Научная статья на тему 'Синдром головных болей у детей и подростков'

Синдром головных болей у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОЛОВНЫЕ БОЛИ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ДИАГНОСТИКА / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / ТАКТИКА ВРАЧА / КУДЕВИТА / DOCTOR''S TACTICS / HEADACHES / CHILDREN / ADOLESCENTS / DIAGNOSIS / DIFFERENTIAL DIAGNOSIS / ELCAR / KUDEVITE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Делягин В. М., Уразбагамбетов А. У.

Головная боль (ГБ) одна из наиболее частых жалоб у школьников. Проблема ГБ не только общемедицинская, но и социально-экономическая, т. к. частота ГБ в детской и подростковой популяции увеличивается. Первичные ГБ, как и ГБ в целом, оказывают влияние на качество жизни подрастающего поколения, ограничивают активность ребенка, нарушают социальные контакты, нередко требуют применения анальгезирующих и других препаратов с возможным развитием привыкания, необходимости повышения дозы и манифестации токсического эффекта [1]. И педиатру при встрече с такими пациентами предстоит определить, является ли ГБ первичной или вторичной, сопутствующей иным проблемам (травмы, синуситы, болезни глаз и т. д.), что определяет адресность и сроки консультаций, тактику ведения собственно пациента и объем работы с семьей [2-4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Headache in children and adolescents

Headache (H) is one of the most frequent complaints in schoolchildren. The frequency of H in child and adolescent population is growing, making H both a general health and social-economic challenge. Primary H, as H in general, affects the life quality of the younger generation, limits the child's activity, impairs social contacts, often requires use of analgesics and other drugs with possibility of developing an addiction, increasing the dose and manifestations of toxic effects [1]. Pediatrician's role when dealing with such patients is to determine whether H is primary or secondary, concomitant with other disorders (injuries, sinusitis, eye disease, etc.), in order to better target and time consultations, patient management tactics and the volume of interaction with the family [2-4].

Текст научной работы на тему «Синдром головных болей у детей и подростков»

В.М. ДЕЛЯГИН, д.м.н., профессор, А.У. УРАЗБАГАМБЕТОВ, к.м.н., ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» Минздрава России, кафедра

поликлинической педиатрии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва

СИНДРОМ ГОЛОВНЫХ БОЛЕЙ

У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Головная боль (ГБ) - одна из наиболее частых жалоб у школьников. Проблема ГБ не только общемедицинская, но и социально-экономическая, т. к. частота ГБ в детской и подростковой популяции увеличивается. Первичные ГБ, как и ГБ в целом, оказывают влияние на качество жизни подрастающего поколения, ограничивают активность ребенка, нарушают социальные контакты, нередко требуют применения анальгезирующих и других препаратов с возможным развитием привыкания, необходимости повышения дозы и манифестации токсического эффекта [1]. И педиатру

при встрече с такими пациентами предстоит определить, является ли ГБ первичной или вторичной, сопутствующей иным проблемам (травмы, синуситы, болезни глаз и т. д.), что определяет адресность и сроки консультаций, тактику ведения собственно пациента и объем работы с семьей [2-4].

Ключевые слова: головные боли, дети, подростки, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика врача, , Кудевита

Распространенность. По результатам нашего обследования более 5 тыс. городских школьников в России жалобы на головные боли предъявляли 52,24% детей. При анализе половой и возрастной принадлежности жалоб на головные боли у обследованных нами детей они чаще беспокоили девочек (57,5%), чем мальчиков (46,69%; р < 0,0001). Хотя по абсолютным цифрам и отмечается увеличение частоты признака, но это нарастание происходит преимущественно за счет девочек (с 26,11 до 73,33% обследованных девочек). Среди мальчиков 6-18 лет частота этого признака к окончанию школы имеет тенденцию к снижению. Прослежены приросты признака по возрастам (р < 0,0001). Наиболее выраженные пики прироста для девочек приходятся на период с 7 до 8 лет, затем прирост быстро уменьшается и вновь незначительно возрастает в 10-12 лет. У мальчиков максимальный прирост частоты жалоб на головные боли приходится на период с 8 до 9 лет, с тем чтобы в дальнейшем после резкого падения незначительно подняться в 13 и 15 лет. Однако при построении тренда, т. е. нивелировании колебаний и определении тенденции, вырисовывается достоверная динамика снижения частоты указанной жалобы за период взросления (рис. 1). При обследовании сельских школьников России (1 253 ребенка) частота ГБ была значительно ниже (33,7%). В Казахстане частота ГБ среди городских школьников аналогичных возрастных групп составляет 26,4%.

Первичные головные боли у школьников. Нами совместно с Н.Ю. Будчановой [5] обследовано 959 школьников в возрасте 7-17 лет (432 мальчика и 527 девочек). Из них в контрольную группу, сопоставимую по полу и возрасту, вошли 80 человек без ГБ (39 мальчиков и 41 девочка). В структуре ГБ преобладали первичные ГБ, их частота у школьников составила 23,1% (среди мальчиков - 16,7%, среди девочек - 28,5%). Пик заболеваемости ГБ приходится на 14-15 лет. Средний возраст

школьников с первичными ГБ составил 14,63 ± 1,74 года. Среди первичных ГБ наиболее распространенными типами были мигрень и головная боль напряжения (ГБН).

Выявлено, что в основной (школьники с ГБ) и в контрольной группах было практически одинаковое число детей из полных семей (69,9 69,2%) и семей, где воспитанием ребенка занимается только мать или один из родителей неродной (отчим или мачеха): 28,3 29,5% (табл. 1).

При опросе 37,2% школьников с мигренью отметили, что подобной ГБ страдает кто-то из родственников, в большинстве случаев - мать. Эти данные подтвердились при анкетировании школьников и родителей. Наиболее частым синдромом среди детей с первичными ГБ был астенический (90,8%). В контрольной группе астенический синдром отмечен только у 55,8% (р < 0,001). Колебания настроения, повышенная плаксивость выявлены у 55,1% школьников, страдающих ГБ, в контрольной группе - лишь у 20,5% (р < 0,001).

При сравнении успеваемости школьников с ГБ и без ГБ выявлено следующее: количество хорошистов и отличников было несколько больше среди детей без ГБ (57,8%), чем среди детей, страдающих ГБН (49,6%) и мигренью (52,8%). В то же время троечники и даже двоечники чаще (34,9%) встречались в группе обследованных школьников с ГБН и мигренью (33,3%) в сравнении с группой детей без ГБ (32,8%). Возможное влияние внеклассной деятельности на синдром ГБ оказалось многоплановым. При сравнении групп школьников с общим синдромом первичных ГБ и без ГБ в частоте посещения кружков и спортивных секций достоверных различий не выявлено (р > 0,05). Однако школьники с ГБН в 1,6 раза чаще посещали спортивные секции, чем кружки (р = 0,025). В то же время посещаемость кружков достоверно меньше в группе детей с ГБН в целом (р = 0,038) и в группе детей с эпизодическими вариантами ГБН (р = 0,001) по сравнению с контрольной группой. Характер деятельности на досуге не был значительно связан с типом ГБ, хотя и прослеживаются некоторые тенденции. Так, в спортивные секции ходят 47,2% школьников с мигренью. В контрольной группе активно

Таблица 1. Распространенность различных социальных факторов у детей с разными типами головных болей и в контрольной группе (%)

№ Социальные факторы ГБН Мигрень Все первичные ГБ Дети без ГБ п = 80

1 Состав семьи:

• полная семья (родные отец и мать) 66,7% 75% 69,9% 69,2%

• неполная семья (воспитывает только мать или 17,5% 8,3% 15% 23,1%

только отец)

• один из родителей неродной (отчим или мачеха) 14,2% 13,9% 13,3% 6,4%

• воспитывает бабушка 1,7% 2,8% 1,7% 1,3%

2 Жилье:

• квартира 78,8% 83,3% 80,1% 82,5%

• комната в общежитии 5,1% - 3,5% 3,8%

• съемная квартира 1,7% 2,7% 2,9% 1,3%

• частный дом 14,4% 13,9% 13,5% 12,5%

3 Наличие отдельной комнаты 64,1% 61,1% 63,5% 76,7%

4 Посещение кружков (музыкального, танцевально- 23,0%* 30,6% 37,5%

го, художественного), занятия с репетитором

5 Посещение спортивных секций 36,9% 47,2% 41%

6 Успеваемость в школе:

• отличники 0,8% - 4,7%

• отличники/хорошисты 0,8% 2,8% -

• хорошисты 48,0% 50,0% 53,1%

• хорошисты/троечники 15,4% 13,9% 9,4%

• троечники 32,5% 33,3% 32,8%

• троечники/двоечники 1,6% - -

• двоечники 0,8% - -

7 Продолжительность сна:

• менее 8 ч 48,4%*** 50%** 23,75%

• 8-9 ч 41,8% 42,1% 60%

• 10-11ч 9,8% 7,9% 16,25%

8 Расстройства сна:

• отмечают 84,9%*** 91,7%*** 57,5%

9 Количество времени, проводимое за компьютером

в сутки (дома, в компьютерных клубах):

• менее 1ч 28,1% 28,6% 19,2%

• 1 ч 18,2% 22,9% 17,9%

• 2 ч 21,5% 22,9% 19,2%

• 3 ч 13,2% 8,6% 17,9%

• 4-5 ч 4,1% - 7,7%

• 6 ч и более 0,8% 5,7% 3,8%

• не проводят 14,0% 11,4% 14,1%

10 Количество времени, проводимое за просмотром

телевизионных передач в сутки:

• 30 мин 11,4% 5,3% 6,25%

• 1 ч 20,3% 23,7% 27,5%

• 2 ч 28,5% 39,5% 42,5%

• 3 ч и более 35,8% 28,9% 23,75%

• не проводят 4,1% 2,6% -

11 Количество времени, проводимое за игровыми

приставками в сутки:

• 30 мин 9,8% 10,0% 11,5%

• 1 ч 6,5% 10,0% 5,1%

• 2 ч 1,6% 7,5% 1,3%

• 3 ч и более 3,3% 2,5% 10,3%

• 5-6 ч 0,8% - -

• не проводят 78,0% 70,0% 71,8%

* р < 0,05; ** р < 0,01; *** р < 0,001 по сравнению с показателями контрольной группы (школьники без головной боли).

занимаются спортом 41% учащихся, а среди детей с ГБН таких только 36,9%.

Установлено, что продолжительность сна у школьников с ГБ достоверно ниже, чем в контрольной группе (р = 0,004). У 46,5% подростков, страдающих ГБ, продолжительность сна меньше 8-9 ч/сут, из них большая часть - дети, чей сон длится 6 ч и меньше. 50% детей с мигренью и 48,4% детей с ГБН спят, в противоположность детям без головных болей, менее 8 ч/сут (р = 0,008 и р < 0,001 соответственно). У 86,9% всех детей с ГБ обнаружены такие расстройства сна, как длительное засыпание, трудное пробуждение, чуткий сон и даже снохождение. Среди детей с мигренью доля школьников с расстройствами сна составила 91,7%. Среди детей с ГБН расстройства сна были существенно ниже (84,9%; р < 0,001). Наиболее частым расстройством сна у детей с мигренью было долгое засыпание, у школьников с ГБН - сочетание долгого засыпания и трудного пробуждения по утрам.

Существует мнение, особенно устойчивое на бытовом уровне, об отягчающем влиянии работы с компьютером. Результаты наших наблюдений не столь однозначны. Почти все школьники с ГБ и без ГБ ежедневно проводят за компьютером от 1 до 6 ч и более. При этом большая часть подростков с ГБ (67,8% с ГБН и 74,3% детей с мигренью) проводят за компьютером от 1 до 2 ч. Лишь незначительная доля учащихся с ГБН (0,8%) проводит за компьютером 6 ч и более. В то же время 14,0% школьников с ГБН и 11,4% детей с мигренью вообще не проводят внеклассное время за компьютером. Среди лиц без ГБ доля подростков, длительно сидящих за компьютером, значительно выше. У 35,8% школьников, страдающих ГБН, и у 38,9% человек с мигренью работа за компьютером усугубляет ГБ. Значимым агравирующим фактором ГБ, выявленным у обследованных, является зрительное переутомление, связанное как с некорригируемым, так и неадекватно корригируемым расстройством зрения. 38,5% детей из страда-

ющих ГБН имели миопию, гиперметропию, спазм аккомодации, косоглазие. Расстройства зрения среди детей с хронической ГБН выявлены у 11 человек (61,1%); среди детей с частой эпизодической ГБН - у 28 человек (40,6%); среди детей с нечастой эпизодической ГБН - у 5 человек (20%). Количество школьников с нарушениями зрения увеличивалось при трансформации эпизодических форм ГБН (35,1%) в хронические (61,1%). Столь высокий процент зрительного переутомления у обследованных обусловлен тем, что значительная часть школьников (66%) с расстройством зрения отказывается носить очки из-за стеснения перед одноклассниками (подавляющее большинство из них девочки - 83,9%; р = 0,035).

Сотрясение головного мозга, приведшее к учащению и усилению интенсивности приступов ГБН у школьников, выявлено в 14,3% случаев. Большинство случаев касались частой эпизодической и хронической ГБН и обнаружены преимущественно среди лиц мужского пола.

При исследовании зависимости возникновения ГБ от времени суток отмечено, что почти у 48,8% человек с ГБН и 48,6% лиц с мигренью появление ГБ не зависело от времени суток. У 41,6% детей ГБН появлялась во второй половине дня, преимущественно днем после занятий в школе (все обследованные школьники занимались в первую смену в школе). У 37,8% детей приступ мигрени развивался днем или вечером.

При исследовании зависимости возникновения ГБ от дня недели выявлено, что у большинства школьников (84,1% детей с ГБН и 86,8% учащихся с мигренью) ГБ появлялась независимо от дня недели. В начале недели (понедельник, вторник) ГБН отмечались у шести учащихся (4,8%). Одиннадцать школьников (8,7%) ГБН беспокоила преимущественно в пятницу и субботу. В начале недели (понедельник, вторник) мигренозные ГБ отмечались у двух учащихся (5,3%). У трех школьников (7,9%) выявленные ГБ наблюдались преимущественно в конце недели (пятница, суббота). Обнару-

Рисунок 1. Распространенность головных болей в обследованной популяции школьников

80 70 60 50 40 30 20 10 0 -10 -20

■ % все

-Д% все

— % мал

- Д% мал

— % дев

• - Д% дев

Линейная (% все)

— Линейная (Д% все) ■■ Линейная (% мал)

Линейная (Д% мал)

--—- Линейная (% дев) Линейная (Д% дев)

т

жено, что подавляющее большинство детей, у кого возникновение ГБ зависело от дня недели, были девочками.

При исследовании зависимости возникновения ГБ от времени года выявлено, что у большинства школьников (73,2% лиц с ГБН и 61,9% человек с мигренью) ГБ появлялась независимо от времени года. У тех детей, кто указал на сезонную зависимость ГБ от времени года, расстройство преобладало зимой и осенью.

Головные боли напряженного типа и мигрени и в наших исследованиях, и по данным литературы [6] часто являлись проявлением общего полиалгического синдрома: сопутствующих рецидивирующих болей в спине и животе. Этим же синдромом страдало и большинство матерей таких пациентов. Полиалгический синдром полностью соответствует ярко выраженным проявлениям вегетативных дисфункций и психовегетативных нарушений у этих детей [7, 8].

Патофизиология головной боли. ГБ - очень неоднородное понятие. Поэтому говорить об универсальных механизмах ГБ очень сложно. Особый интерес вызывают проблемы генерации первичных головных болей (ГБ напряженного типа и мигреней). Но даже при одном и том же типе ГБ, например при мигренях, нейрофизиологические исследования выявляют различные механизмы при мигренях с аурой и без ауры. Нейрофизиологические нарушения при ГБ у детей отличаются от таковых при ГБ у взрослых. В частности, созревание головного мозга отличается у детей с мигренями и у здоровых детей. Длительное время мигрень рассматривали исключительно как сосудистую патологию, но в последнее время приводится все больше свидетельств в первичном значении коры головного мозга [9]. Отечественные ученые приводят доказательства, что в основе ГБ лежат нарушения микроциркуляции, высвобождение свободных радикалов, нарушение соотношения нейромедиаторов, внутри- и внеклеточных ионов, снижение энергетической активности клеток [10]. Последний механизм универсален для любой боли.

Тактика педиатра. При наличии жалоб на ГБ требуется расшифровать их происхождение, исключив прогностически неблагоприятные ситуации. Самыми частыми ГБ являются ГБН. Но в дифференциальной диагностике следует учесть мигрени, травмы, синуситы, нарушение зрения, лекарственную интоксикацию, сосудистые расстройства, объемные процессы и т. д. При наличии ГБН следует отрегулировать семейные и внутришкольные отношения, дать ребенку достаточное время для физической нагрузки, пребывания на свежем воздухе. Учитывая, что ГБ часто являются только вариантом полиалгического синдрома и астенического состояния, сочетаются с вегетососудистой дистонией, в комплексном лечении возможно применение энерготропных препаратов. К таким препаратам относится Элькар и Кудевита. Элькар -раствор L-карнитина (МНН левокарнитин), по структуре и биологической активности идентичен природному. Препарат широко применяется в педиатрии [11-13]. Многочисленными исследованиями доказана целесообразность включения Элькара в комплексную метаболическую терапию реабилитационного периода многих патологических состояний у детей начиная с раннего возраста. Показан выраженный

Элькар

левокарнитин А

Источник дополнительной энергии

V Воздействует на важнейшие процессы обмена веществ и энергии

V Широкий спектр применения у детей и взрослых

V Повышает переносимость физической нагрузки

V Высокая эффективность и безопасность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

раствор для приема внутрь 300 мг/мл

100мл 50мл 25мл

ill lt

пнкоэема www.elkar.ru

КУДЕВИТА®

убидекаренон «коэнзим Q10»

ЗАПУСТИ КАСКАД ЭНЕРГИИ!

Лекарственный препарат коэнзима 010 с высокой биодоступностью действующего вещества. Рекомендован взрослым и детям с 12 лет

Дарит энергию каждой клетке

^ Оказывает мощное антиоксидантное действие

^ Нормализует вегетативные реакции

отпускается без рецепта

т

лик-фэрмэ капсулы 30 мг №30 и №60

На правах рекламы. Информация для специалистов здравоохранения

антиоксидантный, нейропротективный и иммуномодулиру-ющий эффекты при одновременной безопасности и удобстве применения. Сочетание метаболических, нейромодули-рующих, иммуномодулирующих свойств, высокая эффективность, безопасность, удобство дозирования позволяют рекомендовать Элькар к широкому применению в педиатрической практике. Доказано положительное влияние L-карнитина на астенические состояния, протекающие в т. ч. и с головными болями [14, 15].

При стрессовых ситуациях, физических и психических перегрузках, способствующих возникновению ГБ, возможно применение препарата Кудевита. Действующим веществом препарата является коэнзим Q10 (убихинон). Убихинон участвует в переносе электронов, способствуя синтезу аденозин-трифосфорной кислоты, обладает мощным антиоксидант-ным эффектом, блокируя образование свободных радикалов. В итоге улучшаются процессы репарации, нормализуются вегетативные реакции, повышается переносимость физической нагрузки [16].

Заключение. Результаты исследования позволяют говорить о высокой частоте первичных ГБ среди школьников. Распространенность ГБ в крупных городах России соответствует таковому в других развитых странах [17]. В сельской местности в России и в Казахстане распространенность ГБ у школьников ниже.

Отмечено сочетание семейных и внесемейных факторов, сказывающихся на манифестации синдрома ГБ. Продемонстрирована концентрация ГБ среди школьников, в чьих семьях, преимущественно у матерей, уже наблюдались головные боли.

ГБ оказывают влияние на школьную посещаемость и успеваемость и сами определяются школьными успехами или занятиями спортом. Продемонстрирована многофакторность и неоднозначность формирования синдрома ГБ у детей и подростков.

В авторитетных зарубежных исследованиях [18] среди 1 550 подростков с мигренями у 1/3 был выявлен дефицит коэнзима Q10, по поводу чего им был назначен прием этого препарата (1-3 мг/кг/сут). Курс лечения длился в среднем 97 дней, и концентрация коэнзима Q10 в крови статистически значимо увеличилась, а частота ГБ снизилась с 19,2 ± 10,0 до 12,5 ± 10,8 в месяц (р < 0,001). При этом 46,3% детей отмечали уменьшение частоты ГБ на 50%. Влияние нетрудоспособности ребенка на качество жизни оценивалось по Шкале оценки детской нетрудоспособности (Pediatric Migraine Disability Assessment Scale - PedMIDAS) (р < 0,001).

Таким образом, в комплексном лечении детей с первичными ГБН, сопутствующей астенией, вегетососудистой дис-тонией целесообразно использовать препараты Элькар (левокарнитин) и Кудевита.

ЛИТЕРАТУРА

1. Silberstein SD. Practice parameter: evidence-based guidelines for migraine headache (an evidence-based review). Report of the Quality Standards Subcommittee of the American Academy of Neurology. Neurology, 2000. 55. 754-762.

2. Mazzotta G, Gallai B, Mattioni A. et al. Cost assessment of headache in childhood and adolescence: preliminary data. Journal Headache Pain, 2005. 6, Suppl. 4. 281-283.

3. Talarska D. Quality of life in healthy children and in children with tension headaches - a comparative analysis. Rocz. Akad. Med. Bialymst., 2005. 50, Suppl 1. 126-128.

4. Swaiman K, Ashwal St, Ferriero DM, Ferriero D. Headaches in Infants and Children. / Pediatric Neurology: Principles and Practice, Fifth Edition, Elsevier Inc., London, 2012, Chapter 63, 880-899.

5. Будчанова Н.Ю. Головные боли у школьников (эпидемиология, клиника, анализ агравирующих и социальных факторов). Автореферат дисс. км.н. М, 2008. 29.

6. Gessel H, Gassmann Je, Kroener-Herwig B. Children in Pain: Recurrent Back Pain, Abdominal Pain, and Headache in Children and Adolescents in a Four-Year-Period. Journal of Pediatrics, 2011. 158. . 977-983.

7. Талицкая О.Е., Шварков С.Б. Цефалгический синдром при вегетативной дисфункции у детей Клинические проявления мигрени у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1999. 1. 11-14.

8. Кваскова И.В., Шварков С.Б. Клинические проявления мигрени у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1999. 1. 15-17.

9. Pro S, Tarantino S, Capuano A, Vigevano F, Valeriani M. Primary headache pathophysiology in children: The contribution of clinical neurophysiology Clinical Neurophysiology, 2014. 125. 6-12.

10. Горюнова А.В., Пак Л.А. Современная классификация, эпидемиология и патогенез головной боли у детей. Российский педиатрический журнал, 2006. 4. 33-36.

11. Кешишян Е.С., Казанцева Л.З., Николаева Е.А., Тозлиян Е.В. Использование препарата Элькар (L-карнитин) в педиатрии. Terra Medica, 2001. 4. 42-43.

12. Неудахин Е.В., Дьяконова О.В., Румянцев А.Л. Основные эффекты элькара и опыт его применения у детей. Практика педиатра, 2007. 3. 22-24.

13. Zhang R, Zhang H, Zhang Z et al. Neuroprotective effect of pre-treatment with L-carnitine and acetyl-L-carnitine on ischemic injury in vitro and in vivo. Int. J. Mol. Sci, 2013. 13. 2078-2090.

14. Рычкова Т.И., Остроухова И.П., Яковлев А.А., Акулова Л.К. и соавт. Коррекция функций сердечно-сосудистой системы препаратом L-карнитина у детей и подростков с сочетанной патологией. Лечащий врач, 2010. 8. 2-4.

15. Брин И.Л. Элькар в педиатрии. Научный обзор. НЦЗД РАМН. М., 2004. 35.

16. Гнетнева Е.С. Возможность коррекции нарушений адаптации у детей с помощью энерготропной терапии. Материалы XV конгресса «Человек и лекарство». М., 2008. 609.

17. Mitchel N, Angelo L, Neinstein L. Adolescents health. Lippincott Williams & Wilkins, Philadelphia, 2003. 120.

18. Hershey A, Powers S, Vockell A, Lecates S, Ellinor P, Segers A et alCoenzyme Q10 deficiency and response to supplementation in pediatric and adolescent migraine. Headache, 2007. 47. 73 Hershey 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.