Научная статья на тему 'СИМВОЛЫ ПРАВОРАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В РУНЕТЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ЧЕРТЫ'

СИМВОЛЫ ПРАВОРАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В РУНЕТЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ЧЕРТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
529
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Венцель Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛЫ ПРАВОРАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В РУНЕТЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ЧЕРТЫ»

Символы праворадикальных течений в Рунете: историческая преемственность и современные черты*

Венцель Сергей Владимирович - аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону

Введение

Пресечение деятельности праворадикальных экстремистских течений и профилактика распространения их идеологии в пространстве интернета является одной из важных задач по противодействию экстремизму в Российской Федерации. Согласно Стратегии противодействию экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [1],в перечень основных задач государственной политики в сфере противодействия экстремизму входят:

— консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в целях противодействия проявлениям экстремизма;

— разработка и осуществление комплекса эффективных мер по информационному противодействию идеологии экстре-

мизма, профилактических мер, мер по выявлению и пресечению экстремистской деятельности.

Для решения поставленных задач формируются специальные киберволонтерские организации, участниками которых становятся представители государственных органов власти, образовательных организаций высшего и среднего специального образования, институтов гражданского общества и собственно пользователи интернета. Спектр задач киберволонтерских организаций широк: от мониторинга интернета на предмет выявления противоправного контента до создания и распространения позитивного контента. В рамках данного исследования следует сконцентрироваться на первой задаче.

Мониторинг интернета с целью выявления экстремистский течений, в том числе право радикального толка, требует от исполнителей умения искать

* Демонстрация нацистской символики в данной статье используется исключительно в научно-исследовательских целях и не несет признаков пропаганды преступной идеологии фашизма и нацизма (ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями).

информацию и работать с найденной информацией, а также знания таких характерных черт праворадикальных течений в Рунете, как:

— стихийность образования сообществ для пропаганды праворадикальных идей;

— отсутствие жесткого руководящего начала в таких сообществах (хотя модераторы всегда существуют);

— активное участие пользователей в работе сообществ, проявляющееся в создании и распространении деструктивного контента, комментировании событий, изготовлении одежды и обуви с атрибутикой течения и т. д.;

— отсутствие единого и строго идеологического ядра при наличии большого количество лозунгов, идей и символов;

— создание сети сообществ, связанных друг с другом общей тематикой и символикой. Такая сетка может представлять собой как союз поддерживающих друг друга радикальных сообществ, так и совокупность сообществ-двойников, которые продолжают функционировать даже после блокировки одного из них.

Ответственным за мониторинг следует знать, что праворадикальные экстремистские течения активно продвигают в сознание своих последователей идейные установки:

— об «исконном» превосходстве одной социальной группы над другой на основании расы, национальности, религии;

— об «ущербности и неполноценности» остальных социальных групп;

— о вине некоторых социальных групп за любые общественные проблемы;

— о необходимости насилия в отношении представителей определенных групп ради спасения собственной.

Распространение подобных идейных установок происходит в том числе посредством символов. Однако у занимающихся мониторингом специалистов периодически возникают проблемы в идентификации и трактовке символов.

Безусловно, в Федеральном законе от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельность» отражены запреты на использование нацистской атрибутики и символики, либо атрибутики или символики, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций. Однако есть ряд сложностей при выявлении праворадикальных течений:

— слабое знание разновидностей праворадикальной символики у ответственных за мониторинг (ведь помимо свастики есть еще много распространенных символов, с историей которых многие могут быть незнакомы, например, эмблема венгерской фашистской «Партии скрещенных стрел» (см. рисунок 1), поскольку лишь немногие течения используют только знаковую нацистскую символику (свастика, эмблемы СС и т.д.);

— отсутствие единого реестра экстремистской и праворадикальной символики, утвержденного на законодательном уровне.

Рисунок 1. Символ «Партии скрещенных стрел»

Относительно последнего пункта следует сделать одно замечание: составлением списков подобной символики(как в России, так и в других странах) занимаются преимущественно:

— либо институты гражданского общества, например, «Европейская сеть организаций против дискриминации в футболе и обществе» (Faгenetwoгk), разработавшая брошюру «Мониторинг дискриминационных знаков и символов в европейском футболе» [2]. Также следует отметить список «знаков ненависти», созданный американской правозащитной организацией «Антидиф-фамационная лига» [3];

— либо научно-исследовательские группы и отдельные ученые, например, шведский исследователь Х. Гестрин и его исследование «Крайне правые и их символика» [4].

Автором исследования выдвигается следующая гипотеза: праворадикальные экстремистские течения в Рунете с целью радикализации своих сторонников активно используют различные

символы с целью обеспечения исторической преемственности со своими идейными предшественниками, утверждения правильности своих идей и радикализации сторонников.

Материалы и методы

Теоретико-методологическим фундаментомданной работы выступают две группы исследований:

— во-первых,о роли символов и символического. Следует выделить двух знаковых ученых, занимавшихся данной проблематикой: Т. Парсонс и Н. Элиас. Американский социолог Т. Парсонс изучал символические элементы как конструкты культурного поля, определяющего смысл всех социальных действий. Любой может вступать во взаимодействие с миром только посредством знаков и символов [5]. Согласно Н. Элиасу, символ выступает в качестве основного носителя социальной информации, идей и представлений, символ — своеобразный результат когнитивной активности человека и общества в целом [6];

— во-вторых, о медиатизиро-ванных мирах. Ф. Кротц и А. Хепп ввели данное понятие, понимая их как «малые жизненные миры» или «социальные миры», артикулированные посредством ме-диакоммуникаций. Согласно мнению ученых, каждый меди-атизированный мир имеет три характерные черты: наличие не ограниченной конкретной территорией коммуникационной сетки; функционирование на разных уровнях социальной реальности; взаимное пересечение миров и

наличие внутренней сегментации [7]. Отечественный исследователь Е. Ним внесла свой вклад в развитие концепта, предложив классификацию миров: миры-территории, миры-фигурации и миры-альтернативы [8].

Эмпирической базой для исследования являются результаты мониторинга 30 сообществ праворадикального и экстремистского толка в социальной сети «ВКонтакте» и последующего анализа контента таких сообществ.

Результаты исследования

Автором исследования выдвигается следующая гипотеза: праворадикальные экстремистские течения в Рунете представляют собой специфические ме-диатизированные миры, которые не ограничены определенной территорией и не имеют строго идеологического ядра. Возникновение таких течений обусловлено комплексом актуальных социально-экономических и политических проблем, а активное распространение их идеологических конструктов становится возможным благодаря отсутствию критического мышления у большинства пользователей Рунета. Автор исследования полагает, что такие миры могут существовать преимущественно посредством создания и воспроизводства символического поля для обмена социальным опытом, привлечения новых сторонников и радикализации уже существующих последователей.

Автором исследования отмечается роль символов как важных атрибутов обеспечения

вхождения пользователей интернета в течения и сообщества, в том числе радикальные и экстремистские. Символы устанавливают и обеспечивают социальное единство внутри группы, а также формируют специальные границы, предотвращающие проникновение враждебных для данной группы символов. По мнению эксперта в области изучения праворадикальных групп С. Самойлова, символика праворадикальных течений выполняет следующие функции [9]:

— репрезентативная — для выражения ключевой идеи, создающей целостность всего сообщества;

— консолидирующая — для объединения пользователей с целью решения определенной задачи;

— идентифицирующая — для создания определенной групповой идентичности пользователей;

— генетическая — для установления связи общества с определенной исторической традицией;

— апологетическая — для оправдания идеологического фундамента течения;

— репродуктивная — для привлечения в ряды течений новых последователей.

Автор исследования подчеркивает эвристический потенциал данного функционального набора и расширяет его за счет более детальной характеристики функций.

В ходе исследования автором были выделены шесть групп символов, используемыхсовре-менными праворадикальными

экстремистскими течениями в интернете:

— рунические символы, получившие активное распространение в Третьем рейхе и в наше время;

— символика Третьего рейха, включающая в государственную символику, символику партии НСДАП, сопряженных с ней организаций (например, молодежное движение «Гитлерюгенд»), символику нацистских оккультных ор-ганизацийи т.д.;

— символика европейских фашистских и праворадикальных партий, возникших до Второй мировой войны, во время и после;

— знаковые личностиправо-радикальных и фашистских течений;

— ключевые событияв истории фашистских течений;

— числовые и буквенные комбинации, имеющие для сторонников праворадикальных экстремистских течений сакральный смысл.

Рунические символы

В символике праворадикальных течений особое место занимают древнескандинавские/ древнегерманские руны, которые активно были адаптированы под собственные нужды руководством Третьего рейха. В Северной Европе руны имели собственное имя и выходящее за лингвистические рамки значение. Уделявшие большое значению оккультизму нацисты использовали руны в символике важных общественных институтов (например, созданной для изучения традиций, истории и наследия нордической расы организации Аненербе (см. рису-

Рисунок 2. Пример рунической символики

Рисунок 3. Пример рунической символики

Рисунок 4. Пример рунической символики

нок 2), а также в эмблемах дивизий войск СС, например: эмблема IV полицейской моторизированной дивизии СС, в основе которой рунический знак «Вольфсан-гель» — древний германский оберег от оборотней (см. рисунок 3); эмблема 6ой горнопехотной дивизии СС «Норд», в основе которой руна «Хагал» — символ непоколебимой веры (см. рисунок 4).

Современные праворадикальные течение для утверждения собственных идей (например, о необходимости защиты белой расы от вымирания) часто используют такие руны, как:

— ранее обозначенная руна «Хагал»;

— руна «Одал», которая толкуется как наследие предков (см. рисунок 5);

— руна «Тейваз» или «Тир», основное значение которой - воинская доблесть и мужество. Руна является эмблемой Северного движения сопротивления — североевропейской неонацистской организации, цель которой состоит в построении национал-социалистического тоталитарного правления в Скандинавии через революцию (см. рисунок 6);

— руна «Альгиз», означающая жизнь и рождение детей. В период Третьего рейха эта руна часто использовалась, например, возле даты рождения на надгробии. Некоторые праворадикальные течения могут использовать данную руну похожим способом (см. рисунок 7).

Символика Третьего рейха

Идеологи нацистского режима придавали большое значение символам как инструментами воздействия на сознание масс.

Рисунок 5. Пример рунической символики

Рисунок 6. Пример рунической символики

25 августа 1974 года родился великим поэт, пламенный борец, правый мыслитель и музыкант Борис 'Кальдрад' {25.06.1 ?74 -27.04.201 5.1.

есть средство. Путь, на протяжении которого одновременно происходит и перековка масс {посредством и боли, и ярости, и вдохновенья, шлак отсеивая, добротную сталь закаляя!) и выявление т.н. 'здорового элемента". Нет ни нужды не смысла специально выхватывать из толпы людей и пытаться найти общий язык с ними. Пока в сердце не загорится Импульс-Искра

возымеют должного действия. Следует просто идти прямо, дорогу пробивая хладнокровно, со здоровым фанатизмом и верой, что подобна движению Света во тьме безразличия" - писал Борис "Кальдрад1.

#Р1Р

25 08 197Л| 127 042019

Рисунок 7. Пример рунической символики

Важно отметить, что символы режима были тесно связаны с мистическими представлениями.

Часто используемыми символами в период Третьего рейха были:

— свастика, изображавшаяся на флаге НСДАП, государственном флаге Третьего рейха;

— орел со свастикой, который являлся официальными гербом рейха;

— эмблема (сдвоенные руны «зиг»), черная униформа, знаки отличия СС, включая знак «Мертвая голова»;

— эмблема Штурмовых отрядов — военизированные отряды НСДАП;

— «Черное солнце» — символ нацистского оккультизма и т.д.

Обозначенные выше символы продолжают использоваться праворадикальными экстремистскими течениями в Рунете. Однако следует сделать важное замечание: «черное солнце» и «мертвая голова» встречаются в таких сообществах значительно чаще, чем свастика (см. рисунок 8).

Символы европейских фашистских движений до Второй мировой войны, во время и после

Сложившаяся после Первой мировой войны политическая и социально-экономическая ситуация стала катализатором фашистского движения на территории всей Европы. Фашисты уже тогда заявляли об «угрозах» их этническим группам и нациям и были готовы приступать к активным насильственным действиям. Родиной фашизма стала

Рисунок 8. Пример современного использования символа «Мертвая голова»

Рисунок 9. Символика фашистских организаций

Рисунок 10. Символика фашистских организаций

©

Италия, поэтому символы Итальянской фашистской партии (фасция на фоне национального триколора (см. рисунок 9) являются запрещенными во многих странах. Появившиеся фашистские движения в других странах Европы, а также коллаборационистские организациив годы Второй мировой войны создавали символику, которая активно используется современными праворадикальными течениями, например:

— ранее упомянутая венгерская фашистская партия «Скрещенные стрелы» (см. рисунок 1), ее лидер Ф. Салаши был одним из наиболее последовательных союзников Адольфа Гитлера;

— австрийский «Отечественный фронт», действовавший до германского аншлюса Австрии в 1938 году и пропагандировавший местную вариацию фашизма. Символ движения — так называемый костыльный крест на фоне национальных цветов (см. рисунок 10). Данный символ был конкурентом свастики в Австрии, однако после присоединения к Рейху потерял популярность;

— «Британский союз фашистов», активно действовавший в Великобритании вплоть до начала Второй мировой войны. Символ движения — руна «Зиг» в центре круга, причем цвета заимствованы у британского флага (см. рисунок 11);

— испанская «Фаланга», получившая власть в Испании под руководством каудильо Ф. Фран-сиско в 1939 году после победы в Гражданской войне. Хоть Испания во Второй мировой войне и не участвовала официально, под-

Рисунок 11. Символика фашистских организаций

"Фашизм - это не тактика насилия, а идея единства. В противовес марксизм/, который утверждает как догму классовую борьбу, и либерализму, механизм которого - борьба между партиями, фашизм считает, что есть нечто более высокое, чем классы и партии, имеющее вечную,трансцендентную, высшую природу; это историческое единство, именуемое Родиной.

/ А

/\\sWi

''МУШ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шу

Рисунок 12. Пример современного использования символики фашистских организаций

в® VI VII. 055 ЕГ1А№ 0

5 гг &ОМА1>Т1№«Т 1»42 1 5АПР5В0№а 21.311NР

Рисунок 13. Пример современного использования символики фашистских организаций

держку А. Гитлеру и Б. Муссолини оказывала, в том числе через отправку «Голубой дивизии» на Восточный фронт. Символ Фаланги — ярмо и стрелы как символы общего труда и власти на красно-черном фоне (см. рисунок 12);

— норвежская партия «Национальное согласие», активно сотрудничавшая с нацистами в период гитлеровской оккупации Норвегии. Символом партии является желтый крест на красном фоне (см. рисунок 13). Относительно данного символа следует сделать важное замечание: такой солнечный крест является одной из вариаций кельтского креста, активно используемого рядом неонацистских и праворадикальных организаций (см. рисунок 14).

Буквенные и числовые комбинации

Использование комбинаций позволяет ряду организаций избежать запрета на публичное демонстрирование ряда неонацистских символов и при этом передавать смысл своих посланий для сторонников и противников. Наиболее распространенные комбинации в праворадикальных течениях:

— 14 — комбинация, выступающая кодом, так называемые 14 слов на английском языке американского неонациста Д. Лей-на (Мы должны защитить само существование нашего народа и будущее для белых детей) (см. рисунок 15);

— 18 — комбинация, обозначающая первую и восьмую букву латинского алфавита (А и Н, что означает имя А^1ШШег). Также

ш

Рисунок 14. Пример современного использования кельтского креста

Рисунок 15. Пример современного использования «14 слов»

Рисунок 16. Пример современного использования комбинации «88»

комбинация содержится в названии международной неонацистской сети Combat 18;

— 88 — комбинация, означающая приветствие HeilHitler (также может использоваться аббревиатура HH) (см. рисунок 16). Часто используется вместе с комбинацией 14 (14/88);

— 28 — комбинация, означающая код международной неонацистской сети BloodandHonour (также может использоваться аббревиатура B&H);

— WP — аббревиатура лозунга WhitePower (Белая сила), может использоваться расширенный лозунг WhitePowerWorldWide (Белая сила по всему миру);

— RaHoWA — аббревиатура призыва RacialHolyWar (Расовая священная война);

— MeineEhreheißtTreue (снем. «Моя честь зовется верностью») — слоган, перешедший от солдат войск СС времен Второй мировой войны к современным неонацистам.

Личности

Современные праворадикальные течения в интернете с целью укрепления связи с историческими традициями националистических, фашистских и национал-социалистических доктрин часто используют образы лидеров и идейных вдохновителей, а также наиболее знаковых политиков этих доктрин.Образы преимущественно сопровождаются изречениями деятелей и цитатами из их трудов. Чаще всего в таких праворадикальных экстремистских течениях используют образы следующих исторических фигур: А. Гитлер (фюрер

Третьего Рейха), Б. Муссолини (руководитель фашистской Италии) (см. рисунок 17), Х. де Ривера (идеолог испанского фашизма), Ф. Франко (фашистский диктатор Испании), О. Мосли (лидер «Британского союза фашистов) и т.д. Для праворадикальных течений русскоязычного сегмента интернета характерно использование фигур белогвардейского движения в годы Гражданской войны в России (наиболее часто встречается А. В. Колчак), а также фигур украинского националистического движения (С. Бандера, Р. Шухевич, С. Петлюра, Д. Донцов и т. д.). Причем перечисленные выше фигуры могут использоваться внутри одних и тех же праворадикальных течений, что лишь подтверждает тезис об отсутствии четкого идеологического ядра в таких сообществах.

События

Праворадикальные экстремистские течения активно используют события прошлого для трансляции социального опыта и

• ARCHETYPE 15 мар в 13:10

"Особенно меня впечатлила ницшеанская доктрина "живи опасно' Сто* пор именно это я и долги а

Benito Mussolini (интервью для газеты "Hew YorV Times', 1 924)

Рисунок 17. Пример современного использования образа Б. Муссолини

приобщения своих сторонников к культурной памяти. Трактовка в выгодном свете ключевых событий в истории фашистских и коллаборационистских движений в период Второй мировой войны призваны в настоящем легитимировать порядок внутри этих течений и сформировать набор идей для трансляции во внешний мир. Подобная легитимация происходит благодаря публикации специальных постов в сообществах, приуроченных к знаковым событиям, и благодаря активному включению пользователей в «торжественное воспоминание» этих событий путем комментирования и репостов на свои страницы. Подобную легитимацию можно проиллюстрировать на следующих примерах:

— начало гражданской войны в Испании, инициированной мятежниками-франкистами. Праворадикальные течения продолжают согласно фашистской традиции идеализировать это событие как начало борьбы «истинных патриотов» Испании против левых и коммунистов (см. рисунок 18);

— приход к власти НСДАП в Германии в 1933 году, которая открыла новую страницу в истории борьбы против «жидомасонов, коммунистов, либералов и демократов» (см. рисунок 19);

— выдача воевавших на стороне Третьего рейха казаков Советскому Союзу англичанами и американцами в Лиенце и Юденбурге, которое трактуется некоторыми праворадикальными течениями как жестокое преступление в отношении «воевавших за благое дело» колла-

17 июля 1936,85 лет назад началось национально-освободитель испанских военных и патриотов под предводительством Франси против левого правительства, сначала на Канарских островах и I Марокко, а затем и в самой Испании.

Над бсей Испанией безоблачное небо!

Сага а! Бо! — Гимн Испанской Фаланги

Рисунок 18. Пример современной героизации испанских фашистов

ТгоиЫетакегз -с

Дух 1933-го и все размеры, мужские и л 1500 рублей / 500 гривен / 25 ЕШ

э - https://vk.com/id308509351 (»

шк' '>< -

■ 4

^ М8Л8ТХ — Солдаты с Эл ектрогитарами 4:04

Рисунок 19. Пример популяризации немецких нацистов

Рисунок 20. Пример героизации коллаборационистов и пособников нацистов

борационистов. Коллаборационисты воспринимаются в такой среде как мученики, при том христианские, ставшие «жертвами сговора западных демократий и красного режима» (см. рисунок 20).

Обсуждение полученных результатов

Затронутая автором проблема идентификации и анализа символов праворадикальных экстремистских течений имеет актуальный характер для противодействия распространения их идейных установок среди пользователей Рунета, также имеющих место попыток реабилитации нацизма, фашизма и коллаборационистских движения, действовавших в период Второй мировой войны. Безусловно, данная проблема дальнейшей разработки, последующего анализа тех смыслов, которые распространяются подобными течениями, а также анализа используемых инструментов для широкого распространения идейных установок среди пользователей Рунета.

Следует отметить, что их современные идейные последователи преимущественно не провозглашают открыто правильность политики А. Гитлера и его сподвижников (хотя имеют место и подобные инциденты) в силу действующего российского законодательства. В распространении собственных идейных установок и убеждении их правильности среди пользователей Рунета праворадикальные экстремистские течения обращаются:

— к идеологам праворадикальных и фашистских течений, образы которых не так ярко отражены в общественном сознании: например, испанский диктатор Ф. Франко или португальский диктатор А. Салазар;

— к идеологам концепции превосходства белой расы (например, Ж. де Гобино, Л. Вольтмана, Х. Чемберлен, Х. Гюнтера и т.д.) и практиков расизма за последние века (например, движение «Ку-клукс-клан»);

— к идеологам теорий заговоров, в особенности теорий жидомасонского заговора. Среди праворадикальных течений в Рунете особую популярность получил так называемый Хазарский миф о многовековом «иудейско-хазарском иге» над восточными славянами;

— к идеологам белого движения, в первую очередь, к монархическому течению. Праворадикальные течения стремятся представить в качестве героев белогвардейцев и тех из них, кто впоследствии поддержал нацистов и фашистов в так называемом крестовом походе против большевизма.

Подавляющее большинство пользователей Рунета не знают всех исторических аспектов обозначенных автором символов. Поэтому на фоне социально-экономических и политических проблем некоторые пользователи могут стать жертвой праворадикальных течений, которые будут предлагать по-прежнему упрощенные рецепты решения общественных конфликтов с опорой на собственные «исторические традиции».

Почему же важно знать символы праворадикальных экстремистских течений для ответственных за профилактику и противодействие данной угрозе? Знание символов необходимо не только для выявления подобных течений в Рунете, но и разрушения их символического пространства с целью предотвращения радикализации и дерадикализации сторонников праворадикальных экстремистских течений.

Литература и ссылки

1. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_194160/ (дата обращения: 19.07.2021)

2. Мониторинг дискриминационных знаков и символов в европейском футболе. [Электронный ресурс]. URL: https:// humanconstanta.by/wp-content/ uploads/2018/10/Signs-and-Symbols-guide-for-European-football_2016-2-ru-2.pdf (дата обращения: 19.07.2021)

3. HateSymbolsDatabase.[Элек-тронный ресурс]. URL: https://

www.adl.org/hate-symbols (дата обращения: 19.07.2021)

4. Гестрин Х. Крайне правые и их символика. [Электронный ресурс]. URL: https://www. stichtingmagenta.nl/misc/sh/index. html (дата обращения: 19.07.2021)

5. Кармадонов О.А. Роль и место символа в социологии Толкот-та Парсонса // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 3. С. 73-87

6. Кармадонов О.А. «Теория символа» Норберта Элиаса.Elias N. The symbol theory. London: Sage publications, 1991 // Социо-логическийжурнал. 2003. № 4. С. 141-159

7. Hepp А, Krotz F. Mediatized worlds — understanding everyday mediatization // Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age / Ed. by A. Hepp, F. Krotz. Basingstoke: Palgrave, 2014. P. 1-14.

8. Ним Е.Г. Исследуя медиатизацию общества: концепт меди-атизированных миров // Социологический журнал. 2017. № 3. С. 8-25.

9. Самойлов С.Ф. Выявление деятельности праворадикальных групп по используемой ими символике // Общество и право.2019. № 3(69). С. 130-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.