2014 г. по делу № 33-475/2014 // [Электронный ресурс] URL. http: // ^^^^судебныерешения.рф.
СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПАСАТЕЛЯ МЧС: ПРИЧИНЫ, ОСОБЕННОСТИ
И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Ю.Г. Хлоповских, преподаватель, к.п.н., доцент,
А.В. Кравцов, курсант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Синдром профессионального выгорания - психологическая категория, все чаще употребляемая в отношении представителей самых разных профессий, наряду с такими понятиями как «психоэмоциональное выгорание», «эмоциональное истощение».
Синдром профессионального выгорания непосредственно связан с профессиональным стрессом; ведет к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма. Причина этого - в накопившихся отрицательных эмоциях, которые вытесняются, подавляются, не находят выхода и, соответственно, не позволяют работнику продуктивно трудиться и ощущать себя эмоционально и физически комфортно.
Выделяют три стадии развития синдрома профессионального выгорания. На первой наблюдаются забывание каких-либо деталей и мелочей, некоторые сбои в процессе выполнения двигательных действий. Как правило, на эти симптомы мало кто обращает внимание, списывая их на общую усталость или индивидуальные особенности. В зависимости от рода деятельности, интенсивности нагрузок и психологических особенностей работника первая стадия может длиться от 3 до 5 лет.
Вторая стадия характеризуется существенной потерей интереса к работе и общению, причем как с коллегами, так и с членами семьи; повышенной раздражительностью; выраженной склонностью простудным заболеваниям. Рабочая неделя у такого специалиста длится невыносимо долго, к концу недели наступает апатия, проявляются такие соматические симптомы, как отсутствие сил, недостаток энергии, головные боли по вечерам и «мертвый» сон без сновидений. Эта стадия профессионального выгорания может проявляться с разной степенью интенсивности и, в зависимости от множества факторов, может длиться от 5 до 15 лет.
Третья стадия характеризуется полнейшим личностным выгоранием, сопровождаемым потерей всякого интереса к работе и жизни. Человеку свойственны эмоциональная индифферентность, безразличие, ощущение беспрерывного упадка сил и потеря остроты мышления. Такие люди стремятся к уединению, ограничивая внешние контакты домашними животными и
одинокими прогулками на природе. Длительность данной стадии может затянуться на 20 лет [5].
Установлено, что развитие профессионального выгорания не связано с уровнем занимаемой должности и квалификацией специалиста. Время от времени симптомы эмоционального истощения возникают у всех. Однако есть профессии, представители которых в наибольшей степени подвержены риску проявления тех или иных симптомов психоэмоционального выгорания. К их числу относится и профессиональная деятельность сотрудников МЧС.
Пожарные выполняют спасательные работы, связанные с пожаротушением, ликвидацией последствий наводнений, несчастных случаев, последствий природных, антропогенных и техногенных катастроф (дорожно-транспортных происшествий, нефтяных загрязнений и т.п.).
Работа пожарных сопряжена со значительным физическим и нервно-психическим напряжением, вызванным высокой степенью личного риска, ответственностью за людей и сохранность материальных ценностей, с необходимостью принятия решения в условиях дефицита времени. Кроме того, деятельность пожарных протекает в крайне неблагоприятных условиях, характеризующихся повышенной температурой, наличием токсичных веществ в окружающей среде, что требует применения средств индивидуальной защиты. А периодические круглосуточные дежурства являются нарушением нормального режима сна и бодрствования, что способствует развитию патологических процессов. Эти обстоятельства способствуют не только развитию утомления, негативных функциональных состояний, но и могут быть причиной заболеваний и повышенного травматизма [4].
Представители данной профессии должны обладать крепкой психикой, высокой стрессоустойчивостью - ведь события развиваются непредсказуемо, да и не всех людей удается спасти, иногда они гибнут на глазах, и это необходимо пережить [3], а также отменным здоровьем, высокой выносливостью, физической силой (не случайно для желающих поступить на такую службу проводится жесткий медицинский отбор).
Деятельность пожарных сопровождается неблагоприятным воздействием физических, химических, психологических и других патогенных факторов, вызывающих выраженный физиологический и психоэмоциональный стресс [1]. Экстремальные условия характеризуются сильным травмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника. Это воздействие может быть мощным и однократным при угрозе жизни и здоровью, взрывах, обрушениях знаний и т.п., или многократным, требующим адаптации к постоянно действующим источникам стресса. Оно характеризуется различной степенью внезапности, масштабности, может служить источником как объективно, так и субъективно обусловленного стресса.
Специфичным стрессогенным фактором для профессиональной деятельности пожарных является режим тревожного ожидания при несении суточного боевого дежурства. У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может превосходить
реакцию, возникающую в период боевых действий. Во время своей рабочей смены пожарный-спасатель находится в состоянии постоянной готовности, чтобы в случае возникновения кризисной ситуации незамедлительно выехать на место происшествия.
Когда поступает сигнал тревоги, дежурные бойцы должны за 20 секунд надеть специальную одежду, после чего немедленно сесть в машину и выехать. От того, насколько быстро прибудет машина на место происшествия, часто зависят жизни многих людей. По прибытии пожарные определяют, что и где горит, какие действия следует предпринимать.
Необходимо за полторы-две минуты развернуть пожарные рукава и подключить их к местному источнику воды, если таковой имеется, либо к цистерне. Тушение огня может длиться от нескольких минут до нескольких суток. Если прибывших сил для борьбы с огнем не хватает, вызывается подмога. После ликвидации возгорания начальник караула должен доложить в часть по рации о результатах операции, составить акт [2].
К субъективным причинам стресса относят также недостаточную опытность, психологическую неподготовленность, низкую эмоциональная устойчивость.
Работа пожарных-спасателей связана с большими физическими нагрузками, которые вызваны высоким темпом работы при эвакуации пострадавших, разборке конструкций и оборудования, прокладывании рукавных линий, работе с пожарно-техническим оборудованием, эвакуации материальных ценностей и т.д. В этих условиях спасатели работают в специальном снаряжении, только стандартное обмундирование пожарного весит около 30 кг, а с ним нужно спускаться по специальному шесту к машине, быстро передвигаться, маневрировать во время пожара, пешком подниматься на верхние этажи. Иногда приходится работать в условиях ограниченного пространства, в непригодной для дыхания среде при весе противогаза до 15 кг; сильная плотность дыма может существенно ограничивать видимость.
Напряженная физическая работа в условиях высокой температуры и влажности может вызывать нарушения водно-солевого баланса, терморегуляции организма, головные боли, нежелание двигаться, заторможенность реакций. Снижение концентрации кислорода и наличие продуктов горения (ядовитые газы, выделяемые при горении) оказывают отравляющее действие на организм работников [4].
Таким образом, профессия пожарного-спасателя характеризуется высоким уровнем опасности и травматичности, выраженной стрессогенностью, повышенным риском, неопределенностью ситуации, высоким уровнем ответственности, зачастую - необходимостью действовать в условиях ограниченного пространства и дефицита времени.
Все это предопределяет развитие высоких требований к профессионально важным качествам пожарных-спасателей, а также служит значимым фактором развития синдрома психоэмоционального выгорания.
Надо отметить, что существует категория людей, которая в меньшей мере подвержена синдрому профессионального выгорания, их физическому и эмоциональному здоровью наносится меньший вред.
К факторам, снижающим риск профессионального выгорания, относятся: целенаправленная и систематическая забота о своем здоровье, физической форме; высокая самооценка и уверенность в своих знаниях, умениях, способностях; умение проявлять гибкость в стрессовых ситуациях. Профессиональному выгоранию в меньшей степени подвержены люди, отличающиеся высокой лабильностью, коммуникабельностью, открытостью, самостоятельностью и умением решать проблемы, полагаясь исключительно на себя. Умение поддерживать оптимистические взгляды относительно себя и своего окружение - также существенный фактор профилактики синдрома профессионального выгорания.
Для того чтобы справиться с синдромом профессионального выгорания надо, прежде всего, идентифицировать его симптомы. Выделяют психофизические, социально-психологические и поведенческие группы симптомов профессионального выгорания.
К психофизическим относятся:
- чувство постоянной усталости, причем не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды;
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
- частые беспричинные головные боли;
- резкие скачки веса;
- бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности.
Группу социально-психологических симптомов составляют:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия;
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.
Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится все тяжелее, а выполнять ее все труднее;
- сотрудник существенно меняет свой рабочий режим;
- постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает;
- руководитель затрудняется в принятии решений;
- сотрудник испытывает чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- дистанцированность от сотрудников, повышение неадекватной критичности;
- злоупотребление алкоголем [5].
Для профилактики развития синдрома профессионального выгорания используют методы мышечной релаксации и приемов аутогенной тренировки, способствующие преодолению стресса, нервного напряжения и укрепления здоровья. В процессе учебно-профессиональной подготовки будущим спасателям целесообразно осваивать эти приемы под руководством психолога в кабинете психологической разгрузки.
С целью профилактики и коррекции профессионального выгорания рекомендуется следующее:
- относиться к себе с принятием, без излишней критики; адекватно оценивать свои возможности и ограничения;
- для формирования и поддержания адекватной самооценки важно концентрироваться на успехах, а не на поражениях;
- уделять время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям;
- работа не должна стать самоцелью и не должна занимать все жизненное пространство;
- возможно построение «горизонтальной карьеры», то есть уход в смежную область деятельности;
- использовать постоянные обязанности для достижения собственных глобальных значимых целей и фиксировать на этом внимание (к примеру, материальное обеспечение семьи, саморазвитие, освоение нового вида деятельности).
Однако панацеи от синдрома профессионального выгорания не существует. Несмотря на то, что данная проблема более чем решаема, этим самым решением нужно целенаправленно заниматься. Любому человеку нужно время от времени останавливаться для осознания, что он делает в данный момент, куда идет и к чему стремится. Взглянув на свою деятельность со стороны, есть шанс увидеть множество новых возможностей.
Список использованной литературы
1. Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионализации. Автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Ю.А. Дежкина. - СПб.: РГПУ, 2008.
2. Дутов В.И. О воздействии на людей опасных факторов пожара / В.И. Дутов, В.Н. Тимошенко // Безопасность людей на пожарах: Сб. науч. тр. - М.: ВНИИПО, 1980.
3. Марьин М.И. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы»: метод. пособ. / М.И. Марьин, С.И. Ловчан, И.В. Иванихина и др. - М.: ВНИИПО, 1998. - 101 с.
4. Марьин М.И. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных / М.И. Марьин, Е.С. Соболев // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11. - № 1. - С. 102-108.
5. http: //www.thesoul .ru/psychology/1270-work-burnout.html.
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
И.Д. Черноусова, доцент, к.филос.н., И.В. Черноусов, доцент, к.филос.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Новый век ознаменовался возрастанием количества природных и техногенных катастроф в мире, принесших максимальные экономические ущербы, не говоря уже о человеческих жертвах. Возрастание этих двух классов угроз и опасностей требуют научного и философского анализа. Отечественные и зарубежные исследователи в своих статьях обращают внимание на необходимость построения теории земной безопасности, вычленяя при этом философско-социологический аспект. Согласно им, категории «безопасность» и «опасность» относятся к разделу философской аксиологии как учения о ценностях и оценках явлений мира с позиций их действительного или мнимого значения в жизни человека.
Философский аспект проблемы безопасности земной цивилизации усматривается в следующих моментах:
1) мировоззренческое осознание опасности социально-экологической катастрофы земной цивилизации, когда рассматривается стратегия ноосферного мышления;
2) чрезвычайная ситуация, сложившаяся в развитии земной цивилизации на рубеже двух тысячелетий и придающая ей уникальный характер;
3) общенаучный анализ катастроф посредством привлечения категориального аппарата философии и науки и использования синергетического подхода к решению проблем безопасности;