профессиональное выгорание врачей анестезиологов-реаниматологов / И. П. Назаров // Первая краевая. - 2008. - № 31. - С. 52-53.
© Кошкин В. Б., Гончаревич А. Ю., Ковалёва О. А., 2015