Научная статья на тему 'СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ'

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром эмоционального выгорания / напряжения / истощения / выгорания / бессонница / страх / тревога / апатия.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Муборак Миреомил Кизи Бобомуродова, Юлдуз Каримовна Нарметова

Согласно современным данным, синдром эмоционального выгорание понимается физиологическое, эмоциональное, умственное истощение, психофизиолоческое, психологическое нарушение в профессиональной сфере человека. Термин синдром эмоционального выгорания был предложен впервые в 1974 году американским учёным психиатром Гербертом Фрейденбергом. В настоящее время быстрый темп жизни, развитие в каждой области профессии привело у каждого работника в своей сфере неуверенности в себе, в будущем, страх и тревога и является начальными фазами синдрома психоэмоционального выгорания, дальнейшие симптомы синдрома психоэмоционального выгорания привело различным расстройствам организма – истощение, стресс, бессонницу и частые головные боли, а также заболевание плохо воздействующие на здоровье человека такие как сахарный диабет, неврологические болезни, инфаркт миокарда, рак, и инсульт и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СТУДЕНТОВ

МЕДИКОВ

Муборак Миреомил кизи Бобомуродова

Ташкентская медицинская академия

Юлдуз Каримовна Нарметова

Доцент Ташкентской медицинской академии Научный руководитель

АННОТАЦИЯ

Согласно современным данным, синдром эмоционального выгорание понимается физиологическое, эмоциональное, умственное истощение, психофизиолоческое, психологическое нарушение в профессиональной сфере человека. Термин синдром эмоционального выгорания был предложен впервые в 1974 году американским учёным психиатром Гербертом Фрейденбергом. В настоящее время быстрый темп жизни, развитие в каждой области профессии привело у каждого работника в своей сфере неуверенности в себе, в будущем, страх и тревога и является начальными фазами синдрома психоэмоционального выгорания, дальнейшие симптомы синдрома психоэмоционального выгорания привело различным расстройствам организма - истощение, стресс, бессонницу и частые головные боли, а также заболевание плохо воздействующие на здоровье человека такие как сахарный диабет, неврологические болезни, инфаркт миокарда, рак, и инсульт и др.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, напряжения, истощения, выгорания, бессонница, страх, тревога, апатия.

Актуальность: Синдром эмоционального выгорания

характеризующимися физическим утомлением, чувством усталости, эмоциональной усталости, опустошенности, раздражение на окружающих, бесчувствие, истощение. Чаще всего у жертв синдромом психоэмоционального выгорания наблюдается неуверенности в себе и в будущем, неудовлетворенность в личной жизни, ежедневная работа с перегрузкой и психологической зависимостью от нее ведет к накапливанию стрессов и истощению запаса всей жизненной энергии человека.

261

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

Синдром эмоционального выгорания у студентов медиков наблюдается внутренними и внешними факторами. К внешнему фактору относится социально - психологические особенности деятельности и учебной среды, нагрузка учебного материала, адаптация, восприятие ситуаций во время практики. К внутренним факторам относится: повышенного восприятия и эмпатии, что связано со спецификой выбранной профессии.[1] Эмоциональное выгорания у студентов медиков характеризуется прохождением нескольких фаз - напряжения, резистентности и истощения. На процесс эмоционального истощения серьёзно влияет тот факт, что выбранная студентами профессия не соответствуют их ожиданием. Рассмотрим фазы синдрома эмоционального выгорания.

Анализирую литературных данных синдром эмоционального выгорания В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. Напряжение - характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью.

2. «Резистенция» - характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.

3.«Истощение» - характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. [2]

Цель исследования: изучить уровень интеллектуального уровня и выявить синдрома эмоционального выгорания у студентов Ташкентской медицинской академии обучающихся на разных факультетах с первого до шестого курса.

Материалы и методы: Анализируя литературу данных провели социологическое анкетировании среди студентов Ташкентской медицинской академии для определения синдрома психоэмоционального выгорания у студентов медиков. Тестирование проводилось по 13 вопросов, направленных на определение наличие у студентов симптомов эмоционального выгорания. Им был предоставлен блок вопросов касающихся: в каком курсе они учатся,

262

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

как чувствуют себя после учёбы и после работы с пациентами, легко ли им преодолеть эмоциональные проблемы. Социологическое анонимное анкетирования провели по «Диагностики определение эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон», данный опросник позволяет определить степень выраженности профессионального выгорания по трём шкалам. Тем больше сумма баллов по каждой шкале, тем больше выраженность профессионального синдрома психоэмоционального «выгорания». Варианты ответов оценивалась по критерии К. Маслач и С. Джексон «никогда» - 0 баллов; «очень редко» - 1 балл; «иногда» - 3 балла; «часто» - 4 балла; «очень часто» - 5 баллов; «каждый день» - 6 баллов.

Результаты и их обсуждения: Анализ анкетирования литературных данных показал, что социально гигиеническом анкетирование участвовали 30 студентов Ташкентской медицинской академии среди них большей частью, составляло студенты второго курса. Студенты чувствуют себя эмоционально опустошёнными «часто» - 4,3%; «очень часто» - 21,7%; «очень редко» -30,4%; «иногда» - 43,5 %.

Курс

■ 1 курс ■ 2 курс ■ 3 курс ■ 4 курс ■ 5курс

Рис:1 Показатель студентов.

Студенты часто чувствуют себя после учебы как «выжатый лимон» выбрали «никогда»- 4,3%; «каждый день»-17,4%; «иногда»- 26,1%; «очень часто»-43,5%; «очень редко»-8,7%. Также на вопрос чувствуют ли усталость ответы показали следующие результаты- «каждый день»-4.3%; «иногда»-30,4%, «очень редко»-43,5%; «очень часто»-13,5%; «часто»-8,7%. Чувствуют ли угнетенность и апатию, и страх и тревогу были выбраны варианты «никогда»-39,1%; «очень редко»-26,1%, «очень часто»-17,4%; «никогда»-8,7%, «часто»-8,7%. А также у студента после учебного и последнее время чувствуют себя действительно безразлично то, что происходит с некоторыми людьми, а также с окружающими «очень часто» - 21,7%; «часто» - 13%; «каждый день» -13%; «никогда» - 8,7%; «иногда» - 34,8%; «очень редко» - 8,7%.

Выводы: В целом по итогам тестов у студентов в медицинской сфере

April 26, 2024

263

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

_mumovayechimlaL

было выявлено синдром эмоционального выгорания на разные фазы, начиная от усталости и чувство безразличия к окружающим. Определение синдрома эмоционального выгорания имеет важную роль для каждого человека: чрезмерная усталость, нагрузка, апатия, страх, бессонница приведут к нарушениям нервной системы, депрессию, стресс и ожирению и т.д. Изучение синдрома эмоционального выгорания требует дальнейшего развития и совершенстве в науки. Гипотезой нашего исследование послужило научно -обоснованное предположение о том, что занятие спортивными играми (волейбол, футбол, баскетбол) и вовремя отдыхать окажет профилактическое действие.

REFERENCES

1. Елена Старченкова Наталия Водопьянова Синдром выгорания «Текст предоставлен правообладателем» http://www.litres.ru Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд: Питер; Спб.; 2008 ISBN 978-5-91180-891.

2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005. 336 с.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 474 с.

4. Кайбышев В.Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и промышленная экология. 2006. № 12. С. 21-26.

5. Melibayeva, R. (2022). Клиник амалиётда психологик диагностиканинг ауамияти (Doctoral dissertation, Узбекистан Ташкент).

6. Karimovna, N. Y. (2022). YOSHLARDA INTERNETGA TOBELIK MUAMMOLARI. TA'LIM VA RIVOJLANISH TAHLILI ONLAYN ILMIY JURNALI, 2(12), 96-99.

7. Нарметова, Ю. (2015). Психосоматик беморларда эмоционал холат бузилишлари ва уларга психологик ёрдам курсатишнинг узига хослиги. УзМУ хабарлари.

8. Нарметова, Ю. К., & Ахмадова, М. Ш. (2021). Психосоматик касаллик билан касалланган беморларнинг психологик хусусиятларининг узига хослиги. In Interdisciplinary Conference of Young Scholars in Social Sciences (USA) (pp. 339342).

264

April 26, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.