Научная статья на тему 'Символы в наскальных рисунках неолитического художника'

Символы в наскальных рисунках неолитического художника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
908
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛИТ / КРЕСТ / СВАСТИКА / КРУГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Агабалаев М. А.

В статье рассматриваются и анализируются наиболее известные символы-рисунки неолитического художника, даются этимологические справки, для наглядности приводится иллюстрированный материал по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символы в наскальных рисунках неолитического художника»

СИМВОЛЫ В НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКАХ НЕОЛИТИЧЕСКОГО ХУДОЖНИКА

М.А. Агабалаев

НОУ ВПО «Социально-педагогический институт», г. Дербент

В статье рассматриваются и анализируются наиболее известные символы-рисунки неолитического художника, даются этимологические справки, для наглядности приводится иллюстрированный материал по данной теме.

Ключевые слова: неолит, крест, свастика, круг.

Изобразительная деятельность присуща детям с раннего детства, когда на песке (земле), камне, бумаге они «рисуют» черточки, кружочки, линии, крестики и другие знаки. Ребенок, делая машинально эти рисунки, придает им «большое значение», т.е. вкладывает определенные свои «знания и представления» об окружающем мире. Но это детские рисунки. А что можно сказать о рисунках на скалах и камнях неолитического художника Европы, Азии. На первый взгляд они как будто сделаны детской рукой, а на самом деле - это информация о прошлом, когда древний человеческий род охотился на зверей, птиц, потом занимался скотоводством, а далее земледелием.

Что особенного в этих рисунках художника из неолита? И какой этнос на протяжении тысячелетий от Центральной Европы до Дальнего Востока, с Севера до передней Азии оставили идентичные рисунки, знаки, символы.

По последним открытиям археологов, ученых-лингвистов и этнографов все неолитические рисунки, знаки, символы оставили суперэтнос «русы» (не современные русские). От них идет и индоевропейские народы, т.е. арии. Далее шел сложный процесс образования народов мира на основе этого суперэтноса, от кроманьонца к бореалу и индоевропейцу (арии). Но наша задача в данной статье не описание возникновения народов мира, а показ идентичных пиктограмм в различных древних культурах и объяснение содержания некоторых рисунков в этих культурах, а именно таких символов-рисунков, как крест, свастика, круг и т.д.

Древние люди неолита изображали крест. Этот сакральный символ был известен задолго до христианства. Изображение креста можно увидеть на коптских монументах как «ключ Нила». Как знак «Тау» он был известен в Финикии и Халдее. Этот знак исследователи обнаружили на груди египетских мумий, на ассирийских барельефах и даже на античных фресках.

На территории Кавказа символ креста встречается во всех древних культурах: Куро-Араксской, Каякентско-харачоевской и др. Интересны наскальные рисунки Дагестана: Чирка-тинские, Согратлинские, Лучекские, Хуштадинские и другие, где явно на всех рисунках знак-символ крест встречается много раз.

Здесь уместно дать этимологическое значение таких фундаментальных многотысячелетних образов-символов индоевропейцев-русов, как крест.

Крест - есть совокупность корневых основ «крс» + «ст». «К-рс» - это сопричастность «к» к «рс-», то есть -, «крас-ивый, хорош-ий, крас-ный-русый-свой, рус-ский, светлый, чистый». «Ст» - «устойчивость, стояние, твердость, незыблемость, опора, твердыня, устой».

«Крс» + «ст» = «крест» = «светлый, хороший, красивый, свой, устойчивый - твердый» или, более образно, «устой светлого-своего-хорошего-русского», «твердыня-оплот своего-светлого-хорошего-чистого».

«Красное солнышко» всегда доброе, хорошее, красивое, свое. Знак Хорса («крс») - солнце - крест.

Крест - оберег от всего злого, чужого, темного, нехорошего, не своего, нечистого, не-твердого-зыбкого и для рода русов-индоевропейцев - «нерусского».

Крест - величайший магически-сакрально-традиционный знак-символ - образ руссов-индоевропейцев, существующий уже сорок тысячелетий и естественно перешедший из индоевропейского язычества в индоевропейское христианство.

Крест - символ Рода-Сварога («Саваофа» в поздне-семитской транскрипции) и Христа. «Христос» - теоним. Имеющий русский корень «крст-хрст» и позднее - «греческое» (из русского звательного) «Христо» окончание «ос».

Итак, крест - символ вечной жизни, «предвечная тайна основания Вселенной». Древние мудрецы указывали, что крест - это символ человека, но крест не только символ, но и схема ума и мозга. Если взглянуть на центральную нервную систему человека с позиции ее морфологических структур, то мы увидим, что вертикальная планка креста соответствует спинному мозгу. Два плеча горизонтальной планки соответствует правому и левому полушарию головного мозга.

Свастика есть катящийся по небу, движущийся крест-солнце. «Свастика» = корневая основа «свт» + корневая основа «ст»- и суффикс - окончание «- ика». «Свт» - есть «свет, светлый, свят, святой» (свет, обретающий сокральность, святость, как, например, «день»= «део» - «день-бог»). «Ст-» - есть «устойчивость, стояние, твердость, незыблемость, устой, твердыня, оплот». Свастика появляется позже креста, когда русы-индоевропейцы осознают, что и движущееся светлое, святое, хорошее, доброе начало (как Хорс - солнце) может быть незыблемо, неостановимо, спасительно устойчиво в своем движении. «Свастика» - «устой - основа святости - Света» - образ сложный и емкий, исходящий из образа креста и связанный с ним. Свастика - есть крест, обретший в движении по небу небесную святость.

В основу мировоззрения ариев положен закон, которому должны повиноваться все боги, все люди. Он называется рита, что переводится как «путь», «движение», «закон» и происходит от индоевропейского «рото», означавшего «повозка», «колесо», «круг». От этого же древнего слова происходит немецкое «рат», украинское «рада» - «совет», круг людей.

Коловращение мирозданья - всеобщий закон. Сотворение риты подобно сотворению мира, произошло само по себе, из ничего, из хаоса самозародившейся материи.

«Великий путь» - это и есть путь риты, круговорота Солнца и Вселенной. Здесь начало законов Вселенной и Земли, составление календарей солнечных, а позже и лунных.

Не только в этих символах лежит сакральное значение. Есть еще много рисунков-символов, которые часто изображались на камнях и скалах художниками из неолита. Часто встречающиеся символы - это спирали, лабиринты, ромбики (или квадраты) с точками внутри и т.д. Таким образом, сравнивая «пиктограммы» ребенка с рисунками древнего художника, мы подходим к наиболее интересной деятельности человека - творчеству. В первом случае первые шаги, а во втором - передача знаний из поколения в поколение в течение многих тысячелетий. И именно благодаря «творчеству» неолитического художника мы имеем целую галерею рисунков быков, оленей, лошадей того времени, сцены охоты на них и сакрализацию этих животных.

Литература

1. Белов А.И. Сакральная психология. - М.: Амрита-Русь, 2009.

2. Белов А.И. Путь ариев. - М.: Амрита, 2008.

3. Магомедов Р.М. История Дагестана. - Махачкала, 1991.

4. Исрапилов М.И. Солнечные календари Кегерского нагорья. - Махачкала, 1991.

5. Петухов Ю.Д. Русы Древнего Востока. - М.: Вече, 2011.

6. Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. - М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.