Научная статья на тему 'Синдром хронической усталости у детей и подростков: как им помочь и чем лечить?'

Синдром хронической усталости у детей и подростков: как им помочь и чем лечить? Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1079
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педиатрия. Consilium Medicum
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ / CHRONIC FATIGUE SYNDROME / ДЕТИ / CHILDREN / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ВИТАМИНОТЕРАПИЯ / VITAMIN THERAPY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Захарова И. Н., Громова О. А., Творогова Т. М., Мумладзе Э. Б., Пшеничникова И. И.

Синдром хронической усталости встречается у 2-2,6% детей в возрасте от 10 до 19 лет, характеризуется немотивированной инвалидизирующей усталостью, разнообразной соматической симптоматикой, психологическими расстройствами. В статье подробно обсуждаются патогенетические аспекты и клинические проявления, вопросы дифференциальной диагностики и особенности лечения синдрома хронической усталости у детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Захарова И. Н., Громова О. А., Творогова Т. М., Мумладзе Э. Б., Пшеничникова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chronic fatigue syndrome in children and adolescents: how to help them and how to treat them

Chronic fatigue syndrome occurs in 2-2.6% of children between the ages of 10 and 19 years, and is characterized by demotivating, debilitating fatigue, various somatic symptoms, psychological disorders. The article discusses in detail the aspects of the pathogenetic and clinical presentation, differential diagnosis, and particularly the treatment of chronic fatigue syndrome in children and adolescents.

Текст научной работы на тему «Синдром хронической усталости у детей и подростков: как им помочь и чем лечить?»

Vitamins and minerals

Синдром хронической усталости у детей и подростков: как им помочь и чем лечить?

И. Н.Захарова*1, О.А.Громова2, Т.М.Творогова1, Э.Б.Мумладзе1, И.И.Пшеничникова1

1ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России.

125993, Россия, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1;

2ФГБОУ ВО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России. 153000, Россия, Иваново, Шереметевский пр-т, д. 8

Синдром хронической усталости встречается у 2-2,6% детей в возрасте от 10 до 19 лет, характеризуется немотивированной инвалидизирующей усталостью, разнообразной соматической симптоматикой, психологическими расстройствами. В статье подробно обсуждаются патогенетические аспекты и клинические проявления, вопросы дифференциальной диагностики и особенности лечения синдрома хронической усталости у детей и подростков.

Ключевые слова: синдром хронической усталости, дети, подростки, витаминотерапия. *zakharova-rmapo@yandex. ru

Для цитирования: Захарова И.Н., Громова О.А., Творогова Т.М. и др. Синдром хронической усталости у детей и подростков: как им помочь и чем лечить? Consilium Medicum. Педиатрия (Прил.). 2016; 3: 83-87.

Chronic fatigue syndrome in children and adolescents:

how to help them and how to treat them

I.N.Zakharova*1, O.A.Gromova2, T.M.Tvorogova1, E.B.Mumladze1, I.I.Pshenichnikova1

1Russian Medical Academy of Postgraduate Education of the Ministry of Health of the Russian Federation.

125993, Russian Federation, Moscow, ul. Barrikadnaia, d. 2/1;

2Ivanovo State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation. 153000, Russian Federation, Ivanovo, Sheremetevskii pr-t, d. 8

Chronic fatigue syndrome occurs in 2-2.6% of children between the ages of 10 and 19 years, and is characterized by demotivating, debilitating fatigue, various somatic symptoms, psychological disorders. The article discusses in detail the aspects of the pathogenetic and clinical presentation, differential diagnosis, and particularly the treatment of chronic fatigue syndrome in children and adolescents. Key words: chronic fatigue syndrome, children, adolescents, vitamin therapy. *zakharova-rmapo@yandex. ru

For citation: Zakharova I.N., Gromova O.A., Tvorogova T.M. et al. Chronic fatigue syndrome in children and adolescents: how to help them and how to treat them. Consilium Medicum. Pediatrics (Suppl.). 2016; 3: 83-87.

Синдром хронической усталости является проблемой детского и подросткового возраста, поскольку способствует нарушению адаптации в детских коллективах, снижению успеваемости в школе, ведет к проблемам в межличностных взаимодействиях и напряженности внутри семьи.

Термин «синдром хронической усталости» стал использоваться в 1980-х годах. До этого в течение многих десятилетий эта проблема обсуждалась в медицинской литературе под разными названиями: астенический синдром, первичная астения, неврастения и др. Чаще всего синдром хронической усталости манифестирует у детей и подростков после перенесенного острого респираторного заболевания и может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Описаны случаи с постепенным началом заболевания.

Ведущим клиническим признаком синдрома хронической усталости является немотивированная усталость, не проходящая после отдыха и не объяснимая медицинскими причинами. Помимо выраженной общей слабости синдром хронической усталости включает в себя целый ряд таких соматических симптомов, как головные, мышечные, суставные боли, диспептиче-ские явления, отсутствие аппетита. В отдельных случаях отмечаются жалобы на боли в горле при глотании, субфебрилитет. При остром начале заболевания у ребенка может отмечаться неврологическая симптоматика: нарушение равновесия, светобоязнь, болезненность в местах проекции нервов [1-3]. Нарушения цикла сон-бодрствование проявляются в виде трудностей засыпания, неглубокого прерывистого сна, устрашающих сновидений, дневной сонливости, а у некоторых детей - в виде гиперсомнии [4, 5]. Ребенок с трудом встает из постели после ночного сна, несколько раз ложится отдыхать в течение дня. На этом фоне могут развиваться нарушения поведения в виде обидчивости, плаксивости, раздражительности и тревожно-

сти. Снижается умственная активность: ребенок теряет способность к длительному сосредоточению, становится медлительным, рассеянным.

Неспособность самостоятельно побороть свою усталость, длительная изоляция от коллектива сверстников способствуют тому, что у 60-80% заболевших детей развиваются признаки депрессии. В наиболее тяжелых случаях может быть отмечено появление суицидальных мыслей. Распространенность синдрома хронической усталости у детей составляет 2-2,6% [6]. Заболевают, как правило, дети в возрасте от 10 до 19 лет, хотя есть описания случаев заболевания и среди детей младше 10 лет. Синдром хронической усталости чаще встречается у девочек.

С целью выявления возможных причин синдрома хронической усталости проведено большое количество исследований как среди взрослых, так и среди детей. Несмотря на это, этиопатогенетические механизмы синдрома хронической усталости до настоящего времени четко не идентифицированы. Еще недавно в качестве наиболее вероятного этиологического фактора рассматривалась манифестация или активация Эпштейн-Барр-вирусной инфекции, однако на сегодняшний день установлено, что усталость, выраженная в начале заболевания, длительно (в течение 6 мес и более) сохраняется лишь у небольшого процента заболевших [7]. На этом основании можно заключить, что манифестная Эпштейн-Барр-вирусная инфекция является одним из факторов риска развития синдрома хронической усталости, но не единственной его причиной. Не получено убедительных данных, которые подтвердили бы взаимосвязь между синдромом хронической усталости и другими вирусными заболеваниями, а также поражением нервно-мышечного аппарата. Некоторые авторы причисляют синдром хронической усталости к так называемым «болезням адаптации». Предполагается, что в его основе лежит нару-

CONSILIUM MEDICUM. Pediatrics 2016 | NO. 3 83

Алгоритм диагностики синдрома хронической усталости у детей.

Таблица 1. Неспецифическая терапия астении

Физические методы Медикаментозная терапия

• Тренировки с дозированной физической нагрузкой • Гидротерапия (плавание, контрастные души) • Лечебная гимнастика и массаж • Физиотерапия • Музыко-, цвето-, фото-и иглорефлексотерапия • Адаптогены • Энерготропные препараты • Антиоксиданты • Витаминные комплексы с микроэлементами

шение сбалансированной деятельности нейроэндо-кринной и иммунной систем организма, которое возникает как результат агрессивного воздействия факторов современных условий жизни (информационные и психоэмоциональные перегрузки, ухудшение экологической обстановки и т.д.) [8]. Имеются сообщения о генетической предрасположенности к развитию данного заболевания [9, 10]. Наиболее подверженными развитию синдрома хронической усталости считаются дети с определенными эмоционально-личностными характеристиками, в числе которых внушаемость, совестливость, перфекционизм, пониженная самооценка [11, 12].

Диагностика

Диагноз и дифференциальный диагноз могут вызывать значительные трудности. Прогрессирующая слабость может быть следствием разных заболеваний. Утомляемостью очень часто сопровождаются анемия, многие хронические соматические, системные и инфекционные болезни. Следовательно, центральное место в диагностике занимает исключение медицинских причин синдрома хронической усталости. Оценка состояния пациента должна включать полное и всестороннее изучение анамнеза, а также использование скриниговых тестов для исключения заболеваний крови, щитовидной железы, сердца, печени, органов мочевыводящей системы. При наличии выраженных головных болей или болей в мышцах показана консультация невролога. Анамнестические указания на повторные инфекционные заболевания требуют тщательного вирусологического и иммунологического обследования [13]. Алгоритм диагностики синдрома хронической усталости у детей приведен на рисунке.

Лечение

Лечение синдрома хронической усталости представляет собой непростую задачу, поскольку ни один

из существующих сегодня подходов к лечению не дает достаточно устойчивого терапевтического эффекта. Терапию следует начинать с мероприятий, направленных на оптимизацию режима дня, который выстраивается с учетом самочувствия ребенка и подразумевает рациональное чередование периодов активности и отдыха, достаточный ночной сон, а при необходимости - введение дневного сна. Большое значение имеет правильное, сбалансированное и своевременное питание.

Учитывая наличие эмоциональных нарушений у большинства детей, страдающих синдромом хронической усталости, а также принимая во внимание возможные психологические его последствия, необходимо применение психотерапевтических методов лечения: психодинамической, семейной, гештальт- и психотерапии, условно-рефлекторных или поведенческих методик, нейролингвистического программирования. Несмотря на то, что имеются сообщения об эффективности психофармакологической терапии синдрома хронической усталости (антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики) у взрослых, в детской практике она не нашла широкого применения и требует дальнейшего изучения.

Лечебный курс синдрома хронической усталости обязан включать симптоматическую терапию, направленную на купирование явлений диспепсии, мышечной утомляемости, головных и суставных болей и т.д. С учетом индивидуальных особенностей ребенка лечащим врачом должны быть разработаны схемы неспецифической терапии, включая применение физических методов и медикаментозных средств (табл. 1).

Медикаментозная терапия синдрома хронической усталости направлена на увеличение функциональных резервов организма и улучшение адаптации пациента к условиям жизни. Оправдано назначение средств, улучшающих энергетический статус нервной клетки за счет активации обмена аденозинтрифос-фата, усиления анаэробного гликолиза, трансмембранного транспорта глюкозы. Широко применяются ноотропные препараты, которые оказывают прямое активирующее действие на интеллектуально-мнести-ческие функции, повышают устойчивость мозга к гипоксии. Некоторые из них обладают антиастеническими и антидепрессивными свойствами, повышают уровень бодрствования.

Одним из базовых аспектов медикаментозной терапии синдрома хронической усталости является применение витаминно-минеральных комплексов, что обусловлено как низким поступлением витаминов и минеральных веществ с пищей на фоне сниженного ап-

84 СОШШМ МЕИСиМ. Педиатрия 2016 | №3

Таблица 2. Витаминно-минеральный состав комплекса Пиковит® Юник.

Витамины и минералы Две жевательные таблетки % от рекомендуемого уровня потребления для детей 3-7 лет % от рекомендуемого уровня потребления детей 7-11 лет

Кальций 124 мг 14 11

Фосфор 96 мг 12 8,7

Витамин С 40 мг 80 66,7

Магний 16 мг 8 6,4

Ниацин 9 мг 82 60

Витамин Е 4 мг 57 40

Железо 4 мг 40 33,3

Цинк 4 мг 50 40

Пантотеновая кислота 3 мг 100 100

Витамин В6 1 мг 83 67

Витамин В2 0,8 мг 80 67

Витамин В1 0,7 мг 78 64

Витамин А 0,4 мг 80 57

Медь 0,28 мг 47 40

Фолиевая кислота 50 мкг 25 25

Йод 16 мкг 16 13,3

Селен 8 мкг 40 27

Витамин Э 5 мкг 50 50

Витамин В12 0,7 мкг 47 35

Таблица 3. Состав комплекса Пиковит® Форте

Активные вещества Содержание, мг

Ретинола пальмитат, концентрат (масляная форма) синтетический, 1,7 Mio ME/г (витамин А) 2,94

Колекальциферол, концентрат, масляная форма, 1 Mio ME/г (витамин D3) 0,4

Аскорбиновая кислота (витамин С) 60

Тиамина мононитрат (витамин В1) 1,5

Рибофлавин (витамин В2) 1,7

Пиридоксина гидрохлорид (витамин В6) 2

Цианокобаламин 0,1% в маннитоле (витамин В12) 6

Никотинамид 20

Фолиевая кислота 0,4

Кальция пантотенат 10

a-Токоферола ацетат, 50% гранулят (витамин Е) 30

петита, так и повышенной потребностью детского организма, находящегося в условиях продолжительного стресса, вызванного болезнью. Кроме того, витамины и микроэлементы, включаемые в состав витаминно-минерального комплекса, сами по себе обладают терапевтическими свойствами. Участвуя в процессах биологического окисления и энергетического обмена, витамины С, В6, В12 способствуют снижению усталости. Вместе с витаминами А, В9, Б, а также микроэлементами цинком, железом, селеном они обладают значительными иммунопротективными свойствами. Магний, йод, медь и витамины группы В и С участвуют в восстановлении передачи в синапсах, оказывают веге-тотропное влияние, улучшают функциональное состояние коры головного мозга и подкорковых структур, устраняют неврологический дефицит.

Выбор витаминно-минеральных комплексов сегодня очень широк. Предпочтение следует отдавать комплексам, сбалансированным по составу и адаптированным к потребностям детей с учетом их возраста. Среди средств, соответствующих перечисленным требованиям, следует выделить линейку витаминно-мине-ральных комплексов Пиковит®, которая представлена в виде различных лекарственных форм (сироп, жева-

тельные таблетки, таблетки, покрытые оболочкой), что обеспечивает удобство применения у детей разного возраста и разных потребностей, а также высокий комплаенс. В его состав включены эффективно усваиваемые формы витаминов и минералов.

В качестве примера витаминно-минеральных комплексов из линейки Пиковит® можно привести Пиковит® Юник и Пиковит® Форте.

Пиковит® Юник - биологическиактивная добавка к пище для детей старше 3 лет, в состав которой входят 11 витаминов и 8 минералов. В Пиковит® Юник не содержится искусственных подсластителей, ароматизаторов и красителей. Среди показаний для назначения Пиковит® Юник - повышенная утомляемость. В табл. 2 приведен витаминно-минеральный состав комплекса Пиковит® Юник.

Пиковит® Форте - лекарственный препарат, предназначенный для детей старше 7 лет и содержащий 11 витаминов. Все компоненты Пиковита Форте представлены в повышенных дозах, в том числе витамины группы В, оказывающие благоприятное воздействие на состояние нервной системы [14]. Пиковит® Форте можно применять как с профилактической, так и с лечебной целью. В табл. 3 приведен состав данного комплекса.

86 CONSILIUM MEDICUM. Педиатрия 2016 | №3

Vitamins and minerals

Линейка витаминных и витаминно-минеральных комплексов Пиковит® эффективно восполняет дефицит витаминов и микронутриентов. Пиковит® может быть рекомендован в составе комплексной терапии синдрома хронической усталости у детей.

Литература/References

1. Bell KM et al. Risk factors associated with chronic fatigue syndrome in a cluster of pediatric cases. Rev Infect Dis 1991; 13 (Suppl. 1): S32-S38.

2. Rangel L et al. Family health and characteristics in chronic fatigue syndrome, juvenile rheumatoid arthritis, and emotional disorders of childhood. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2005; 44 (2): 150-8.

3. Garralda E et al. Psychiatric adjustment in adolescents with a history of chronic fatigue syndrome. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1999; 38 (12): 1515-21.

4. Rangel L et al. The course of severe chronic fatigue syndrome in childhood. J Royal Soc Med 2000; 93 (3): 129-34.

5. Garralda ME, Rangel L. Impairment and coping in children and adolescents with chronic fatigue syndrome: a comparative study with other paediatric disorders. J Child Psychol Psychiatry 2004; 45 (3): 543-52.

6. Reid S, Chalder T, Cleare A et al. Chronic Fatigue Syndrome. Br Med J 2000; 320: 292-6.

7. White PD et al. Incidence, risk and prognosis of acute and chronic fatigue syndromes and psychiatric disorders after glandular fever. Br J Psychiatry 1998; 173 (6): 475-81.

8. Белик С.Н. и др. Синдром хронический усталости как основной признак дезадаптации у студентов первого курса медицинского университета. Сборники конференций НИЦ Социосфера. Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro (Прага). 2014; 43: 201 -6. / Belik S.N. i dr. Sindrom khronicheskii ustalosti kak osnovnoi priznak dezadaptatsii u studentov pervogo kursa meditsinskogo universi-teta. Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera. Vedecko vydavatelske centrum Socio-sfera-CZ sro (Praga). 2014; 43: 201-6. [in Russian]

9. Farmer A et al. Is disabling fatigue in childhood influenced by genes? Psychol Med 1999; 29 (2): 279-82.

10. Rangel L et al. Family health and characteristics in chronic fatigue syndrome, juvenile rheumatoid arthritis, and emotional disorders of childhood. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2005; 44 (2): 150-8.

11. Garralda ME, Rangel L. Chronic fatigue syndrome of childhood. Eur Child Adolesc Psychiatry 2005; 14 (8): 424-30.

12. Rangel L et al. Psychiatric adjustment in chronic fatigue syndrome of childhood and in juvenile idiopathic arthritis. Psychol Med 2003; 33 (2): 289-97.

13. Rangel L et al. Chronic fatigue syndrome: updates on paediatric and psychological management. Cur Paediatr 1999; 9 (3): 188-93.

14. Студеникин В.М., Балканская С.В., Шелковский В.И. Результаты применения поливитаминных комплексов в психоневрологическом отделении. РМЖ. 2004. / Studenikin V.M., Balkanskaia S.V., Shelkovskii V.I. Rezul'taty primeneniia po-livitaminnykh kompleksov v psikhonevrologicheskom otdelenii. RMZh. 2004. [in Russian]

Сведения об авторах

Захарова Ирина Николаевна - д-р мед. наук, проф., зав. каф. педиатрии ФГБОУ ДПО РМАПО, засл. врач РФ, глав. педиатр ЦФО России, почетный проф. ФГАУ НЦЗД. E-mail: zakharova-rmapo@yandex.ru

Громова Ольга Алексеевна - д-р мед. наук, проф. каф. фармакологии с клинической фармакологией ФГБОУ ВО ИвГМА, зам. дир. по научной работе РСЦ Института микроэлементов ЮНЕСКО

Творогова Татьяна Михайловна - канд. мед. наук, доц. каф. педиатрии ФГБОУ ДПО РМАПО Мумладзе Этери Борисовна - канд. мед. наук, доц. каф. педиатрии ФГБОУ ДПО РМАПО Пшеничникова Ирина Игоревна - ассистент каф. педиатрии ФГБОУ ДПО РМАПО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONSILIUM MEDICUM. Pediatrics 2016 | NO. 3 87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.