УДК 316.33
DOI 10.17726^ШТ2020.2.5
Синдром информационной усталости как следствие глобальных трансформационных процессов
Жилин Иннокентий Степанович,
кандидат педагогических наук, кафедра информационных технологий в культуре, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Россия
i.zhilin@nuos.pro
Аннотация. Развитие новых форм сотрудничества государства и граждан в рамках всеобщей цифровизации публичного управления, обусловленного коренной перестройкой государственно-общественного взаимодействия с учетом соответствия реалиям и новым вызовам, которые возникают на пути внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни, характеризуется рядом позитивных сдвигов в этой области. В частности, деятельность органов государственного управления и местного самоуправления становится более открытой, прозрачной, максимально понятной и приближенной к обычным повседневным потребностям отдельных индивидов. Однако эти процессы не всегда позволяют достичь желаемого эффекта, ведь они могут сопровождаться отсутствием конструктивного диалога между субъектами и объектами управления, неприятием новых реалий функционирования и сопротивлением общественным изменениям, рядом негативных проявлений, вызванных новейшей общественной действительностью. В то же время заметим, что все без исключения стадии исторического развития человечества на этапе их перехода из одной в другую несли с собой значительные качественные и количественные изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе и социально-бытовой, политической, культурно-духовной и т.п., характеризуясь как положительными сдвигами, так и негативными моментами.
Ключевые слова: избыток информации; информационно-телекоммуникационные технологии; инновации; цифровое общество; информационная грамотность.
Синдром информационной усталости
Information fatigue syndrome as a consequence of global transformation processes
Zhilin Innokentiy Stepanovich,
Department of Information Technologies in Culture, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia
i.zhilin@nuos.pro
Abstract. The development of new forms of cooperation between the state and citizens within the framework of the general digitalization of public administration, due to the radical restructuring of state-public interaction, taking into account compliance with the realities and new challenges that arise on the way of introducing modern information and telecommunication technologies in all spheres of public life, is characterized by several positive shifts in this area. In particular, the activities of public administration and local self-government bodies are becoming more open, transparent, as understandable as possible, and close to the usual everyday needs of individuals. However, these processes do not always allow achieving the desired effect, because they can be accompanied by a lack of constructive dialogue between the subjects and objects of management, rejection of the new realities of functioning and resistance to social changes, some negative manifestations caused by the latest social reality. At the same time, we would like to note that without exception, all stages of the historical development of mankind at the stage of their transition from one to another brought with them significant qualitative and quantitative changes in all spheres of social life, including social, every day, political, cultural and spiritual and the like, characterized by both positive shifts and negative phenomena.
Keywords: excess of information; information and telecommunication technologies; innovation; digital society; information literacy.
Введение
Исследованию вопросов, относящихся к затронутой нами проблематике, посвящено весьма незначительное количество научных публикаций в отечественном научном дискурсе, что, по нашему мнению, объясняется недостаточным вниманием ученых к этой
проблематике, как следствие - слабой ее разработанностью. Это в значительной мере актуализирует ее для теоретиков и практиков, изучающих обозначенный вопрос в различных областях научного познания.
Несмотря на недостаточность разработанности вопросов негативных последствий всеобщей цифровизации общества в целом и отдельных их проявлений в частности, проблематика исследования синдрома информационной усталости, ее структурно-функционального аспекта приобретает особое значение в период инновационных преобразований, которые становятся толчком к трансформационным изменениям современного социума. Отмеченное дает основание предположить, что всесторонний анализ рассматриваемой нами научной темы позволит конкретизировать ее суть, охарактеризовать отдельные аспекты общей проблемы и способствовать поиску оптимальных путей ее решения [1, с. 55].
Информационно-телекоммуникационные технологии уже достаточно глубоко вошли во все сферы общественной жизни. Деятельность современного человека в значительной мере зависит от умений применять их для решения ежедневных профессиональных и бытовых вопросов, отвечать требованиям и вызовам, порожденным глобализированным миром, и приобретать навыки работы в трансформационных условиях. Характерными признаками нашей реальности являются информационный взрыв, его неуклонное нарастание и постоянное деструктивное влияние на всех членов общества, которое хоть и является самоорганизованной системой, однако ее компоновка и функционирование прежде всего зависят от процессов производства, переработки, распространения и потребления информации [2, с. 55]. Это, с одной стороны, способствует сплочению отдельных индивидов, социальных групп и всего общества, а с другой - вызывает его расслоение. Так, ныне данные и информация увеличились экспоненциально, очертив переход общества от индустриального к информационному, однако его способность к усвоению осталась относительно статичной. Другими словами, человечество XXI века живет в мире, который утопает в данных, но испытывает недостаток познания; его называют миром постмодерна [3, с. 403].
Различия между нациями с точки зрения информационных ресурсов, доступа к ним и распространения являются значительны-
Синдром информационной усталости
ми, что влечет дальнейшее их разграничение и способствует возникновению понятия цифрового разрыва. Эта пропасть постоянно растет по мере развития и совершенствования информационно-телекоммуникационных технологий [4, с. 66]. Интересным в обозначенном контексте является подход, при котором в современном обществе выделяют три тенденции: информационной бедности (неспособность принимать какие-либо меры по причине отсутствия необходимой информации, которая позволила бы управлять ею и принимать соответствующие решения), информационного богатства (аналогичное блокирование из-за невозможности разместить все окружающие информационные потоки и массивы) и информационной перегрузки.
Цель работы
На основе анализа структурно-функционального синдрома информационной усталости, исследования его причин и последствий предложить способы его минимизации и преодоления.
Особенности и факторы развития синдрома
информационной усталости
Одним из новейших явлений, связанных со стремительным ростом информационно-телекоммуникационных технологий и их проникновением во все сферы человеческой жизнедеятельности, что негативно влияет на состояние и поведение человека, является синдром информационной усталости, представляющий собой следствие его объективной неспособности объять и обработать большие объемы информации, которые непрерывно увеличиваются и приумножаются [5, с. 72]. При этом он не связан с территориальными факторами, поскольку информация безгранична и не имеет четко очерченных границ. Современное поколение людей вынуждено жить в необъятном океане информации, в ситуации, вызывающей информационные перегрузки и приводящей в результате к появлению синдрома информационной усталости [6, с. 155; 7, с. 39]. Поток информации невозможно воспринять в полной мере, и лишь с его частью, которая воспринимается избирательно и для конкретных нужд, происходит взаимодействие отдельных индивидов [8, а 78].
Впервые термин «синдром информационной усталости» для обозначения прикладной проблемы современности предложил ведущий британский специалист по вопросам психологии стресса Дэвид Льюис, который на основе бенчмаркингового исследования, проведенного британским агентством новостей «Рейтер» в 1996 г., доказал, что избыток информации в значительной степени снижает уровень деловой активности и способен вызвать психические расстройства [9, с. 14]. Уже тогда подчеркивалось, что постоянное тяготение к поиску новостей при снижении способности к анализу и принятию соответствующего решения приводит к бессоннице и постоянной тревоге, проблемам с запоминанием и вспоминанием, снижению внимания в течение соответствующего временного промежутка, иррациональному поведению и сокращению производительности труда. Обозначенная проблема будет лишь усиливаться по мере дальнейшего развития и модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры [10, с. 128].
Информационная перегрузка способна обусловить появление стрессовых ситуаций, в условиях которых действия человека оказываются необдуманными, решения принимаются неосмотрительно, а их эффективность является низкой, поскольку входная информация с самого начала оценивается неверно. Информационная перегрузка может иметь решающее негативное влияние на принятие эффективных решений, в том числе и управленческих [11, с. 103; 12, с. 235]. Результаты научных исследований свидетельствуют, что объем, многообразие и качество информации являются определяющими детерминантами информационной перегрузки, влияние которых в значительной мере усиливается под действием факторов неопределенности и ограничения во времени. Проявлениями синдрома информационной усталости, которые являются следствием информационной перегрузки, могут быть: блокировка аналитического потенциала индивида, слабая концентрация внимания, непрерывные, как правило непродуктивные, поиски дополнительной информации, повышенная тревожность и бессонница и постоянные, по большей части необоснованные, сомнения в принятии решений [13, с. 11]. Кроме того, следствием информационной перегрузки может быть и недостаток содержательно, семантически или формально релевантной (а в отдельных случаях и пертинентной) информации в условиях количественного увеличения ее объемов и качественного рассредоточения и рассеяния [14, с. 101].
Синдром информационной усталости
Информационная перегрузка и синдром информационной усталости могут рассматриваться не только как социальная, но и как медицинская проблема. Синдром информационной усталости имеет все признаки настоящей болезни (стресс, эмоциональная напряженность, межличностные конфликты, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, центральной и вегетативной нервной системы и т.п.) [15, с. 33]. Стоит заметить, что уже в течение многих десятилетий общество ощущает на себе негативные проявления информационного воздействия, однако лишь за последние несколько лет его интенсивность и частота значительно выросли, обусловив тем самым информационную перегрузку индивида, а в дальнейшем вызвав появление соответствующего синдрома информационной усталости, который приобрел признаки одной из определяющих проблем современности.
По словам Д. Леви, информационная перегрузка является одним из побочных эффектов информационного общества, который актуализировался в пределах философии жизни «больше - быстрее - лучше». В экономических, социальных, духовных и других причинах для нашего общества понимание прогресса напрямую связано с ускоренным производством материальной и информационной продукции и услуг, одни из которых воплощены в конечных продуктах, а остальные являются либо сырьем, либо стимулом и мотиватором для управления ускорением процессов производства и потребления [16, с. 499]. В результате этих действий все быстрее происходит продуцирование информационных товаров и услуг, и попытки общества преодолеть эти мощные информационные потоки и массивы обусловливают повторное умножение информации. Все это свидетельствует о том, что пока философия «больше - быстрее - лучше» будет ведущей в производстве материальных и информационных продуктов и услуг, информационная перегрузка с более-менее успешными попытками ее минимизации или смягчения будет превращаться в обыденность и станет определяющей характеристикой постмодернистского образа жизни и деятельности современного социума [17, с. 14; 18, с. 54].
Результаты научных исследований подтверждают характерную симптоматику, которая может указывать на наличие исследуемого нами явления у отдельного индивида. Так, физическими его проявлениями выступают повышение артериального давления, сердечно-сосудистой нагрузки и пищеварительные расстройства,
проблемы с памятью, недостаточная концентрация внимания, головная боль, боль в животе и мышцах, а также ухудшение зрения [19, с. 56]. Характерными психическими симптомами являются раздражительность и гнев, вялость, апатия, скука, бессонница, стресс, паника и напряженность, невозможность принятия решений - так называемый паралич аналитического мышления. Социальными признаками этого феномена считаются повышение напряженности и конкуренции на рабочем месте, снижение производительности труда, сокращение внешних социальных контактов, отчужденность и отвлеченность, духовная пустота, больший акцент на длительной работе и уменьшение времени для отдыха. При этом стоит заметить, что в зависимости от частоты, продолжительности и силы воздействия необходимо различать напряжение (когда индивид чувствует тревогу, усталость, скепсис и убеждение в неэффективности применения информационно-телекоммуникационных технологий) и привыкание (когда индивид чувствует себя плохо вследствие чрезмерного и навязчивого использования этих технологий) [20, с. 125].
Основные факторы, способствующие появлению синдрома информационной усталости, такие: люди, принимающие решение (управленцы), собирают информацию, чтобы иметь возможность продемонстрировать рациональность соответствующих решений и свою компетентность в их принятии, получая при этом огромное количество нежелательной и нерелевантной информации, ища большее количество информации с целью проверки уже полученной информации, мотивируя это необходимостью обосновать правомерность решений; они собирают информацию на всякий случай, получая весь ее массив и используя как средство платежа, своеобразную валюту [21, с. 51]. Избыток информации, который вызывает перегрузки и способен вследствие этого вызвать информационную усталость, наносит непоправимый вред отдельным индивидам и их социальным группам и образованиям, а в дальнейшем может иметь деструктивное влияние на деятельность организаций и социальных институтов, играя существенную деструктивную роль в слаженной работе и стабильном функционировании управленческой вертикали и всего государственного механизма [22, с. 166]. В современном цифровом обществе избыточность информации является неизбежным явлением, обусловленным новейшей социальной действительностью, а основная задача в его преодолении
Синдром информационной усталости
заключается в максимально возможной его минимизации или, по крайней мере, сокращении до приемлемых объемов [23, с. 40].
Основные способы минимизации информационной
перегрузки в условиях современности
Среди основных задач, стоящих перед обществом в целом и отдельными его представителями в частности, выделяется необходимость адаптации к трансформационным условиям современного глобализированного мира, приобретение практических умений и навыков функционирования в нем под действием неблагоприятных внешних и внутренних факторов, порождаемых новой социальной действительностью [24, с. 76; 25, с. 310]. Люди должны научиться работать с самыми разнообразными данными, сформировать индивидуальный методологический инструментарий на базе непротиворечивого логического отбора сведений, сообщений, всестороннего анализа и отбора данных, их критических оценок, позволяющих как при дефиците, так и при избытке информации уверенно оперировать реальными фактами и действовать соответствующим образом. На пути к достижению этой общей цели информационная (цифровая) грамотность может рассматриваться как один из действенных способов преодоления или минимизации информационной перегрузки в условиях современности [26, с. 235; 27, с. 124].
С целью унификации подходов к функционированию и деятельности в новых трансформационных условиях, в 2017 г. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала и предложила пять основных правил медийной и информационной грамотности, которые позиционируются ею как комбинация знаний и навыков, необходимых современному обществу во всем мире для противостояния новым вызовам, порожденным новой общественной действительностью [28, с. 37; 29, с. 54]:
1) информация, коммуникация, библиотеки, медиа, технологии, сеть Интернет должны использоваться обществом критически. Они равны по статусу, и ни одному из этих источников не стоит приписывать определяющей и исключительной роли и важности;
2) каждый гражданин является создателем информации, знаний. Каждый имеет право на доступ к информации, знаниям и пра-
во на самовыражение. Медийная и информационная грамотность предназначены для всех без исключений и ограничений; они тесно связаны с правами человека;
3) информация, знания и сообщения не всегда нейтральны, независимы или беспристрастны. Любая концептуализация, применение медийной и информационной грамотности должны сделать это утверждение прозрачным и понятным для всех граждан;
4) каждый гражданин хочет получать и понимать новую информацию, знания и сообщения и иметь возможность общаться с другими, даже если он не выражает это стремление. Его права на это никогда не должны нарушаться;
5) медийная и информационная грамотность не приобретаются одномоментно. Это постоянный и динамичный процесс. Его можно считать завершенным, если он включает в себя знания, умения и наставления по созданию, использованию и передаче информации по вопросам медиа и технологического контента [30, с. 918].
Заключение
Подытоживая изложенное, подчеркнем, что информационно грамотный человек не только имеет знания относительно того, в какой период времени соответствующая информация нужна, но и в состоянии определить базовые атрибутивные характеристики необходимой информации, прежде чем найти ее, оценить ее полезность, структурировать и придать семантическую и содержательную форму. Однако информационная грамотность должна заключаться не только в умении человека справиться с составлением огромных потоков и массивов информации, с которыми она имеет дело в современном мире, но и в подборе различной информации и правильном оперировании ею в соответствии с потребностями и требованиями времени.
Проведенное исследование может быть ценным для определения степени информационной перегрузки и обусловленного ею синдрома информационной усталости в современных трансформационных условиях общественного развития, интенсивности и силы его влияния на эффективность деятельности отдельных индивидов, их социальных образований и всего общества в период цифровизации всех сфер жизнедеятельности, в том числе и публичного управления. Научные работы могут быть направлены на
Синдром информационной усталости
поиск и разработку стратегий борьбы с этой проблемой, минимизацию или ликвидацию последствий влияния этого деструктивного явления на функционирование отдельных социальных институтов в частности и всего социума в целом.
Литература
1. Тохтуева Т. В. Влияние информационных технологий на профессиональный потенциалчеловека//Со1^шит-:|ош"па1.-2019.-.№ 2-3 (26).-С. 55-56. (Tokhtueva T. V. The influence of information technology on the professional potential of a person // Colloquium-journal. - 20l9. -No. 2-3 (26). - P. 55-56.)
2. DiamondB. J., DeLuca J., Rosenthal D., Vlar R., Davis K., Lucas G., Richards J. R. Information processing in older versus younger adults: Accuracy vs. speed // International Journal of Rehabilitation and Health. -2000. - No. 5. - P. 55-64.
3. Устьянцев В. Б. Топосы современного социума: Рефлексия путей информатизации // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2019. - Т. 19. № 4. - С. 403407. (Ustyantsev V. B. Topos of modern society: Reflection of ways of informatization // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. - 2019. -Vol. 19. No. 4. - P. 403-407.)
4. Дудукалов Е. В. Приоритеты и формы государственной поддержки информационно-коммуникационных технологий в России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2009. -№ 2 (28). - С. 64-70. (Dudukalov E. V. Priorities and forms of state support for information and communication technologies in Russia // Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINKH). - 2009. - No. 2 (28). - P. 64-70.)
5. ТкаченкоА.А. Этносоциальные проблемы в Российской Федерации // Этнографическое обозрение. - 2000. - № 6. - С. 69-81. (TkachenkoA. A. Ethnosocial problems in the Russian Federation // Etnograficheskoye obozreniye. - 2000. -No. 6. - P. 69-81.)
6. Дудукалов Е. В. Государственное регулирование развития национального сегмента интернета в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2008. - № 3. - С. 155164. (Dudukalov E. V. State regulation of the development of the national segment of the Internet in Russia // Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye. Uchenyye zapiski SKAGS. - 2008. - No. 3. - P. 155-164.)
7. Ткаченко А. А. Роль МОТ в международных процессах к столетию международной организации // Международные процессы. -2019. - Т. 17. № 3 (58). - С. 36-50. (Tkachenko A. A. The role of the ILO in international processes for the centenary of an international organization // Mezhdunarodnyye protsessy. - 2019. - Vol. 17. No. 3 (58). - P. 36-50.)
8. Кутовой Д. А. Сущность государства информационного общества: Дихотомия властеотношений // История государства и права. - 2018. - № 4. - С. 77-80. (Kutovoy D. A. The essence of the state
of the information society: The dichotomy of power relations // Istoriya gosudarstva i prava. - 2018. - No. 4. - P. 77-80.)
9. Дудукалов Е. В. Суперкомпьютерные технологии в системе стратегических приоритетов инновационной модернизации // Экономические и гуманитарные науки. - 2010. - № 8 (223). - С. 14-18. (Dudukalov E. V. Supercomputer technologies in the system of strategic priorities of innovative modernization // Ekonomicheskiye i gumanitarnyye nauki. -2010. - No. 8 (223). - P. 14-18.)
10. Каскенов П. П. Трансформация системы потребностей личности в контексте информатизации современного социума // Ученые записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. - 2018. - Т. 26. - С. 128-132. (Kaskenov P. P. Transformation of the system of individual needs in the context of informatization of modern society // Uchenye zapiski UO VSU im. P. M. Masherov. - 2018. - Vol. 26. - P. 128-132.)
11. ShelygovA. V. Change Management. - M.: OOO «Izdatel'stvo ITRK», 2018. - 160 p.
12. Миронова Г. В., Шелыгов А. В. Концепции, стратегии и модели управления запасами // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - 2011. -№ 2. - С. 230-239. (Mironova G. V., Shelygov A. V. Concepts, strategies and models of inventory management // Vestnik MGUP imeni Ivana Fedorova. - 2011. - No. 2. - P. 230-239.)
13. Пастухова Е. В. Применение методов математической статистики для оценки личностных качеств работников социальной сферы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 22. -С. 11. (Pastukhova E. V. Application of methods of mathematical statistics to assess the personal qualities of workers in the social sphere // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». - 2015. - Vol. 22. -P. 11.)
14. Deluca J., Christodoulou Ch., Diamond B. J., Rosenstein E. D., Kramer N., Natelson B. H. Working memory deficits in chronic fatigue syndome: Differentiating between speed and accuracy of information processing // Journal of the International Neuropsychological Society. - 2004. - No. 10 (1). - P. 101-109.
15. ШомаховА.Ю. Об оценке скорости сходимости математического ожидания статистики ln к линейному функционалу от спектральной плотности l(f) стационарной гауссовской последовательности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Математика, информатика, физика. - 2012. - № 2. - С. 33-42. (ShomakhovA. Yu. On an estimate of the rate of convergence of the mathematical expectation of a statistic ln to a linear functional of the spectral density l (f) of a stationary Gaussian sequence // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Matematika, informatika, fizika. - 2012. - No. 2. - P. 33-42.)
16. KomaroffA. L. Advances in understanding the pathophysiology of chronic information fatigue syndrome // JAMA. - 2019. - No. 322 (6). - P. 499500.
17. Кокорев А. С. Глобализация и актуальные проблемы современной региональной экономики // Московский экономический журнал. -
Синдром информационной усталости
2020. - № 4. - С. 14. (Kokorev A. S. Globalization and topical problems of modern regional economy // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. -2020. - No. 4. - P. 14.)
18. Малова Т. А. Капитализация: экономическое содержание, институциональные факторы и механизмы. - М.: Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации, 2006. - 151 с. (Malova T. A. Capitalization: economic content, institutional factors and mechanisms. - M.: Vserossiyskaya gosudarstvennaya nalogovaya akademiya Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii, 2006. - 151 p.)
19. Элланский Ю. Г., Ильюхин Р. Г., Айвазян Ш. Г. Модели гериатрической помощи в России и Европе: предпосылки формирования, современный этап, перспективы // Менеджер здравоохранения. - 2019. -№ 3. - С. 54-59. (Ellansky Yu.G., Ilyukhin R. G., Ayvazyan Sh. G. Models of geriatric care in Russia and Europe: preconditions for formation, modern stage, prospects // Menedzher zdravookhraneniya. - 2019. -No. 3. - P. 54-59.)
20. Малова Т. А. О чем сигнализируют парадоксы глобальной экономики // Вестник МГИМО Университета. - 2020. - № 13 (3). - С. 225242. (Malova T. A. What the paradoxes of the global economy signalize // Vestnik MGIMO Universiteta. - 2020. - No. 13 (3). - P. 225-242.)
21. Рябцев С. В. Миф как информационное основание конструирования социальной реальности // Глобальный научный потенциал. - 2012. -№ 6(15). - С. 51-55. (Ryabtsev S. V. Myth as an information basis for the construction of social reality // Globalnyy nauchnyy potentsial. - 2012. -No. 6 (15). - P. 51-55.)
22. Горбачев М. И., Кушнарева М. Н. Анализ развития и практический опыт применения цифровых технологий в АПК РФ // Доклады ТСХА. - М.: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, 2020. - С. 390-393. (Gorbachev M.I., Kushnareva M. N. Analysis of development and practical experience of using digital technologies in the agro-industrial complex of the Russian Federation // Reports of the TSKHA. - M.: Rossiyskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet - MSKHA im. K. A. Timiryazeva, 2020. - P. 390393.)
23. Маркин А. В. Информационная аномия в трансформирующемся обществе как способ адаптации // Юристъ-Правоведъ. - 2014. -№ 2 (63). - С. 40-41. (Markin A. V. Information anomie in a transforming society as a way of adaptation // Yurist-Pravoved. - 2014. - No. 2 (63). -P. 40-41.)
24. Дудукалов Е. В. За связь без брака! Формирование стратегии государственного регулирования деятельности бизнес-структур в сфере информационно-коммуникационных технологий // Креативная экономика. - 2009. - № 4 (28). - С. 76-80. (Dudukalov E. V. For communication without marriage! Formation of a strategy for state regulation of the activities of business structures in the field of information
and communication technologies // Kreativnaya ekonomika. - 2009. -No. 4 (28). - P. 76-80.)
25. Мозговой В. Э. Информационный экстремизм в условиях глобализации и информатизации социума // Общество и право. - 2015. -№ 1 (51). - С. 309-313. (Mozgovoy V. E. Information extremism in the context of globalization and informatization of society // Obshchestvo i pravo. - 2015. - No. 1 (51). - P. 309-313.)
26. Lievesley K., Rimes K.A., Chalder T. A review of the predisposing, precipitating and perpetuating factors in information fatigue syndrome in children and adolescents // Clinical Psychology Review. - 2014. -No. 34. - P. 233-248.
27. Griffith J. P., Zarrouf F. A. A systematic review of chronic fatigue syndrome: Don't assume its depression // Primary Care Companion to the Journal of Clinical Psychiatry. - 2018. - No. 10 (2). - P. 120-128.
28. Полетаева Ю. Г. Методологический анализ учебного эвристического диалога // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2011. -№ 7-8 (15-16). - С. 36-38. (Poletaeva Yu. G. Methodological analysis of educational heuristic dialogue // Sotsialno-gumanitarnyy vestnik Yuga Rossii. - 2011. - No. 7-8 (15-16). - P. 36-38.)
29. Китаева О. О., Елисеева В. С. Социально-философский анализ информатизации техногенного общества // Инновационная наука. - 2018. - № 10. - С. 53-57. (Kitaeva O. O., EliseevaV. S. Socio-philosophical analysis of informatization of technogenic society // Innovatsionnaya nauka. - 2018. - No. 10. - P. 53-57.)
30. HempelS., ChambersD., BagnallA.M., Forbes C. Risk factors for chronic fatigue syndrome: A systematic scoping review of multiple predictor studies // Psychological Medicine. - 2008. - No. 38 (7). - P. 915-926.