Научная статья на тему 'Синдром эмоционального выгорания педагога, влияющий на продуктивную деятельность в коллективе'

Синдром эмоционального выгорания педагога, влияющий на продуктивную деятельность в коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ПЕДАГОГОВ / ВЫЯВЛЕНИЯ СИМПТОМОВ ВЫГОРАНИЯ / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПО В.В. БОЙКО / ЕMOTIONAL BURNOUT / PROFESSIONAL BURNOUT IN TEACHERS / DETECTION OF BURNOUT SYMPTOMS / METHODS OF DIAGNOSIS OF EMOTIONAL BURNOUT BY V. BOYKO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Лилия Викторовна

Благоприятный морально-психологический климат в коллективе основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса. Наша основная и главнейшая задача создать для детей идеальную психологическую среду. Для достижения этой цели педагоги и работники сферы «Образование» должны начать, прежде всего, с себя. Для этого в сфере образования имеется педагог-психолог, в профессиональные обязанности, которого входит такая функция, как работа с педагогическим коллективом. Во избежание эмоционального выгорания, истощения, напряжения у педагогов используются методы наблюдения, диагностики, коррекции, проводятся просветительские и профилактические мероприятия. В начале учебного года педагогом-психологом подбирается соответствующая методика, которая, всесторонне охватит и выявит самые проблемные и трудные моменты в коллективе, а также у конкретного педагога. Самой актуальной и наиболее эффективной методикой является «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко. После проведенной диагностики педагог-психолог видит эмоциональный фон каждого педагога, понимает, в какой фазе и подфазе находится коллега. Данная методика позволяет выбрать правильный психокоррекционный путь, где педагог-психолог может эффективно и точечно помочь коллеге индивидуально, а также создать единое педагогическое пространство коллектива, где все педагоги школы будут чувствовать себя комфортно и работать с удовольствием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT OF THE TEACHER INFLUENCING PRODUCTIVE ACTIVITY IN COLLECTIVE PSYCHOLOGIST

The favorable moral and psychological climate in the team is the basis of effective interaction of the participants of the educational process. Our main and most important task is to create an ideal psychological environment for children. To achieve this goal, teachers and workers in the field of "Education" should begin, first of all, with themselves. For this purpose, in the field of education there is a teacher-psychologist, in professional duties, which includes such a function as working with the teaching staff. In order to avoid emotional burnout, exhaustion, stress, teachers use methods of observation, diagnosis, correction, educational and preventive measures. At the beginning of the school year, the teacher-psychologist selects the appropriate method, which will comprehensively cover and identify the most problematic and difficult moments in the team, as well as in a particular teacher. The most actual and the most effective technique is "Diagnostics of emotional burnout" by V. Boyko. After the diagnosis, the teacher-psychologist sees the emotional background of each teacher, understands what phase and subphase the colleague is in. This technique allows you to choose the right psychocorrectional path, where the teacher-psychologist can effectively and point to help a colleague individually, as well as to create a single pedagogical space of the team, where all teachers of the school will feel comfortable and work with pleasure.

Текст научной работы на тему «Синдром эмоционального выгорания педагога, влияющий на продуктивную деятельность в коллективе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В КОЛЛЕКТИВЕ Магомедова Л.В. Email: Magomedova671@scientifictext.ru

Магомедова Лилия Викторовна - педагог-психолог, Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 1 им. Н.И. Кондратенко, Станица Кущевская, Краснодарский край

Аннотация: благоприятный морально-психологический климат в коллективе -основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса. Наша основная и главнейшая задача - создать для детей идеальную психологическую среду. Для достижения этой цели педагоги и работники сферы «Образование» должны начать, прежде всего, с себя. Для этого в сфере образования имеется педагог -психолог, в профессиональные обязанности, которого входит такая функция, как работа с педагогическим коллективом. Во избежание эмоционального выгорания, истощения, напряжения у педагогов используются методы наблюдения, диагностики, коррекции, проводятся просветительские и профилактические мероприятия. В начале учебного года педагогом-психологом подбирается соответствующая методика, которая, всесторонне охватит и выявит самые проблемные и трудные моменты в коллективе, а также у конкретного педагога. Самой актуальной и наиболее эффективной методикой является «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко. После проведенной диагностики педагог-психолог видит эмоциональный фон каждого педагога, понимает, в какой фазе и подфазе находится коллега. Данная методика позволяет выбрать правильный психокоррекционный путь, где педагог-психолог может эффективно и точечно помочь коллеге индивидуально, а также создать единое педагогическое пространство коллектива, где все педагоги школы будут чувствовать себя комфортно и работать с удовольствием.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание у педагогов, выявления симптомов выгорания, методика диагностики эмоционального выгорания по В.В. Бойко.

THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT OF THE TEACHER INFLUENCING PRODUCTIVE ACTIVITY IN COLLECTIVE

PSYCHOLOGIST Magomedova L.V.

Magomedova Lilia Victorovna - Psychologist, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY EDUCATIONAL SCHOOL № 1 NAMED AFTER N.I. KONDRATENKO, VILLAGE KUSHCHEVSKAYA, KRASNODAR TERRITORY

Abstract: the favorable moral and psychological climate in the team is the basis of effective interaction of the participants of the educational process. Our main and most important task is to create an ideal psychological environment for children. To achieve this goal, teachers and workers in the field of "Education" should begin, first of all, with themselves. For this purpose, in the field of education there is a teacher-psychologist, in professional duties, which includes such a function as working with the teaching staff. In order to avoid

emotional burnout, exhaustion, stress, teachers use methods of observation, diagnosis, correction, educational and preventive measures. At the beginning of the school year, the teacher-psychologist selects the appropriate method, which will comprehensively cover and identify the most problematic and difficult moments in the team, as well as in a particular teacher. The most actual and the most effective technique is "Diagnostics of emotional burnout" by V. Boyko. After the diagnosis, the teacher-psychologist sees the emotional background of each teacher, understands what phase and subphase the colleague is in. This technique allows you to choose the right psychocorrectional path, where the teacher-psychologist can effectively and point to help a colleague individually, as well as to create a single pedagogical space of the team, where all teachers of the school will feel comfortable and work with pleasure.

Keywords: emotional burnout, professional burnout in teachers, detection of burnout symptoms, methods of diagnosis of emotional burnout by V. Boyko.

УДК 1.740

Идеальный педагог - это, прежде всего, образец профессионализма, носитель производственных, гражданских и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.

Профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе являются человеческие качества педагога, как основа российской парадигмы образования.

Важные профессиональные качества педагога необходимые для продуктивной деятельности - это:

• настойчивость;

• работоспособность;

• ответственность;

• требовательность;

• умение поставить цель;

• дисциплинированность;

• организованность;

• систематическое повышение своего профессионального уровня;

• толерантность;

• эмпатия;

• справедливость и т.д.

Не секрет, что творческий потенциал педагога состоит из опыта, стажа, образования, трудоспособности, личных качеств, эмоциональности и его психологической устойчивости. А качество его работы напрямую зависит от психологического микроклимата в коллективе.

Коллектив является главным двигателем продуктивности профессионально-педагогической деятельности педагога. Развития умственной, нравственной и эмоционально-волевой личности, самообразования и самореализации работников. Ведь для достижения общих целей коллектива необходимы такие качества как толерантность, совпадение интересов, сплоченность и т.д. В идеале этот спектр способностей приводит к целостности коллектива, единству целей и задач.

Важно своевременно исключить такие губительные для профессионально -педагогической деятельности качества, как профессиональное выгорание, эмоциональное истощение, напряжение.

Для выявления профессионального выгорания у педагогов используется методика: «Диагностика эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) [1].

В процессе исследования по этой методике можно выявить три фазы выгорания:

1. «Фаза напряжения», в которую входят: «неудовлетворенность собой», «загнанность в клетку», «переживание обстоятельств», «тревога и депрессия».

2. «Фаза сопротивления». В эту фазу входят: «Неадекватное реагирование», «Эмоциональная дезориентация», «Расширение сферы экономии эмоций»», «Редукция профессиональных обязанностей».

3. «Фаза истощения». В эту фазу входят: «Эмоциональный дефицит», «Эмоциональная отстраненность», «Психосоматические нарушения».

Диагностика выявляет полную картину эмоционального фона педагога. Дает основание выбрать педагогу-психологу нужный психокоррекционный путь. На первый взгляд человек может не вызывать тревоги у окружающих, раздражительность, апатия, негативизм т.д., на эти симптомы вряд ли кто из коллег обратит внимание, только после проведения методики по В.В. Бойко можно выявить точечную проблему, с которой столкнулся педагог. Педагог с высоким эмоциональным фоном, сам того не замечая, может переносить свое негативное настроение на ребенка в классе, коллег, семью. Временная перспектива не проявляется или окрашена в мрачные тона. Самостоятельно педагогу выявить эмоциональное выгорание и выйти из этой ситуации практически невозможно, он становится заложником собственных проблем, которые являются краеугольным камнем профессиональных и личных неудач.

По результатам психодиагностики и выявления данных критериев проводится работа или в индивидуальной форме (консультативная деятельность), или в групповой форме (занятия с элементами тренинга и т.д.). После психокоррекционных мероприятий, проводимых педагогом-психологом предполагается доброжелательная обстановка, психологический комфорт и благоприятные условия труда.

Эталоном благоприятного психологического микроклимата педагогического коллектива является уверенный в себе педагог с чувством собственного достоинства, защищенности, самодостаточности, гордый за свой коллектив.

Список литературы /References

1. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.