Научная статья на тему 'Синантропное гнездование клушицы pyrrhocorax pyrrhocorax в хребте Кетмень (Тянь-Шань)'

Синантропное гнездование клушицы pyrrhocorax pyrrhocorax в хребте Кетмень (Тянь-Шань) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
60
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Ковшарь Анатолий Фёдорович

Второе издание. Первая публикация: Ковшарь А.Ф. 1981. Синантропное гнездование клушицы в хребте Кетмень (Тянь-Шань) // Орнитология 16: 169-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синантропное гнездование клушицы pyrrhocorax pyrrhocorax в хребте Кетмень (Тянь-Шань)»

Гнездо певчего дрозда, обнаруженное 28 июня 1977, располагалось на высоте 2 м у основания боковой ветви ели. Размеры, мм: диаметр гнезда 103, диаметр лотка 90, высота гнезда 132, глубина лотка 72. Сделано из земли. Снаружи обильно обвито зелёным мхом и веточками ели. В гнезде находились 4 птенца и 1 неоплодотворённое яйцо.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1062: 3325-3327

Синантропное гнездование клушицы Pyrrhocorax pyrrhocorax в хребте Кетмень (Тянь-Шань)

А.Ф.Ковшарь

Второе издание. Первая публикация в 1981*

Единственное указание о синантропном гнездовании клушиц Pyrrhocorax pyrrhocorax принадлежит А.Я.Тугаринову (1932), наблюдавшему это явление в Восточной Монголии. В 1978 году на южных склонах западной части хребта Кетмень, в ущелье Кисык, отдельные пары клушиц гнездились под шиферными крышами зимовок, расположенных у верхней границы лесного пояса. Первое такое гнездо обнаружили Г.Арендт и Л.Спивакова 24 марта, когда пара клушиц только начала постройку: обе птицы носили материал с расстояния от 6 до 70 м. Первоначально птицы строили гнездо под навесом, всего в 5-7 м от работающих людей и не выше 2 м от земли, но ввиду того, что их часто беспокоили, они начали второе гнездо — в 10 м от первого, на чердаке зимовки. Ещё несколько дней в ранние утренние часы клушицы предпринимали попытки строить гнездо и под навесом, причём носили материал попеременно в оба гнезда. Вечером 7 апреля в гнезде на чердаке оказалось 2 яйца (первое гнездо осталось недостроенным), a 27 апреля — 5 яиц, в том числе 4 сильно насиженных и одно без зародыша. Насиживание в этом гнезде длилось более 18 сут. В другом гнезде 27 апреля клушица сидела на 3 свежих яйцах (видимо, неполная кладка). В третьем гнезде 28 апреля не было яиц, но в нём сидела самка. В четвёртом в этот же день самка сидела на 5 яйцах, зародыши в которых оказались на разных стадиях развития — от едва заметных кровеносных сосудов до мозговых пузырей и зачатков глаз.

* Ковшарь А.Ф. 1981. Синантропное гнездование клушицы в хребте Кетмень (Тянь-Шань) // Орнитология 16: 169-170.

Все 4 упомянутых гнезда располагались однотипно: в ямках-углублениях земляного насыпного потолочного перекрытия под защитой шифера. Высота гнездовой ниши от 15 см до 0.5 м, такое же расстояние от входа, который располагался под восточным, западным, северо-восточным и юго-западным скатами крыш. Высота этих гнёзд от земли 2.5-3 м. Очень сходен состав всех гнёзд: снаружи веточки (в том числе еловые) и грубые сухие стебли разнотравья, внутри лоток обильно выстлан шерстью, как слоем войлока; перья в выстилке встречаются очень редко. Размеры трёх гнёзд, мм: диаметр гнезда 300x300, 440x290 и 450x290; диаметр лотка 140, 145 и 150; глубина лотка 45, 45 и 50.

Окраска яиц клушицы своеобразна, в отличие от других врановых птиц в ней совершенно отсутствуют зеленоватые и голубоватые тона. На кремово-белом (или грязно-белом) общем фоне разбросаны довольно крупные пятна — поверхностные грязно-бурые и глубокие серые; на тупом конце пятна расположены несколько гуще, чем на остром. Форма яиц и их размеры сильно варьируют. В одной кладке все 3 яйца, гораздо более крупнее, чем в другой (см. ниже), были очень остроконечными, конусовидными: в другой кладке 3 яйца из 5 были нормальной, овоидной формы, а 2 — с одинаково закруглёнными полюсами, как у козодоя (кстати, они напоминали яйца козодоя и рисунком — крупными бесформенными пятнами размером до 3x4 мм).

Причина синантропного гнездования клушицы в этом ущелье не совсем ясна, так как на склонах его скальные обнажения не редкость и клушицы в них также гнездятся: удалось найти 5 гнёзд в трещинах скал, располагавшихся в 2, 3, 10, 15 и 20 м от подножий скал. В 4 из них 26-28 марта клушицы носили веточки и траву; в пятом 28 апреля была, по-видимому, неполная кладка: самец и самка в течение часа в полдень около 20 раз садились в гнездовую нишу без корма и без материала (не исключено, что это был выбор места).

В заключение приведём некоторые наблюдения над поведением клушиц на разных этапах гнездового цикла. Прежде всего, клушицы здесь, как и в других хребтах Тянь-Шаня (например, Таласском и За-илийском), гнездятся отдельными парами и довольно далеко одна от другой (расстояние между соседними зимовками 1-2 км). Самец и самка очень привязаны друг к другу: однажды клушица в течение 10 ч не покидала места гибели партнёра и даже на следующий день несколько раз прилетала туда. Кормятся оба члена пары, как правило, вместе, за исключением периода насиживания яиц, при этом самец нередко перебирает у самки перья на затылке. Гнёзда строили во всех случаях обе птицы. Интересно, что для приноса материала они предпочитают пользоваться парением, поэтому траву для выстилки носили с возвышенных участков склонов, хотя рядом, но ниже, была такая же трава. Насиживает кладку одна птица, по-видимому, самка. За 2 ч наблюде-

ний у одного гнезда с насиженными яйцами (канун вылупления) она оставляла кладку 1 раз на 10 мин, всё это время кормилась и отдыхала в обществе прилетевшего партнёра на склоне в 100 м от гнезда. С кладки клушицы обычно взлетают, когда человек начинает взбираться на крышу; при этом улетают на склон, а вернувшись через 10 -15 мин, смело идут на гнездо в 15-20 м от наблюдателя. Но одна пара во время осмотра едва насиженной кладки вела себя иначе: самец и самка подлетали до 5-8 м, с криком садились на соседнюю крышу, кланялись и «чистили» перья зоба. Кланяются птицы, приподняв высоко над спиной сомкнутые концы крыльев; одновременно с поклоном издают резкий отрывистый крик. Такие демонстрации наблюдали мы в течение часа утром у пары, у которой накануне была взята неполная кладка.

Литер атур а

Тугаринов А.Я. 1932. Птицы Восточной Монголии по наблюдениям экспедиции 1928 г. // Тр. Монгол. комис. АН СССР 1: 1-346.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1062: 3327

Находки выводков филина Bubo bubo в Ашутасе и Киин-Керише (Зайсанская котловина)

С.В.Стариков

Второе издание. Первая публикация в 1991*

В Зайсанской котловине, на сопке Ашутас (15 км восточнее села Буран), 15 июня 1984 года найдено гнездо филина Bubo bubo с 2 почти полностью оперёнными птенцами, а рядом — остатки краснощёких сусликов Spermophilus erythrogenus, зайца-толая Lepus tolai и речных уток. В другом гнезде, расположенном на глинисто-песчаном обрыве в урочище Киин-Керищ (Северное Призайсанье), 17 июня 1984 было 4 оперённых птенца. В погадках у гнезда обнаружены только остатки жёлтых пеструшек Lagurus luteus.

* Стариков С.В. 1991. Краткие сообщения о филине [Восточно-Казахстанская область] // Редкие птицы и звери Казахстана. Алма-Ата: 218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.