Научная статья на тему 'Символы-сигналы в причинной ситуации'

Символы-сигналы в причинной ситуации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
261
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИННАЯ СИТУАЦИЯ / СИМВОЛ / ПЕРВИЧНЫЙ СИМВОЛ / СИГНАЛ / ЗНАК / ОСМЫСЛЕНИЕ / ПЕРЦЕПТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кожокина Ангелина Викторовна

Статья посвящена изучению сигнального воздействия символов в высказываниях о причинной ситуации, в которых актуализируется причинно-следственное отношение. Рассматривается особый тип символа первичный символ (символы жизни, смерти, ориентации, родства, заботы и др.). Первичный символ выполняет роль сигнала, действие которого основано на силе инстинктов, генетической программы. Они управляют поведением человека, заставляют его действовать непроизвольно, без осмысления ситуации. Способность первичного символа выступать в качестве причины позволяет говорить о знаковом характере причины, о связи причинности и знаковости на уровне символизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символы-сигналы в причинной ситуации»

УДК 811.1

Кожокина Ангелина Викторовна

кандидат филологических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета филологического факультета. Кафедра английской филологии и лингвокультурологии linkoj@yandex.ru

Символы-сигналы

в ПРИЧИННОЙ СИТУАЦИИ

Angelina V. Kozhokina

Candidate of Philology,

senior teacher Sankt-Peterburgskogo

state university philological faculty,

department of English philology and

lingvokulturologiya

linkoj@yandex.ru

Symbols-signals in the

CAUSE AND EFFECT SITUATION

Аннотация. Статья посвящена изучению сигнального воздействия символов в высказываниях о причинной ситуации, в которых актуализируется причинно-следственное отношение. Рассматривается особый тип символа - первичный символ (символы жизни, смерти, ориентации, родства, заботы и др.). Первичный символ выполняет роль сигнала, действие которого основано на силе инстинктов, генетической программы. Они управляют поведением человека, заставляют его действовать непроизвольно, без осмысления ситуации. Способность первичного символа выступать в качестве причины позволяет говорить о знаковом характере причины, о связи причинности и знаковости на уровне символизации.

Annotation. The paper deals with studying the signal functions of symbols in the cause-effect situation where the cause-effect relations are expressed. The paper deals with a special type of symbols -primary symbol (symbols of life, death, orientation, relationship, care etc). The primary symbol when perceived by a person performs a signal function. It acts on the bases of instincts, the genetic programme. It makes a person react instinctively, without thinking. The result shows that a symbol could be a cause/ reason in the cause-effect situation. It proves the fact that cause/ reason has much in common with signs, the process of designation. It processes the connection of cause/ reason and signs at the level of symbolization.

Ключевые слова: причинная ситуация, символ, первичный символ, сигнал, знак, осмысление, перцепт.

Keywords: cause and effect situation, symbol, primary symbol, signal, sign, cognition, percept.

Цель настоящей статьи - рассмотреть сигнальное воздействие символов в высказываниях о причинной ситуации, в которых актуализируется причинно-следственное отношение. В качестве символов мы будем рассматривать «первичные символы» (термин [3]). Первичный символ относится к категории универсальных элементов человеческой мысли. К нему относятся символы жизни, смерти, вокруг которых формируется особая символическая система. Описывая символы сознания в структурах языка, Е.А Барляева отмечает, что «первичные символы закрепились в сознании людей как некая коллективная матрица человечества, несущая информацию о среде обитания человека. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием» [1, с. 131].

Первичные символы выполняют функцию сигналов. Они призывают, побуждают человека к совершению определенных действий. Л.Ф.Чертов описывает сигнальный уровень связи следующим образом: «сигнал «в^ючает» определенную ориентировочную реакцию. Эта сигнальная связь основана на силе инстинктов, которые управляют поведением человека, заставляют его действовать согласно генетической программе. Сигнальность характеризует примитив-

ный уровень информационной связи. Реакция человека на сигнал обусловлена жесткой причинно-следственной связью. В основе ответной реакции лежит опыт физического и физиологического контакта человека с внешней средой» [4, с. 24-58].

Близко к сигнальному уровню знаковости, описанному Л.Ф. Чертовым, но с использованием иной терминологии говорят об особенностях первичных символов М.К. Мамардашвили и AM. Пятигорский. По их мнению, отличительной чертой первичных символов является то, что за ними «не стоит никакого спекулятивного, т. е. связанного с размышлением, выводного знания, за этими символами нет никакой (даже самой элементарной) элементарной рефлексивной процедуры» [3, с. 175].

Интересующая нас причинная ситуация включает: 1) субъекта - всегда человека, осмысливающего события окружающего мира в категориях причины и следствия, 2) причину - сенсорно воспринятое событие (предмет, животное, действие), в качестве которого выступает некоторый первичный символ, имеющий сигнальную функцию; 3) следствие - непроизвольную реакцию человека на сигнальное воздействие воспринятого события, образованную на основании дей-

351

ствия генетической программы; 4) причинноследственное отношение, которое устанавливается между причиной и следствием. Рассмотрим, как первичные символы представлены в высказываниях о причинной ситуации.

1. Символы страха, опасности

(1) The cat had very long claws and a great many teeth, so she felt that it ought to be treated with respect (Carrol).

В качестве первичного символа выступает внешний вид кота, у которого длинные когти и огромные зубы. Этот символ является причиной, по которой Алиса делает вывод о том, что кота надо уважать. Она сделала этот вывод не на основании мыслительных операций, а на интуитивном уровне, о чем свидетельствует глагол чувственного восприятия to feel.

При внезапном возникновении опасности, испытывая страх, человек может затаиться, застыть на месте или начать действовать (например, обратиться в бегство). В этом случае проявляется инстинкт самосохранения, который всегда заставляет человека действовать автоматически. Человек так устроен, что не может осмысленно контролировать его проявления.

(2) Something moved behind Krum in the trees, and Harry, who had some experience of the sort of thing that lurked in the Forest, instinctively grabbed Krum's arm and pulled him around (HP).

Шорох в лесу воспринимается опытным Гарри как угроза его личной безопасности и безопасности его друга, что побуждает его машинально (instinctively) схватить своего друга за руку и повернуть в другую сторону.

Подобным образом символ страха, опасности действует и в мире животных. Рев великана вызывает у птиц слепой ужас и заставляет их прятаться:

(3) The giant gave a roar the echoed around the silent Forest; birds in the treetops overhead rose twittering from their perches and soared away (HP).

Следующий пример иллюстрирует иное поведение человека при столкновении с опасной ситуацией. Так, испытывая страх, люди не бегут без оглядки, а наоборот, замирают на месте.

(4) There stood a small inn, a battered wooden sign hung from a rusty bracket over the door, with a picture on it of a wild boar’s severed head, leaking blood on to the white cloth around it. The sign creaked in the wing as they approached. All three of them hesitated outside the door (HP).

При входе в трактир герои увидели облезлую деревянную вывеску с изображением отрубленной головы кабана, с которого текла кровь на белую скатерть (причина 1). Вероятно, чувство страха также усиливал скрип ржавых дверей на ветру. Герои восприняли увиденное как угрозу своей безопасности (причина 2). В ответ на увиденное реализуется поведение, одинаковое для

всех трех героев: они замерли перед входом в трактир в нерешительности (следствие).

Еще одним символом страха выступает боязнь сверхъестественного. Таинственные, загадочные, необычные явления производят на человека сильное впечатление. В призрачном мире обитают злые духи, призраки, черти, ведьмы, приведения, вампиры, оборотни, леший и пр. Человек боится их, поскольку полагает, что они могут причинить ему зло, нанести ущерб. Обычные люди ведут себя с ними почтительно, стараясь не ссориться из страха возмездия. Интересно заметить, что в этом проявляется мифологический характер мышления человека. Аналогичные факты боязни сверхъестественного отмечались у первобытных людей: «как считают туземцы каи, естественной смертью не умирает никто. Каи утверждают, что даже смерть стариков вызывается колдовством, и то же самое они говорят относительно причины всех случающихся несчастий» [2, c. 45]. Пытаясь оградить себя от колдовства, человек использует различные талисманы, амулеты, заговоры, что показывает, насколько боязнь колдовства преследует как сознание первобытного, так и современного человека.

(5) Mombi's curious magic often frightened her neighbours, and they treated her shyly, yet respectfully, because of her weird magic (Baum).

Чувство страха, тревоги, опасности человек может испытывать и с наступлением темноты. Вероятно, это связано с представлениями первобытного человека о том, что духи, чары, колдовство, представляющие для него угрозу, происходят из мрака:

(6) African people never came to the lake at night: the animals could kill and eat them (Africa).

Жители Африки никогда ночью не покидают своих домов из-за реальной опасности встретить ночью у озера диких зверей. Ночь твердо закрепила в сознании людей понимание смертельной опасности.

Подобный страх в темное время суток испытывает и современный человек:

(7) But we must get home at once, for it is growing dark (Baum).

В данном примере человек воспринимает первичный символ «темноту» как причину, по которой ему следует возвратиться домой. Он на подсознательном уровне знает, что в темное время лучше находиться в безопасном месте.

2. Символы ориентации

С символами страха, опасности связаны символы ориентации. Человек долго изучает новую для него обстановку и опасается незнакомых предметов до тех пор, пока не убедится в собственной безопасности. В качестве основных символов ориентации для человека выступает дорога, тропинка, свет, звезды. Так, в следующем примере речь идет о дороге, которая вела в город. Чтобы

352

по ней было проще двигаться и можно было быстрее отыскать путь, она была вымощена желтым камнем. Эти отличительные признаки дороги являются причиной, а в качестве следствия выступает то, что теперь на пути в Изумрудный город легче будет ориентироваться.

(8) The road to the City of Emeralds is paved with yellow brick ,, so you cannot miss it (Baum).

3. Символы родства, заботы

Символы родства, заботы проявляются в заботе человека о своих родных и близких. В следующем примере в качестве первичного символа родства, заботы выступает ребенок. Тот факт, что ребенок ожидает возвращения матери домой, является причиной, которая вынуждает героиню торопиться.

(9) I must go now, for my baby is waiting for me (Baum).

Анализ материала показал, что осмысление первичного символа и присвоение ему функции причины требует несколько сенсорных и мыслительных, речемыслительных актов. Первичные символы могут быть причиной в причинной ситуации. Помимо того, что они осмысливаются как причины, они объективно выполняют функцию

Литература:

1. Барляева ЕЛ. Символы сознания в структурах языка. СПб., 2010.

2. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. СПб., 2002.

3. Мамардашвили М.К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М.К. Мамардашвили, AM. Пятигорский. Под общей редакцией Ю.П.Сенокосова. М. : Школа «Языки русской культуры», 1999. 4

4. Чертов Л.Ф. Знаковость. Опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб., 1993.

сигналов. Сигнальная функция первичных символов заставляет человека действовать непроизвольно, внутренне реагировать на воспринятое событие, которое актуализирует работу некоторой готовой генетической программы. Эта программа задает единый общепринятый способ осмысления воспринятого, который не позволяет человеку изменить, уклониться, проявить большее индивидуальное участие в работе этой программы.

В заключение отметим тот факт, что первичные символы могут быть причиной в причинной ситуации, однако они отсутствуют в позиции следствия. Как представляется, данное положение можно объяснить тем фактом, что человек не мог знать, следствием чего эти символы являются, поэтому он и не мог осмыслить их как следствие. Знание человека определяется его незнанием.

Можно допустить, что если в качестве причины в причинной ситуации выступает символ, то это определяет связь символа и причины. Следовательно, способность первичного символа выступать в качестве причины позволяет говорить о знаковом характере причины. Задача изучить более детально связь первичного символа и причины, а значит и связь причинности и знаковости на уровне символизации, представляется интересной и заслуживающей внимания.

Literature:

1. Barlyaeva E.A. Symbols of conscience in the language structure. Spb., 2010

2. Levi-Brul L. Prehistoric Mentality. Spb., 2002.

3. Mamardashvili M.K. the Character and consciousness. Metaphysical arguments about consciousness, symbolism and language / M.K. Mamardashvili, A.M. Pyatigorskiy; Under the General editorial tion Y.P. senokosova. M. : School «Languages of Russian culture», 1999.

4. Chertov L.F. Designification. The experience to combine ideas about the informative connection with signs. Spb., 1993.

353

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.