Научная статья на тему 'СИМВОЛИЗМ ПЕРВИЧНЫХ КУЛЬТОВ В АСПЕКТЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ'

СИМВОЛИЗМ ПЕРВИЧНЫХ КУЛЬТОВ В АСПЕКТЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / АРХАИЧНЫЕ СИМВОЛЫ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / РИТУАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бенелли Л.Н.

Традиционные первобытные культы развивались постепенно, вбирая в себя восприятие мира первыми людьми и изменяясь вместе с развитием их общества. Впоследствии - уже как полноценные религии - они влияли на мировоззрение людей как носителей той или иной традиции. В данной статье рассматриваются архаичные символы первичных культов, их дальнейшая трансформация, роль в жизни человека и влияние на общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLISM OF PRIMARY CULTS IN THE ASPECT OF ANALYTICAL PSYCHOLOGY

Traditional religions, primitive cults evolved gradually, absorbing the perceptions of the world by the first people, and changed along with the development of their society. And later, how full-fledged religions influenced the worldview of people, as carriers of a particular tradition. This article deals with archaic symbols of primary cults, as well as their further transformation, role and influence both in human life and society as a whole.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИЗМ ПЕРВИЧНЫХ КУЛЬТОВ В АСПЕКТЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

УДК 159.9.07

doi:10.52210/2224669X_2021_4_94

СИМВОЛИЗМ ПЕРВИЧНЫХ КУЛЬТОВ В АСПЕКТЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Л.Н. Бенелли

Аннотация. Традиционные первобытные культы развивались постепенно, вбирая в себя восприятие мира первыми людьми и изменяясь вместе с развитием их общества. Впоследствии - уже как полноценные религии - они влияли на мировоззрение людей как носителей той или иной традиции. В данной статье рассматриваются архаичные символы первичных культов, их дальнейшая трансформация, роль в жизни человека и влияние на общество.

Ключевые слова: аналитическая психология, архаичные символы, культурный код, ритуальная символика.

SYMBOLISM OF PRIMARY CULTS

IN THE ASPECT OF ANALYTICAL PSYCHOLOGY

L.N. Benelli

Abstract. Traditional religions, primitive cults evolved gradually, absorbing the perceptions of the world by the first people, and changed along with the development of their society. And later, how full-fledged religions influenced the worldview of people, as carriers of a particular tradition. This article deals with archaic symbols of primary cults, as well as their further transformation, role and influence both in human life and society as a whole.

Keywords: analytical psychology, archaic symbols, cultural code, ritual symbolism.

Согласно взгляду аналитической психологии, основой первобытных культур является не столько окружающая человека реальность, сколько его сознание (Я), через которое человек познавал и осознавал мир. В силу этого, начиная с самых древних времен, сказки, песни, мифы и сказания являются психологическим феноменом и несут в себе культурный код народа. Это не просто способ воспроизведения конкретной истории: культурный код несет в себе частичку восприятия мира, отражение человеческого сознания. Когда речь заходит об историческом процессе, влияние бессознательных механизмов часто игнорируется. Но, несмотря на то, что объединение исторического и психологического знания сопряжено со значительными методологическими трудностями, это не исключает актуальности такого объединения и эффективности его использования.

Еще К.Г. Юнг при исследовании первобытных культов обращал внимание читателя на то, что именно психика человека и его мировосприятие повлияли на выбор символа как образа из внешнего мира, нашедшего отклик в мире внутреннем. По своей сути, человек сам по себе является носителем традиции своей культуры.

Вызывают интерес причины возникновения первичных культов с точки зрения психоаналитической концепции с учётом их роли, трансформации и влияния на жизнь общества в целом. В рамках изучения истории психологические методы впервые открыто были применены М.Л. Серяковым, в дальнейшем элементы психоанализа прослеживаются в трудах Б.А. Рыбакова, выводы в работах которого были схожи во взглядами М.Л. Серякова.

Психоанализ в трактовке культурного явления большое значение придаёт символике. З. Фрейд отмечал, что символика является формой мышления, образным выражением бессознательных желаний, влечений, внутренних конфликтов. К.Г. Юнг выделял символ как образ, имеющий дополнительное, скрытое значение, несущий в себе неявное знание, отражающийся в любых психических проявлениях. Слово или образ, имеющие символическое значение, не могут поддаваться точному определению, так как находятся в области иррационального восприятия. Поэтому как инструмент влияния на людей, все религии мира на протяжении веков используют язык символов, подкрепляемых зрительно и аудиально.

Архаичные символы, рассмотренные в работах Б.А. Рыбакова, основательно укрепились в человеческой культуре: появились в глубинах тысячелетий в первобытных верованиях и обрядах, продолжили себя в славянском язычестве, и пройдя определённую трансформацию, укрепились в христианской православной религии после крещения Руси и истребления старообрядчества.

Первым символом, на который обращает наше внимание Рыбаков, является ромб. Такой узор назван «ромбо-точечным» и имеет множество вариаций, но обязательно включает в себя разделяемый на четыре части Х-образный крест; в центре получившихся в результате такого разделения маленьких ромбов обозначалась точка. Узор считался охранным и вышивался на одеждах молодых женщин репродуктивного возраста, обязательно присутствуя и на свадебной одежде. Рыбаков объяснял отождествление этого символа с плодородием и достатком. Касаемо славянского свадебного обряда можно сказать, что там использовались и другая символика плодородия: такая, как преломление обрядового каравая, осыпание хмелем и пшеницей, подстилание соломы.

Интересно происхождение «ромбо-тотечного» символа, который соотносят с древним ритуалом, следовавшим за свадебными обрядами. В этом ритуале глава семьи определял участок поселения для строительства нового жилища, и подобно тому, как ранее перпендикулярно друг другу вспахивали поля, он расчерчивал квадрат по всей площади будущего дома, обозначая внутри него четыре квадрата поменьше, в центр которых закладывалось по одному валуну с четырёх разных полей, находившихся с четырёх разных сторон света.

Рыбаков в своей работе относил возникновение и использование подобной ритуальной символики к эпохе Трипольской культуры. Есть предположение, что изначально ромбические узоры, связанные с плодородием и культом земли, появились в пашне и представляли собой не ромбическую форму, а квадратную, в качестве узора борозды на вспаханной земле. С.Н. Бибиков в своих работах сравнивал углы таких узоров с четырьмя сторонами света. Начальная геометрия символа была похожа на «квадрат, поставленный на ребро», но в вышивке и орнаментах чаще мы видим ромбовидную форму. Возможно, это связанно с трудоёмкостью воспроизведения первых орнаментов и постепенное искажение символа с течением времени. Этот символ позже прочно вошёл в обиход в качестве обрядового узора, символически связывая человека с силами земли.

Интересное открытие сделала палеонтолог В.И. Бибикова, заметив особенность структуры дентина в бивнях мамонтов: если производить поперечный либо косой срезы, то явственно видно «узор», состоящий из естественного происхождения ромбов, соприкасающихся и надвигающихся друг на друга. Она писала, что первобытный художник стремился сделать фигуры дентина более выраженными: повторяя узор, он стремился отразить «символ силы, мощи, благоденствия и достатка», и соответственно, старался покрывать естественными формами рисунка все изделия. Подобные изображения часто встречаются в палеолите: этот рисунок являл собой ритуал подражания и отражения качеств, присущих мамонту, на предмет или человека, если рисунок был нанесён на тело.

Люди не отделяли себя от внешнего мира и не воспринимали себя как нечто целое. Это выражалось в том, что первобытные люди считали, что помимо обычной «души» имеют «душу», воплощённую в каком-либо звере или растении, символические свойства которого человек желал себе присвоить. В некоторых общинах считалось, что у человека может быть несколько таких «душ». Поэтому неудивительно, что первобытный человек, испытывая перед мамонтом священный трепет и страх, пытался «присвоить» себе некие свойства «силы и мощи», связываемые человеком с этим животным, которое являлось не только источником ценного мяса, но и других не менее важных и жизненно необходимых ресурсов для благополучия всего племени.

Если мы обратим внимание на искусство каменного и бронзовых веков в рамках этого открытия, то обнаружим сохранение и эволюцию символики разорванных зигзагов и меандров, характерных для мамонтового дентина, в виде меандрового коврового и зигзагового узоров.

Меандровый ковровый узор часто встречался на предметах быта, глиняных женских антропоморфных фигурках и различной ритуальной атрибутике. Интересно то, что женщинам, особенно беременным, наносили «татуировки» с помощью печаток с ромбическими узорами, соотнеся вынашивание и рождение детей с плодородием, силой и мощью мамонта.

В дальнейшем магия и ритуальное значение описанного символа перенеслась и укоренилась в земледельческом культе, незначительно дополнив орнамент. Символ стал обще-употребимым, воспринимаемым бессознательно, без понимания истоков.

Постепенная утрата тонкостей значения символа видоизменила его: узор приобрел новые элементы в виде «хвостиков» и «крючков», стал включать в себя треугольники по углам, направленные вершинами к центру ромба, представляя собой подобие мальтийского креста.

Отчасти это обусловлено тем, что при обработке материалов различной плотности и фактуры, используемых древними умельцами, орнамент имел острые углы. Погрешности в нанесении ромбического орнамента могли видоизменять «изначальный» символ в крестообразные формы, так как работа примитивными инструментами не защищает материал от сколов, искажающих линии рисунка. Б.А. Рыбаков в вопросах значения крестообразного ромба для истории ссылался на А. Амброза, который в своих исследованиях наиболее достоверно и полно описал материалы по данному вопросу.

Вторая по значимости и наибольшей встречаемости символика - солярная. Изначально солярный орнамент представлял собой круг с точкой посередине, который в дальнейшем преобразовался в круг с равносторонним крестом в центре. Многие западные исследователи считают, что солярный круг утратил свой первоначальный вид, став солярным крестом. Другие символы, в отличие от солярных, в связи с повышением качества навыка нанесения и смены поверхности и материала, приобретали новые элементы, переходя от острых форм к более мягким, не утрачивая свей первоначальной основы. Прообразом солярной символики, по мнению Рыбакова, является «ковровый» ромбо-меандровый узор, где в схожих вариантах среза прослеживались мотыгообразные кресты, скорее напоминающие вязь, сформированные за счёт прерывистых линий в общем ромбообразном рисунке. Следуя за Борисом Александровичем, обширное исследование данного узора-символа провели Р.В. Багдасаров и А.В. Тарунин.

Так возводя прообраз солярного креста к ромбо-меандровому узору, они проследили его отличное от ромбо-точечного орнамента становление, где ромбический узор приобретал новые элементы, а крестообразный наоборот утрачивал, тем самым получая свою самостоятельную конкретику форм. Ромбический символ для первобытного человека ассоциировался с животной мощью мамонта, его жизненной силой, а далее с плодовитостью земли. Ромбический символ в солярных крестах вбирал в себя наслоения различных проявлений внешнего мира, которые отождествлялись первобытными людьми не только с символом креста, но и с вращением, что направляет нас к первобытному способу добычи огня. По мнению

Багдасарова, первые орудия, с которыми были связаны попытки «инструментально» высечь огонь с помощью трения, имели крестообразную форму.

Нужно учитывать то, что огонь играл очень важную роль в развитии человечества и формировании общества. Процесс добывания и использования огня является признаком, отличающим человека от животного, котрый дал мощный толчок в развитии человеческого сознания, что особенно отразилось в символике и мифотворчестве. Природные явления наделялись отдельным от природы значением, одушевлялись.

Есть множество мифов про нисхождение огня на землю по всему миру. Первые мифы повествуют о том, как деревья из себя порождают огонь от удара молнии, что со временем сформировало представление, будто дерево изначально имеет в себе огонь. Подражая природе, человек начал экспериментировать с добычей огня, пробуя высечь его из древесины, и подражая грому, высекал искру ударом камня об железную руду.

В более поздних мифах о происхождении огня главным действующим лицом является человек либо антропоморфное существо, похитившее огонь с небес и передавшее его людям. В этих мифах обычно описывается кочевой уклад жизни людей, и огонь является тем символом, который знаменует постепенный переход к оседлости.

Ценностное положение огня меняет символику мифологии: появляется так называемая «хозяйка очага», «хранительница очага», «мать огня». Исследователи по всему миру связывают это с гендерным разделением труда первобытных людей, ведь появилась потребность в поддержании огня и слежении за тем, чтобы не сжечь жилище. Вокруг очага собирались женщины и дети, оставляя мужчин на «периферии» охранять племя и охотится. Добывание и поддержание огня легли на плечи женщин, которые, оставаясь на месте стоянок, следили за ним и изучали его «повадки»: от чего он разгорается, от чего сыплет искрами, шипит и т.д. Огонь считали живым существом, которое рождается из искр, питается, движется, обладает своим «характером», слабеет и умирает. Это породило определённые связанные с ним суеверия, правила и табу. За «утерю» или поругание огня могли жестоко наказать и даже убить. Огонь начал считаться священным, «очищающей стихией» и использовался как естественный способ борьбы с опасностями и болезнями, обогрева и освещения жилища. Без огня не обходился ни один обряд древности.

Огонь - это символическая первооснова, дуально объединяющая и в то же время разделяющая стихия, во многих религиях ставшая символом жизни, просвещения, очищения и возрождения, но в то же время он представлен разрушающей активной силой, символом смерти.

И если Р.В. Багдасаров пишет о том, что крестообразный меандровый узор первостепенно обозначает вращение в связи с методом добычи огня и самим огнём как итогом, то А.В. Тарунин в своих работах развивает тему, говоря о проявлениях вращения в окружающем мире, о более глобальных истоках появления огня в природе, и как все в целом отражалось в восприятии первобытного сознания на появлении символа.

Наблюдая за звёздным небом и фазами Луны, первобытный человек видел перемещение и вращение небосвода. Ежедневно наблюдая за восходом и закатом Солнца, человек одушевлял его, воспринимая смену дня и ночи как сакральные рождение и смерть небесного светила.

Именно так, по мнению исследователей, мотыгообразный крест, вышедший из ром-бо-меандрового узора, вобрал в себя и образ способа добывания огня, и образ вращения небосвода.

Со временем, приобретая новые знаковые значения и вариативности, менялась техника нанесения символа, повышалось качество и точность инструментария. Узор приобрёл более округлые формы, видоизменяясь до креста, заключенного в круг, а потом став лишь точкой в круге, обозначая динамику вращения.

Третий рассматриваемый нами символ - звезда - также распространён по всему миру. В орнаментах, ставших на протяжении веков классическими, звезду изображают шестиконечной, это можно объяснить поддержанием гармонии композиции узоров. Но следует обратить внимание на тот факт, что изображения пятиконечных и восьмиконечных звезд встречаются тоже довольно часто, Б.А. Рыбаков обозначает символику звезды как «знаки растительности», взявшие свое основание в природных фракталах: мякоть всех плодов растений нарастает, образуя в самом центре четкую пятиконечную звезду, которая, разрастаясь, образует более округлые формы.

Цветы распускаются по тем же принципам: форма фрактала и количество его «лучей» зависит от вида растения, но тип узора и принцип формирования всегда имеет форму звезды. Человек постоянно сталкивался с растениями и плодами как источником пищи, поэтому неудивительно, что символика звезды прочно укоренилась в человеческой памяти наравне с ромбо-меандровым узором, имеющим истоки в срезах кости мамонта. Узор шестиконечной звезды, вышитый на одежде и нанесённый на предметы быта, очевидно, обозначает распускающийся цветок, рост из центра, плодоношение, изобилие.

Итак, можно рассматривать обозначенные нами этнические элементы орнаментов как базовые, заложенные в основу культурной символики - ромб, крест-колесо и звезду - как символы плодородия, тепла огня и изобилия.

Юнг указал на то, что ромбические и квадратные формы подсознательно воспринимаются как некое «земное» материальное пространство, пространство деятельности и территории жизнедеятельности человека. Это может быть участок земли, которым владеет человек, его жилье, пахота, место охоты. Также каждый угол ромба отождествляется с четырьмя аспектами восприятия внешнего мира подсознанием человека.

В случае внутреннего мира человека крест, вписанный в круг, воспринимается подсознательно как границы его эго, своеобразный предел, а в случае восприятия внешнего мира - границы знаний о мире, где за пределами обозначается неизведанное, положенное в основу культа обожествления природы.

Символьные орнаменты движения и вращения в мотыгообразном кресте обозначают деятельность и цикличность, движение мира, движение небосвода и обозначение труда с целью продолжения жизни.

Звезда же выделяется на фоне других символов, изначально являясь обозначением внешнего мира, как нечто сформированное и развившееся без влияния человека, как принцип внешних проявлений мира. Фрактал в символике как обозначение всего живого мира флоры и фауны, пятиконечная звезда как воплощение развития живого организма, четыре конечности и голова, пять пальцев на руке и т.п. Стоит заметить тот факт, что карта ночного неба и Полярная звезда в частности, были одним из основных ориентиров на местности для древних людей. Зачастую именно Полярная звезда и созвездия, с нею связанные, входили в подсознание человека как нечто сакральное.

Несомненно, что дальнейшее изучение истории цивилизации с точки зрения аналитической психологии позволит выделить качественно иной инструментарий исследователей по вопросам мифологии, мировоззрения и происхождения нашей цивилизации.

Библиографический список

1. Агранович С.З., Конюшихина А.И., ПетрушкинМ.В. У корней Мирового древа. Миф как культурный. М., 2020.

2. Инман Т. Древние языческие и современные христианские символы. М., 2018.

3. Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 2020

4. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 2021.

5. Юнг К.Г., Хендерсон Джз.Л., фон Франц М.-Л. Человек и его символы. М., 2020. Л.Н. Бенелли

доцент кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин, руководитель проектов

Московский информационно-технологический университет -Московский архитектурно-строительный институт E-mail: lnbenelli@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.