but also by psychiatrist and psychologist. In the general educational organization, optimal conditions for this contingent of children should be created in the form of individually selected programs and permanent medical-psychological-pedagogical support. It is necessary to educate parents on communication, upbringing, professional activities of children with attention deficit disorder, adequate behavior in society and the team, as parents themselves suffer from this pathology. Key words: adolescent male, attention deficit syndrome with hyperactivity and impulsivity
Введение. Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивыми, эмоциональные реакции более дифференцированными. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний. Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяется легкой ранимостью и неуверенностью, в себе. Часто потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность соседствует с застенчивостью, а романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью; искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности - все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влиянием среды. Такой средой является семья, которая главную роль играет в воспитании, развитии ребенка и обучении. Если все эти принципы в семье нарушаются и ребенку не оказвается своевременная помощь, то в подростковом возрасте часто диагностируются нарушения поведенческих реакций, которые могут усилить проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и импульсивностью. У этих детей становятся очевидными отсутствие самостоятельности, низкая успеваемость в школе, частые конфликты с окружающими, плохие взаимоотношения со сверстниками, тревожность и низкая самооценка [2-4]. Синдром дефицита внимания долгое время рассматривался как расстройство детского возраста, но в последние годы установлено, что в большинстве случаев этот синдром не исчезает с возрастом, он претерпевает определенную трансформацию, продолжая оказывать негативное влияние на различные образы жизни человека и во взрослом состоянии. По данным Американской Психиатрической Ассоциации синдром дефицита внимания с гиперактивностью является распространенным расстройством, которое встречается у 3 -7,0% детей школьного возраста. По данным популяционных исследований он встречается примерно у 5,0% детского и 2,5% взрослого населения и чаще диагностируется у пациентов мужского, чем женского пола в соотношении 2:1 среди детей и 1,6:1 среди взрослых. Разброс оценок объясняется различием в критериях диагностики, которая до недавнего времени являлась сугубо субъективной. Ранее данное заболевание в России было принято называть минимальной мозговой дисфункцией (ММД). В настоящее время эти установки пересмотрены. С неврологической точки зрения синдром дефицита внимания с гиперактивностью и импульсивностью рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Природа синдрома дефицита внимания гетерогенна. Из литературных источников установлено, что одной из причин его является генетическая предрасположенность, а также нарушения кровоснабжения мозга плода на ранних этапах развития. Доказано, что нарушения кровообращения могут вызываться различными факторами, в том числе курение матери во время беременности, злоупотребление алкогольными напитками и психоэмоциональное перенапряжение. Немало важную роль играют: социально-экономический статус семьи, коэффициент умственного развития родителей, аллергические реакции детей на пищевые компоненты.
Целью данной работы явилось изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и импульсивностью у юношей 16 летнего возраста для эффективного наблюдения за данной категорией подростков в поликлинических условиях и общеобразовательной организации.
Материалы и методы исследования. Исследование выполнено с участием 30 подростков 16 летнего возраста, из них у 15 юношей диагностирован синдром дефицита внимания с гиперактивностью и импульсивностью, эти дети составили основную группу наблюдения. В группу сравнения вошли подростки 16 летнего возраста мужского пола, которые не имели такого синдрома (n=15). Анализ анкетирования родителей, пелагогов, психологов, медицинских работников проводился при помощи опросника, включающего 2 блока диагностических критериев СДВГ согласно DSM-V. Первый раздел содержал пункты, направленные на выявление симптомов невнимательности, второй - симптомов гиперактивности и импульсивности. Диагностически достоверным считалось наличие 5 и более симптомов по обоим разделам или по одному из них. Кроме того, были включены вопросы, касающиеся обстановки, в которой наблюдаются данные симптомы, наличия нарушений сна, посещения развивающих занятий и спортивных секций, а также проявлений синдрома дефицита внимания у родственников. Клиническая оценка состояния здоровья осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в НИИ гигиены детей и подростков [5]. Проводились неврологические осмотры детей с диагностически достоверным количеством симптомов СДВГ. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев.
Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что у половины юношей основной группы наблюдения сохранялись признаки беспокойного сна. Быстрая утомляемость при выполнении заданий (53,3%), нечеткость выполнения инструкций (60,0%), обилие дисорфографических ошибок (73,3%), сложности в организации
самостоятельного решение задач (80,0%), выраженная отвлекаемость на посторонние стимулы (86,7%), забывчивость (93,3%). Все подростки любили играть в шумные игры, не могли спокойно вести себя во время занятий в школе, часто конфликтовали со сверстниками и учителем, за что имели порицания. Беспокойные движения у детей основной группы встречались в 6 раз чаще, чем в группе сравнения (13,0%, p<0,05). Вскакивание с места без разрешения выявлялись в 53,3% случаев, а повышенная двигательная активность в 50,0%, чрезмерная болтливость в 40,0%, что достоверно чаще, чем в группе сравнения (20,0%, 13,3%, 6,7%, p<0,05). У респондентов основной группы наблюдения чаще возникали чувства страха (33,3%) и тревожности (53,3%), раздражительности (60,0%), агрессивности (66,7%), чем у детей группы сравнения (13,3%, 20,0%, 16,7%, 6,7% p<0,05). Как отмечали юноши, эти проявления наблюдались и в начальной школе. Все дети состояли на учете у невролога, получали симптоматическую терапию. Аналогичные признаки наблюдались и у родителей. В то время как у детей группы сравнения отклонений в поведении не отмечалось, утомляемость возникала редко (13,3%, p<0,05). Со школьной программой юноши справлялись хорошо (73,3%, p<0,05), не страдали забывчивостью (86,7%, p<0,05), спокойно вели себя на занятиях (80,0%, p<0,05), выдерживали физические и умственные нагрузки (66,7%, p<0,05). Большинство подростков реагировало на замечания адекватно (60,0%, p<0,05). Они старались не создавать конфликтных ситуаций (93,3%), спокойно решали свои проблемы (66,7%, p<0,05). У родителей данной группы наблюдения отсутствовал синдром дефицита внимания. Юноши группы сравнения оказались более внимательными (60,0%), чем сверстники из основной группы (6,7%, p<0,05). В структуре сопутствующей патологии в основной группе наблюдения в раннем возрасте выявлялись задержка нервно-психического (80,0%) и речевого (53,3%) развития, патология сердечно - сосудистой (73,3%) и костно-мышечной (60,0%) систем, органа зрения (40,0%) и ЛОР (30,0%). В группе сравнения на первой позиции располагалась патология костно-мышечной (26,0%, p<0,05) и сердечно - сосудистой (22,1%, p<0,05) системы, на второй позиция заболевания органов пищеварения (20,0%, p<0,05). Третье место занимала патология органа зрения (19,5% p<0,05).
Известно, что дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и импульсивностью могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Заключение. У юношей с синдромом дефицита внимания гиперактивностью и импульсивностью достоверно чаще возникают нарушения психоэмоциональной сферы, сердечно - сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения. Немаловажную роль в формировании синдрома дефицита внимания играет наследственная предрасположенность, что важно учитывать при постановке диагноза и тактике наблюдения. Дети с синдромом дефицита внимания гипреактивностью и импульсивностью нуждаются в постоянном динамическом медико-психолого-педагогическом сопровождении и адекватно организованном обучении, и воспитании с раннего возраста. Литература
1. Войтенко В.А., Харламенкова Р.А., Ермашева М.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы медицины: материалы ежегодной итоговой научно-практической конференции (25-26 января 2018 г.) Гродно: ГрГМУ. - 2018. - С. 27-131.
2. Заводенко Н.Н., Суворина Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефекталогия - 2003. - №6.
3. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания: (нейрометрика, электромагнитная томография и нейротерапия). - СПб: «Эльби - СПб», 2005. - 148 с.
4. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. - М.: Генезис, 2010.
5. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Фарматека. 2013; 4-13: 45-48.
6. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. - СПб: Издательский дом СПбМАПО, 2004. - 240с.
УДК: 618.173+615.225
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА АНТИГИПЕРТЕНЗИВНОЙ ТЕРАПИИ У ПАЦИЕНТОК ПОСТМЕНОПАУЗАЛЬНОГО ВОЗРАСТА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Волынкина Ю.А., Романова А.С.
Научный руководитель - к.м.н., доцент Конышко Н.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 [email protected] - Волынкина Ю.А.
Резюме: Проведен анализ 500 историй болезней на базах отделения кардиологии и неотложной кардиологии ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», и получены данные об особенностях выбора антигипертензивной терапии у женщин старше 50 лет.
Ключевые слова: женщины постменопаузального возраста, артериальная гипертензия, антигипертензивная терапия. PECULIARITIES OF ANTIHYPERTENSIVE THERAPY SELECTION IN PATIENTS OF THE POSTMENOPAUSAL AGE OF THE SMOLENSK REGION Volynkina Yu.A., Romanova AS
Scientific adviser - Candidate of medicine, assistant professor Konyshko N.A.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia
Abstract. An analysis of 500 case histories on the basis of the Department of Cardiology and Emergency Cardiology of the Smolensk Regional Clinical Hospital was conducted, and data on the features of the choice of antihypertensive therapy in women over 50 years were obtained.
Key words: women of postmenopausal age, arterial hypertension, antihypertensive therapy Введение
Последнее десятилетие отмечено пристальным вниманием к постменопаузальному периоду, в связи с увеличением продолжительности жизни женщин. Не менее 30% женского населения находится в периоде постменопаузы, его продолжительность составляет в среднем треть жизни женщины.
Одним из результатов эстрогендефицитного состояния в постменопаузе становится увеличение частоты сердечнососудистой патологии, обусловленной атеросклерозом (ишемическая болезнь сердца, нарушение мозгового кровообращения, артериальная гипертензия). Для женщин после менопаузы это катастрофично: в случае если у женщин до 40 лет частота инфаркта миокарда в 10—20 раз меньше, чем у мужчин, то после угасания функции яичников соотношение постепенно меняется и составляет к 70 годам 1:1 [2]. Все это определяет интерес к рассматриваемой теме. Цель нашего исследования - получить представление о выборе антигипертензивной терапии у женщин постменопаузального возраста в Смоленской области. Методика
Проведен анализ 500 историй болезней на базах на базах отделений кардиологии и неотложной кардиологии ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» в 2015-2017 годах. Исследовались пациентки старше 50 лет. Изучались такие показатели как: группа препаратов, основные их представители, суточные дозы, длительность приема в стационаре, эффективность применяемой терапии.
Основанием для формирования данных выборок явилось то, что в соответствии с целью и задачами исследования основной контингент госпитализируемых в отделения кардиологии составляют женщины в период постменопаузы, с АГ и множественной соматической патологией.
Статистический анализ проводился при помощи программных пакетов «STATGRAPHICS CENTURION XIV» и «STATISTICA 7». Для сравнения количественных признаков использовался критерий Стьюдента. Количественные данные представлены в виде среднего значения и среднеквадратического отклонения (М±5). Для выявления достоверности различий в исследуемых группах в случае качественных переменных использовался критерий Фишера. Вероятность того, что статистические выборки отличались друг от друга, существовала при р<0,05. Результаты исследования и их обсуждение
При лечении АГ у женщин постменопаузального периода следует отдавать предпочтение таким препаратам, которые не оказывают отрицательного метаболического действия и/или способствуют нормализации метаболических нарушений. Именно к таким препаратам и относятся ингибиторы АПФ. Среди многообразия их механизмов действия отметим главные из них, такие как: расширение периферических сосудов, снижение преднагрузки и постнагрузки на сердце; уменьшение дилатации камер сердца, регресс гипертрофии миокарда; увеличение сократительной способности миокарда и сердечного выброса; диуретическое и нефропротективное действие; предотвращение электролитного дисбаланса и опосредованного антиаритмического эффекта [4]. В результате того, что данная группа лекарственных препаратов имеет множество достоинств, именно им и было отдано предпочтение для лечения наших пациенток. Основными препаратами выбора этой группы стали: эналоприл, лизиноприл и рамиприл.
Рисунок 1. Суточные дозы эналоприла, используемые для лечения АГ у женщин постменопаузного возраста, среди 225 пациенток (мг).