Научная статья на тему 'СИМВОЛЫ ЛОКАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Г. БЕЛГОРОДА'

СИМВОЛЫ ЛОКАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Г. БЕЛГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕСТВО / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛОКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Журавлев К. М.

В статье проводится исследование идентичности и социализации молодежи через проведение социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLS OF LOCAL IDENTITY IN THE SOCIALIZATION OF BELGOROD YOUTH

The article examines the identity and socialization of youth through a sociological study.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛЫ ЛОКАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Г. БЕЛГОРОДА»

Символы локальной идентичности в социализации молодежи г. Белгорода Symbols of local identity in the socialization of Belgorod youth

Журавлев К. М.,

кафедра социологии и ОРМ, ИОНиМК Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, Белгород

Zhuravlev K. M.,

Department of Sociology and ORM, IONiMK Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod

Научный руководитель: Лебедев С.Д.

канд. социол. н., доцент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, Белгород

Scientific supervisor: Lebedev S.D.

cand. sociol. n., associate professor Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod

Аннотация.

В статье проводится исследование идентичности и социализации молодежи через проведение социологического исследования.

Annotation.

The article examines the identity and socialization of youth through a sociological study.

Ключевые слова: молодежь, общество, самоидентификация, социализация, локальная идентичность.

Key words: youth, society, self-identification, socialization, local identity.

Современное общество и общество как таковое представляет собой сложную систему, важнейшим элементом которой является молодежь. Молодежь - это большая (макро)социальная группа, которая выделяется на основе ряда объективных особенностей: возрастных, социально-психологических, положения в обществе и т.д. Это номинальная группа, которая, несомненно, является основным человеческим ресурсом любого общества и его будущим. Молодежь - уникальная группа, наделенная множеством качеств, позволяющих ей развиваться и совершенствовать окружение.

Для качественного развития молодежи и ее возможностей необходимы определенные условия. Одним из условий является комплексный процесс социализации, которая позволяет человеку «вливаться» в общество и воспринимать его культуру. Сегодня процесс социализации особенно проблемен и актуален. Современный мир, построенный на основе постоянных изменений, стремительно развивающийся и ускоряющий темпы жизни, требует адаптивности и от человека. Люди социализируются в процессе всей жизни, меняются лишь определенные этапы и факторы социализации: общество, организации, государство, семья, СМИ и т. д.

Социализация - это объективная сила, которая влияет на усвоение человеком норм, ценностей того общества, в котором он проживает и социализируется, утверждает А. М. Караев [5]. Часто бывает так, что этот процесс проходит незаметно для человека, но при этом он не утрачивает своей значимости. Индивид усваивает общественные законы, формирует свой характер, устанавливает своеобразные психологические границы, которые позволяют ему здраво существовать и функционировать в обществе.

Процесс социализации является довольно сложным и включает большое количество институтов, так или иначе влияющих на развитие и становление человека. Главным из таких институтов является семья. Ее основная задача - это воспитание человека, заключающееся во всестороннем развитии личности, «впитывании» тех характеристик, которые помогут в дальнейшем успешно интегрироваться в общество, понимать свои жизненные цели, нормы и правильно расставлять приоритеты [7]. Семья играет роль передатчика культуры, ценностей, норм, особенностей той локации, в которой живет человек. Вторым важнейшим для социализации выступает институт образования. Образование человека происходит посредством активной работы с ним школ, ВУЗов, колледжей и т.д. Получение качественного образования и всестороннее развитие личности помогают человеку найти свое место в жизни, особенно в наши дни. По мнению Н. И. Макаровой, процесс образования является «бесконечным», и человек образовывается и социализируется в течение всей жизни [6].

С социализирующим влиянием этих ключевых институтов тесно переплетается и синергийно взаимодействует влияние «фона» всей социкультурной среды, в котором одной из наиболее сильных и в то же время недостаточно изученных составляющих представляется символическое пространство ближайшего географического окружения, тесно связанное с локальной идентичностью. Особенно интенсивно и многопланово такое воздействие в городах. «В восприятии горожанина городское пространство переплетается с пространством отношений и символикой места» [8]. Возникающие в историческом развитии города символически и информационно насыщенные «локусы среды» делают его территорию, по выражению Т.М. Дридзе, «композицией мест, наделённых смыслом» [1].

Культурной основой любого местного сообщества являются символы, которые помогают человеку понять его причастность к тому или иному месту. Символы локальной идентичности включают в себя различные образы, ценности, культурные точки региона или города. Ими формируется образ территории, ее культура, менталитет жителей, которые представляют серьезные факторы социализации человека. В любом сообществе всегда идут «бои за идентичность», которые представляют собой своеобразные соревнования различных символов, отмирание старых и формирование новых - Р. В. Евстифеев [3].

Символическими элементами локальной идентичности, выделенными в работе И. В. Задорина, Р. В. Евстифеева, П. Л. Крупкина, С. Д. Лебедева и Л. В. Шубиной «Городские локальные идентичности как основа формирования устойчивых местных сообществ. Исследование общегородских идентичностей жителей Владимира, Смоленска, Ярославля» [4], выступают: локальные мифы, легенды, праздники, архитектурные сооружения, памятники, история, историческая память, возможности развития региона и его жителей и т. д. Локальная идентичность формируется посредством локальных ценностей, которые человек «впитывает» в течение периода своего проживания в том или ином месте [2]. Эти ценности помогают ему познать свой регион, его культуру, историю, но в первую очередь оказывают на него эмоционально «привязывающее» воздействие, ведь именно эта привязанность влияет на самоопределение человека.

Сегодня тема локальной идентичности представляется неординарной, многие ее исследователи понимают ее как двойственный процесс и явление. С одной стороны, они определяют локальную идентичность, как «естественное» явление, сформировавшееся с течением времени под действием исторических, социальных факторов, а с другой - как искусственное явление, формируемое самим местным сообществом для развития поселения, региона и приобщения других людей к его культуре. Все это заставляет рассматривать локальную идентичность еще шире и глубже для точного понимания ее природы и различия между этими двумя подходами.

Весной 2022 года в городе Белгороде в рамках выпускной квалификационной работы нами было проведено социологическое исследование ««Символы локальной идентичности в социализации молодежи г. Белгорода». Цель исследования заключалась в изучении основных символов локальной идентичности Белгорода

и их влияние на процесс социализации молодежи. Одним из методов сбора данных был массовый опрос посредством онлайн анкетирования в Google-формах. Опрос проводился по квотной выборке в 400 человек (квоты по полу, возрасту и району проживания), представленных проживающими в Белгороде молодыми людьми в возрасте от 14 до 34 лет. Ниже приводятся некоторые его основные результаты.

Самоидентификация человека играет немаловажную роль в формировании локальной идентичности и ее символов. Оценка этого показателя занимает одно из ключевых мест в исследовании идентичности, именно поэтому самый первый вопрос анкеты был направлен на выявление эмоционально-оценочного отношения городской молодежи к самоопределению как «белгородцев». Оно измерялось по шкале от 1 до 7, где 1 -полностью негативное отношение и восприятие статуса «белгородца», а 7 - полностью позитивное. По данным опроса, абсолютный негатив испытывает лишь 1,8% респондентов, а абсолютный позитив свойственен 21,3% из них. Относительно других преобладает оценка «5», что значит «выше среднего», она набрала 29,3% голосов. Негативных оценок в общей сумме набралось менее 10%. Мы можем сделать вывод о том, что эмоциональный фон отношения молодежи областного центра к идентификации себя как жителей Белгорода позитивен.

7 21,30%

6 21,80% 5 29,30%

4 18,00%

3 6,00%

2 1,80% 1 1,80%

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00%

Рисунок 1. «Что Вы чувствуете, когда Вас называют «белгородец»?»

Определение себя жителем города не возникает «на ровном месте» - за ним стоит сложный и довольно

продолжительный процесс влияния местной среды на человека. Воздействие этой среды на жителей отмечают 56,8%, а опровергают всего 3,5% респондентов; с учетом ответов «скорее да» (31,3%) и «скорее нет» (6,3%), её влияние подтверждается с подавляющим перевесом (88,1%).

6,30% 3,50о/ол2,юо/о

■ Да ■ Скорее да ■ Скорее нет ■ Нет ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 2. «Как Вы думаете, влияет ли на воспитание и развитие молодых людей городская среда их

проживания?»

Люди, воспитывающиеся в городской среде, так или иначе осмысливают и оценивают ее ценности и черты местного менталитета. Самыми распространенными качествами жителей Белгорода, свойственными как отдельному респонденту, так и местному обществу в целом, по мнению опрошенных, являются «доброта и отзывчивость» и «любовь к чистоте» (51%), на втором месте находится «патриотизм и мужество» (33%), а закрывает тройку лидеров «гостеприимство» (30,8%). Негативные качества не вошли в топ, однако самой

популярной негативной чертой белгородцев в глазах молодых горожан выступила склонность к «показухе» (19,8%).

Затрудняюсь ответить ■ 1,80%

4,30%

Трудолюбие и ум 29,00%

Патриотизм и мужество

19,80%

Любовь к чистоте и эстетика 51,00%

1 6,50% 33,00%

1 7,00%

6 ,80% 30,80% /о

Доброта и отзывчивость 51,00%

Гостеприимство

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% Рисунок 3. «Как Вы считаете, какие черты типичного белгородца свойственны лично Вам?» Воспитательное воздействие и формирование менталитета жителей происходят также под воздействием

уникальности города. По мнению участников опроса, основой этой уникальности являются культурные

особенности его жителей (46%), на втором месте находится история города (41,8%), а закрывает тройку лидеров

особый диалект, свойственный данной местности (37,3%).

Затрудняюсь ответить 0,30% Визуальные черты (дороги,.. .1 0,60%

Уникальных черт нет 7,00%

Климат / географическое положение 21,00%

История города 41,80%

Менталитет жителей 36,50%

Культурные особенности города и..46,00% Особенности местного диалекта 37,30%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% Рисунок 4. «Можно ли выделить какие-то яркие уникальные черты Белгорода, которые отличают его от других

городов России? Если такие черты есть, назовите их.» Среди уникальных черт города также можно выделить значимые для горожан места, хранящие культуру,

историю и ценности данной локации. Лидером среди самых популярных мест у молодежи Белгорода стал парк

Победы, его выбрали 48,8% опрошенных; вторым по значимости стал музей-диорама «Курская битва.

Белгородское направление» (34,1%), а на третьем месте в «топе» знаковых мест города расположилась Соборная

площадь (32,5%). Отсутствие для себя таких мест отметили всего 5,3% респондентов.

5,30%

0,30%

0,30%

0,30%

7,80%

3,30% 19,00% 23,8

Значимых мест нет Баскетбольные площадки Белгородский Арбат Медицинский колледж Пушкинская аллея возле БГТУ им...."

Парк В. И. Ленина 29,60%

Художественный Музей Преображенский Собор Памятник Князю Владимиру Музей-диорама Курская битва 34,10%

Соборная площадь ^^^^^^^^^^^^^^ 32,50%

Парк Победы 48,80%

Мемориал на Соборной площади 13,80%

Здание университета НИУ «БелГУ».. 36%

«Белгород - Арена» 16,30%

Белгородский Драмтеатр 15,30%

0,00% 20,00% 40,00% 60,00%

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос «Какие места в городе имеют значимы лично для Вас?»

Исходя из всего, изложенного выше, мы можем сделать выводы:

1. Белгородская молодежь эмоционально положительно воспринимает Белгород, свою белгородскую идентичность (90% опрошенных) и осознает влияние городских символов на человека и его социализацию (88,1%).

2. Город, по мнению респондентов, оказывает влияние на человека не только организационно, но и психологически, формируя определенные (в основном положительные) черты уникальности в его поведении, характере, а также диалекте. Такие черты оцениваются молодыми белгородцами преимущественно как позитивные: «доброта и отзывчивость», «любовь к чистоте» (51%), «патриотизм и мужество» (33%), «гостеприимство» (30,8%). Из негативных черт отмечается склонность к «показухе» (19,8%).

3. Белгород сохраняет в глазах молодого поколения значимость через символический пласт своего участия в Великой Отечественной Войне, военно-патриотическое воспитание по-прежнему играет немаловажную роль в жизни города.

4. Вместе с историко-патриотическим, город сформировал и продолжает формировать современный символический пласт, который оказывает эстетическое влияние на жителей, прививая им любовь к чистоте и порядку.

5. Важнейшие городские локации, в восприятии молодого поколения белгородцев, сконцентрированы в центре города и представлены символически значимыми Парком Победы, музеем-диорамой «Курская битва. Белгородское направление» и центральной Соборной площадью Белгорода.

Список используемой литературы:

1.Дридзе, Т. М. Человек и городская среда в прогнозном социокультурном проектировании // Общественные науки и современность. - 1994. - № 1. С. 131-138.

2. Евстифеев, Р. В. Исследования локальных идентичностей: теоретические подходы и перспективные направления / Р. В. Евстифеев // Научный результат. Социология и управление. - 2017. - №2. С. 3-9.

3. Евстифеев, Р. В. Локальная идентичность: символическая политика и несимволические практики / Р. В. Евстифеев // Философские науки. - 2016. - № 1. С. 88-95.

4. Задорин, И. В. Городские локальные идентичности как основа формирования устойчивых местных сообществ. Исследование общегородских идентичностей жителей Владимира, Смоленска, Ярославля: Монография [Электронный ресурс] / И. В. Задорин, С. Д. Лебедев, П. Л. Крупкин и др. // Режим доступа к изд. : http://www.zircon.ru/upload/iblock/a5a/Izbrannoe_ZIRCON_GLI_2015.pdf. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Караев, А. М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования / А. М. Караев // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. - №3. С. 124-128.

6. Макарова, Н. И. Особенности современного образовательного стандарта / Н. И. Макарова // Философия образования. - 2008. - №3. С. 67-73.

7. Мелконян, А. М. Влияние семьи на социализацию подростка / А. М. Мелконян // Вестник науки. -2021. - №12. С. 64-68.

8. Стрельникова, А. В. Методология, методы и процедуры изучения городского пространства // Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований (Учебное пособие) / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Таус, 2008. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.