Научная статья на тему 'Синдром профессионального выгорания в деятельности сотрудника ГПС МЧС России'

Синдром профессионального выгорания в деятельности сотрудника ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1983
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хлоповских Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синдром профессионального выгорания в деятельности сотрудника ГПС МЧС России»

СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ГПС МЧС РОССИИ

Ю.Г. Хлоповских, доцент, к.п.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Синдром профессионального выгорания - психологическая категория, все чаще употребляемая в отношении представителей самых разных профессий, наряду с такими понятиями как «психоэмоциональное (эмоциональное) выгорание», «эмоциональное истощение» и др.

Термин «эмоциональное выгорание» был введен в научный обиход в 70-х годах прошлого века и относился изначально к специалистам, работающим в сфере «Человек - Человек» - врачам, социальным работникам, психотерапевтам, психологам. То есть к представителям тех профессиональных групп, которые постоянно сталкиваются с негативными эмоциональными переживаниями клиентов, вовлекаются в них и, как следствие, испытывают повышенное эмоциональное напряжение. Согласно современным представлениям, развитие профессионального выгорания не зависит от уровня занимаемой должности и квалификации специалиста.

Американский психиатр Герберт Фройденбергер определил синдром выгорания как «поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам» (1974). Кроме того, синдром профессионального выгорания представляет собой состояние, при котором человек не ожидает вознаграждения от выполняемой работы, а напротив, ждет наказании, что обусловлено недостатком мотивации или недостаточной компетенцией.

Синдром профессионального выгорания включает три симптома:

1) эмоциональное истощение, то есть чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой;

2) деперсонализация, которая предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда;

3) редукция профессиональных достижений - возникновение чувства некомпетентности, неэффективности в профессиональной деятельности, осознание неуспеха.

Синдром профессионального выгорания непосредственно связан с профессиональным стрессом; ведет к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма. Причина этого - в накопившихся отрицательных эмоциях, которые вытесняются, подавляются, не находят выхода и, соответственно, не позволяют работнику продуктивно трудиться и ощущать себя эмоционально и физически комфортно.

Выделяют три стадии развития синдрома профессионального выгорания. На первой наблюдаются забывание каких-либо деталей и мелочей, некоторые сбои в процессе выполнения двигательных действий. Как правило, на эти симптомы мало кто обращает внимание, списывая их на общую усталость или

индивидуальные особенности. В зависимости от рода деятельности, интенсивности нагрузок и психологических особенностей работника первая стадия может длиться от 3 до 5 лет.

Вторая стадия характеризуется существенной потерей интереса к работе и общению, причем как с коллегами, так и с членами семьи; повышенной раздражительностью; выраженной склонностью к простудным заболеваниям. Рабочая неделя у такого специалиста длится невыносимо долго, к концу недели наступает апатия, проявляются такие соматические симптомы, как отсутствие сил, недостаток энергии, головные боли по вечерам и «мертвый» сон без сновидений. Эта стадия профессионального выгорания может проявляться с разной степенью интенсивности и, в зависимости от множества факторов, может длиться от 5 до 15 лет.

Третья стадия характеризуется полнейшим личностным выгоранием, сопровождаемым потерей всякого интереса к работе и жизни. Человеку свойственны эмоциональная индифферентность, безразличие, ощущение беспрерывного упадка сил и потеря остроты мышления. Такие люди стремятся к уединению, ограничивая внешние контакты. Длительность данной стадии может затянуться на 20 лет [4].

Но начинается синдром эмоционального выгорания не с забывания и сбоев в работе, а, напротив, с выраженного идеализма, восторженности, сверхувлечённости деятельностью. При этом на протяжении недель и месяцев человек предъявляет к себе повышенные, чрезмерные требования.

Итак, время от времени симптомы эмоционального истощения возникают у специалистов практически любой сферы деятельности. Однако есть профессии, представители которых в наибольшей степени подвержены риску проявления тех или иных симптомов психоэмоционального выгорания. К их числу относится и профессиональная деятельность сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России.

Пожарные выполняют спасательные работы, связанные с пожаротушением, ликвидацией последствий наводнений, несчастных случаев, последствий природных, антропогенных и техногенных катастроф (дорожно-транспортных происшествий, нефтяных загрязнений и т.п.).

Работа пожарных связана со значительным физическим и нервно -психическим напряжением, вызванным высокой степенью личного риска, ответственностью за людей и сохранность материальных ценностей, с необходимостью принимать решения в условиях дефицита времени. Кроме того, деятельность пожарных протекает в крайне неблагоприятных условиях, характеризующихся повышенной температурой, наличием токсичных веществ и т.п. А периодические круглосуточные дежурства являются нарушением нормального режима сна и бодрствования, что вызывает развитие патологических процессов. Эти обстоятельства способствуют не только развитию утомления, негативных функциональных состояний, но и могут быть причиной заболеваний и повышенного травматизма [3].

Специфичным стрессогенным фактором для профессиональной

деятельности пожарных является режим тревожного ожидания при несении суточного боевого дежурства. У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую в период боевых действий. Во время своей рабочей смены пожарный-спасатель находится в состоянии постоянной готовности, чтобы в случае возникновения кризисной ситуации незамедлительно выехать на место происшествия [1].

К субъективным причинам стресса относят недостаточную опытность, психологическую неподготовленность, низкую эмоциональную устойчивость сотрудников ГПС.

Таким образом, деятельность сотрудника ГПС характеризуется высоким уровнем опасности и травматичности, выраженной стрессогенностью, повышенным риском, неопределенностью ситуации, высоким уровнем ответственности, зачастую - необходимостью действовать в условиях ограниченного пространства и дефицита времени.

Все это предопределяет не только высокие требования к профессионально важным качествам пожарных-спасателей, но и служит значимым фактором развития синдрома психоэмоционального выгорания.

Как показывают современные исследования, в частности, проведенные В.С. Кошкаровым [2], у разных категорий сотрудников пожарных частей (начальников караула, их помощников, командиров отделений, пожарных, диспетчеров, водителей) показатели профессионального выгорания существенно различаются. В наименьшей степени синдрому профессионального выгорания подвержены пожарные, в наибольшей - диспетчеры, начальники караула и помощники начальников караула. Причиной этого является, по-видимому, то, что пожарные являются исполнителями, в отличие от начальников караула, на которых возложена колоссальная ответственность за принятие единственно правильного решения, влияющего на сохранение при возникновении ЧС жизней людей и материальных ресурсов.

Есть и общие черты: с возрастом повышаются показатели профессионального выгорания по шкале «эмоциональное истощение» у всех категорий сотрудников ГПС, то есть возрастает чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой.

При анализе динамики показателей эмоционального выгорания в зависимости от стажа работы сотрудников выявлено следующее: у пожарных и водителей в меньшей степени, чем у других категорий сотрудников ГПС МЧС России, снижается уровень эмоционального истощения. У диспетчеров повышаются показатели деперсонализации. У начальников караула и помощников начальников караула существенно повышается уровень эмоционального истощения и деперсонализации.

Исходя из этого, можно заключить, что характер и стаж профессиональной деятельности, возраст сотрудника оказывают существенное влияние на особенности проявления профессионального выгорания.

К факторам, снижающим риск профессионального выгорания, относятся:

целенаправленная и систематическая забота о своем здоровье, физической форме; высокая самооценка и уверенность в своих знаниях, умениях, способностях; умение проявлять гибкость в стрессовых ситуациях. Профессиональному выгоранию в меньшей степени подвержены люди, отличающиеся высокой лабильностью, коммуникабельностью, открытостью, самостоятельностью и умением решать проблемы, полагаясь исключительно на себя. Умение поддерживать оптимистические взгляды относительно себя и своего окружение -также существенный фактор профилактики синдрома профессионального выгорания.

Для того чтобы справиться с синдромом профессионального выгорания надо, прежде всего, идентифицировать его симптомы. Выделяют психофизические, социально-психологические и поведенческие группы симптомов профессионального выгорания.

К психофизическим относятся: чувство постоянной усталости, причем не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды; общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые беспричинные головные боли; резкие скачки веса; бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности.

Группу социально-психологических симптомов составляют безразличие, скука, пассивность и депрессия; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности; чувство гиперответственности и постоянное чувство страха; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее, а выполнять ее все труднее; сотрудник существенно меняет свой рабочий режим; постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель затрудняется в принятии решений; сотрудник испытывает чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; дистанцированность от сотрудников, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем [4].

Для профилактики развития синдрома профессионального выгорания используют методы мышечной релаксации и приемов аутогенной тренировки, способствующие преодолению стресса, нервного напряжения и укрепления здоровья. В процессе учебно-профессиональной подготовки будущим спасателям целесообразно осваивать эти приемы под руководством психолога в кабинете психологической разгрузки.

С целью профилактики и коррекции профессионального выгорания

рекомендуется следующее:

- относиться к себе с принятием, без излишней критики; адекватно оценивать свои возможности и ограничения; для формирования и поддержания адекватной самооценки важно концентрироваться на успехах, а не на поражениях;

- уделять время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям; работа не должна стать самоцелью и не должна занимать все жизненное пространство.

- возможно построение «горизонтальной карьеры», то есть уход в смежную область деятельности;

- использовать постоянные обязанности для достижения собственных глобальных значимых целей и фиксировать на этом внимание (к примеру, материальное обеспечение семьи, саморазвитие, освоение нового вида деятельности).

Однако панацеи от синдрома профессионального выгорания не существует. Несмотря на то, что данная проблема более чем решаема, этим самым решением нужно целенаправленно заниматься. Любому человеку нужно время от времени останавливаться для осознания, что он делает в данный момент, куда идет и к чему стремится. Взглянув на свою деятельность со стороны, есть шанс увидеть множество новых возможностей.

Список использованной литературы

1. Дутов В.И. О воздействии на людей опасных факторов пожара / В.И. Дутов, В.Н. Тимошенко // Безопасность людей на пожарах: Сб. науч. тр. - М.: ВНИИПО, 1980.

2. Кошкаров В.С. Влияние места несения службы и стажа работы на индивидуально-личностные особенности сотрудников пожарной охраны / В.С. Кошкаров, Н.Н. Щаблов // Научно-аналитический журнал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России «Проблема управления рисками в техносфере», 2010. - № 4 (16) - С. 97-103.

3. Марьин М.И. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных / М.И. Марьин, Е.С. Соболев // Психологический журнал. -1990. - Т. 11. - № 1. - С. 102-108.

4. http: //www.thesoul .ru/psychology/1270-work-burnout.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.